II. Вера вкратце состоит в том, что тот, кто живет доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, спасается Господом.
340. Человек создан для вечной жизни, и каждый может наследовать эту жизнь, если живет в соответствии со средствами спасения, предписанными Словом; каждый Христианин, как и каждый не-Христианин, обладающий религией и здравым смыслом, согласится с этим утверждением. Средств спасения есть много, но все до единого имеют отношение к жизни в добре и сохранению правильных убеждений, то есть, к милосердию и вере; ибо милосердие - значит жить доброй жизнью, а вера - придерживаться правильных убеждений. Эти два общих принципа не просто изложены для людей в Слове, как средства спасения, но даже наложены на них, как обязанность. Из этого следует, что с помощью них человек может обеспечить себе вечную жизнь теми силами, что заложены в нем и дарованы Богом; и насколько человек применяет эти силы, взирая при этом на Бога, настолько Бог подкрепляет их и превращает каждую частицу природного милосердия в духовное милосердие, а каждую частицу природной веры в духовную веру. Так Бог оживляет мертвое милосердие и мертвую веру, одновременно делая то же самое с человеком.
Здесь надо ввести два понятия для того, о ком говорят "жить доброй жизнью и придерживаться правильных убеждений": в церкви они известны как внутренний человек и внешний человек. Когда внутренний человек желает добра, и внешний человек поступает хорошо, эти двое становятся одним, внешний движим внутренним, внутренний действует посредством внешнего. Таким образом, человек движим также и Богом, а Бог действует через него. С другой стороны, если внутренний человек желает зла, а внешний, тем не менее, поступает хорошо, тогда каждый из них всё равно действует от ада, потому что ад - источник желаний такого человека, а дела его лицемерны. В любом лицемерном деле скрывается его желание, которое является адским, как змея скрывается в траве, или червь в зародыше плода.
Если человек не только знает о существовании внутреннего и внешнего человека, но знает и что они из себя представляют, что они на самом деле могут действовать как одно, и так и происходит явно, и если он знает еще, что внутренний человек живет после смерти, когда внешний уже погребен, то такой человек потенциально обладает тайнами небес, как и земли, и в изобилии. Если кто соединяет в себе этих двоих, имея целью добро, он достигает вечного счастья; но если он разделяет этих двоих, и тем более, если соединяет их с целью зла, его участь - вечное несчастье.
341. Вера в то, что спасается не тот, кто живет доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, но Бог свободен по Своей прихоти спасать или проклинать кого хочет, может дать человеку, по понятным причинам запутавшемуся, возможность обвинять Бога в отсутствии милости и снисходительности, если не сказать, в жестокости. В действительности это было бы равносильно отрицанию того, что Бог есть Бог, и утверждению, что сказанное Им в Его Слове бесполезно, а Его заповеди не имеют никакого значения, или, по крайней мере, их значение ничтожно. Кроме того, если не спасается тот, кто живет доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, можно также обвинить Бога в нарушении Его завета, заключенного Им на горе Синай, и написанного Его перстом на двух скрижалях. Из слов Господа (у Иоанна 14:21-24) явствует, что Бог не может не спасти того, кто живет согласно Его заповедям и имеет веру в Него. И в самом деле, каждый имеющий религию и здравый смысл может убедиться в этом, если размыслит, что Бог, постоянно присутствующий при человеке, дающий ему жизнь и способность разуметь и любить, непременно должен любить его, и Своей любовью соединять Себя с теми, кто живет доброй жизнью и держится правильных убеждений. Несомненно, всё это есть нечто запечатленное Богом в каждом человеке и в каждом живом существе. Разве может отец или мать отказаться от своих детей, птица - от своих птенцов, животное - от своих детенышей? Даже тигры, пантеры и змеи не могли бы сделать этого. Для Бога поступать иначе было бы противно порядку, в котором Он существует и согласно которому действует, равно как и порядку, наложенному Им при сотворении на человека.
И точно так же, как невозможно Богу проклясть никого из живущих доброй жизнью и держащихся правильных убеждений, в противоположном случае невозможно Богу и спасти никого из живущих дурной жизнью и из-за этого держащихся ложных убеждений. Это второе утверждение тоже противно порядку, а потому противно и Его всемогуществу, которое может осуществляться только путем справедливости; законы же справедливости - непреложные истины. Ибо Господь говорит:
Легче пройти небу и земле, чем одной черте пропасть в законе. Лука 16:17.
Каждый, кто хоть что-нибудь знает о сущности Бога и свободе выбора человека, может это понять. Например, Адам был волен есть от дерева жизни и от дерева познания добра и зла. Если бы он ел только от дерева, или деревьев жизни, разве возможно было бы Богу изгнать его из сада? Думаю, вряд ли. Но после того, как он ел от дерева познания добра и зла, возможно ли было Богу оставить его в саду? Опять-таки думаю, вряд ли. Подобно тому не думаю, чтобы Бог мог бы бросить какого-нибудь ангела, принятого уже в небеса, в ад, или впустить того, кто был признан дьяволом, в небеса. Ничто такое невозможно Богу по Его же собственному всемогуществу, как это показано в разделе о божественном всемогуществе (49-70 выше).
342. В предыдущем разделе (336-339) показано, что спасительная вера - в Господа бога Спасителя Иисуса Христа. Однако может возникнуть вопрос: а что главное в вере в Него? Ответ таков: признание того, что Он - Сын Божий. Это то главное в вере, что открыто и объявлено Господом во время пришествия Его в мир. Ибо если бы люди не признали сперва, что Он - Сын Божий, и таким образом Бог происходящий от Бога, то Он Сам, и Апостолы затем, напрасно проповедовали бы веру в Него. Так вот, поскольку в наши дни положение то же самое, но только у тех, кто думает из своего собственного, то есть, из внешнего или природного человека, говоря про себя: "Как это Иегова Бог мог родить сына, и как может человек быть Богом?", то этот главный вопрос веры необходимо доказать и подтвердить Словом. Поэтому я процитирую следующие места:
Ангел сказал Марии: Ты зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь имя ему: Иисус. Он будет велик, и Сыном Всевышнего будет назван. Сказала же Мария ангелу: как же будет это, раз я мужа не знаю? И ответил ей ангел: Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; потому и рождаемое Святое названо будет Сыном Божьим. Лука 1:31,32,34,35. Когда Иисус крестился, был голос с неба, говорящий: это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение. Матф. 3:16,17; Марк 1:10,11; Лука 3:21:22. Когда Иисус преобразился, снова голос говорил: это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение, слушайте Его. Матф. 17:5; Марк 9:7; Лука 9:35. Иисус спросил учеников Своих, говоря: за кого люди почитают Меня? Петр ответил: Ты Христос, Сын Бога Живого. И Иисус ему ответил: блажен ты, Симон сын Ионы. И Я тебе говорю: на этой скале Я построю Мою церковь. Матф. 16:13,16-18.
Господь сказал, что построит Свою церковь на этой скале, то есть на этой истине и этом признании, что Он - Сын Божий. Ибо скала означает истину, а также Господа в том Его качестве, которое есть Божественная истина. Поэтому там, где не признают той истины, что Он сын Божий, церковь отсутствует. Вот почему выше утверждалось, что это - главный вопрос веры в Иисуса Христа, и таким образом, истинный источник веры.
Иоанн Креститель видел и засвидетельствовал, что Он - Сын Божий. Иоанн 1:34. Нафанаил, ученик, сказал Ему: Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля. Иоанн 1:49. Двенадцать учеников сказали: мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. Иоанн 6:69. Он назван единородным Сыном Божьим, единородным от Отца, который в лоне Отца. Иоанн 1:14,18; 3:16. Иисус Сам признал перед Первосвященником, что Он - Сын Божий. Матф. 26:63,64; 27:43; Марк 14:61,62; Лука 22:70. Бывшие же в лодке поклонились Ему и сказали: воистину Ты Сын Божий. Матф. 14:33. Евнух, желавший креститься, сказал Филиппу: верую, что Христос есть Сын Божий. Деян. 8:37. Павел, после того, как обратился, проповедовал, что Христос есть Сын Божий. Деян. 9:20. Иисус сказал: приходит час, когда мертвые услышат голос Сына Божьего, и услышавшие оживут. Иоанн 5:25. Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Иоанн 3:18. Это написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы веруя, имели жизнь во имя Его. Иоанн 20:31. Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, чтобы вы знали, что имеете жизнь вечную, и верили во имя Сына Божьего. 1 Иоанн 5:13. Но мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разумение, чтобы мы познали Истинного. И мы - в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная. 1 Иоанн 5:20. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 1 Иоанн 4:15. А также в других местах: Матф. 8:29; 27:40,43,54; Марк 1:1; 3:11; 15:39; Лука 8:28; Иоанн 9:35; 10:36; 11:4,27; 19:7; Рим. 1:4; 2 Кор. 1:19; Гал. 2:20; Еф. 4:13; Евр. 4:14; 6:6; 7:13; 10:29; 1 Иоанн 3:8; Откр. 2:18.
Есть к тому же много мест, где Иисус назван Сыном Иеговы, и Он Сам зовет Иегову Своим Отцом, как вот здесь:
Что Отец творит, то и Сын творит также; как Отец воскрешает мертвых, и дает им жизнь, так и Сын; чтобы все чтили Сына, как чтят Отца. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. Иоанн 5:19-27.
Есть еще очень много примеров; то же самое и в Псалмах Давида:
Я возвещу повеление: Иегова сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Поцелуйте Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути. Ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. Пс. 2:7,12.
Эти отрывки позволяют заключить, что каждому, кто желает быть истинным Христианином и быть спасенным Господом, надлежит верить, что Иисус - Сын Бога живого. Любой не верящий этому, а лишь тому, что Он - сын Марии, насаждает в своем уме различные понятия о нем, ведущие к проклятию и губительные для его спасения; об этом смотри выше (92,94,102). Об этих людях можно сказать почти то же самое, что и про Евреев, что вместо Царского венца они одели Ему на голову венец терновый; а также дали Ему пить уксус и кричали: "Если ты Сын Божий, сойди с креста" (Матф. 27:29,34,40). Или как дьявол говорил, искушая Его: "Если ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни стали хлебом", или "Если ты Сын Божий, бросься вниз" (Матф. 4:3,6). Такие люди оскверняют Его церковь и храм, и делают их вертепом разбойников. Они делают Его богослужение подобным культу Мухаммеда, и не делают различия между истинным Христианством, как поклонением Господу, и поклонением природе. Их можно уподобить едущим в карете или двуколке по тонкому льду, который ломается под ними, и они тонут, скрываясь под ледяной водой вместе с лошадьми и каретой. Еще их можно уподобить тем, кто строит лодку из тростника да соломы, скрепляя всё это для прочности смолой, и доверяется ей в открытом море; но смола, скрепляющая ее, расклеивается, и они тонут, поглощаемые морской водой, и находят свою могилу в ее глубинах.