Грехопадение прародителей и первородный грех
· Грех наших прародителей Адама и Евы называется первородным, потому что он появился в первом роде людей и был первым грехом в человеческом мире.
· В Адаме уклонение от закона Божия было свободное, тогда как в нас, его потомках, оно наследственно-необходимое.
· В нас это не личный грех, но только греховное состояние природы.
· Как одним человеком грех (ἁμαρτία)вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили
· Первородный грех есть греховное состояние человеческой природы, в результате грехопадения уклонившейся от закона Божия и, следовательно, от предназначенных для нее Творцом целей, преемственно переходящее от прародителей на всех потомков посредством физического рождения.
· В догматическом богословии термин «первородный грех» употребляется в двух значениях
· В учении о действительности и всеобщности этого греха, данный термин используется в широком смысле как обозначающий наследственное греховное состояние в его полном объеме.
· В собственном смысле под первородным грехом понимают тот аспект наследственной греховности, от которого человек освобождается в таинстве крещения.
Концепции первородного греха
1. На латинском Западе учение о первородном грехе было наиболее систематично изложено блаж. Августином. Согласно Иппонскому епископу, все люди не только наследуют греховное состояние природы, но и разделяют с прародителями личную ответственность за их деяние, т. Е. Фактически являются соучастниками их преступления. Блаж. Августин учил, что все люди были реально заключены в Адаме как части в целом, а потому все согрешили в Адаме и, следовательно, являются лично виновными пред Богом.
2. Вероятно, как реакция на крайности католического учения о грехе, в современном православном богословии получило распространение мнение, согласно которому первородный грех следует понимать только как передающееся от предков к потомкам повреждение человеческой природы, выражающееся в ее тленности и смертности.
3. Многие святых отцов под первородным грехом в узком смысле слова понимали аспект наследственного греховного состояния, связанный с порабощенностью человека диаволом. После отпадения человека от Бога образуется оскверняющий человека синергизм диавольской и человеческой воли, в результате человек попадает в рабство к лукавому. В таинстве крещения этот противоестественный союз разрушается для заключения нового спасительного союза со Христом.
Вменение первородного греха
· Все потомки Адама, как носители падшей природы, являются чадами гнева Божия по естеству (Еф.2:3) и подлежат осуждению. Поэтому вместе с первородным грехом (ἁμαρτία) на всех потомков Адама переходит также и осуждение (κατάκριμα) (см.: Рим.5:18)953). Осуждение находит свое выражение в том, что все люди, как потомки Адама и Евы,
А) подлежат закону тления и смерти;
Б) не могут войти в Царствие Небесное (см.: Ин.3:5), как носители греховного, т. Е. Противного Божественным установлениям, состояния природы.
Билет 19
Понятие о Домостроительстве. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Участие Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве. Почему воплотился именно Сын Божий: ответы Святых Отцов. Причина и цель Боговоплощения. Почему не скоро пришел на землю Спаситель?
Божественное домостроительство(греч. Οἰκονομία — искусство управления домом, правила управления домом) - христ. Богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели. Понятие «Д.» является одним из выражений абсолютной мудрости и всесовершенной благости Божией. Слово «домостроительство» имеет библейское происхождение, встречается оно, в частности, в Еф.1:10, 3:2-9 икол.1:25. Термин «Д.» получил широкое распространение в раннехрист. И патристической письменности. В общем смысле св. Отцы понимают Д. Как предвечный Божественный замысел относительно тварного мира. Тайна Д. Осуществляется воплотившимся Богом Словом, Который, будучи архетипом сотворенного естества, через Крест и Воскресение восстанавливает его в соответствии с изначальными Божественными предначертаниями и приводит его к конечной цели. Согласно сщмч. Иринею Лионскому, все Д. Божие сосредоточено в Иисусе Христе, Который родился от Девы, страдал на Кресте, воскрес из мертвых, вознесся на Небеса и при кончине мира явится «во славе Отчей, чтобы возглавить все и воскресить всякую плоть человечества»
Предвечный совет[1] Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... (Быт.1:26). Бог создал человека свободным существом. И предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства — воплощение Сына Божия — Второго Лица Пресвятой Троицы — и Его искупительная жертва. Решение об искуплении было предвечным.