Нам не было никакой нужды совершать обход быстрым шагом, если не считать того, что мы (хотели сделать это напоказ) многобожникам, которых уже погубил Аллах»
Затем он сказал:
Однако) мы не хотим отказываться от того, что делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует ».
773 (1606). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я всегда прикасался к двум этим углам1 (независимо от того), трудно это было делать или легко2, после того как увидел, что прикасается к ним пророк, да благословит его Аллах и приветствует 3».
1 Имеются в виду йеменский угол и тот угол, в который вделан Чёрный камень, точнее говоря, сам Чёрный камень.
2 То есть независимо от количества людей.
3 Поступать так желательно при условии непричинения никакого вреда и неудобств другим паломникам.
Глава 620: Прикосновение к углу1 палкой с изогнутым концом.
1 Здесь подразумевается Чёрный камень.
774 (1607). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Во время прощального паломничества пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Каабы, сидя верхом на верблюде и дотронувшись до угла палкой с изогнутым концом».
Глава 621: Целование Чёрного камня.
775 (1611). Сообщается, что аз-Зубайр бин ‘Араби, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
Один человек1 задал Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, вопрос о прикосновении к Чёрному камню. (В ответ) он сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикасался к нему и целовал его”».
(Аз-Зубайр) сказал:
Я спросил: «А что если там будет слишком много людей? А что если мне не дадут этого сделать?» (На это Ибн ‘Умар) сказал: «Оставь эти “а что если” в Йемене!2 Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дотрагивался до него и целовал его!»
1 Здесь аз-Зубайр говорит о самом себе в третьем лице.
2 Аз-Зубайр был родом из Йемена.
Глава 622: О том, кто по прибытии в Мекку обходил Каабу, прежде чем отправиться к себе домой.
776 (1614, 1615). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что первым делом по приезде (в Мекку) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение /вуду/, а потом обошёл Каабу, (однако) это не было умрой1, а потом Абу Бакр и ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, поступали таким же образом, совершая хаджж.
1 Имеется в виду, что в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Каабы /таваф аль-кудум/ в знак приветствия.
777 (1616). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Совершая обход Каабы во время хаджжа или умры сразу же по приезде (в Мекку), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил три круга быстрым шагом, а (остальные) четыре — обычным, потом он совершал молитву в два раката, а потом – ритуальный бег /са‘й/между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва».
Глава 623: О том, что во время обхода Каабы (разрешается) говорить.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда во время совершения обхода Каабы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прошёл мимо какого-то человека, привязавшего свою руку к (руке) другого человека ремешком (или: шнуром; или чем-то наподобие этого),1 он собственноручно разорвал (этот ремешок) и сказал: «Веди его за руку».
1 Возможно, что этот человек не мог передвигаться без посторонней помощи.
Глава 624: Обнажённому не разрешается совершать обход Каабы1, а многобожнику не разрешается совершать хаджж.
1 См. примечание к хадису № 234.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время предшествовавшего прощальному паломничеству хаджжа, руководить которым посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил Абу Бакра1, да будет доволен им Аллах, в день жертвоприношения (Абу Бакр) послал его2 в числе других возвестить людям, что со следующего года многобожникам не будет разрешаться совершать хаджж, а обнажённым не будет разрешаться совершать обход Каабы.
1 Хаджж Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, состоялся в 631 году.
2 То есть Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах.
Глава 625: О том, кто после первого обхода Каабы (, совершающегося по приезде в Мекку,) не приближался к ней до посещения Арафата и возвращения (оттуда).
780 (1625). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Прибыв в Мекку, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cовершил обход Каабы и ритуальный бег между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, совершив же этот обход Каабы, он уже не приближался к ней, пока не вернулся с ‘Арафата».
Глава 626: Снабжение питьевой водой /сикайа/ совершающих хаджж.
781 (1634). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи (, которые паломники проводят в) Мине, для того, чтобы снабжать их водой1, и он разрешил ему это».
1 Снабжение паломников питьевой водой /сикайа/ — одна из почётных обязанностей, которые и в доисламскую эпоху возлагались на представителей различных курайшитских родов.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к тому месту, где паломников поили, и попросил воды, аль-‘Аббас сказал: «О Фадль1, сходи к своей матери и принеси посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воды от неё». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Напои меня». (Аль-‘Аббас) воскликнул: «О посланник Аллаха, они же опускают туда руки!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: «Напои меня», (после чего) напился из (общей бадьи). А потом он подошёл к Замзаму, где (находились люди,) поившие (других) водой и работавшие2 (там), и сказал (им): «Трудитесь, ибо, поистине, вы заняты праведным делом». А потом он сказал: «Если бы (потом) вас не одолели (другие)3, я бы и сам спустился вниз, чтобы (обмотать) верёвку вокруг этого»,4 имея в виду своё плечо и указав на него.
1 Фадль — сын аль-‘Аббаса и двоюродный брат пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2 Речь идёт о том, что они черпали воду из источника.
3 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что в этом случае другие люди станут досаждать им просьбами поработать вместо них, следуя его примеру.
4 То есть чтобы закрепить с помощью этого бадью с водой, которая подавалась наверх.
783 (1637). ‘Асим передал, что аш-Ша‘би сообщил ему о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал ему: