Д. Обетование, дарованное верующим

Когда придет Христос, тогда не только двенадцать Апостолов буду царствовать с Ним, но и всем верующим сказано: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 1,12). В 1 Кор. 6,2 и далее Павел прямо говорит, «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» В Отк. 5,10 читаем: «И сделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». А в Отк. 20,4 и 6 сказано, что это царствование будет продолжаться тысячу лет.

Е. Состояние мира, предшествующее Его возвращению

Отказавшись от мысли, что мир обратится к Богу, Писание указывает как раз обратное. Когда явится Сын Человеческий, в мире будет так, как было во дни Ноя и Лота (Лк. 17,26-30). Иисус задал в Свое время вопрос: «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18,8). Несколько позже Павел писал: «Некоторые отстанут от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским» (1 Тим. 4,1) и что «в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3,1). Он говорит, что пришествие Христово окажется неожиданным (1 Фес. 5,2) и что Он придет судить нечестивых (2 Фес. 1,7-10; 2,1-12). Петр, в свою очередь, говорит о людях, что в то именно время они будут насмехаться над мыслью о пришествии Христовом (2 Пет. 3,3 и далее). Писание учит также, что в пришествие Христово Израиль обратится к Нему (Зах. 12,10-13; Деян. 15,16), обратятся также и язычники (Деян. 15,17). В нынешнем веке добро и зло совершаются бок о бок(Мф. .13,24-30; 36-43), а затем наступит разделение. Злые люди будут преданы на погибель, а добрые войдут в Царство.

Ж. Порядок событий

Указанный в Отк. 19,11-20, 15 порядок согласуется с Пс. 2,3-8 и является таковым: пришествие Христа со святыми (Отк. 19,11-16), битва Армагеддон (17,21), ограничение сатаны (20, 1-3), восхождение на престол святых, имеющих часть в воскресение и суд великого белого престола (11-15). Таким образом, если мы последуем порядку событий в этом месте, мы должны прийти к выводу, что Господь придет на землю до Тысячелетнего царства, чтобы установить его. Эта нормальная последовательность событий достойна доверия и является явным подтверждением премилленаризма.

ГЛАВА 5

Время Его пришествия до скорби

Уже показано было, что Писание предсказывает период скорби, предполагается также, что эта скорбь должна наступить в период между восхищением и откровением. Нам необходимо теперь доказать, что так именно будет. Иудейские учителя утверждали, что этот период должен наступить между нынешним веком и грядущим веком. Весткотт говорит, что «единодушно согласны были, что переход от нынешнего века к грядущему совершится через период интенсивных скорбей и боли, через «родовые муки» нового рождения» (Весткотт, «Послание к Евреям», стр. 6). Показано было также, что этот период интенсивных скорбей и боли закончится пришествием Христа на землю. Но начнется ли этот период после Его пришествия на воздухе и восхищения святых, или же он начнется прежде Его пришествия, так что Церковь должна будет пройти через скорбь?

На этот вопрос отвечают по-разному. Некоторые утверждают, что Церковь должна пройти через скорбь и что за восхищением искупленных непосредственно следует их возвращение вместе со Христом. Учение это называют учением о пришествии Христа после скорби. Некоторые в свою очередь утверждают, что Церковь должна пройти через первую половину этой скорби и что восхищение совершится в середине его. Это учение о пришествии Христовом в середине скорби. Сторонники частичного восхищения учат, что недуховная часть Церкви пройдет через скорбь, а зрелая и исполненная Духом, восхищена будет до скорби. Это значит, что Церковь, как таковая, вообще не пройдет через скорби. Каковы же факты? Следовательно, необходимо изучать каждую из перечисленных ошибочных концепций; заметим, что исследование положительного учения Слова послужит установлению истины. Смысл всех имеющихся доказательств как будто таков, что Церковь вообще не пройдет через скорбь. Обратим хотя бы бегло свое внимание на некоторые ранние христианские учения, а затем исследуем учение Писания.

I. РАННИЕ ХРИСТИАНСКИЕ УЧЕНИЯ

Принимая во внимание различные учения наших дней, серьезность времен, в котором мы живем, и более всего, отношение этого вопроса к вере в неизбежность пришествия Христа, необходимо исследовать этот предмет, хотя о нем можно порассуждать только кратко.

Как уже отмечено было раньше, первая Церковь ожидала пришествия Господа до Тысячелетнего царства. Учила ли она также, что Он придет до скорби? В свидетельстве первых отцов Церкви наблюдается едва ли не полное молчание относительно предмета скорби. Они часто говорят о необходимости проходить через скорби, но очень редко говорят о грядущем периоде, называемом скорбью. Весьма вероятно, так случилось потому, что в течение первых веков Церкви, она подвергалась многочисленным преследованиям, а потому ее, по существу, вообще не волновал вопрос будущей скорби. Однако существует несколько указаний, свидетельствующих о вере в пришествие Христа до скорби. Во-первых, существует весьма интересный отрывок в «Пастыре Гермы», который предлагает некоторую информацию по этому предмету. Герма пишет, что он проходил мимо дикого хищника, а затем его встретила девушка, которая приветствуя его сказала: «Приветствую тебя, о человек!» Он ответил на ее приветствие и сказал: «Женщина, приветствую тебя». Затем она спросила его: «Ничто не пересекало твой путь?» На это Герма ответил: «Я встретил дикого хищника, который мог погубить много людей, но силой Господней и по Его великому милосердию я избежал гибели». Тогда эта девушка сказала «Да, ты избежал ее, потому что возложил все свое упование на Бога и открыл свое сердце Господу, веруя, что ты не можешь спастись иначе, кроме Его великого и славного имени... Ты избежал великой скорби за свою веру, потому что не усомнился в присутствии такого зверя. А потому пойди и расскажи избранным Господним об Его могущественных делах и скажи им, что этот хищный зверь является образом грядущей великой скорби. Поэтому, если вы приготовите себя, раскаетесь всем своим сердцем и обратитесь к Господу, тогда вполне возможно, что вы избежите ее, если только сердце ваше будет свободно и непорочно и вы проведете остаток своих дней в непорочном служении Господу» («Пастырь Гермы», книга 1, видение 4, глава 2). Итак, сказанное свидетельствует о том, что уже тогда существовало учение относительно того, что Церковь избежит великой скорби. Однако, это положение является несколько сомнительным, потому что в другом месте он заявляет: «Счастливы переносящие великую скорбь, которая придет на землю» («Пастырь Гермы», книга I, видение II, гл. 2).

Ириней (около 240-302) тоже как будто утверждает, что Церковь восхищена будет во время скорби, потому что говорит: «А потому в конце, когда Церковь будет внезапно восхищена от этой земли, сказано, что наступит такая скорбь, какой и от начала не будет». Поэтому и это последнее испытание праведных, в котором, если они устоят, они будут увенчаны нетленным венцом» (Ириней, «Против ересей», кн. V, гл. 29). Однако, в другом месте он тоже учит, что Церковь на земле будет во времена антихриста (Ириней «Против ересей», кн. 5, гл. 26 и 30).

Таким образом, так как взгляды относительно скорби не ясны, следовательно, существует некоторая путаница в этом вопросе, по крайней мере, имеется намек на нее. Однако совершенно ясно, что Отцы считали пришествие Господа неизбежным. Господь же учил, что Церковь может ожидать пришествия Его в любой момент, и Церковь ожидает пришествия Его и учит тому, что личное пришествие Его является неизбежным. Исключением являлись Александрийские отцы, которые заявляли другое и отвергали и другие фундаментальные учения. Мы можем предполагать, что первая Церковь жила в состоянии постоянного ожидания Господа, а потому не особенно озабочена была возможностью наступления скорбей в будущем. Такова может быть причина умалчивания отцами, касающегося скорбей, учения.

Далее, не представляется странным и тот факт, что лидеры средних веков тоже молчат относительно того, что касается восхищения, предшествующего скорбям. С появлением Константина и государственной Церкви, Церковь обратилась к аллегоризации тех мест Писания, которые говорят о пришествии Господа. Одновременно с отрицанием буквального Тысячелетнего царства, начали отвергать и скорбь, или представлять ее в аллегорических образах.

Реформаторы обратились к учению о втором пришествии, однако, свой основной акцент они положили на учение о спасении, а не на развитие деталей о восхищении. Следовательно, если даже и развивалось это учение в ходе истории христианской Церкви, то развивалось в ничтожной степени. Однако христианское учение покоится на основе Писания, а не на основе развития учения или на отсутствии этого развития в период минувших поколений. Библия должна быть нашим единственным авторитетом в делах учения, и к ней нам следует обращаться для установления Библейской истины.

II. УЧЕНИЕ ПИСАНИЯ

В Писании можно найти различные доказательства, которые подтверждают учение о пришествии Господнем за Церковью еще до скорби.

А. Природа семидесятой седьмины Даниила

Об этой семидесятой седмине упоминается в книге Даниила 9,27. Мы уже указали, что по истечении 69 седьмин Мессия был предан смерти. Начало этим сединам положили возвращение и труд Неемии (Неем. 2,4-6; Дан. 9,25 и далее); Хотя мы в состоянии узнавать время, нам все же необходимо сознать и то, земная жизнь Иисуса совпала с последними четырьмя или пятью из этих 69 седьмин. Тогда еще Церковь не существовала, но Иисус заявил, что Он создает ее (Мф. 16,18). А так как Церковь сформирована была крещением Духа (Деян. 1,4 и далее; 11,16 и далее; 1 Кор. 12,13), то начало ее мы относим к Пятидесятнице. Следовательно, она не является частью этих шестидесяти седьмин, она не окажется также и частью семидесятой седьмины. Даниилу сказано было, что все семьдесят седьмин «определены для народа твоего и святого города твоего»; этому народу и городу предназначались не только 69 седьмин. Если эта последняя седьмина принадлежит еще будущему, то, конечно, она определяет будущий период скорби. Заметим также, что не существует более никакого правдоподобия, в силу которого можно было бы утверждать, что Церковь окажется на земле в период этой седьмины; у нас нет также доказательств того, что она существовала в период последней части 69 седьмин. Короче, Церковь наполняет собой весь период между шестьдесят девятой седьминой и семидесятой седьминой и не является лишь частью этого периода. Именно это положение вполне опровергает оба других положения о пришествии Господнем после скорби или в середине скорби. Оба этих последних положения непременно утверждают какое-то определенное частичное совпадение между Израилем и Церковью в период последней седьмины.

Б. Природа и цель скорби

Очень часто говорят, что так как Церковь не избежала преследований в период всей своей истории, то ей не избежать и тех преследований, которые постигнут ее в период грядущей скорби. Однако, подобные утверждения обнаруживают лишь непонимание природы и цели скорби, «година искушения» наступит для того, чтобы испытать живущих на земле» (Отк. 3,10). Выражение «живущие на земле» встречается в Откровении более двенадцати раз и относится оно всегда к обитателям земли. Маунс пишет, что всякий раз, когда встречается это выражение... оно подразумевает врагов Церкви» (Маунс, «Книга Откровения», стр. 120). Эти люди, которые отождествили себя с этим миром, это неспасенные. Этот период является также «бедственным временем для Иакова» (Иер. 30,7). В книге Ис. 26,20 и далее Господь говорит об этом же периоде и разоблачает его истинную природу: «Пойди, народ Мой, войди в покой твой и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет, поглощенную ею, кровь, и уже не скроет убитых своих». Итак, это тот период скорби, в который Бог накажет отвергающий Бога и отвергающий Христа мир.

Преследования в этот период окажутся случайными. Толкователи-футуристы, толкующие Откровение, обычно утверждают, что главы 6-19 это печати, трубы и чаши, и каждое из этих событий является судом, нисходящим с небес. Это посещение гнева Божиего, который изливается на этот, проклятый грехом, мир.

Когда Бог готов был уже наказать Содом и Гоморру, Он прежде всего извлек Лота и его семью из этого города. Авраам вынудил Бога дать обещание, что Он спасет этот город, если Он найдет в нем хотя бы десять праведников; кажется, что у Него не было необходимости особо доказывать, что Бог непременно извлечет из этого рода Лота, если не обнаружит в нем и десяти праведников. Ведь Бог не погубит праведного с нечестивым (Быт. 18,23), а потому Господь вывел Лота прежде, чем пролил огонь и серу на эти города (Быт. 19,12-25). Петр поэтому и пользуется этим случаем, чтобы доказать, что «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (буквально «скорби» — Отк. 3,10), а беззаконников «соблюдать ко дню суда, для наказания» (Второе Петра 2,9). Так случилось и с Ноем, когда Бог готов был уже погубить мир потопом, Он избавил Ноя и его семью от гибели.

В. Различия между Израилем и Церковью

Не приступая к изучению этого аспекта Библейского откровения, заметим однако, что у Церкви и Израиля совершенно различные сущности. Факт этот обнаруживается несколькими путями. (1) В прошлом Бог, главным образом, имел дело с Израилем, ныне же Он преимущественно имеет дело с Церковью. В будущем же Он опять приступит к Израилю. В Рим. 11 сказано, что Израиль, как народ, отсечен был от маслины, чтобы можно было привить к ней язычников. В будущем же Израиль опять будет привит к маслине (см. Деян. 15,16-18; Рим. 15,8-12). (2) Израиль является народом; Церковь, наоборот, является телом, состоящим из отдельных личностей, которые призваны из всех народов. (3) Семидесятая седьмина Даниила предназначается Израилю (Дан. 9,24; Церкви же дарован весь период между 69 и 70 седьминами. (4) Христос возвратится к Израилю, чтобы установить Царство; к Церкви же Он придет для того, чтобы взять ее, чтобы она была с Ним. (5) Наконец, великие ветхозаветные заветы заключены были с Авраамом и семенем его Израилем (Быт. 12,1-3; 2 Цар. 7,11-16; Иер. 31,31-34); Церковь же имеет часть в духовных благословениях этих заветов, а не в физических (Рим. 4,11; 1 Кор. 11,25; 2 Кор. 3,6; Евр. 10,16 и далее). Буквальное физическое исполнение этих заветов осуществится лишь в грядущем веке. Эти и некоторые другие различия между Церковью и Израилем свидетельствуют о том, что у Бога различные программы для Церкви и Израиля. Программа Божия для Церкви Божией на земле завершится тогда, когда Церковь восхищена будет на облаках, чтобы всегда быть с Господом. Но восхищение окажется одновременно сигналом для возобновления действий Божиих по отношению к Израилю; собственно, и отвержение Израиля в новозаветные времена оказалось сигналом, который возвестил начало нового народа Божиего, называемого также Церковью, Телом Христовым.

Наши рекомендации