Признаки и ожидания конца мира
Невесте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет" (Мф. 25, 13). Это — доказательство неизвестности времени Второго Христова пришествия. В другом же месте Сам Иисус Христос свидетельствует и о неизвестности конца мира (Мф. 24, 36). В день и час, предопределенный Богом от вечности, совершатся: Второе пришествие Христово (Лк. 17,24; 1 Кор. 1, 8), воскресение мертвых (Ин. 5, 25; 6, 54), последний, окончательный суд над существами нравственными (Ин. 12, 48; Рим. 2, 5-6) и конец мира (Мф. 13, 39; 1 Кор. 15, 24). Все эти действия могущества Божия соединены внутреннею неразрывною связью, и потому почти одновременны, или время одного действия всемогущества Божия находится в соотношении с временем другого. Зная время одного, мы знаем уже и время остальных. Но это время остается тайною Божественною, о которой никто не знает из смертных, и самые ангелы не знают о времени конца мира: "О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небесные, токмо Отец Мой един" (Мф. 24, 36).
Когда же будет воскресение мертвых? Сам Господь научил нас, что всеобщее воскресение должно произойти при конце мира, а конец мира, следовательно, в конце дня, то есть в полночь, в 12 часов пополуночи, что подтверждает и Златоустый, когда говорит, что воскресение мертвых будет подобно Воскресению Христову. Спаситель же воскрес в 12 часов пополуночи. "В полночь раздался крик: вот, жених идет" — свидетельствует Евангелие (Мф. 25, 6). И Церковь в своей умилительно-трогательной песне возвещает Второе пришествие Иисуса Христа на суд, имеющее последовать в полночь: "Се Жених грядет в полунощи..." Как за полуночью следует обыкновенно утро, так за сею страшною для всего мира полуночью наступит роковое утро вечного дня блаженства или мучения. Христиане свое прощание с усопшими иногда выражают словами: "До радостного утра!", которые пишут на памятниках могил своих близких сердцу. С воскресением тел естественно должна открыться новая жизнь всего мира. Новая начнется, когда кончится старая, чему соответствует полночь, разделяющая настоящее от будущего, разделяющая или соединяющая один день с другим. Полночь — конец одного и начало другого дня. Не зная времени сих событий, Господь, однако, заповедал и научил нас быть готовыми к ним на всякий час. Это время может быть еще очень далеко, а может быть и очень близко — сей наступивший час. Час сей может быть часом воскресения мертвых, часом собственной моей смерти и воскресения, часом пришествия Христова, часом решительного суда и, наконец, часом конца мира. Последним и первым часом: последним часом царства благодати и первым и вечным часом царства славы в Царствии Небесном, и первым и вечных часом осуждения, муки вечной в геенне. Это роковой час для видимого и невидимого мира, заповеданный христианам иметь непрестанно в памяти, и был действительно с первых дней в Церкви Христовой предметом особенного внимания, как увидим далее.
Таким завещанием заключил Спаситель Свою беседу с учениками на горе Елеонской о кончине мира: "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24, 42), то есть неожиданно, в то время, в которое не думали, и потому не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте внимательны к признакам времени и будьте всеща готовы к сретению Господа; а чтобы быть готовым, надобно вести добродетельную жизнь. Не зная точного времени пришествия Господа и своей смерти, должно быть поэтому готовым на всякий час. И в другом месте тот же евангелист свидетельствует о том же (Мф. 25, 13). Евангелист Марк о том же пишет (13, 34, 35). Услышав от своего Учителя и Господа такое пророчество о кончине мира (Мф. 24, 2), имеющей последовать, по их мнению, тотчас по разрушении Иерусалима, апостолы не могли удержаться, чтобы не просить Господа сказать им, когда будет Его Второе пришествие и кончина мира и какие будут признаки Его пришествия и кончины века (Мф. 24, 3).
Чтобы исправить их ошибочное мнение о кончине мира тотчас по разрушении Иерусалима, Господь исполнил прошение учеников, открыв признаки Своего Второго пришествия, а следовательно, и конца мира; вместе с тем прибавил, что все это будет не так скоро по разрушении Иерусалима.
Признаки сих событий, по учению Господа, следующие: проповедь Евангелия всем людям, уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий как следствие упадка веры и любви. Произойдут великие войны, постигнут людей ужасный голод, моровая язва и другие подобные, неслыханные до сего времени скорби, как написано в Евангелии: "Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти" (Мф. 24, 21), и, наконец, последний признак — пришествие антихриста. Иисус Христос часто употреблял образную речь и для выражения предметов духовного, невидимого мира брал предметы мира видимого, и события, ближайшие по времени, служили иногда образом событий отдаленных, как, например, у пророка Исайи (главы 40 и 66) ближайшее событие — избавление евреев из плена вавилонского — есть символ, образ отдаленного события грядущего избавления всего человечества из царства тьмы чрез Иисуса Христа. Точно такую форму речи употребил Господь в беседе с учениками на горе Елеонской относительно кончины мира, а следовательно, и Второго Его пришествия, которое имеет быть при конце мира. Имевшее последовать скоро, именно в 36-й год по произнесении Господом сего пророчества, наказание Иерусалиму за богоубийство Господь берет за образ отдаленнейшего по времени события кончины века — мира. Итак, пророчество о падении Иерусалима и разрушении храма и вообще царства Иерусалимского есть образ кончины мира и, по понятиям того времени, сии события сделались и даже самими апостолами представлялись одновременно и крайне близкими. С падением Иерусалима соединялись в мысли: Второе пришествие Христово, воскресение мертвых, окончательный суд и конец мира. Евангелист Матфей (26, 1-43) представляет пророческую беседу Господа Иисуса Христа на горе Елеонской со Своими учениками о Втором славном Его пришествии и о кончине мира. Иисус Христос, указывая апостолам на храм, говорил: все это будет разрушено до основания, так что не останется и следов храма (ст. 2). Действительно, лет 36 спустя по произнесении этого пророчества (в 70-м году по Р. X.), когда Иерусалим был взят римлянами, храм разрушен и превращен в развалины, а чрез несколько времени (при Траяне) уничтожены и сами следы его, предводитель римлян Тит желал было, при взятии его, сохранить храм, но ничто не могло отклонить суда и определения Божия. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских солдат, вопреки приказанию военачальника, бросил огонь чрез окно в самый храм, и он тотчас же был охвачен пламенем. Напрасно Тит дал приказание потушить огонь, оно не было исполнено; солдаты бросились грабить горящее святилище, и ни приказания, ни угрозы, ни удары не могли остановить их; храм был сожжен и разграблен.
Ученики, пораженные пророчеством о падении Иерусалима и наконец выбрав время, приступили ко Господу с прошением сказать им: когда это будет, то есть когда последует разорение Иерусалима, и какой признак Второго пришествия и кончины века, мира? Иисус Христос, не исправляя теперь ложного мнения учеников относительно времени сих событий, дал решительный ответ о времени
Его Второго пришествия и кончины века такой: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1, 7). Однако же сказал ученикам, что конец мира не тотчас будет по разрушении Иерусалима и храма, когда собственно говорил о признаках сего разрушения; сие падение Иерусалима и царства Иудейского — еще не конец мира (Мф. 24,6), который будет еще не так скоро, и именно в то время, когда уже Евангелие будет возвещено всему человечеству на земле: "и проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда приидет конец" (Мф. 24, 14).
Святые апостолы сей признак близости конца мира, а следовательно, и пришествия Христова на суд уже видели в свое время. Действительно, Евангелие в то время было проповедано по всей вселенной, но вселенной того времени, ибо в то время вселенною называли обширную Римскую империю (Лк. 2, 1). Вот свидетельство апостола Павла, что Евангелие в его время было проповедано вселенной: "По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их" (Рим. 10, 18); и в другом месте: "благовествование, которое возвещено всей твари поднебесной" (Кол. 1, 23). Если один апостол Павел так быстро пронес свое учение из Иерусалима в Испанию, то сколько же могли сделать благовестия все вместе и каково должно было быть это пространство, — заключает Златоустый.
Итак, из пророчества Господа видно, что его пришествие на землю последует не прежде, чем будет проповедано Евангелие по всей вселенной, когда совершенно исполнится Его святейшая воля — заповедь, данная Им святым Его ученикам и их преемникам пред Вознесением на небо: "Шедше научите все языки" (Мф. 28, 19), "шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15). Не останется на земле ни одного места, ни народа, ни племени, где не возвещено бы было Евангелие, то есть радостная весть о спасении принявших оное и всем сердцем уверовавших в оное: "и тогда только приидет конец" (Мф. 24, 14). Но это время еще не наступило; оно, может быть, близко. После того как необычайные успехи добра на земле дойдут до своего крайнего предела, последует постеленнов падение нравственности, по свидетельству апостола Павла: "В последние дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящийся, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирительни... клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, наши, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущий образ благочестия, силы же его отверппиися" (2 Тим. 3, 1-5). Далее безнравственность ведет за собою уменьшение веры и любви между людьми: "обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земле" (Лк. 18, 8); "и за умножение беззакония, изсякнет любы многих" (Мф. 24, 12) как следствие сего умножения пороков и бедствий, и, наконец, — явление антихриста.
Глубоко запало в сердца апостолов учение Господа о кончине мира, и еще тем более, когда они услышали на горе Елеонской от явившихся им ангелов, что теперь вознесшийся Господь опять приидет на землю, и потому апостолы ревностно возвещали конец мира. Так, апостол Петр, который уже в свое время, столь близкое к пророчеству о кончине мира, находил сомневающихся в исполнении этого и, вынужденный таким сомнением, писал: "Не коснит Господь обетования, яко же неции коснение мнят; но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут". Вот причина, почему еще не приходит время, которое, однако, уже от вечности предопределено и которое известно только одному Богу, содержащему в Своей власти времена и лета. Рано или поздно приидет же тот роковой день и час, однажды предопределенный Богом; "Приидет же день Господень, яко тать в нощи" (2 Пет. 3, 9-10). Апостол же Павел пишет: "Еще бо мало елико елико грядый приидет и не укоснит" (Евр. 10, 37). Евангелист Иоанн в Апокалипсисе пишет: "Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати коемуждо по делом его" (22, 12). Он же в другом месте пишет: "Блажен чтый, и слышащий словеса пророчествия, и соблюдающеи писанная в нем: время бо близ" (1,3). Далее, развивая мысль о близости кончины мира, а следовательно, и воскресении мертвых, о Втором пришествии Христовом на землю для суда, пишет так: "Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихриста мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть" (1 Ин. 2, 18). Что время приближается к концу, свидетельствуют обстоятельства жизни и нравственность христиан. Во дни святых апостолов ожидание Мессии, а следовательно, и конца мира было сильно возбуждено, и действительно около этого времени много появилось лжемессий-обольстителей. Страна, как пишет историк Флавий, наполнена была обольстителями и чародеями, которые водили народ в пустыню, чтобы там показать чудеса, производимые будто бы силою Божиею. Из таковых лжемессий были: Досифей самарянин, называвший себя Христом, Симон волхв, самарянин же, называвший себя сыном Божиим, и Февда (Деян. 5, 36). Златоустый относительно конца мира пишет: "Не много уже остается до окончания время. Но к концу уже мир, преклоняется, да будем готовы". По учению Церкви, антихрист есть противник Христа, старающийся истребить христианство. А как антихристов уже теперь много, по словам святого Иоанна Богослова, то для удобного понятия сих слов блаженный Августин пишет: "Всякий неправедно живущий и порицающий доброе уже есть антихрист". А потому святитель Димитрий Ростовский и заключает: "Если испорченность поведения христиан обратила их в антихристов, то чего же более осталось нам ожидать, как не кончины мира? От сего-то и разумеваем, яко последний час есть" (Ч. 1. Слово в неделю мытаря и фарисея).
Второе пришествие, воскресение мертвых, Страшный суд и кончина века или мира сокрыты от знания человека с целью, чтобы люди постоянно были готовы ко всему этому, имея предметом ума и сердца Бога и небо. Напоминаемое апостолом Второе пришествие Господа, а следовательно, и воскресение мертвых, Страшный суд и конец века, сии истины, составляющие, по учению Василия Великого, истинное любомудрие, так глубоко запали в души первых христиан, что исполнение их, например конец мира, представлялся крайне близким. Начиная с самих апостолов, первенствующие христиане в пророчестве Иисуса Христа о разорении Иерусалима и о конце мира видели исполнение сего пророчества очень близким; ибо признаки конца мира, указанные Самим Спасителем, в некоторой степени сходствовали с обстоятельствами их времени.
В первые века христианства вера в близкий конец мира была повсеместно распространена между христианами. Деяния святых апостолов (учение Иоанна, Петра, Павла), Апокалипсис как бы намекали, что конец мира произойдет еще при существующем поколении. Заповедь Господа о конце мира, о внимательности к обстоятельствам времени, вошедшая, так сказать, в плоть и кровь христиан, заставляла их во всем выдающемся из ряда обыкновенного видеть признак пришествия антихриста, а потому и кончину мира. Учение Господа, проповедь апостольская о конце мира, принимаемые здравым разумом и наукою, как бы невольно заставляли мыслителей в продолжение всего периода существования христианства усматривать антихристов, а следовательно, и кончину века, мира.
В понятии антихриста заключалось все противное христианству, а потому в лице антихриста видели: Нерона, по свидетельству блаженного Августина, гностиков и, наконец, самое папство — папу, римского первосвященника (мысль, возникшая и довольно распространенная в средние века на Западе между многими сектантами) (Богословие Макария. Ч. 2, с. 624). С идеею антихриста всегда неразлучна и идея конца мира, а потому не прошло ни одного столетия, в котором не появилось бы предсказание о конце мира. С окончанием первого тысячелетия весь Запад ожидал конца мира. Католическая Церковь, так сказать, всеяла в умы, сердца и фантазию народа идею о конце мира и таким образом держала народ в постоянном страхе. Ожидая конец мира 2 ноября 998 года, она установила это число днем поминовения всех усопших.
Ожидание конца мира еще более усиливалось под влиянием общественных бедствий: голода, моровой язвы, войн, суеверия и тому подобное
"Мысль о конце мира, — говорит французский историк Мишле, — печальная, как печальна была вся земная жизнь, служила надеждой и ужасом средних веков. Посмотрите на эти старинные статуи X и XI веков — немые, исхудалые, на их искривленные черты лица с выражением живых страданий, соединенных с предсмертными конвульсиями; посмотрите, как они умоляют о наступлении той желанной и вместе и той страшной минуты, когда последний день суда Господня освободит их от всех печалей и возвратит от ничтожества к бытию, из гроба к Богу. Средние века — века чудес, романтизма, страха. Повествования отшельников, чудеса в монашеских келиях, видения столпников, трепетное возбуждение, сопровождавшее крестовые походы, и другие подобные явления делали мир беспрерывным миражом. Извержения вулканов считались делом беспокойного ада, демоны были подле каждого человека, ночные привидения появлялись на каждом месте. Гунны при Атилле, опустошавшие южную Европу, считались в буквальном смысле детьми ада, вырвавшимися наружу из адской пропасти. Вера в Мессию и в колдовство была всеобщею."
Позволим себе еще выписать предсказания о конце мира из книги "История Неба" Фламариона. Вот что пишет автор: "С приближением этого времени (1000 года) мы встречаем самые частые и самые убедительные увещания проповедников. Так, например, Бернард Тюрингенский начал публично проповедывать около 960 года, что мир не замедлит разрушиться, причем уверял, что Сам Господь ему это открыл. Он принял за тему своих проповедей следующие слова Апокалипсиса: через тысячу лет диавол выйдет из своей темницы и соблазнит народы, находящиеся в четырех странах земли. Книга жизни будет открыта; море извергнет своих мертвых; каждый будет судиться по своим делам Тем, Который восседает на великом сияющем троне, и будут новое небо и новая земля".
"Бернард Тюрингенский назначил день конца мира; мир, по его мнению, должен был разрушиться, когда Благовещение совпадет со Страстною пятницей. Это совпадение произошло в 992 году... и ничего необычайного из этого не вышло."
«В течение X столетия королевские хартии начинались следующими характерными словами: 'Так как конец мира приближается..."»
«В 1186 году астрологи напугали Европу, объявив, что произойдет соединение всех планет. Ритор, тогдашний писатель, говорит в "Жизни Филиппа-Августа": "Астрологи Востока, евреи, сарацины и даже христиане разослали во все концы вселенной письма, в которых они с уверенностью предсказывали, что в сентябре месяце разразятся великие бури, произойдет землетрясение, появится смертность между людьми, возмущения и распри, революции во всех государствах, уничтожение и погибель всего живущего. Но, — прибавляет этот писатель, — ничто не оправдало их предсказаний"».
"Несколько лет спустя, в 1198 году, разнесся слух о конце мира, но на этот раз мир должен был разрушиться без посредства небесных явлений: предсказывали, что в Вавилоне народится антихрист и через него погибнет род человеческий."
"Винцент Ферье, знаменитый испанский проповедник, уверял, что мир просуществует еще столько лет, сколько стихов в псаломнике, то есть около 2537 лет."
«XVI век представляет, быть может, эпоху, когда всего чаще занимались предсказаниями о погибели рода человеческого. Вот, например, объявление, внесенное Симоном Гуляром в его "Сокровищницу удивительных историй": великий командор Мальты приказал опубликовать в 1532 году по всей Европе о чудесном явлении, случившемся в Ассирии. Около 7 марта женщина, по имени Рашиэн, произвела на свет прекрасного мальчика с сверкающими глазами и блестящими зубами. В самую минуту его рождения небо и земля поколебались; солнце взошло в полночь и было столь же ярко, как в полдень, а среди дня сделалось до того темно, что с утра до вечера в этом краю не было видно ни зги. Затем солнце снова показалось, но совершенно в новом виде, в сопровождении новых звезд, которые блуждали там и сям по небу, и показалось оно над домом, где родился этот ребенок, и, кроме некоторых других чудес, с неба упал огонь, убивший многих лиц. После затмения солнца разразилась страшная буря в воздухе; затем с неба начали падать жемчужины. На следующий день видели, как летал огненный дракон по всей стране. Новая гора, выше всех прежних высоких гор, вдруг появилась, треснула на две части, и посредине была найдена колонна, на которой была греческая надпись, гласящая, что конец мира приближается, и в воздухе был слышан глас, увещевавший каждого, да к тому приготовится. Так как предсказание не сбылось и в этот год, то оно было перенесено Леовициусом, знаменитым астрологом, на 1584 год. Луи Гюйон рассказывает, что испуг был велик, что церкви не могли вмещать всех тех, кто искал в них убежище, что многие делали свои духовные завещания, не рассуждая, что это совершенно бесполезно, если весь мир должен был погибнуть.»
"Один из знаменитейших математиков Европы, по имени Стофлер, процветавший в XVI веке и долго работавший над реформою календаря, предложенною на Константском Соборе, предсказал, что в 1524 году будет всемирный потом. Этот потоп должен был случиться в феврале месяце, потому что тоща Сатурн, Юпитер и Марс должны были соединиться в знаке Рыб. Все народы Европы, Азии и Африки, прослышавшие об этом предсказании, были поражены унынием и страхом. Невзирая на радугу, все ожидали потопа. Многие писатели того времени передают, что жители приморских провинций Германии спешили продавать по самой низкой цене свои земли и что люди, имевшие деньги и не так доверявшие предсказаниям, эти земли скупали. Каждый запасался лодкою на манер ковчега. Доктор Тулузы по имени Ориол заказал для себя, своего семейства и своих приятелей ковчег, отличавшийся особенно большими размерами. Подобные же предосторожности принимались в большей части Италии. Наконец наступил февраль месяц, и не выпало ни единой капли дождя. Никогда, ни в одном месяце не было такой засухи и никогда астрологи не чувствовали такого смущения. Однако эти достойные люди не упали духом, и им не перестали верить. Тот же Стофлер сообща с знаменитым Региомонтаном снова предсказал, что в 1588 году будет конец миру, или, по крайней мере, последуют какие-нибудь ужасные происшествия, долженствующие привести в беспорядок и всколебать землю."
"Новое предсказание и новое разочарование! 1588 год не ознаменовался никаким необычайным происшествием. В 1572 году, правда, было явление весьма странное, которое могло оправдать все опасения. Неизвестная звезда внезапно зажглась в созвездии Кассиопеи; эта звезда отличалась ослепительным светом и была видна даже днем. Астрологи объявили, что это была звезда волхвов, которая возвратилась и возвещала последнее пришествие Иисуса Христа."
"XVII и ХVШ столетия переполнены новыми предсказаниями, и предсказаниями крайне противоречивыми относительно конца мира..."
"В небольшом сочинении о религиях, напечатанном в 1826 году, граф де Сальмар Монфор с искренностию доказывал, что миру остается существовать всего-навсего десять лет: мир, говорит он, стареет, и скоро придет его конец. Я полагаю, что это ужасное событие не замедлит случиться. Иаков, родоначальник двенадцати колен Израиля и, следовательно, первосвященник древней Церкви, родился в 2168 году от сотворения мира, то есть за 1836 лет до Иисуса Христа. Древняя Церковь, первообраз новой, существовала, следовательно, 1836 лет. Теперь, когда я пишу эти строки, у лас еще 1826 год, а так как, по слову Господню, новая Церковь должна существовать до скончания веков, то если древняя точно была (что несомненно) первообразом новой, то из этого ясно видно, что миру остается существовать всего около десяти лет."
"Госпожа Крюднер, друг Императора Александра, тоже пророчила разрушение нашей планеты. Она назначила это событие на 13 января 1819 года."
"Погибель мира назначалась тоже на 1832 и на 1840 годы. Предсказание на 1840 год долго служило предметом всеобщих ожиданий и страхов. 1840 год был отмечен роковым. Предсказания самые грозные и ужасные сыпались со всех сторон. На 6 января назначена была последняя великая развязка человеческой драмы. Весьма многие приготовились к роковому событию, покончили со всеми своими делами и с твердостию ожидали конечной погибели."
"Сочинение, написанное в 1840 году священником Пьером-Луи в Париже и посвященное папе Григорию XVI, заключает толкование Апокалипсиса, назначающее конец мира на 1900 год. Вот на каких основаниях Пьер-Луи назначил этот год: