Пение предначинательного псалма
При открытых царских вратах диакон, обращаясь к верующим, возглашает: «Востаните» и затем испрашивает от Господа благословение на служение словами: «Господи, благослови». Священник прославляет Святую Троицу торжественным возгласом: «Слава Святей и едино-сущней и животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» (службы божественные всегда начинаются славословием Господа, так как вся слава во всем и прежде всего принадлежит Господу) и затем, после пения: «Аминь», призывает верующих поклониться Христу, Царю и Богу нашему: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и. припадем Ему».
В Пасхальную седмицу и потом от недели апостола Фомы до Вознесения вместо «Придите...» поется «Христос воскресе...» (трижды).
Отвечая на призыв священника, певцы, от лица верующих, поют стихи псалма 103 с припевом: «Благословен еси, Господи». В псалме этом, называемом предначинательным, – потому что им начинается вечерня, а с нею и все суточные службы, – воспевается создание мира, – в соответствии с повествованием Моисея, но лишь картинно и образно, и прославляется Творец и Промыслитель мира. Поются обыкновенно* не все стихи псалма, но лишь некоторые избранные: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи», «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи», «Во исповедание и в велелепоту облекся еси. Благословен еси, Господи», «На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи», «Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи», «Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся».
* Уставом указано петь предначинательный псалом на глас 8.
В Пасхальную седмицу вместо предначинательного псалма поются стихи: «Да воскреснет Бог...» с тропарем: «Христос воскресе».
Усвоение псалма 103 началу вечернего Богослужения основано на естественном стремлении человека, в продолжении дня созерцавшего красоту и великолепие мира, прославить Творца и излить пред Ним благодарное чувство за блага творения. Во время пения псалма священник, в предшествии диакона со свечою, совершает каждение по всему храму. Как пение псалма, так и
священнодействия, при этом совершаемые, переносят мысль христианина ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Открытые царские врата в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю и что в то далекое время грех не отделял еще людей от Бога и райского блаженства; а свет предносимой свечи и каждение фимиама напоминают, что первые люди, живя в раю, постоянно озарялись светом Боговедения и оживлялись благодатию Святаго Духа.
По окончании каждения царские врата затворяются. Этим напоминается нам о закрытии дверей рая для согрешивших прародителей. Радостное, торжественное Богослужение после предначинательного псалма переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия и песнопения содержат уже прошения о том, чего люди лишились по своем грехопадении. Уже в конце предначинательного псалма (пока псалом допевается; см.. Типикон, гл. 2; а на вседневной вечерни и великой, совершаемой отдельно от утрени, во время чтения псалма; см. Типикон, гл. 7, 9) священник выходит из алтаря, становится пред закрытыми царскими вратами и тайно читает особые вечерние молитвы, гак называемые «светильничные»*, изображая собою и Адама, кающегося пред вратами рая, и обетованного Ходатая за людей Христа Спасителя.
* Молитвы эти называются «светильничными» потому, что читаются при захождении солнца, когда настает время зажигать светильники. «Светильничным» называется иногда в Уставе и вся служба вечерни. На всенощном бдении светильничные молитвы обыкновенно, теперь читаются священником не пред царскими вратами, а в алтаре. Пред царскими же вратами они читаются на вечерни вседневной, а равно и на великой, совершаемой отдельно от утрени, когда предначинательный псалом не поется, а читается.
Великая ектения
После предначинательного псалма произносится диаконом великая ектения: «Миром Господу помолимся»*. Здесь уже со всею ясностью выражено греховное состояние человека: в ектений заключаются прошения, подобные тем, которые тайно возносил священник в молитвах светильничных; в ней мы испрашиваем того, чего лишились и в чем всего более нуждаемся по грехопадении, – именно: мира с Богом, с ближними и с самими собою, просим также о благах временных и о своих нуждах.
* Слово «ектения» значит распространение. Ектениею называется ряд молитвенных прошений, которые служат распространением кратких прошений: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектения, начинающаяся словами: «Миром Господу помолимся», называется великою, потому что в ней заключается более прошений, чем в других ектениях, а также «мирною», потому что в первых прошениях говорится о мире. Малая ектения – сокращение великой. Та ектения, прошения которой оканчиваются пением: «Господи, помилуй» (трижды), – называется «сугубою», т.е. усиленною, а прошения которой оканчиваются пением: «Подай, Господи», – называется просительною.