Слова поминания Аллаха при совершении поясного поклона

Он произносил слова поминания Аллаха и обращался к Нему с различными мольбами, которые приведены ниже:

1. Субхана Рабби-ль-‘Азым (3 раза)

«Слава моему Великому Господу!»(405) (3 раза). Однако иногда он произносил эти слова больше трех раз(406). Однажды во время совершения дополнительной ночной молитвы он повторял эти слова так много раз, что его поясной поклон был примерно таким же по продолжительности, как (и время) его стояния (кийам), в котором он прочитал три длинные суры: «Корова», «Женщины» и «Семейство ‘Имрана». Во время совершения этой молитвы он много раз обращался к Аллаху с мольбами и просил Его о прощении. Этот хадис был приведен ранее в разделе «Дополнительная ночная молитва (тахаджжуд)» (от Хузайфы ибн аль-Йамана. - Прим. перев.).

2. Субхана Рабби-ль-‘Азым ва би-хамди-хи (3 раза).

«Слава моему Великому Господу и хвала Ему!»(407) (3 раза).

3. Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух.

«Преславный, Пресвятой(408), Господь ангелов и Духа(409)!»(410)

4. Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя! Аллахумма, гфир ли!

«Слава(411) Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов, выполняя то, что было велено ему делать в Коране(412).

5. Аллахумма, ля-кя ракя‘ту, ва би-кя аманту, ва ля-кя ас-лямту, [Анта рабби,] хаша‘а ля-кя сам‘и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми [или ‘ызами], ва ‘асаби [ва ма-стакалля би-хи кадами ли Лляхи рабби-ль-‘алямин]

«О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя я уверовал. Тебе я покорился, [Ты - мой Господь,] Тебе покорились мой слух и моё зрение, и мой мозг, и моя кость (в одном из сообщений передается: «мои кости»), и мои сухожилия [и то, что носят(413) ноги мои - всё принадлежит Аллаху, Господу миров!]»(414)

6. Аллахумма, ля-кя ракя‘ту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту ва ‘аляй-кя таваккялту, Анта рабби, хаша‘а сам‘и ва басари, ва дамми, ва ляхми, ва ‘азами, ва ‘асаби ли Лляхи рабби-ль-‘алямин.

«О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя я уверовал, Тебе я покорился, на Тебя я уповаю! Ты - мой Господь! Мой слух, и моё зрение, и моя кровь, и моя плоть, и мои кости, и мои сухожилия принадлежат Аллаху, Господу миров!»(415)

7. Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль кибри-йаи, ва-ль-‘азамати.

«Слава Обладателю могущества, владычества, величавости и величества!». «Он произносил эти слова, совершая дополнительную ночную молитву»(416).

__________
(405) Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави, аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани приводят этот хадис в книге «Му‘джам аль-Кябир» со слов семерых сподвижников. Таким образом, этот хадис опровергает мнение тех (например, Ибн аль-Каййима и других), которые не разделяли точку зрения, разрешающую ограничиться лишь троекратным произнесением прославления.

(406) Такой вывод был сделан на основании хадисов, где сообщается, что его (да благословит его Аллах и приветствует) стояние (кийам), поясной и земной поклоны были одинаковыми по продолжительности, как о том сказано в следующем разделе.

(407) Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни, Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки.

(408) Абу Исхак сказал, что «суббух значит «лишенный каких-либо недостатков», тогда как куддус значит «Пресвятой или Пречистый». Ибн Сайда сказал: «Преславный и Пресвятой являются атрибутами Всемогущего и Всевышнего Аллаха, ибо Его прославляют и превозносят остальные (создания)» («Лисан аль-‘Араб»).

(409) Очевидно, здесь имеется в виду ангел Джибраил (мир ему) (Прим. перев.).

(410) Муслим и Абу Авана.

(411) То есть «свидетельствую, что Слава Твоя превыше всего неподобающего, что приписывают Тебе» (Прим. перев.).

(412) Аль-Бухари и Муслим. «Выполняя то, что было велено ему делать в Коране» относится к следующему высказыванию Всевышнего Аллаха: «Так прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он, поистине, всегда приемлет покаяние» (Сура «Помощь», 110:3).

(413) Это пример использования общей фразы, следующей после упоминания каждого отдельного предмета (иначе говоря, всё тело целиком. - Прим. перев.).

(414) Муслим, Абу Авана, ат-Тахави и ад-Даракутни.

(415) Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(416) Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

Примечание: Существует ли какое-нибудь свидетельство, допускающее произнесение двух или более из вышеприведенных поминаний (Аллаха) за один поясной поклон или нет? Богословы разошлись во мнениях по этому вопросу. Ибн аль-Каййим в своей книге «Заад аль-Ма‘ад» ничего конкретного на этот счет не высказал. Имам ан-Навави склонялся в пользу первого варианта в своей книге «аль-Азкар», написав: «Лучше всего объединить все эти слова поминания, если есть такая возможность, поступая так же и при совершении остальных действий (во время молитвы), в которых произносятся слова поминания». Абу ат-Таййиб Сиддик Хасан Хан с ним не согласился, написав в «Нузуль аль-Абрар» (стр. 84): «Одни слова поминания передаются здесь, другие - там, но я не вижу свидетельств, позволяющих их объединить. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не объединял их сразу, иногда произнося одну мольбу, а иногда - другую; лучше следовать (его примеру), чем выдумывать что-то новое». Последняя точка зрения наиболее близка к истине, с позволения Аллаха, однако Сунной установлено длительное пребывание в этом положении, так же как и в других, которое по продолжительности примерно равно времени стояния (кийам). Таким образом, если молящийся желает следовать Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в том, что касается этого вопроса, единственно возможным для него остается либо сочетание этих поминаний, как на то указал ан-Навави и передал Ибн Наср в книге «Кийам аль-Ляйль» (стр. 76) от Ибн Джурайджа, сообщившего, что так поступал ‘Ата’, либо произносить слова какого-нибудь из поминаний, которые повторяются неоднократно, что будет ближе к Сунне. Аллаху это ведомо лучше!
__________

Наши рекомендации