Глава 2 разделение и искупление
I. Источники разобщения
1. Способность продолжать себя — самая характерная черта Бога, которой Он наделил Своего Сына. В творении Бог продолжил Себя к Своим творениям и наделил их тою же исполненной любви творческой Волей. Ты был не только всецело сотворен, но сотворен всецело совершенным. В тебе нет пустоты, благодаря подобию с Творцом, ты наделен способностью творить. Ни одно Божье чадо не может утратить этой способности, ибо она есть органическая его часть, но может пользоваться ею неразумно, иными словами — проецировать. Такое неуместное использование способности продолжать себя или проекция имеет место, когда ты веришь, что в тебе есть пустота, некий изъян, и ты способен заполнить его своими собственными идеями вместо истины. Данный процесс включает в себя несколько стадий:
Сначала ты поверил, будто твоему разуму под силу изменить то, что сотворил Всевышний.
3атем тебе сдается, что совершенное возможно обратить в несовершенное или лишенное чего-то.
В-третьих, ты веришь в свою способность извратить творения Божий, включая самого себя.
В-четвертых, ты уверовал, будто сам в силах сотворить себя, и направление твоего собственного творения зависит от тебя.
2. Эти взаимосвязанные искажения представляют картину того, что в сущности произошло при отпадении или же выражают "окольный путь к страху". Ничего подобного не было до разделения и ничего подобного в действительности нет. Всё Богом сотворенное Ему подобно. Господне продолжение сходно с внутренним сиянием, наследуемым детьми от своего Отца. Реальный его источник — внутренний. И это одинаково справедливо для Сына и для Отца. В этом смысле творение включает в себя как сотворение Сына его Отцом, так и творения Сына, когда его разум исцелен. Для этого Бог должен одарить Своего Сына свободной волей, ибо всё любящее творение дано в свободном неразрывном продолжении, где все аспекты — одного порядка.
3. Эдемский Сад или условие, предшествующее разделению, являл собой такое состояние разума, в котором не было потребностей. Внимая "лживым увещеваниям змия", Адам слушал сплошную ложь. Ты не обязан долее верить лжи, если не выберешь в неё поверить. Всё это может исчезнуть буквально в мгновенье ока, поскольку оно — не более, чем ошибочное восприятие. Всё, что мы видим в снах, кажется нам вполне реальным. В Библии говорится, что на Адама сошел глубокий сон, но нет ни слова о его пробуждении. Мир еще не испытал всеобщего пробуждения или духовного возрождения. Подобное возрождение невозможно, покуда ты продолжаешь проецировать иди лжетворить. Од-нако всё еще в тебе —способность продолжать себя подобно Богу, продолжившему к тебе Свой Дух. В реальности это единственно возможный выбор, ибо свободной волей ты наделен для радости в творении совершенного.
4. Весь страх, в конечном счете, сводится к основной ошибке восприятия — вере в твою способность узурпировать Господню власть. Конечно же на подобное ты не был и никогда не будешь способен. В этом — реальное обоснование для избавления от страха. Такое избавление придет через приятие Искупления, несущего осознание того, что никаких ошибок на самом деле ты не совершал. Лишь погрузившись в глубокий сон Адам способен был переживать кошмары. Если в то время, когда сновидцу грезится кошмарный сон, включить внезапно свет, то поначалу, спящий может принять тот свет за часть своего сна и испугаться. Но пробудившись, он правильно воспримет свет освобождением от сна, который более не соответствует реальности. Это освобождение не зависит от иллюзий. 3нание, озарившее тебя, не только освобождает, но и ясно показывает, что ты свободен.
5. Для чуда безразлично, в какую ты поверил ложь, ибо любая ложь исцеляется им с равной легкостью. Чудо не делает различий между неправильно воспринятым. Его единственная забота — отличить истину от заблуждения. Возможно, какие-то чудеса покажутся величественней других. Но вспомни первый принцип этого курса: чудеса не различимы по степени трудности. На самом деле никакое проявление отсутствия любви не повлияло на тебя. Неважно, проявлено ли оно с твоей стороны или со стороны других, с твоей ли стороны к другим или от них по отношению к тебе. Покой есть твоя внутренняя характеристика. Ты не найдешь его вовне. Недуг же — форма поиска вовне. 3доровье — это внутренний покой. Он наделяет тебя способностью остаться непоколебленным отсутствием
любви извне и через приятие чудес исправить те условия, к которым привело отсутствие любви в других.
II. Искупление как защита
1. Всё, что бы я ни попросил, ты в состоянии исполнить. Я попросил свершения чудес и ясно показал их исправляющую и исцеляющую силу, естественность, универсальность. Для них нет невозможного, но в духе страха и сомнений их не совершить. Испытывая перед чем-то страх, ты признаёшь за этим чем-то способность повредить тебе. Помни: где пребывает твое сердце, там будет и сокровище твое. Ты веришь в то, что ценишь. Если же ты испытываешь страх, твоя оценка неверна. Тогда и понимание неминуемо оценит всё неверно и, наделив все мысли равной силой, разрушит, несомненно, твой покой. Вот почему в Писании говорится о "мире Божьем, который превыше всякого ума". Такой покой не поколеблен никакой ошибкой. Он отрицает способность чего-либо, не исходящего от Бога, тебя коснуться. Подобное использование отрицания уместно. Покой используется не для сокрытия чего-то, а для коррекции ошибки. Он все ошибки выносит к свету, а коль скоро ошибка и тьма — одно и то же, покой автоматически исправляет ее.
2. Подлинное отрицание — могучее оружие защиты. Ты можешь и должен отрицать всякую веру в способность заблуждения вредить тебе. Такого рода отрицание явится исправлением ошибки, а не сокрытием ее. Твое верное мышление зависит от него. Отрицание ошибки — могучая защита истины, меж тем как отрицание истины приводит к лжетворению или к проекциям эго. Своим служением верному мышлению отрицание ошибки освобождает разум и восстанавливает свободу воли. Когда же воля подлинно свободна, она не лжетворит, поскольку признает одну лишь истину.
3. Ты можешь равно защищать и заблуждение, и истину. Средства становятся понятней, как только ценность цели твердо определена. Вопрос в том, для чего используется данное средство. Каждый защищает свое сокровище и будет делать это непроизвольно. Реальны только два вопроса: что ты ценишь и насколько высоко? Как только ты научишься соотносить эти вопросы со всеми своими действиями, выбор средств прояснится без труда. Средства всегда к твоим услугам, когда бы
ты о них ни попросил. Ты можешь, однако, сэкономить время, если не станешь с этим шагом медлить. Правильный фокус неизмеримо сократит время.
4. Искупление — единственная защита, которую нельзя использовать с пагубной целью, ибо она создана не тобой. Принцип Искупления действовал задолго до начала самого процесса Искупления. Принципом этим была любовь, и Искупление было актом любви. До разделения в подобных актах не было нужды, поскольку не существовало веры в пространство и время. Лишь после отпадения понадобился план Искупления и условий, необходимых для его осуществления. 3атем потребовалась защита, настолько совершенная, чтобы ее неверное использование было исключено,но отказаться от нее при этом было возможно. Отказ, однако, не должен обращать ее в орудие атаки, что свойственно всем остальным защитным механизмам. Так, Искупление становится единственной защитой, не уподобленной обоюдоострому мечу. Оно исцеляет — и только.
5. Искупление встроено в веру в пространство и время, чтобы ограничить потребность в подобной вере и завершить, в конечном счете, обучение. Искупление есть окончательный урок. И само обучение, и школа, в которой оно происходит, временны. Способность к постижению теряет свою ценность, как только отпадает необходимость в изменении. Вечно творящему нечему учиться. Ты можешь совершенствовать свое восприятие и становиться всё лучшим и лучшим учеником. Это будет всё более приближать тебя к Сыновству; само же по себе Сыновство — Творение совершенное, а в совершенном нет градаций по степеням. Обучение имеет смысл лишь до тех пор, покуда существует вера в различия.
6. Эволюция представляется процессом, в котором ты следуешь от одной ступени к следующей. Прежние неверные шаги исправляются движением вперед. Этот процесс по своей сути непостижим в терминах времени, ибо ты возвращаешься, идя вперед. Искупление есть средство, с помощью которого ты освобождаешься от прошлого в своем движении вперед. Искупление искореняет прошлые ошибки, освобождая тебя от необходимости кружить по собственным следам без всякого прогресса в возвращении. В этом смысле оно экономит время, но, как и чудо, которому оно служит, не упраздняет времени. Покуда есть потребность в Искуплении, есть и нужда во времени. Но Искупление как совершенный план имеет уникальную связь со временем. До самого завершения Искупления различные его фазы проследуют во времени; но полное Искупление стоит в конце времени. К этому моменту мост возвращения построен.
7 Искупление есть беззаветная преданность. В тебе оно еще, быть может, ассоциируется с потерей: ошибка, в той или иной мере, присущая всем разделенным Божьим Сыновьям. Трудно поверить, что защита без нападения есть наилучшая защита. Именно в этом смысл фразы: "кроткие наследуют землю". Они буквально овладеют ею, благодаря их силе. Потому-то "двусторонняя" защита и слаба в своей основе, что она имеет два острия и может нежданно-негаданно обернуться против тебя. Контролировать такой исход под силу только чудесам. 3ащиту Искупления чудо обращает в твою реальную защиту, и, становясь уверенней в собственной безопасности, ты постепенно приемлешь свой естественный талант защиты других, узнавая в себе и брата и Сына.
III. Божий алтарь
1. Искупление приемлется внутри тебя только высвобождением внутреннего света. Со времени разделения любая защита использовалась исключительно против Искупления, и так поддерживалось разделение. Обычно это выражалось в необходимости защиты тела. Множество занимающих умы фантазий, связанных с телом, рождаются искаженной верой в то, что тело можно использовать как средство в достижении "искупления". Восприятие тела как храма есть только первый шаг в исправлении этого искажения, ибо такое восприятие исправляет искажение частично. Оно действительно признает, что на физическом уровне Искупление невозможно. Следующим шагом, однако, должно быть осознание того, что упомянутый храм — вовсе не здание. Его истинная святость покоится на внутреннем алтаре, вокруг которого и выстроено здание. Сосредоточение всего внимания на прелестной постройке означает страх перед Искуплением и нежелание добраться до самого алтаря. Подлинная красота храма не доступна физическому глазу. 3рение же духовное, будучи зрением совершенным, вообще не видит здания. 3ато алтарь им видится с предельной ясностью.
2. Для большей эффективности Искупление помещено в центр внутреннего алтаря, где оно упраздняет разделение и восстанавливает полноту разума. До разделения разум был неуязвим для страха, поскольку страха не существовало. И разделение, и страх суть лжетворения, которые необходимо отменить, чтобы алтарь открылся и возродился храм для получения Искупления. Это исцеляет разделение, помещая внутри тебя единственную действенную защиту против всех мыслей о разделении, что и делает тебя полностью неуязвимым.
3. Принятие Искупления каждым есть только дело времени. На первый взгляд, это противоречит свободной воле из-за неизбежности окончательного решения, но это совсем не так. Ты можешь оттягивать время и способен на невероятное промедление, но тебе не дано полностью покинуть своего Творца, Который положил предел твоей способности творить неверно. Несвободная воля порождает такую ситуацию, которая в своем пределе оказывается нестерпимой. Терпимость к боли может быть высокой, но не беспредельной. В конце концов, каждый начинает осознавать, пусть очень смутно, что должен быть какой-то иной путь. Как только это признание укоренится, оно становится поворотным пунктом. В конечном счете, оно пробуждает духовное виденье, одновременно уменьшая ставку на зрение физическое. Попеременная заинтересованность в каждом из двух уровней восприятия обычно переживается как конфликт, способный перерасти в довольно острый. Исход, однако, так же верен, как и Сам Бог.
4. Духовному зрению, в буквальном смысле, не видна ошибка и оно просто обращено к Искуплению. Все решения, которых ищет физическое око, рассеиваются. Духовное зрение, обращенное внутрь, мгновенно замечает, что алтарь был осквернен и нуждается в восстановлении и защите. В совершенстве осведомленное о правильной защите, оно пренебрегает всеми остальными ее видами и устремляет взор поверх ошибки к истине, благодаря силе видения, духовное зрение ставит разум себе на службу. Это восстанавливает могущество разума и делает его всё более нетерпимым к промедлению и понимающим, что промедление только добавит ненужную боль. В результате, разум становится заметно чувствительней к тому, что ранее он считал лишь незначительной помехой, неудобством.
5. Чада Божьи имеют право на абсолютное благополучие, которое приходит с абсолютным доверием. Покуда этого нет, они растрачивают себя и свои истинные творческие силы в бесплодных поисках комфорта с неверными средствами. Но истинные средства им уже предоставлены и вовсе не требуют
усилий с их стороны. Искупление — единственный дар, достойный быть предложенным на Божьем алтаре, в силу ценности самого алтаря. Он сотворен совершенным и достоин только совершенного. Бог и Его творения целиком зависят друг от друга. Он зависит от них, поскольку Он сотворил их совершенными. Он даровал им Свой покой, дабы их невозможно было поколебать или обмануть. Поддавшись страху, ты обманут, и разум твой не в состоянии служить Святому Духу. А это обрекает тебя на голод, лишая хлеба насущного. Бог одинок без Сыновей Своих, они же — одиноки без Него. Им нужно научиться видеть в мире средство исцеления от разделения. Искупление и есть гарантия их окончательного успеха.