Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку
727. Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить его, и когда очередь дошла до Мухаммада, он сказал: «Меня зовут Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн». Джабир положил руки ему на голову, а затем расстегнул верхнюю и нижнюю пуговицы его рубахи и прикоснулся ладонью к его груди. Мухаммад был юношей, а Джабир – слепым старцем. Он сказал: «Добро пожаловать, сын моего брата! Спроси меня, о чем пожелаешь». Мухаммад задал ему вопрос, но наступило время намаза, и Джабир отправился молиться. Он встал, обернувшись в красивую мантию, которая однако была ему короткой, и поэтому, когда он натягивал ее на плечи, ее края приподнимались. А рядом с ним на вешалке висел его плащ. Джабир сам руководил намазом, после чего Мухаммад попросил его: «Расскажи о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал хадж». Джабир показал на пальцах девять и сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал хаджа в течение девяти лет. На десятый год было объявлено, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, намеревается совершить хадж, и в Медину прибыло множество людей. Все они желали сопровождать Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и повторять совершаемые им обряды. Мы выступили в путь и достигли Зу-ль-Хулейфы. В это время Асма бинт Умейс родила Мухаммада ибн Абу Бакра. Она послала человека к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы узнать, что ей делать. Он сказал: “Искупайся, а затем длинным и широким куском материи перевяжи место кровотечения. После этого ты можешь вступить ихрам”. В мечети Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил два рак‘ата, а затем сел на свою верблюдицу аль-Касву’. Когда его верблюдица достигла местечка аль-Байда, я увидел, что со всех сторон – спереди и сзади, справа и слева – его окружали пешие и всадники, которых было невозможно объять взором. Среди нас находился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле, и поэтому мы повторяли всё, что он совершал. Он громко провозгласил свидетельство единобожия и начал повторять: “Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища” (Ляббейк аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мулька ляя шариика ляка). Все люди вслед за ним громко повторяли эти слова, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ничего не сказал им из-за этого. Напротив, он постоянно повторял тальбийу. А что касается нас, то каждый из нас намеревался совершить хадж, потому что мы не знали, как совершать малое паломничество. Когда мы вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подошли к Каабе, он прикоснулся к ее углу, а затем обошел вокруг нее три круга быстрым шагом и четыре – степенным. Затем он подошёл к месту Ибрахима, да пребудет над ним мир, и прочитал: “Сделайте место Ибрахима местом моления” (2:125). Он встал так, что место Ибрахима оказалось между ним и Каабой, и совершил два рак‘ата, прочитав в них суры “аль-Ихлас” и “аль-Кафирун”. Затем он вернулся к углу Каабы и вновь прикоснулся к нему. После этого он вышел через ворота и направился к ас-Сафе. Приблизившись к ней, он сказал: “Поистине, ас-Сафа и аль-Марва – это обрядовые знамения Аллаха (2:158). Я начну с того, с чего начал Аллах”. Он начал с ас-Сафы и поднялся на холм, откуда была видна Кааба. Затем он встал лицом к ней, провозгласил свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха и сказал: «Нет божества, кроме Аллаха, одного, у которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха! Он выполнил обещание, помог своему рабу и в одиночку сокрушил враждебных союзников» (Ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува ‘аля кулли шей’ин кадиирун! Ляя иляяха илляллааху вахдаху анджаза ваъдаху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзааба вахдаху). Он повторил это трижды, а в промежутках между каждыми двумя разами обращался к Аллаху с мольбой. Затем он начал спускаться в направлении аль-Марвы. Спустившись в долину, он побежал, а дойдя до возвышенности, перешёл на шаг. Поднявшись на аль-Марву, он сделал все так же, как и на Сафе. Закончив на аль-Марве последнюю пробежку, он сказал: “Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не подгонял бы жертвенных животных и совершил бы малое паломничество. Если у кого-то из вас нет жертвенных животных, то пусть он освободится от ихрама, совершив малое паломничество”. Тогда Сурака ибн Малик ибн Джу‘шум встал и спросил: “О Посланник Аллаха, это предписано нам только в этом году или навсегда?” Скрестив пальцы рук, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Малое паломничество входит в хадж. Малое паломничество входит в хадж, и это предписано вам навсегда”. В это время ‘Али прибыл из Йемена с жертвенными животными для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и увидел среди освободившихся от ихрама Фатиму. Она надела одежду из крашеной ткани и сама накрасилась сурьмой. ‘Али осудил её за это, а она ответила: “Мой отец велел мне поступить так”. Когда ‘Али находился в Ираке, он рассказывал, что отправился к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы пожаловаться на то, что сделала Фатима, и узнать его мнение обо всем, что она сообщила ему. Когда он рассказал ему о том, что осудил ее, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Она сказала правду! Она сказала правду! Что ты сказал, когда начинал паломничество?” ‘Али ответил ему, что сказал: “О Аллах! Я намереваюсь совершить то, что совершает твой Посланник!” Тогда он сказал: “Со мной жертвенные животные, и посему не освобождайся от ихрама”. Жертвенные животные, которых привел с собой ‘Али из Йемена и с которыми пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вместе составили сто голов. Люди освободились от ихрама и постригли волосы. Не сделали этого только Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и те, у кого были жертвенные животные. А когда наступил день ат-тарвийа (8 число месяца зу-ль-хиджжа), они отправились в долину Мина, возвещая о начале хаджа. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ехал верхом. В долине он совершил полуденный, послеполуденный, закатный, вечерний и рассветный намазы. Дождавшись в ней восхода солнца, он приказал разбить шерстяной шатер на горе Намира. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, двинулся в путь, курейшиты не сомневались, что он остановится в долине Муздалифа, как это делали курейшиты во времена невежества. Но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, продолжал ехать, пока не достиг долины ‘Арафат. Шатер на горе Намира для него был уже разбит, и он остановился в нем. После полудня он повелел привести к нему аль-Касву и на ней спустился в долину ‘Арафат, где обратился к людям с проповедью, в которой сказал: “Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля. Все, что творилось во времена невежества, отныне запрещено! Запрещена кровь, проливаемая во времена невежества, и прежде всего я запрещаю мстить за кровь нашего родственника, сына Раби‘а ибн аль-Хариса. Его отдали на воспитание кормилице из рода Бану Са‘д, и племя Хузейл убило его. Запрещено лихоимство времен невежества, и прежде всего я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне лихоимство запрещено полностью! Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом! Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться этого. Это – писание Аллаха. Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы свидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!” После этого возвестили призыв на намаз и объявили о начале молитвы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил полуденный намаз. Затем еще раз объявили о начале молитвы, и он совершил послеполуденный намаз. Между этими двумя молитвами он не совершил дополнительных намазов. Затем он сел на верблюдицу и отправился к месту стояния. Он усадил аль-Касву на скалы и остановился перед тропой, по которой шли пешие паломники. Он обратился лицом к кибле (т.е. к Мекке) и пробыл там, пока солнце не начало клониться к закату. Вскоре пропала его ослепительная яркость, и солнце исчезло из виду. Усама сел верхом позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы оберегать его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сильно натянул поводья аль-Касвы’, так что ее голова уперлась в стремена. Протянув вперед свою правую руку, он сказал: “О люди, соблюдайте спокойствие! Соблюдайте спокойствие!” Подъезжая к дюне, он ослаблял поводья, чтобы верблюдице было легче преодолевать их. Добравшись до Муздалифы, он совершил там закатный и вечерний намазы, возвестив призыв на намаз один раз и объявив о начале молитвы перед каждым из двух намазов. При этом он не поминал Аллаха между намазами. Затем он прилег отдохнуть до рассвета. Когда прояснилась утренняя заря, возвестили призыв на намаз и объявили о начале намаза, после чего он совершил рассветный намаз. Затем он сел на аль-Касву и добрался до аль-маш‘ар аль-харам. Здесь он обратился лицом к кибле, воззвал с мольбой к Аллаху, возвеличил Его, провозгласил свидетельство единобожия и продолжал стоять, пока не рассвело. Перед восходом солнца он продолжил свой путь, а позади него сел аль-Фадль ибн ‘Аббас, который был светлокожим и миловидным человеком с красивыми волосами. По дороге им встретились женщины, и аль-Фадль начал смотреть на них. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, закрыл его лицо рукой, но он повернул голову в другую сторону, продолжая смотреть. Пророк вновь закрыл его лицо рукой, чтобы он отвел взор от женщин. Так они добрались до долины Мухассир, и он ускорил ход. По центральной дороге, которая выходит к джамра аль-‘акаба (большому столбу), они добрались до столба, около которого росло дерево. Они бросили в столб по семь маленьких камешков, возвеличивая Аллаха при каждом броске. При этом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, бросал камешки из низины. Затем он отправился к месту жертвоприношения, где своими руками заколол шестьдесят трех верблюдов. Оставшихся верблюдов заколол ‘Али, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогал ему. После этого он приказал взять по куску мяса от каждый туши, положить в котел и сварить. Когда трапеза была готова, они отведали мяса и бульона. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на своей верблюдице отправился в Каабе и совершил полуденный намаз в Мекке. После этого он подошел к людям из рода ‘Абд аль-Мутталиба, которые распределяли воду из источника Замзам, и сказал: “О потомки ‘Абд аль-Мутталиба, зачерпните для меня воды. Если бы я не боялся, что люди вытеснят вас отсюда, я бы зачерпнул его вместе с вами”. Они подали ему ведро с водой из источника, и он напился из него». Этот хадис передал Муслим.
728. Передают, что Хузейма ибн Сабит, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время хаджа или малого паломничества после произнесения тальбийи молил Аллаха о благоволении и рае и прибегал к милости Аллаха, дабы спастись от ада. Этот хадис передал аш-Шафи‘и со слабой цепочкой рассказчиков.
729. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я совершил жертвоприношение здесь, но долина Мина целиком является жертвенником, и посему приносите животных в жертву там, где вы находитесь. Я стоял здесь, но долина ‘Арафат целиком является местом стояния. Я также стоял здесь, но долина Муздалифа также целиком является местом стояния». Этот хадис передал Муслим.
730. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, въезжал в Мекку через верхнюю часть города и выезжал из города через его нижнюю часть. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
731. Передают, что когда Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, приезжал в Мекку, он всегда останавливался на ночлег в местечке Зу Тува и лишь наутро вступал в город. Уезжая из города, он также всегда оставался на ночь в местечке Зу Тува и часто упоминал о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал именно так. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в версии последнего сообщатся, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, после ночлега в местечке Зу Тува купался и наутро вступал в Мекку, отмечая, что именно так поступал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
732. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, целовал черный камень и совершал на него земной поклон. Этот хадис передал аль-Хаким от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и аль-Бейхаки от имени ‘Абдуллаха, да будет доволен им всевышний Аллах.
733. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказывал паломникам первые три круга вокруг Каабы обходить быстрым шагом, и последующие четыре – степенным, а также переходить на степенный шаг между двумя углами Каабы. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая таваф (ритуальный обход вокруг Каабы), сначале трижды обходил Каабу быстрым шагом, а затем четырежды – обычным, после чего он совершал намаз из двух рак‘атов и пробегал между ас-Сафой и аль-Марвой. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
734. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал: «Я не видел, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прикасался к чему-нибудь из Каабы, кроме двух йеменских углов». Этот хадис передал Муслим.
735. Передают, что однажды ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, подошел к черному камню и поцеловал его, а потом сказал: «Воистину, я знаю, что ты – всего лишь камень, который не приносит ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как целует тебя Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то не стал бы делать этого!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
736. Передают, что Абу ат-Туфейл, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы) прикасался к углу Каабы тростью с изогнутой ручкой, а затем целовал эту трость. Этот хадис передал Муслим.
737. Передают, что Йа‘ла ибн Умейа, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал таваф (ритуальный обход вокруг Каабы), обернувшись в зеленую мантию и обнажив правое плечо. При этом середина мантии находилась у него под правой подмышкой, а оба ее конца были перекинуты через левое плечо. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, причеи ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.
738. Передают, что Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сакафи рассказывал, что он направлялся из долины ‘Арафат в долину Мина вместе с Анасом ибн Маликом, да будет доволен им всевышний Аллах, и спросил его: «Что вы делали в этот день при жизни Посланника Аллаха?» Он сказал: «Одни из нас громко произносили тальбийу, а другие громко возвеличивали Аллаха, и это ни у кого не вызывало неодобрения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
739. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Я был одним из тех, кого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил из долины Муздалифа ночью вместе с ослабевшими домочадцами». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
740. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Сауда, да будет доволен ею всевышний Аллах, во время ночевки в Муздалифе попросила Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправить ее вперед. Она была грузной, то есть тучной, женщиной, и он позволил ей отправиться в путь ночью. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
741. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Не бросайте камешки в столб, пока не взойдет солнце». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, но в цепочке его рассказчиков есть отсутствующее звено.
742. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил Умм Саламу в ночь перед праздником жертвоприношения, и она бросила камешки в столб до рассвета, после чего направилась в Мекку, где совершила таваф аль-ифада (праздничный обход вокруг Каабы). Этот хадис передал Абу Давуд, и цепочка рассказчиков хадиса достоверна согласно требованиям имама Муслима.
743. Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто присутствовал на нашем намазе в Муздалифе и простоял с нами до тех пор, пока мы не тронулись в путь, а еще раньше простоял в долине ‘Арафат днем или ночью, тот совершил хадж и выполнил его обряды». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным.
744. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, совершил рассветный намаз в Муздалифе, а потом встал и сказал: «Многобожники не возвращались в Мину из Муздалифы до восхода солнца и говорили: “Сабир, озарись!” А что касается Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он поступал вопреки этому обычаю». Поэтому он отправился в Мину до восхода солнца. Этот хадис передал аль-Бухари.
745-746. Передают, что Ибн ‘Аббас и Усама ибн Зейд, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, продолжал произносить тальбийу до тех пор, пока не бросал камешки в джамра аль-‘акаба (большой столб). Этот хадис передал аль-Бухари.
747. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, подойдя к большому столбу, встал так, что Кааба оказалась слева от него, а долина Мина – справа, а потом он бросил в столб семь камешков и сказал: «Так же бросал их тот, кому была ниспослана сура “аль-Бакара”, мир ему и благословение Аллаха».
Передают также, что ‘Абд ар-Рахман ибн Йазид рассказывал, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, начал бросать камешки с низины. ‘Абд ар-Рахман спросил его: «О Абу ‘Абд ар-Рахман! Но ведь люди бросают камешки сверху». Он ответил: «Клянусь Тем, кроме которого нет иного божества! Именно на этом месте стоял тот, кому была ниспослана сура “аль-Бакара”, мир ему и благословение Аллаха». Эти хадисы передали аль-Бухари и Муслим.
748. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни – после полудня. Этот хадис передал Муслим.
749. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, всегда бросал в ближайший столб семь камешков, возвеличивая Аллаха после каждого броска, потом двигался вперед, пока не достигал низины, поворачивался лицом к кибле (т.е. в сторону Заповедной мечети в Мекке) и долго стоял, обращаясь с мольбой к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в средний столб, поворачивался налево и двигался вперед, пока не достигал низины, снова поворачивался лицом к кибле и долго стоял, обращаясь с мольбой к Аллаху и воздевая руки к небу, после чего он бросал камешки в последний столб с низины, не останавливаясь возле него. Затем он покидал это место, говоря: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал таким образом». Этот хадис передал аль-Бухари.
750. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Люди сказали: «И тех, кто подстригает волосы, о Посланник Аллаха!» Он снова сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Люди опять сказали: «И тех, кто подстригает волосы, о Посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «И тех, кто подстригает волосы». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
751. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что во время прощального паломничества Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, задавали много вопросов. Один человек сказал: «Я не знал и побрил голову до жертвоприношения». Он ответил: «Ничего страшного! Соверши жертвоприношение сейчас». Другой человек сказал: «Я не знал и совершил жертвоприношение до бросания камешков». Он ответил: «Ничего страшного! Брось камешки сейчас». Кто бы ни говорил ему о том, что совершил один из обрядов праздничного дня раньше или позже установленного для него времени, он отвечал: «Ничего страшного! Продолжай!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
752. Передают, что аль-Мисвар ибн Махрама, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принес в жертву животных до того, как обрил себе голову, и велел своим сподвижникам поступить также. Этот хадис передал аль-Бухари.
753. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы уже бросили камешки и обрили голову, то вам разрешается умащение благовониями и все остальное, кроме ваших жен». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков.
754. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщины не должны брить головы, но обязаны укоротить волосы». Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков.
755. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что аль-‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб попросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешить ему ночевать не в Мине, а в Мекке, потому что в его обязанности было вменено поить паломников, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ему это. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
756. Передают, что ‘Асым ибн ‘Адий, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позволил пастухам верблюдов не ночевать в долине Мина, но велел им бросать камешки в день жертвоприношения, на следующий день за два дня сразу и в день отъезда из долины Мина. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали хадис достоверным.
757. Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что в день жертвоприношения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!» Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!» Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!» Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно». Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые. А когда я уйду, то не возвращайтесь к неверию и не рубите головы друг другу». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
758. Передают, что Сарра бинт Набхан, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что на следующий день после праздника жертвоприношения Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнес проповедь, в которой сказал: «Разве этот день не является центральным из дней ташрика?» Это – часть длинного хадиса, переданного Абу Давудом с хорошей цепочкой рассказчиков.
759. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Обойти вокруг Каабы и пробежать между ас-Сафой и аль-Марвой тебе достаточно для того, чтобы совершить хадж и малое паломничество». Этот хадис передал Муслим.
760. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время семи кругов таваф аль-ифада (праздничного обхода вокруг Каабы) ни разу не пошел быстрым шагом. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал его достоверным.
761. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во время паломничества Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил в местечке аль-Мухассаб полуденный, послеполуденный, закатный и вечерний намазы, после чего немного поспал. Затем он верхом отправился к Каабе, где совершил таваф (ритуальный обход вокруг Каабы). Этот хадис передал аль-Бухари.
762. Передают, что Салим рассказывал, что Абу Бакр, ‘Умар и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими всевышний Аллах, делали привал в местечке аль-Абтах. Этот хадис передал Муслим.
Передают также, что ‘Урва рассказывал, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, не делала привала в аль-Абтахе и говорила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, останавливался там только потому, что оттуда легче всего отправляться в путь дальше. Этот хадис также передал Муслим.
763. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Всем людям, кроме женщин, у которых начались месячные кровотечения, было велено уезжать из Мекки только после совершения тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
764. Передают, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Намаз в моей мечети в тысячу раз превосходит намаз в любой другой мечети, кроме аль-масджид аль-харам (Заповедной мечети в Мекке), а намаз в Заповедной мечети во сто раз превосходит намаз в моей мечети». Этот хадис передал Ахмад, и аль-Хаким назвал его достоверным.
Глава 6
Фават (незаконченное паломничество) и ихсар (вынужденное прерывание паломничества)
765. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланнику Аллаха. мир ему и благословение Аллаха, преградили путь в Мекку, и тогда он обрил голову, вступил в половую близость со своими женами и принес в жертву животных, а прерванное малое паломничество совершил на следующий год. Этот хадис передал аль-Бухари.
766. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, навестил свою двоюродную сестру Дуба‘у бинт аз-Зубейр ибн ‘Абд аль-Мутталиб, да будет всевышний Аллах доволен ею и ее отцом. Она сказала: «О Посланник Аллаха! Я собираюсь совершить хадж, но страдаю от сильных болей». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отправляйся в хадж, но сделай оговорку, что выйдешь их ихрама там, где тебя остановит Аллах». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
767. Передают, что ‘Икрима ибн аль-Хаджжадж ибн ‘Амр аль-Ансари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если паломник сломал ногу или стал хромым, то он освобождается от ихрама и должен возместить хадж на следующий год». ‘Икрима спросил об этом Ибн ‘Аббаса и Абу Хурейру, да будет доволен ими всевышний Аллах, и оба они подтвердили достоверность этого. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим.
Я дошел до середины своего благостного труда и закончил первый том этой книги. Сегодня двенадцатое число месяца раби‘-уль-авваль восемьсот двадцать седьмого года мусульманского летоисчисления. Я завершил главы, посвященные обрядам поклонения, и в начале второго тома речь пойдет о торговле. Вечный мир и благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и его сподвижникам! Да простит Аллах автора этой книги, его родителей и всех мусульман! Довольно нам покровительства Аллаха, ибо Он – лучший из покровителей!
Книга 7
Торговля
Глава 1