Исцеление разногласий: прославление Бога
Quot;Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Ног взращивающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива,' Божие строение" (3-5-9).
Исцеление от разделений состоит в том, чтобы отвернуться от самого себя и устремить взгляд к единому Богу. Если паше внимание будет сосредоточено на Господе - как это должно быть всегда - у нас не останется ни времени, ни возможности для разладов и распрей. Когда наше внимание принадлежит Ему, оно не может одновременно принадлежать, нам самим или же отдельным людям или группам людей.
Аполлос и Павел были просто служителями, чрез которых (коринфяне) уверовали. Они были инструментами спасения, а не его источником. Как Павел напоминал им выше, он, Павел, не умер за них, и они не были крещены в его имя (1:13). То же самое относилось, конечно, к Аполлосу и к Петру, как это относится ко всем служителям Господа во все времена. Все христиане, включая и тех, кого Господь использовал таким исключительным образом, не более, чем Его слуги ("диаконои") или служители (Версия короля Джеймса). Это - не то слово, которое часто переводится как "раб", "слуга" или "крепостной" ("доулас") (7:21-23; Рим. 1:1 и т.д.); употребленное здесь слово обозначает человека, выполняющего любую черную работу, будь-то труд свободного человека или раба. Это слово часто использовалось для обозначения официанта или помощника официанта, убирающего грязную посуду.
Фактически в этом отрывке Павел говорил: "никто не устраивает шумихи вокруг официанта и его помощника, никто не возводит им памятников. И Аполлос, и я, - мы только мальчики на побегушках у Господа, приносящие вам пищу. И вы не угодите нам, пытаясь почитать нас самих. Ваше почитание, ваши хвалы обращены не по адресу. Вы ведете себя по-мирски, "по обычаю человеческому". Возводя свои монументы, воздавайте хвалу Единому, Который приготовил ту духовную пищу, которую мы вам разносили".
Мир чтит великих людей, пытается обессмертить их имена, потому что человек - это наивысшее, что знает мир. Мир не может заглянуть за свои пределы. Но христиане знают Бога: Творца, Питающего, Спасителя, Господа вселенной' и Источника всего. Он один достоин чести. А мы - только Его слуги, Его инструменты. Если вы собираетесь почтить художника, вам не придет в голову сделать статую из его кисти или поставить памятник его палитре. Если христиане станут прославлять людей, которые - не больше чем кисти и палитра в руках Творца, даже таких, как Павел или Аполлос, - в этом окажется не больше смысла, чем в прославлении инструментов. Таких людей следует уважать и любить за их работу (1 Фес. 5:12-13), но не благоговеть перед ними и выставлять их друг против друга.
У этих людей есть назначенное от Бога дело, которое им надо делать. Используя метафору, связанную с ведением сельского хозяйства, Павел признает, что он насадил, и что Аполлос поливал. Они выполнили свое дело хорошо и преданно. Но на самом деле все самое главное сделал Господь. Возрастил Бог. Ни один человек, будь он самый лучший фермер или агроном, не может дать растению физическую жизнь, не может заставить его расти. Настолько же менее того способен кто-либо, будь он даже апостол, дать человеку духовную жизнь, духовный рост. Самое большое, на что способен человек в обоих случаях - это подготовить почву и посадить семена. Остальное - за Богом. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий. Человек - это не что иное, как инструмент. Всю честь за исполненное дело надо относить на счет Бога.
Павел здесь упоминает только два вида служения: насаждающего и поливающего. Однако, этот принцип относится к любому типу служения. На наш взгляд некоторые виды христианской работы более эффективны, чем другие, или кажутся более важными и более значительными. Но если человек работает по Божьему призванию, то это и есть самое важное служение, которое может у него быть. Все Божьи дела важны. Прославлять один вид христианской деятельности, ставить его выше другого рода деятельности - так же грешно, как прославлять одного руководителя, ставя его выше другого; в таком прославлении сказываются те же самые плотские и разделительные наклонности.
Притча нашего Господа, приведенная у Матфея (20:1-16), говорит о том, что в день вознаграждения наши служения окажутся равными. Иисус рассказал эту притчу Своим ученикам, которым показалось, что они более достойны Божьего вознаграждения, чем другие люди (19:27-30). Мы все равно наследуем обещанную вечную жизнь, со всеми ее благословениями. В этом - тождество будущей славы.
Насаждающий же и поливающий суть одно. Все Божьи работники в Нем - одно, и Ему должна воздаваться вся слава. Признание нашего единства в Господе - это надежное и единственное лекарство от болезни разделений. Оно не оставляет места плоти и ее симптомам: зависти, спорам и разделениям.
Бог не забывает признавать верный труд Своих слуг. Каждый получит свою награду по своему труду. Бог даст "возмездие рабам (Его), пророкам и святым и боящимся имени (Его), малым и великим" (Откр. 11:18). В этом -уникальность будущей славы.
Бог вознаграждает на основании труда, а не yспеха или результата этого труда. Один миссионер может верой и правдой служить сорок лет - и видеть перед собой только горстку обращенных. Другой, может быть, за много меньше лет обратит много больше людей. Иеремия был одним из самых верных и преданных пророков, полностью посвятивших себя Божьему делу, - и все же он видел мало результатов своего служения. Над ним глумились, его преследовали, отвергали вместе с той вестью, которую он проповедовал. А другой пророк, Иона, был ограниченным человеком и работал неохотно, и все же через него Бог в одной битве победил целый город - Ниневию. То, насколько полезным и действенным окажется наше служение, зависит только от Божьей благодати (ср. 1 Кор. 15:10).
Это совершенно правильно, если верные Божьи слуги поощряются, пока они живут на земле, если их работа высоко оценивается окружающими. Но этих людей не следует прославлять, отделять от других или ставить в центре особых групп или движений.
Павел и Аполлос были не кем иным, как Божьими соработниками. Они трудились не на своем собственном поприще, а на Его. Что за божественное сотрудничество! И церковь в Коринфе была Божия церковь, а не Павлова, Аполлосова или Петрова. Верующие были Божьей нивой, Божьим строением - и только Божьим. И вся слава за любое доброе дело, сделанное в Коринфе или где угодно - также принадлежит Ему одному.
Глава 8. Как судить дела верующих (3:10-17)
Quot;Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит \рам Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы" (3:10-17).
В этом отрывке Павел продолжает разговор, начатый им в стихах 1:10 (и продолжавшийся до 3:23) о разногласиях и разделениях внутри коринфской церкви. Однако более непосредственной предпосылкой для написания этого отрывка было второе пришествие Христа. Павел показывает, каким образом воздействует мирское и плотское поведение и те духовные разделения, которые оно порождает, на вознаграждение, которое воздаст Господь, когда Он вернется. Забегая вперед, Павел упоминает о парадоксальности, связанной с вознаграждениями: мы можем быть в них уверенными, хотя мы их не заслужили, и они уникальны, потому что каждый из нас будет вознагражден лично. Павел утверждает обе истины и в то же время ожидает наступления славы, которая принесет разрешение этим парадоксам.
То, что Господь придет наградить тех, кто Его, - было одним из самых главных стимулов для Павла. В каком-то смысле все, что делал апостол, мотивировалось этой истиной Его целью, в рамках главной цели - прославления его Бога и Спасителя, - было подготовиться встать перед Господом и иметь право услышать слова: "Хорошо, добрый и верный раб!" (Мф. 25:21,23), Павел писал к филиппийцам: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Фил. 3:13-14), И дело не в том, что он хотел славы или чести для себя самого, или хотел доказать, что он - лучше других христиан, выделяясь на их фоне в христианском служении. Он желал высочайшего вознаграждения от Господа потому, что это было бы самым угодным для Самого Господа и нагляднее всего обнаруживало бы его благодарную любовь к Богу.
В своем втором послании в Коринф Павел упомянул три особых стимула, которые заставляли его как можно лучше подвизаться ради Христа. Во-первых, он хотел угодить своему Господу: "Ревностно стараемся, - писал он, - водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными" (2 Кор. 5:9). Во-вторых, всем, что он делал, управляла великая любовь Христова (ст. 14); все служение Павла направлялось этой любовью. И в-третьих, он знал, что дело Христа было уже совершено, что "Христос за всех умер" (ст. 15), и поэтому служение Евангелия будет всегда действенным; оно не может потерпеть поражение. Иисус Христос уже завершил весь труд, который должен был быть совершенным для того, чтобы спасти людей.
Павел был не из тех, кто делает полдела. Когда он состязался в беге или боролся, он делал это для того, чтобы выиграть - выиграть нетленный венец награды от Господа (1 Кор. 9:24-27). Он состязался не с другими верующими, но он боролся с самим собой, - со своей собственной слабостью, усталостью и грехом. Хотя эти конкретные слова, тогда еще не были написаны, Павел всегда имел перед собой знание о том, что Иисус говорит: "Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр. 22:12).
Говоря о возмездии для верующих, Павел имел в виду не те наши поступки, за которые нас следовало бы судить, и не Бога, судящего грех. Поскольку все мы, верующие, "предстанем на суд Христов", и "каждый из нас за себя даст отчет Богу", у нас нет права судить дела других верующих (Рим. 14: 10-12). Мы не знаем даже и того, какую награду получим мы сами, где уж нам знать, что получит другой. Как благоприятное, так и неблагоприятное суждение не допускается. У нас нет даже такой прозорливости, которая необходима, чтобы судить неверующих в церкви, - тех, кто является плевелами среди пшеницы (ср. Мф. 13:24-30). Очевидно, что мы должны упрекать за грех и обличать грешных братьев (Мф. 18:15-19; 1 Кор. 5:1-13), но это потому, что мы можем увидеть такой грех. Судить же о побуждениях человека и о том, кто из нас насколько достоин награды - это дело Бога, Который один знает человеческое сердце.
Верно, ценить человека высоко - так же, как и ценить его низко. Павел уже дважды предостерег в этом послании против такой мирской оценки христианских руководителей, в том числе и себя самого (1 Кор. 1:12-13; 3:4-9). Мы не знаем достаточно о сердце, о побуждениях и о верности другого человека - по сути, и о самих себе мы знаем недостаточно, чтобы предугадать, какие награды нами заслужены или не заслужены. Мы должны "не судить никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор. 4:5).
Речь тут идет не о Божьем осуждении за грех. Суд Христов (или судилище Христово), перед которым однажды предстанут все верующие (Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10), - это перевод греческого слова "бема" - трибунал. Но в обоих упомянутых отрывках ясно указывается, что суд в этом месте и в это время будет состоять не в осуждении за грехи, но в распределении наград за добрые дела, и что он будет только для верующих. Христос осудил грех на кресте, и, поскольку мы стоим в Нем, мы никогда не будем осуждены за наши грехи; Он был осужден за нас (1 Кор. 15:3; Гал. 1:4; 1 Пет. 2:24; т.д.). Он взял на Себя Самого наказание за все наши грехи (Кол. 2:13; 1 Ин. 2:12). У Бога больше нет обвинений против тех, кто доверяет Его Сыну, против избранных Его, и Он не позволит никому другому произнести обвинения против них (Рим. 8:31-34). "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1). Как мы увидим ниже, "каждому будет похвала от Бога" (1 Кор.4:5).
В 1 Кор. 3:10-17 Павел приводит новое сравнение. В предыдущем отрывке он говорил о том, что он сам насаждал, Аполлос поливал, а взращивал Бог (ст. 6-8). К концу девятого стиха он делает переход внутри сравнения: "а вы Божия пива, Божие строение". Используя сравнение со строительными работами, Павел заводит разговор о пяти элементах, связанных с трудом Божьих людей на земле: о задаче строителя, о закладке основания, о строительных материалах, об испытании построенного и о рабочих.
Строитель Павел