Азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 9 страница

Не о конях, ристалище и славе,
Скажу о мудрости и добром нраве.  
Враг твой — в тебе; он в существе твоём,
Зачем другого числишь ты врагом?  
Кто победит себя в борьбе упрямой,
Тот благородней Сама и Рустама.  
Не бей в бою по головам людей,
Свой дух животный обуздать сумей.  
Ты правь собой, как Джам — смятённым миром,
Пусть будет разум у тебя визиром.  
В том царстве хор несдержанных страстей
Сравню с толпой вельмож и богачей,  
Краса державы — мудрость и смиренье,
Разбойники — порывы вожделенья.  
Где милость шаха злые обретут,
Там мудрецы покоя не найдут.  
Ведь алчность, зависть низкая и злоба,
Как в жилах кровь, в тебе живут до гроба.  
Коль в силу эти все враги войдут,
Они восстанут, власть твою сметут.

*

Передают, что некий соловей свил гнездо на ветке в одном саду. Случайно ничтожный муравей поселился под тем же деревом и на краткодневное пребывание своё устроил там себе жилище. Соловей целый день порхал по цветнику и звенел чарующим сердце напевом. Муравей же круглые сутки был занят сбором припасов. Стогласый певец на лужайках садовых упивался сладкой песнью, поверяя ветке розы тайны свои, а весенний ветерок поддакивал. Жалкий тот муравей, увидев неприступность розы и мольбы соловья, думал про себя: «То, что выйдет из этих бесед, выяснится потом…» Ушла весенняя пора, осень пришла. Тернии заняли место роз, вороны поселились на месте соловьёв. Подул осенний ветер, посыпалась листва с деревьев, пожелтели щеки листвы, остыло дыхание воздуха, из тучи посыпались жемчуга, сито воздуха начало сеять камфору. Залетел как-то в свой сад соловей и ни розы не увидел, ни запаха гиацинта не почуял. Онемел его язык, звучащий тысячью песен: нет розы, на совершенство которой он мог взглянуть, нет зелени, на красоту которой он мог бы посмотреть. От нужды изнемог он, от нищеты лишился песен. Вспомнилось ему: «Ведь когда-то обитал под этим деревом муравей и собирал там зёрнышки. Обращусь-ка я к нему и попрошу у него чего-нибудь в память близости наших домов и по праву соседства». Пошёл голодавший два дня соловей просить подаяния у муравья и сказал: «О дорогой, щедрость — признак благородства и основа счастья. Провёл я свою драгоценную жизнь в беспечности, а ты был благоразумен и делал запасы. Не мог бы ты теперь мне пожаловать хоть небольшую долю?» Ответил муравей: «Ты день и ночь распевал, а я трудился. Ты то наслаждался свежестью розы, то созерцал весну. Не знал ты, что за каждой весной идёт осень, у каждой дороги есть конец…»

О дорогие друзья, послушайте притчу о соловье и сравните с нею своё собственное положение. Знайте, что следом за всякой жизнью идёт смерть, за каждым свиданием идёт разлука. В чистом вине жизни всегда есть примесь осадка, и атлас существования не бывает без войлока небытия. Если вы вступите на путь поисков Истины, то прочтите слова: «Поистине, в раю праведники», ибо это будет воздаянием вам. Если же вы тащите поклажу свою на улицу мятежности, то выслушайте слова: «И поистине, грешники в адской пучине», ибо это кара, достойная вас. Посреди весны и мира не будьте беспечны, как соловей, на пашне мира старайтесь сеять покорность Богу, ибо «эта жизнь — посев жизни будущей», дабы, когда налетит осенний ураган смерти, войти в нору смерти, словно муравей с зёрнышками праведных дел. Вам приказали трудиться, не будьте же бездельниками…

*

Два вида людей старались зря и трудились зря: те, что накопили богатство и скупились сладко есть, и те, что овладели знаниями, но бездействовали.

Спросили у одного человека: «На кого похож учёный, прозябающий в бездействии?» Ответ был таков: «На пчелу, которая не даёт мёда».

Тот, кто постиг знания, но не действует, похож на того, кто пашет, но не бросает семян!

*

Когда следует быть ласковым, не говори грубых слов, ибо грубый аркан предназначен для упрямых животных. Когда следует гневаться, не говори ласково, ибо сахар не годится там, где нужно горькое лекарство.

*

Спросили у Лукмана: «У кого ты учился благовоспитанности?» — «У неблаговоспитанных, — ответил он. — Я избегал делать то, что делали они!»

*

Из смешных рассказов и пословиц о древних мудрецы извлекают урок, чтобы о них не сложили смешных рассказов и пословиц последующие поколения.

*

В глазах мудреца жаждущий поединка со слоном не является истинно храбрым.

Храбр тот, кто, разгневанный, не произносит неподобающего.

Неотёсанный мужик поносил человека, а тот терпеливо сказал: «О, человек благих намерений, я даже хуже, чем ты говоришь. Я знаю все свои недостатки, ты же не знаешь их».

*

Кто приютил самомнение в уме своём — не думай, что когда-либо услышишь Истину.

*

Просто отвечать добром на зло может быть равносильно воздаянию злом за добро.

*

Как бы много ты ни изучал, ты не можешь познать, не действуя.

*

Осёл, гружённый книгами, не будет ни мыслящим, ни мудрым человеком.

Не обладающий сущностью, каково же его знание — несёт он дрова ли, книги ли?

*

Глупец орал благим матом на осла. Тот и ухом не вёл. Человек поумнее, наблюдавший это, сказал: «Дурак! Ведь осёл никогда не научится твоему языку, — лучше бы ты молчал и, вместо этого, выучил бы ослиный язык».

*

Не порицайте тех, кто гнёт спину перед властителями, хотя и обладает прямым станом.

*

Если же невозможно воздать по заслугам каждому, то нужно испрашивать извинения за такую немощность.

*

Показывать дорогу к добру низкой личности — всё равно, что держать свечу перед слепым.

*

Оказывать добро дурным или невоспитанным людям — всё равно, что сеять зерно на солончаке.

*

Не привязывайся душою ни к одному человеку, ни к одному месту, ибо обширны суша и моря и много людей на свете.

*

На городскую собаку постоянно сыплются побои за то, что она не способна к охоте, как охотничья.

*

Раз ты терпишь притеснения подобно домашней курице, почему бы тебе не путешествовать, как вольно летающий голубь?

*

Если тебе встретятся тысячи красавиц, то взгляни и проходи мимо, но не отдавай души своей ни одной из них.

*

Если когда-либо твоё внимание привлечёт на ком-нибудь шёлк и атлас, то задумайся о достоинствах самой личности, ибо атласа немало на базаре.

*

Будь собеседником для всех, чтобы весело посмеяться. Но не будь привязан к кому-то одному, чтобы не плакать горько от его горя.

*

Люди путешествующие подобны лошади или мулу… Они не то что бык, давящий масло с завязанными глазами и кружащейся головой.

*

Если ты охвачен заботами и горем о другом, то это твоя ошибка, ибо ты сам взвалил на себя эту ношу.

*

Быть готовым рабски служить людям с полным повиновением и чистосердечностью — всё равно, что поклоняться идолам.

*

Когда не хочешь жить со счастьем в ссоре —
Иди, спасай людей из бездны горя.

*

Коль добрых чувств вы к людям не храните,
Вы сердце замуруете в граните.

*

Чтоб урожай надежд твоих созрел,
Сей семена любви и добрых дел.  
Но никогда я в жизни не слыхал,
Что тот, кто сеял зло, добро пожал.

*

Будь к людям мягок, мудрый муж, всегда,
Дабы найти защиту в день суда.

*

Раз ты посадил кого бы то ни было за стол, то следует вставать, чтобы прислуживать ему.

*

Однажды в ярость некий старец впал,
Что все молитвы сын его проспал:  
«Эй, сын, трудись, не спи, пока ты в силе!
Ты сана не достигнешь без усилий.  
Когда бы Сулейман беспечно спал,
Он мудрецом великим бы не стал.  
Стремись же к пользе, будь в трудах всечасно.
И знай — судьба бездельников несчастна».

*

Вы червячка видали на полях,
Что, словно свечка, теплится в ночах?  
Его спросили: «Вот ты ночью светишь,
А что же днём нигде тебя не встретишь?»  
И в темноте светящийся червяк,
По мудрости своей, ответил так:  
«Я здесь и днём! Мне ваш вопрос обиден.
Я только из-за солнца днём не виден!»

*

Не нужна нерадивому древняя книга познанья,
Одержимый не может вести по пути послушанья.

*

Пути ума извилисты. Но нет
Для верного святынь иных, чем Свет.  
Не вам дано прямое пониманье,
Придирчивы в вопросах мужи знанья.  
«Что есть земля? Что — небо в звёздной мгле?
Кто суть сыны Адама на земле?»  
О, мудрый, ты глубоко вопрошаешь,
Тебе отвечу я, коль ты желаешь:  
Моря, пустыни, горы, небосвод,
И человеческий несметный род,  
И ангелы, и дивы-исполины —
Всё живо только тем, что жив Единый.  
Ты скажешь: как морской простор широк!
Ты скажешь: как небесный свод высок!  
Увы, несведущий не постигает
Безбрежности, где сущность пребывает.  
Семь океанов — капли пред Творцом,
И солнце — искра пред его лицом.  
Века подобны грёзе быстротечной
Пред тем, что зодчий создаёт предвечный.

азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 9 страница - student2.ru

Однажды в Шаме закипела смута.
Дервиша взяли стражи почему-то.  
И до сих пор звучат в моих ушах
Его слова, когда он брёл в цепях:  
«Меня не взял бы ваш султан надменный,
Когда б не допустил Творец Вселенной!»  
Врага благословляйте своего,
Коль знаете, что друг послал его.  
Возвысят вас или во тьму низводят,
Всё благо, что от Истины исходит.  
О, мудрый, не страшись телесных мук!
Порой бальзамом горьким лечит друг.  
Врач больше сведущ, чем больной. Без страха
Прими всё, что он даст в жилище праха!

азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 9 страница - student2.ru

О, муж любви, иди своей тропой,
Чуждайся блеска роскоши людской!  
Иди путём любви! Душой беспечен,
Пусть ты погибнешь — дух твой будет вечен.  
Ведь из зерна и злак не прорастёт,
Когда само зерно не пропадёт.  
Тогда лишь сможешь Истины добиться,
Коль от себя сумеешь отрешиться.  
И знай — ты Истины не обретёшь,
Пока в самозабвенье не впадёшь.  
Как музыка, поют шаги верблюда,
Когда тебе любви открыто чудо.  
И тайну в крыльях мухи не узришь,
Когда ты страстью чистою горишь.

*

Ты, вечным Богом созданный из праха,
Служи Ему, как раб, исполнен страха.  
В алчбе, в высокомерии своём,
Земная персть, не станешь ты огнём.  
Разбушевалось пламя с грозной силой,
А туча праха пламя погасила.  
И дивом стал он, кто надменен был,
И человеком — кто смиренен был.

азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 9 страница - student2.ru

Раз уронил динар бедняк убогий,
Искал его он долго на дороге.  
И не найдя, домой к себе побрёл;
А некто, не искав, динар нашёл.  
На счастье иль беду обречены мы
Судьбой, когда ещё не рождены мы?  
Судьбу не скрутишь силою своей.
Порою сильный слабого слабей.  
Как часто врач премудрый умирает,
Невежда и несчастный выживает.

*

Так поучал Бобо Кухи, бывало,
Ученика, чья совесть не дремала:  
«Будь в вере твёрд, путём добра иди,
А от людей добра себе не жди.  
Те, кто тебя доныне прославляли,
Твою лишь форму внешнюю узнали».  
Что пользы облачённому парчой,
Коль под одеждой он покрыт паршой.  
В рай не попасть обманом. В день суровый
Все с лицемерия спадут покровы.

*

Разносчик сахарный тростник на блюде
Носил повсюду, где толпились люди.  
Остановясь пред неким стариком,
Сказал: «Бери, а долг отдашь потом!»  
И старец так разносчику ответил —
И в сердце я ответ отметил:  
«Терпенья у тебя не хватит ждать,
Когда я долг смогу тебе отдать».  
Не будет сладок сахар тростниковый,
Коль долг над головой висит суровый.

*

Молчаньем знанье Истины сокрыто,
А для невежд молчание — защита.  
Мудрец величье губит в болтовне,
А болтовня глупцу беда вдвойне.  
Таи в себе глубокой мысли семя.
Созреет мысль — откроешься пред всеми.  
В открытье тайного нельзя спешить;
А то, что стало явным, то не скрыть.

*

Камнями и подошвами сандалий
Дрались в толпе; а двое наблюдали.  
Один ушёл, ввязался в брань другой,
И прочь побрёл с разбитой головой.  
Будь сдержанным, не лезь в чужую драку,
Не превращайся в злобную собаку.  
Ты слухом, речью, зреньем одарён,
Ты высшим разуменьем одарён.  
Но не суди о ближних бестолково,
Не отличая доброго от злого!  
Хорошего ты встретишь иль плохого —
Не говори о людях злого слова.  
Плохого сделаешь своим врагом,
А доброго хулить — считай грехом.  
Когда один хулить другого будет,
Знай: по себе самом о нём он судит.  
Когда ты их поступки разберёшь,
Поймёшь — где правда, где таится ложь.  
Коль ты о людях говоришь плохое,
Пускай ты прав — нутро в тебе дурное.  
Ушедших некто жалил речью злой;
Мудрец прервал: «Почтеннейший, постой!  
Ты не черни людей, которых знал я,
Чтоб думать плохо о тебе не стал я!  
Ты много злобных слов о них нашёл,
Но доброго и сам не приобрёл!»  
Мне молвил некто мудрое присловье:
«Разбой, ей-богу, лучше, чем злословье!»  
«О друг! — смущённо молвил я ему. —
Я притчи этой странной не пойму.  
Как? Лучше преступление разбоя,
Чем об отсутствующем слово злое?»  
А он: «Чтоб лютый голод утолить,
Разбойник должен смелость проявить.  
А этот — человека очернил он, —
Но что, скажи, за это получил он?»

*

Когда котёнок на земле нагадит,
Он скрыть следы — песком засыпать ладит.  
Ты, заглушая совести укор,
Забыл, что есть Всевидящего взор?  
Ты вспомни притчу о рабе мятежном
И о суде суровом, неизбежном.  
Но коль мятежный раб, в душе своей,
Раскается — он избежит цепей.  
Проверь своё оружье до сраженья,
Чтоб избежать позора пораженья.  
Та грамота, что нам на власть дана,
Да будет чистою возвращена.  
Кто утопал в грехах, кто жил безгрешно,
Пред Судным Днём застонут безутешно.  
От вздоха зеркало замутнено,
Но сердца зеркало — просветлено.  
Кто в жизни делать людям зло боится,
Тот Страшного Суда не устрашится.

*

Раз некто негра чернотой дразнил,
И словом негр ругателя сразил:  
«Дал черноту мне сам Творец Вселенной.
Ты богохульствуешь, глупец надменный!  
Пусть внешне безобразен я, как див,
Я сердцем чист, а ты — душою крив!»  
Не больше и не меньше не дано мне
Свершить в подлунной, чем предрешено мне.  
Ты — море вечных сил, а кто же я?
Перед Тобой ничтожна суть моя.  
Путь укажи мне, и к добру приду я,
А без Тебя в пустыне пропаду я.  
Кто даст мне — бедному рабу тщеты —
Для обороны силы — коль не Ты?

*

Ложь, преследующая благую цель, лучше правды, ведущей к бедствию.

*

Могущество человека есть следствие доблести, а не богатства; величие — следствие разума, а не возраста.

*

Цену благополучия знает только тот, кто бедствия перенесёт.

*

Тому, кто сам упавших не щадит,
Коль упадёт он, вряд ли кто поможет.  
Кто, зло посеяв, добрых всходов ждёт,
Того пустая лишь мечта тревожит.  
Будь справедлив, вынь вату из ушей,
Не то тебя день судный уничтожит.

азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 9 страница - student2.ru *

Друзья познаются, когда ты в темнице, а за столом все враги кажутся друзьями.

*

Не скорби, потерпевший от рока немало обид:
Милосердный всегда много милостей втайне творит.

*

Основа насилия была при сотворении мира очень мала. Но потом всякий, являвшийся в мир, немного добавлял, пока оно не выросло до громадных размеров.

*

Пусть ум осла бывает невелик,
Ему почёт, коль к ноше он привык.  
С поклажей вол иль ослик терпеливый
Почётнее, чем человек бранчливый.

*

Кто служит воле Бога, тот велик…
К непослушанью низменный привык.  
И праведник, высоко чтущий Бога,
Главу склоняет у его порога.

*

Когда с тобой беда — ты не вини людей,
Не в них начало благ, не в них исток скорбей.  
От Бога — спор с врагом и против друга злоба,
Велениям Его они послушны оба.  
Пусть лук метнул стрелу, но если ты мудрец,
То ты легко поймёшь, что выстрелил стрелец.

*

Ты — что змея: кусаешь, как увидишь,
Иль что сова — любого ты обидишь.  
Пусть на людей ты нагоняешь страх —
Ничтожен ты пред Богом в небесах.  
Не нужно над людьми творить насилья —
Проклятия людей имеют крылья!

*

Любовь праведников к людям одинакова как в их присутствии, так и в их отсутствие, а не такова она, чтобы они злословили о тебе за твоей спиной и готовы были умирать за тебя, стоя перед тобой.

*

Прежде чем входить, подумай о том, как ты выйдешь.

*

Ханжа из всех людей заметит лишь себя,
Держа перед собой завесу самомненья.  
Но будь всевидящ он, он понял бы тотчас,
Что больше всех других достоин сожаленья.

*

В своей способности к созерцанию Бога не всегда одинаков святой — она у него колеблется между озарением и слепотой. Бог то показывает Себя ему, то скрывается от него.

*

Когда железо покрывает ржа,
Не три его — всё будет бесполезно;  
Жестоких сердцем не увещевай —
Ведь в камень не вонзится гвоздь железный.

*

Мы закрываем дверь перед людьми,
Чтоб не открыть им нашего порока.  
Но в тайном мире как закроешь дверь?
Незримое не скрыть от Божья ока.

*

Ужасней благ мирских нет в целом мире бед —
Скорбим, коль есть они, скорбим, когда их нет.

*

Богатства не ищи, мой друг, богатство счастья не даёт,
Богатство в мире есть одно — довольствоваться частью малой.

*

Кто творит добро, тот творит его для себя, кто делает зло, тот причиняет его себе.

*

Побольше укоряй ты сам себя —
Не будет от чужих упрёков больно.

*

Ты, бросив камень, ни за что не замутишь большого моря.
Мудрец обиделся? Тогда всего лишь мелкий он ручей.

*

Брат, который скован только заботами о себе, тебе не брат и не близкий.

*

Внешние признаки дервиша — рубище и нестриженные волосы, но действительные его приметы — бодрое сердце и умерщвлённая плоть. Обязанность дервишей — молитвы и славословия Богу, услужение и повиновение Ему, принесение в жертву себя и довольство малым, исповедание единобожия и упование на Бога, смирение и терпение.

*

Хотя хлеб насущный и распределён небом, но всё же нужно каким-то способом добывать его; хотя бедствия предопределены судьбою, но всё же нужно держаться подальше от дверей, через которые они входят.

*

Если ты однажды огорчил чьё-либо сердце, то, хотя бы ты доставил вслед затем этому человеку сотню удовольствий, берегись его возмездия за ту одну обиду, ибо стрела вынимается из раны, но обида остаётся в сердце.

*

Оставишь жадность — будешь жить, как царь.
Неалчного удел благополучен.

*

Способность без воспитания ничтожна, а воспитание без способностей невозможно. Пепел — высокого происхождения, ибо огонь — высшая стихия, но так как сам по себе пепел не обладает благородством, то он равен праху. Настоящий мускус тот, который сам благоухает, а не тот, который расхваливает москательщик. Мудрец подобен лотку москательщика — он молчит и показывает свои способности, а невежда похож на громогласный походный барабан, внутри пустой.

*

Предпочитай воздерживаться от разговоров по той причине, что, как правило, в речи может быть и хорошее и худое слово, и глаза врага ничего не подмечают, кроме дурного.

*

Тот, в чьём владении есть мудрость, ум и знанье,
Тогда лишь говорит, когда кругом молчанье.

*

Друзья считают благом и все мои изъяны,
И доброе их мненье немало мне вредит.  
За доблесть принимают они мои пороки,
И каждый скажет «роза», когда на шип глядит.  
Чтоб все свои ошибки мог ясно я увидеть,
Нужны враги мне злые, утратившие стыд.

*

Идти шагом и отдыхать лучше, чем бежать бегом и свалиться.

*

Не станет умный человек, которым ум руководит,
Дела свои вручать тому, чья мысль поверхностна, легка;  
Циновочник — он тоже ткач, но кто же вздумает его
Вести к станку, коль ткут на том одни тончайшие шелка?

*

Совершай добро, но не попрекай им, и польза от этого вернётся тебе.

*

Не каждую тайну выкладывай перед другом, ибо ты не узнаешь нипочём — быть может, когда-нибудь он станет тебе врагом. Не каждое зло, которое ты можешь сделать, причиняй врагу, ибо может случиться, что вражда в прошлое канет, и он другом станет. Тайну, которую хочешь утаить от всех, не раскрывай ни перед кем, даже перед твоим верным другом, ибо у этого друга могут оказаться свои верные друзья — и так образуется целая цепь.

*

Кто считает ничтожным слабого врага, подобен тому, кто оставляет гореть маленький огонь.

*

Гнев сверх меры вызывает страх, а неумеренная ласка уменьшает к тебе уважение в людских сердцах. Не будь настолько суров, чтобы всем надоесть, и настолько кроток, чтобы тебе дерзили.

*

Промолчи, если ты знаешь, что чьё-либо сердце огорчит твоя весть, — предоставь другому её принести.

*

Кто пытается читать наставления самодуру, тот сам нуждается в наставлении.

*

Быть богатым воздержанием лучше, чем быть богатым состоянием.

*

Всё, что делается наскоро, живёт недолго.

*

В теле, лишённом сердца, нет мысли о Боге; скорлупа, лишённая ядра, недостойна покупки.

*

Дела делаются при помощи терпения.

*

Раз глупец порешил всем наукам осла обучить;
Он затратил на это немало и средств и труда;  
Мудрый молвил ему: «Не старайся, несчастный глупец,
В этом деле пустом ты натерпишься только стыда.  
Говорить не научишь скота; но ты сам у него
Поучиться молчанью без всякого мог бы вреда».

*

Удел того, кто не слушает советов, — слушать укоры.

*

Разум, подчинённый страсти, в таком же плену, как слабовольный мужчина у сварливой жены.

*

Лишь нищая вдова может понять вкус винограда, но его не почувствует владелец виноградного сада.

Руми

Руми, Джалал ад-дин Мухаммад б. Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи (1207–1273), известный как маулана («наш господин»), — знаменитый персидский мистик и поэт, основатель и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. Родился в Балхе (Северный Афганистан), умер в Конье (Малая Азия). Его отец, Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Хатиби ал-Балти (1148–1231), считался авторитетным факихом в государстве хорезмшахов, был популярным проповедником и имел тесные связи с суфийскими кругами, разделявшими взгляды шейха Наджм ад-дина ал-Кубра (ум. в 1211 г.). Около 1215 г. он вместе с семьёй покинул Балх, опасаясь преследований со стороны хорезмшаха ‘Ала’ ад-дина, которого порицал в своих проповедях. В течение ряда лет семья жила в различных городах Малой Азии (Малатья, Лоренда). В 1228 г. Баха ад-дин переехал в Конью и стал руководителем центральной мадраса. Руми унаследовал этот пост после смерти отца. В 1232—1239 гг. он совершенствовал свои знания в религиозных науках в Хамбе и Дамаске; по возвращении в Конью продолжил чтение лекций в мадраса, выступал с проповедями в мечети и основал братство суфиев, отличавшееся тогда весьма умеренными взглядами. В 1244 г. судьба свела его со странствующим «свободным мистиком» Шамс ад-дином Мухаммадом ат-Табризи, чьи идеи оказали на Руми решающее влияние. Руми признал Шамс ад-дина своим муршидом-учителем и отказался от интеллектуаль­ных изысканий. Постоянное общение Руми с Шамс ад-дином вызвало недовольство его учеников, которые в конце концов убили Шамс ад-дина. Горе Руми в связи с утратой Шамс ад-дина ещё более обострило его восприятие окружающего мира, что ярко отразилось в его стихах, которые он стал подписывать именем своего мистического возлюбленного, обнаружив его в себе самом. Именно в этот период Руми соединил преподавание мусульманской учёности с суфийской практикой непосредственно в мадраса, чего до него никогда не было.

Наши рекомендации