Еф. 6, 8; Кал. 3, 24-25; 2 Фес. 1, 6-10; 2 Тим. 4, 1) и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов (Апок. 20, 11-15)
Святая Церковь всегда исповедовала сей догмат всеобщего суда. В символе Никеоцареградском читается: "И паки грядущего (Христа) со славою судити живым и мертвым"; в символе Афанасиевом: "Приидет (Христос) судить живых и мертвых, егоже пришествием вси человецы воскреснут с телесы своими, и воздадут о делах своих ответ". Этот догмат свидетельствуется всеми святыми отцами и учителями Церкви в их писаниях.
Вот потрясающая душу картина окончательного суда над человечеством, картина, которую представляет нам слово Божие (Мф. 25, 31-46) и которая подтверждается здравым умом. Части этой картины суть: 1) Судия — Бог, 2) соучастники в суде — ангелы и апостолы, 3) подсудимые, 4) предмет суда, 5) разлучение праведных от грешных и 6) окончательный приговор тем и другим. На первом месте картины Страшного суда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, представляется Сын Божий как Бог — Царь и Судия седящим на престоле Своея славы, окруженным всеми святыми ангелами и святыми апостолами. Сидение на престоле — выражение образное, взятое от обыкновения царей восседать на троне в особенно важных обстоятельствах.
Далее представляются исполнители воли Божией, или как бы соучастники в суде — ангелы и апостолы: "И пос-лет ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их" (Мф. 24, 31), и "соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие" (13, 41), и "отлучат злыя от среды праведных" (49). Вот участие, деятельность ангелов на Страшном суде. Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб (Лев. 25, 9; Чис. 10, 2; Суд. 3, 27), что послужило Иисусу Христу символом для образной речи собрания всего человечества на суд посредством ангелов с велием трубным гласом. Это речь образная, и не должно думать, что ангелы будут посланы с трубами. Нет, будет греметь одна последняя труба (1 Кор. 15, 52), труба Божия (1 Фес. 4, 16), и при звуке которой будут посланы Сыном
Божиим святые ангелы; вместе с тем по гласу той же трубы последует и воскресение мертвых. Страны света (восток, запад, север и юг) иудеи обыкновенно называли ветрами. Посланные ангелы соберут на суд всех людей из всех стран света, соберут и праведных, и злых, и отделят первых от последних.
Затем участие, которое примут на суде святые апостолы, так высказано Господом: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израи-левых" (Мф. 19, 28). Здесь престолы апостольские не означают их седалищ, но и славу и честь, которыми будут почтены преимущественно пред всеми и будут вместе с Господом царствовать и участвовать в славе. Судить всех будет Мессия, которому одному дал Бог весь суд (Ин. 5, 22); но Господь говорит, что и апостолы будут судить в том смысле, в каком и все верующие, участники славы и господства Мессии, будут и соучастниками в суде над миром, о чем потом писал и апостол Павел: "Не весте ли, яко святии мирови имут судити" (1 Кор. б, 2).
И здесь апостольский суд, представленный Господом, имел своим образом, символом суд советников, царедворцев, окружающих земных царей и помогающих им в деле суда. Двенадцать колен израилевых — имя народа Божия, народа, избранного некогда и возлюбленного Богом; в настоящем же изречении Господа принимает значение всего народа, возлюбленного Господом и искупленного Им, именно всех христиан, подлежащих суду. Так и апостол Иаков (1, 1) всех христиан называет двенадцатью коленами.
Рай представит на место суда своих небожителей — праведные души, а ад своих мертвецов — души грешников, и последует соединение душ с их телами. Потом произнесется роковой приговор праведным и грешным, и получит каждый полное свое воздаяние по делам земной жизни.
Неверующие как не принявшие искупления на Страшном всеобщем суде Христовом будут осуждены на лишение вечной, блаженной жизни во Христе; а с ними и те из верующих и крещеных, которые проводили земную жизнь вопреки закону Христову. Ко времени Страшного суда воскреснут все, без исключения, когда-либо жившие и подвергнутся последнему суду, чему служат доказательством слова: "воззрят нань. Его же прободоша" (Зах. 12, 10). Воззрят (число множественное) все воскресшие, в том числе и те, которые распяли Господа Иисуса Христа, значит, и неверующие будут на суде, все верующие и неверующие, короче — все человечество. Не только предстанут на суд люди, но и падшие злые духи, которых, по свидетельству апостола, "Бог не пощаде, но пленицами мрака связав, предаде их на суд мучимых блюсти" (2 Пет. 2, 4). И апостол Иуда тоже пишет: "Ангелы же не соблюдший своего начальства, но оставлшия свое жилище, на суд великого дне узами вечными под мраком соблюде" (ст. 6).
Как человек состоит из духа, души и тела, то видимая, внешняя жизнь и деятельность человека есть не что иное как выражение, проявление жизни и деятельности души. Мысли, желания, чувствования — предметы мира невещественного и составляют невидимую деятельность невидимой души и, будучи выражены словами и делами, составят видимую деятельность тела как органа души — деятельность человека. Итак, на суде будут судимы и внутренняя, духовная, и внешняя, телесная деятельность человека. По двойственной природе человека и двойственной его деятельности, которая осудится на всеобщем суде, и награда и наказание следуют двоякие: духовные, внутренние для души и внешние, чувственные, соответственные новому телу человека.
Каждый человек на последнем суде отдаст строгий и полнейший отчет во всех мыслях, желаниях, чувствованиях, словах и делах за всю земную жизнь. Конечно, греховные мысли, желания, чувствования, слова и дела не воспомянутся на суде, ежели своевременно на земле еще будут смыты истинным раскаянием.
Деятельность души проявляется в видимой деятельности человека, в его словах и делах, так что слова и дела всегда верно характеризуют нравственное состояние души, доброе или злое. Самое название, данное Спасителем, слову "праздное" — несвойственное, несоответственное, неприличное христианской деятельности, осуцится на суде: "сказываю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф. 12, 36). Слова суть выражение мыслей и чувств человека и вообще внутреннего, нравственного состояния его; по ним познается человек, как дерево по плодам. Если слова человека правдивы, честны, благочестивы, назидательны, они показывают человека хорошего, и такой человек получит оправдание на суде; если слова ложны, нечестивы, они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Оправдание и осуждение на суде зависят от веры и дел, слова же означают только внутреннее, нравственное состояние души. Праздное слово есть такое, которое заключает в себе ложь, клевету, возбуждающее неприличный смех, слово позорное, бесстыдное, пустое, не имеющее никакого отношении к делу.
Апостол Павел о суде душевной деятельности, невидимой, тайной пишет: 'Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога" (1 Кор. 4, 5). На сии апостольские слова Златоустый пишет: "Не внешних бо точию дел судия есть, но и недоведомая на среду приводит". Итак, на суде каждый человек отдаст строгий и полнейший отчет за всю свою деятельность, как за внутреннюю, духовную (Мф. 12, 36), так и за видимую, внешнюю, то есть за все слова и дела воздаст Господь каждому (Рим. 2, 6; 2 Кор. 5, 10).
На последнем суде пред взором всего нравственного духовного царства духов и душ откроется, будет видна вся жизнь, земная деятельность каждой души, как добрая, так и злая деятельность; не утаится ни один сокровенный по-мысл, ни один вздох, ни взгляд, никакое наималейшее действие телесное. Все правое и неправое, ежели только заблаговременно не очистится должным покаянием, все будет видимо всеми: и ангелами, и святыми, и всеми людьми. Не без причины, говорит Иоанн Златоустый, так долго нет суда, не без цели отсрочен на столь долгое время всеобщий, окончательный суд над человечеством; дано время ходатайства пред Богом друг за друга. С наступлением же решительного часа участи человечества это ходатайство рушится; тоща уже ни молитва, ни прошения, ни дружба, ни родство, ни слезы, ни добрые намерения и желания, ни добродетели не помогут нам. В тот роковой час ни молитва грешников ко святым, ни молитвы святых к Богу о помиловании грешников не действительны. Молитвы святых не помогут осужденным, ни ходатайство отца не облегчит участи осужденного сына, ни слезы детей не освободят от вечной муки несчастных их родителей; ни муж не поможет легкомысленной своей жене, ни жена — своему мужу. Да и самая любовь к истине не дозволит уже ходатайства за отвергшихся ее окончательно; было бы противоестественно ходатайствовать Царство Небесное тому, кто решительно не хотел его, а потому и не сроден к жизни, полной мира и любви, не сроден к жизни святых. Тогда любовь, родство, дружба, знакомство потеряют свое значение к душам, ненавидящим их, и всякое отношение между душами, любящими правду и истину и враждующими против них, окончательно исчезнет, и память грешников потребится без всякого влияния на состояние душ святых, благоугодивших своему Господу.
На Страшном суде, когда все тайное откроется, все, как праведники, так и грешники, увидят и узнают друг друга. Грешники, в аду до сего времени видя святых в раю, но не видя друг друга, теперь увидят и узнают, как пишет Афанасий Великий в Слове об усопших. Но свидание их — не радостное! Почему? Потому что причиною вечного осуждения были мы сами и наши близкие на земле, с которыми нам теперь и придется свидеться. Неужели благодарность услышим от наших близких, когда мы, оставшись на земле после них, провели жизнь так, как родные братья евангельского несчастного богача?
Святой Иоанн Дамаскин, предостерегая нас от такой ужасной встречи со своими в день суда, пишет: "Мы постараемся всеми силами, чтобы в оный ужасный и страшный день родные не укоряли нас в небрежении о них; наипаче те из нас, которым они вверили попечение о их имуществе и оставили оное. Ибо да не подумает кто-либо, что на оном страшном собрании мы не узнаем друг друга. Проницательное око душевное есть орган зрения и познания, как свидетельствует Сам Господь Иисус Христос в притче о богаче и Лазаре".
Правда, богатый, будучи на земле, знал и видел, быть может, не раз Лазаря, а потому и неудивительно, что узнал его; а как же он узнал Авраама, по свидетельству Господа Иисуса Христа, узнал Авраама, которого прежде не знал и никогда нигде не видел? Значит, заключаем и как истину свидетельствуем, что на суде узнают все друг друга, и знаемые и незнаемые. Святитель Иоанн Златоустый об этой истине пишет так: "Мы узнаем не только тех, которые здесь нам были знакомы, но и тех увидим, которых никогда не видали.
Святой Ефрем Сирин пишет: 'Тогда дети будут обличать своих родителей в том, что они не делали добрых дел; в оный день несчастными увидят многие своих знакомых, а некоторых из них приметивши поставленными одесную, пойдут прочь от них со слезами, прощаясь с ними".
'Тогда, — говорит святитель Григорий Богослов, то есть в день всеобщего суда, — я увижу тебя, моего возлюбленного брата Кесария, светлым, славным, веселым, точно таким, как ты мне часто являлся во сне".
Святитель Димитрий Ростовский, обращаясь к плачущему родителю о смерти сына и, как бы в утешение, говорит: "Узришь его (то есть умершего сына) в благодати Божией между праведниками, в месте светле и прохладне".
Так учат все пастыри и учители Церкви, что все увидим в свое время друг друга. Следовательно, на суд предстанет все человечество от первого до последнего человека: "Соберутся пред Ним вси языцы" (Мф. 25, 32); "хотящим судити живым и мертвым" (2 Тим. 4,1); "яко Той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым" (Цеян. 10, 42).
Что может быть ужаснее и посрамительнее того состояния душ, когда пред взором каждого откроются все наши тайные и явные дела, слова, мысли и желания, когда каждый ясно увидит всю деятельность другого? Тогда-то очевидно для всех откроются наши любовь и лицемерие, правда и неправда. Иоанн Дамаскин говорит: "Это будет великий, небесный стыд, когда всякий узнает другого и сам будет узнан" (Слово об усопших). И тогда Господь "поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю" (Мф. 25, 33), то есть Господь отделит праведных от грешных; тогда неверие отлучит отца от сына, дочь — от матери, и супруги должны будут расстаться навеки. Вера спасет одних, а неверие погубит других.
"И разлучит их (судимых) друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю". Так как на суде будут христиане и нехристиане, то одна часть суда есть суд над христианами, что видно из вопросов Иисуса Христа и ответа судимых, которые относятся прямо к христианам, что подтверждает избранный сосуд Святаго Духа, учитель языков, говоря: всем нам (то есть христианам, и праведным и грешным) подобает явиться пред судилищем Христовым, да каждый из нас получит за внутреннюю и внешнюю деятельность свою на земле (то есть за свои мысли, желания, чувствования, слова и дела) полное воздаяние: или награду, или наказание (2 Кор. 5, 10; Рим. 2, 6). Другая же часть суда над нехристианами кратко изображается в словах Священного Писания: 1 Кор. 6, 2; Мф. 19, 28. Суд над христианами произведет Сам Иисус Христос; судимы будут верующие по своим делам, а потому дела наши нас осудят или оправдают. Дела любви и милосердия, предложенные Господом на суде христианам как знающим Его всесвятую волю, одним доставят Царство Небесное, уготованное уже для них от вечности; а другим, стоящим на левой стороне, как тоже знающим волю, заповеди Божий, но пренебрегшим ими, объявится наказание — они пойдут в муку вечную.
Вся христианская деятельность, все наши взаимные между собою отношения должны быть основаны на вечной Божественной любви. Сообразно степени любви христиан одни поставятся по правую сторону, а другие — по левую. Правая сторона почетнее левой и обыкновенно предназначается для высших особ, царей и вообще старших, очень близких, родственников, друзей и, по слову Господа Иисуса Христа, есть место для благословенных, место для детей