Азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 9 страница
Не о конях, ристалище и славе, |
Скажу о мудрости и добром нраве. |
Враг твой — в тебе; он в существе твоём, |
Зачем другого числишь ты врагом? |
Кто победит себя в борьбе упрямой, |
Тот благородней Сама и Рустама. |
Не бей в бою по головам людей, |
Свой дух животный обуздать сумей. |
Ты правь собой, как Джам — смятённым миром, |
Пусть будет разум у тебя визиром. |
В том царстве хор несдержанных страстей |
Сравню с толпой вельмож и богачей, |
Краса державы — мудрость и смиренье, |
Разбойники — порывы вожделенья. |
Где милость шаха злые обретут, |
Там мудрецы покоя не найдут. |
Ведь алчность, зависть низкая и злоба, |
Как в жилах кровь, в тебе живут до гроба. |
Коль в силу эти все враги войдут, |
Они восстанут, власть твою сметут. |
*
Передают, что некий соловей свил гнездо на ветке в одном саду. Случайно ничтожный муравей поселился под тем же деревом и на краткодневное пребывание своё устроил там себе жилище. Соловей целый день порхал по цветнику и звенел чарующим сердце напевом. Муравей же круглые сутки был занят сбором припасов. Стогласый певец на лужайках садовых упивался сладкой песнью, поверяя ветке розы тайны свои, а весенний ветерок поддакивал. Жалкий тот муравей, увидев неприступность розы и мольбы соловья, думал про себя: «То, что выйдет из этих бесед, выяснится потом…» Ушла весенняя пора, осень пришла. Тернии заняли место роз, вороны поселились на месте соловьёв. Подул осенний ветер, посыпалась листва с деревьев, пожелтели щеки листвы, остыло дыхание воздуха, из тучи посыпались жемчуга, сито воздуха начало сеять камфору. Залетел как-то в свой сад соловей и ни розы не увидел, ни запаха гиацинта не почуял. Онемел его язык, звучащий тысячью песен: нет розы, на совершенство которой он мог взглянуть, нет зелени, на красоту которой он мог бы посмотреть. От нужды изнемог он, от нищеты лишился песен. Вспомнилось ему: «Ведь когда-то обитал под этим деревом муравей и собирал там зёрнышки. Обращусь-ка я к нему и попрошу у него чего-нибудь в память близости наших домов и по праву соседства». Пошёл голодавший два дня соловей просить подаяния у муравья и сказал: «О дорогой, щедрость — признак благородства и основа счастья. Провёл я свою драгоценную жизнь в беспечности, а ты был благоразумен и делал запасы. Не мог бы ты теперь мне пожаловать хоть небольшую долю?» Ответил муравей: «Ты день и ночь распевал, а я трудился. Ты то наслаждался свежестью розы, то созерцал весну. Не знал ты, что за каждой весной идёт осень, у каждой дороги есть конец…»
О дорогие друзья, послушайте притчу о соловье и сравните с нею своё собственное положение. Знайте, что следом за всякой жизнью идёт смерть, за каждым свиданием идёт разлука. В чистом вине жизни всегда есть примесь осадка, и атлас существования не бывает без войлока небытия. Если вы вступите на путь поисков Истины, то прочтите слова: «Поистине, в раю праведники», ибо это будет воздаянием вам. Если же вы тащите поклажу свою на улицу мятежности, то выслушайте слова: «И поистине, грешники в адской пучине», ибо это кара, достойная вас. Посреди весны и мира не будьте беспечны, как соловей, на пашне мира старайтесь сеять покорность Богу, ибо «эта жизнь — посев жизни будущей», дабы, когда налетит осенний ураган смерти, войти в нору смерти, словно муравей с зёрнышками праведных дел. Вам приказали трудиться, не будьте же бездельниками…
*
Два вида людей старались зря и трудились зря: те, что накопили богатство и скупились сладко есть, и те, что овладели знаниями, но бездействовали.
Спросили у одного человека: «На кого похож учёный, прозябающий в бездействии?» Ответ был таков: «На пчелу, которая не даёт мёда».
Тот, кто постиг знания, но не действует, похож на того, кто пашет, но не бросает семян!
*
Когда следует быть ласковым, не говори грубых слов, ибо грубый аркан предназначен для упрямых животных. Когда следует гневаться, не говори ласково, ибо сахар не годится там, где нужно горькое лекарство.
*
Спросили у Лукмана: «У кого ты учился благовоспитанности?» — «У неблаговоспитанных, — ответил он. — Я избегал делать то, что делали они!»
*
Из смешных рассказов и пословиц о древних мудрецы извлекают урок, чтобы о них не сложили смешных рассказов и пословиц последующие поколения.
*
В глазах мудреца жаждущий поединка со слоном не является истинно храбрым.
Храбр тот, кто, разгневанный, не произносит неподобающего.
Неотёсанный мужик поносил человека, а тот терпеливо сказал: «О, человек благих намерений, я даже хуже, чем ты говоришь. Я знаю все свои недостатки, ты же не знаешь их».
*
Кто приютил самомнение в уме своём — не думай, что когда-либо услышишь Истину.
*
Просто отвечать добром на зло может быть равносильно воздаянию злом за добро.
*
Как бы много ты ни изучал, ты не можешь познать, не действуя.
*
Осёл, гружённый книгами, не будет ни мыслящим, ни мудрым человеком.
Не обладающий сущностью, каково же его знание — несёт он дрова ли, книги ли?
*
Глупец орал благим матом на осла. Тот и ухом не вёл. Человек поумнее, наблюдавший это, сказал: «Дурак! Ведь осёл никогда не научится твоему языку, — лучше бы ты молчал и, вместо этого, выучил бы ослиный язык».
*
Не порицайте тех, кто гнёт спину перед властителями, хотя и обладает прямым станом.
*
Если же невозможно воздать по заслугам каждому, то нужно испрашивать извинения за такую немощность.
*
Показывать дорогу к добру низкой личности — всё равно, что держать свечу перед слепым.
*
Оказывать добро дурным или невоспитанным людям — всё равно, что сеять зерно на солончаке.
*
Не привязывайся душою ни к одному человеку, ни к одному месту, ибо обширны суша и моря и много людей на свете.
*
На городскую собаку постоянно сыплются побои за то, что она не способна к охоте, как охотничья.
*
Раз ты терпишь притеснения подобно домашней курице, почему бы тебе не путешествовать, как вольно летающий голубь?
*
Если тебе встретятся тысячи красавиц, то взгляни и проходи мимо, но не отдавай души своей ни одной из них.
*
Если когда-либо твоё внимание привлечёт на ком-нибудь шёлк и атлас, то задумайся о достоинствах самой личности, ибо атласа немало на базаре.
*
Будь собеседником для всех, чтобы весело посмеяться. Но не будь привязан к кому-то одному, чтобы не плакать горько от его горя.
*
Люди путешествующие подобны лошади или мулу… Они не то что бык, давящий масло с завязанными глазами и кружащейся головой.
*
Если ты охвачен заботами и горем о другом, то это твоя ошибка, ибо ты сам взвалил на себя эту ношу.
*
Быть готовым рабски служить людям с полным повиновением и чистосердечностью — всё равно, что поклоняться идолам.
*
Когда не хочешь жить со счастьем в ссоре — |
Иди, спасай людей из бездны горя. |
*
Коль добрых чувств вы к людям не храните, |
Вы сердце замуруете в граните. |
*
Чтоб урожай надежд твоих созрел, |
Сей семена любви и добрых дел. |
Но никогда я в жизни не слыхал, |
Что тот, кто сеял зло, добро пожал. |
*
Будь к людям мягок, мудрый муж, всегда, |
Дабы найти защиту в день суда. |
*
Раз ты посадил кого бы то ни было за стол, то следует вставать, чтобы прислуживать ему.
*
Однажды в ярость некий старец впал, |
Что все молитвы сын его проспал: |
«Эй, сын, трудись, не спи, пока ты в силе! |
Ты сана не достигнешь без усилий. |
Когда бы Сулейман беспечно спал, |
Он мудрецом великим бы не стал. |
Стремись же к пользе, будь в трудах всечасно. |
И знай — судьба бездельников несчастна». |
*
Вы червячка видали на полях, |
Что, словно свечка, теплится в ночах? |
Его спросили: «Вот ты ночью светишь, |
А что же днём нигде тебя не встретишь?» |
И в темноте светящийся червяк, |
По мудрости своей, ответил так: |
«Я здесь и днём! Мне ваш вопрос обиден. |
Я только из-за солнца днём не виден!» |
*
Не нужна нерадивому древняя книга познанья, |
Одержимый не может вести по пути послушанья. |
*
Пути ума извилисты. Но нет |
Для верного святынь иных, чем Свет. |
Не вам дано прямое пониманье, |
Придирчивы в вопросах мужи знанья. |
«Что есть земля? Что — небо в звёздной мгле? |
Кто суть сыны Адама на земле?» |
О, мудрый, ты глубоко вопрошаешь, |
Тебе отвечу я, коль ты желаешь: |
Моря, пустыни, горы, небосвод, |
И человеческий несметный род, |
И ангелы, и дивы-исполины — |
Всё живо только тем, что жив Единый. |
Ты скажешь: как морской простор широк! |
Ты скажешь: как небесный свод высок! |
Увы, несведущий не постигает |
Безбрежности, где сущность пребывает. |
Семь океанов — капли пред Творцом, |
И солнце — искра пред его лицом. |
Века подобны грёзе быстротечной |
Пред тем, что зодчий создаёт предвечный. |
Однажды в Шаме закипела смута. |
Дервиша взяли стражи почему-то. |
И до сих пор звучат в моих ушах |
Его слова, когда он брёл в цепях: |
«Меня не взял бы ваш султан надменный, |
Когда б не допустил Творец Вселенной!» |
Врага благословляйте своего, |
Коль знаете, что друг послал его. |
Возвысят вас или во тьму низводят, |
Всё благо, что от Истины исходит. |
О, мудрый, не страшись телесных мук! |
Порой бальзамом горьким лечит друг. |
Врач больше сведущ, чем больной. Без страха |
Прими всё, что он даст в жилище праха! |
О, муж любви, иди своей тропой, |
Чуждайся блеска роскоши людской! |
Иди путём любви! Душой беспечен, |
Пусть ты погибнешь — дух твой будет вечен. |
Ведь из зерна и злак не прорастёт, |
Когда само зерно не пропадёт. |
Тогда лишь сможешь Истины добиться, |
Коль от себя сумеешь отрешиться. |
И знай — ты Истины не обретёшь, |
Пока в самозабвенье не впадёшь. |
Как музыка, поют шаги верблюда, |
Когда тебе любви открыто чудо. |
И тайну в крыльях мухи не узришь, |
Когда ты страстью чистою горишь. |
*
Ты, вечным Богом созданный из праха, |
Служи Ему, как раб, исполнен страха. |
В алчбе, в высокомерии своём, |
Земная персть, не станешь ты огнём. |
Разбушевалось пламя с грозной силой, |
А туча праха пламя погасила. |
И дивом стал он, кто надменен был, |
И человеком — кто смиренен был. |
Раз уронил динар бедняк убогий, |
Искал его он долго на дороге. |
И не найдя, домой к себе побрёл; |
А некто, не искав, динар нашёл. |
На счастье иль беду обречены мы |
Судьбой, когда ещё не рождены мы? |
Судьбу не скрутишь силою своей. |
Порою сильный слабого слабей. |
Как часто врач премудрый умирает, |
Невежда и несчастный выживает. |
*
Так поучал Бобо Кухи, бывало, |
Ученика, чья совесть не дремала: |
«Будь в вере твёрд, путём добра иди, |
А от людей добра себе не жди. |
Те, кто тебя доныне прославляли, |
Твою лишь форму внешнюю узнали». |
Что пользы облачённому парчой, |
Коль под одеждой он покрыт паршой. |
В рай не попасть обманом. В день суровый |
Все с лицемерия спадут покровы. |
*
Разносчик сахарный тростник на блюде |
Носил повсюду, где толпились люди. |
Остановясь пред неким стариком, |
Сказал: «Бери, а долг отдашь потом!» |
И старец так разносчику ответил — |
И в сердце я ответ отметил: |
«Терпенья у тебя не хватит ждать, |
Когда я долг смогу тебе отдать». |
Не будет сладок сахар тростниковый, |
Коль долг над головой висит суровый. |
*
Молчаньем знанье Истины сокрыто, |
А для невежд молчание — защита. |
Мудрец величье губит в болтовне, |
А болтовня глупцу беда вдвойне. |
Таи в себе глубокой мысли семя. |
Созреет мысль — откроешься пред всеми. |
В открытье тайного нельзя спешить; |
А то, что стало явным, то не скрыть. |
*
Камнями и подошвами сандалий |
Дрались в толпе; а двое наблюдали. |
Один ушёл, ввязался в брань другой, |
И прочь побрёл с разбитой головой. |
Будь сдержанным, не лезь в чужую драку, |
Не превращайся в злобную собаку. |
Ты слухом, речью, зреньем одарён, |
Ты высшим разуменьем одарён. |
Но не суди о ближних бестолково, |
Не отличая доброго от злого! |
Хорошего ты встретишь иль плохого — |
Не говори о людях злого слова. |
Плохого сделаешь своим врагом, |
А доброго хулить — считай грехом. |
Когда один хулить другого будет, |
Знай: по себе самом о нём он судит. |
Когда ты их поступки разберёшь, |
Поймёшь — где правда, где таится ложь. |
Коль ты о людях говоришь плохое, |
Пускай ты прав — нутро в тебе дурное. |
Ушедших некто жалил речью злой; |
Мудрец прервал: «Почтеннейший, постой! |
Ты не черни людей, которых знал я, |
Чтоб думать плохо о тебе не стал я! |
Ты много злобных слов о них нашёл, |
Но доброго и сам не приобрёл!» |
Мне молвил некто мудрое присловье: |
«Разбой, ей-богу, лучше, чем злословье!» |
«О друг! — смущённо молвил я ему. — |
Я притчи этой странной не пойму. |
Как? Лучше преступление разбоя, |
Чем об отсутствующем слово злое?» |
А он: «Чтоб лютый голод утолить, |
Разбойник должен смелость проявить. |
А этот — человека очернил он, — |
Но что, скажи, за это получил он?» |
*
Когда котёнок на земле нагадит, |
Он скрыть следы — песком засыпать ладит. |
Ты, заглушая совести укор, |
Забыл, что есть Всевидящего взор? |
Ты вспомни притчу о рабе мятежном |
И о суде суровом, неизбежном. |
Но коль мятежный раб, в душе своей, |
Раскается — он избежит цепей. |
Проверь своё оружье до сраженья, |
Чтоб избежать позора пораженья. |
Та грамота, что нам на власть дана, |
Да будет чистою возвращена. |
Кто утопал в грехах, кто жил безгрешно, |
Пред Судным Днём застонут безутешно. |
От вздоха зеркало замутнено, |
Но сердца зеркало — просветлено. |
Кто в жизни делать людям зло боится, |
Тот Страшного Суда не устрашится. |
*
Раз некто негра чернотой дразнил, |
И словом негр ругателя сразил: |
«Дал черноту мне сам Творец Вселенной. |
Ты богохульствуешь, глупец надменный! |
Пусть внешне безобразен я, как див, |
Я сердцем чист, а ты — душою крив!» |
Не больше и не меньше не дано мне |
Свершить в подлунной, чем предрешено мне. |
Ты — море вечных сил, а кто же я? |
Перед Тобой ничтожна суть моя. |
Путь укажи мне, и к добру приду я, |
А без Тебя в пустыне пропаду я. |
Кто даст мне — бедному рабу тщеты — |
Для обороны силы — коль не Ты? |
*
Ложь, преследующая благую цель, лучше правды, ведущей к бедствию.
*
Могущество человека есть следствие доблести, а не богатства; величие — следствие разума, а не возраста.
*
Цену благополучия знает только тот, кто бедствия перенесёт.
*
Тому, кто сам упавших не щадит, |
Коль упадёт он, вряд ли кто поможет. |
Кто, зло посеяв, добрых всходов ждёт, |
Того пустая лишь мечта тревожит. |
Будь справедлив, вынь вату из ушей, |
Не то тебя день судный уничтожит. |
*
Друзья познаются, когда ты в темнице, а за столом все враги кажутся друзьями.
*
Не скорби, потерпевший от рока немало обид: |
Милосердный всегда много милостей втайне творит. |
*
Основа насилия была при сотворении мира очень мала. Но потом всякий, являвшийся в мир, немного добавлял, пока оно не выросло до громадных размеров.
*
Пусть ум осла бывает невелик, |
Ему почёт, коль к ноше он привык. |
С поклажей вол иль ослик терпеливый |
Почётнее, чем человек бранчливый. |
*
Кто служит воле Бога, тот велик… |
К непослушанью низменный привык. |
И праведник, высоко чтущий Бога, |
Главу склоняет у его порога. |
*
Когда с тобой беда — ты не вини людей, |
Не в них начало благ, не в них исток скорбей. |
От Бога — спор с врагом и против друга злоба, |
Велениям Его они послушны оба. |
Пусть лук метнул стрелу, но если ты мудрец, |
То ты легко поймёшь, что выстрелил стрелец. |
*
Ты — что змея: кусаешь, как увидишь, |
Иль что сова — любого ты обидишь. |
Пусть на людей ты нагоняешь страх — |
Ничтожен ты пред Богом в небесах. |
Не нужно над людьми творить насилья — |
Проклятия людей имеют крылья! |
*
Любовь праведников к людям одинакова как в их присутствии, так и в их отсутствие, а не такова она, чтобы они злословили о тебе за твоей спиной и готовы были умирать за тебя, стоя перед тобой.
*
Прежде чем входить, подумай о том, как ты выйдешь.
*
Ханжа из всех людей заметит лишь себя, |
Держа перед собой завесу самомненья. |
Но будь всевидящ он, он понял бы тотчас, |
Что больше всех других достоин сожаленья. |
*
В своей способности к созерцанию Бога не всегда одинаков святой — она у него колеблется между озарением и слепотой. Бог то показывает Себя ему, то скрывается от него.
*
Когда железо покрывает ржа, |
Не три его — всё будет бесполезно; |
Жестоких сердцем не увещевай — |
Ведь в камень не вонзится гвоздь железный. |
*
Мы закрываем дверь перед людьми, |
Чтоб не открыть им нашего порока. |
Но в тайном мире как закроешь дверь? |
Незримое не скрыть от Божья ока. |
*
Ужасней благ мирских нет в целом мире бед — |
Скорбим, коль есть они, скорбим, когда их нет. |
*
Богатства не ищи, мой друг, богатство счастья не даёт, |
Богатство в мире есть одно — довольствоваться частью малой. |
*
Кто творит добро, тот творит его для себя, кто делает зло, тот причиняет его себе.
*
Побольше укоряй ты сам себя — |
Не будет от чужих упрёков больно. |
*
Ты, бросив камень, ни за что не замутишь большого моря. |
Мудрец обиделся? Тогда всего лишь мелкий он ручей. |
*
Брат, который скован только заботами о себе, тебе не брат и не близкий.
*
Внешние признаки дервиша — рубище и нестриженные волосы, но действительные его приметы — бодрое сердце и умерщвлённая плоть. Обязанность дервишей — молитвы и славословия Богу, услужение и повиновение Ему, принесение в жертву себя и довольство малым, исповедание единобожия и упование на Бога, смирение и терпение.
*
Хотя хлеб насущный и распределён небом, но всё же нужно каким-то способом добывать его; хотя бедствия предопределены судьбою, но всё же нужно держаться подальше от дверей, через которые они входят.
*
Если ты однажды огорчил чьё-либо сердце, то, хотя бы ты доставил вслед затем этому человеку сотню удовольствий, берегись его возмездия за ту одну обиду, ибо стрела вынимается из раны, но обида остаётся в сердце.
*
Оставишь жадность — будешь жить, как царь. |
Неалчного удел благополучен. |
*
Способность без воспитания ничтожна, а воспитание без способностей невозможно. Пепел — высокого происхождения, ибо огонь — высшая стихия, но так как сам по себе пепел не обладает благородством, то он равен праху. Настоящий мускус тот, который сам благоухает, а не тот, который расхваливает москательщик. Мудрец подобен лотку москательщика — он молчит и показывает свои способности, а невежда похож на громогласный походный барабан, внутри пустой.
*
Предпочитай воздерживаться от разговоров по той причине, что, как правило, в речи может быть и хорошее и худое слово, и глаза врага ничего не подмечают, кроме дурного.
*
Тот, в чьём владении есть мудрость, ум и знанье, |
Тогда лишь говорит, когда кругом молчанье. |
*
Друзья считают благом и все мои изъяны, |
И доброе их мненье немало мне вредит. |
За доблесть принимают они мои пороки, |
И каждый скажет «роза», когда на шип глядит. |
Чтоб все свои ошибки мог ясно я увидеть, |
Нужны враги мне злые, утратившие стыд. |
*
Идти шагом и отдыхать лучше, чем бежать бегом и свалиться.
*
Не станет умный человек, которым ум руководит, |
Дела свои вручать тому, чья мысль поверхностна, легка; |
Циновочник — он тоже ткач, но кто же вздумает его |
Вести к станку, коль ткут на том одни тончайшие шелка? |
*
Совершай добро, но не попрекай им, и польза от этого вернётся тебе.
*
Не каждую тайну выкладывай перед другом, ибо ты не узнаешь нипочём — быть может, когда-нибудь он станет тебе врагом. Не каждое зло, которое ты можешь сделать, причиняй врагу, ибо может случиться, что вражда в прошлое канет, и он другом станет. Тайну, которую хочешь утаить от всех, не раскрывай ни перед кем, даже перед твоим верным другом, ибо у этого друга могут оказаться свои верные друзья — и так образуется целая цепь.
*
Кто считает ничтожным слабого врага, подобен тому, кто оставляет гореть маленький огонь.
*
Гнев сверх меры вызывает страх, а неумеренная ласка уменьшает к тебе уважение в людских сердцах. Не будь настолько суров, чтобы всем надоесть, и настолько кроток, чтобы тебе дерзили.
*
Промолчи, если ты знаешь, что чьё-либо сердце огорчит твоя весть, — предоставь другому её принести.
*
Кто пытается читать наставления самодуру, тот сам нуждается в наставлении.
*
Быть богатым воздержанием лучше, чем быть богатым состоянием.
*
Всё, что делается наскоро, живёт недолго.
*
В теле, лишённом сердца, нет мысли о Боге; скорлупа, лишённая ядра, недостойна покупки.
*
Дела делаются при помощи терпения.
*
Раз глупец порешил всем наукам осла обучить; |
Он затратил на это немало и средств и труда; |
Мудрый молвил ему: «Не старайся, несчастный глупец, |
В этом деле пустом ты натерпишься только стыда. |
Говорить не научишь скота; но ты сам у него |
Поучиться молчанью без всякого мог бы вреда». |
*
Удел того, кто не слушает советов, — слушать укоры.
*
Разум, подчинённый страсти, в таком же плену, как слабовольный мужчина у сварливой жены.
*
Лишь нищая вдова может понять вкус винограда, но его не почувствует владелец виноградного сада.
Руми
Руми, Джалал ад-дин Мухаммад б. Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи (1207–1273), известный как маулана («наш господин»), — знаменитый персидский мистик и поэт, основатель и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. Родился в Балхе (Северный Афганистан), умер в Конье (Малая Азия). Его отец, Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Хатиби ал-Балти (1148–1231), считался авторитетным факихом в государстве хорезмшахов, был популярным проповедником и имел тесные связи с суфийскими кругами, разделявшими взгляды шейха Наджм ад-дина ал-Кубра (ум. в 1211 г.). Около 1215 г. он вместе с семьёй покинул Балх, опасаясь преследований со стороны хорезмшаха ‘Ала’ ад-дина, которого порицал в своих проповедях. В течение ряда лет семья жила в различных городах Малой Азии (Малатья, Лоренда). В 1228 г. Баха ад-дин переехал в Конью и стал руководителем центральной мадраса. Руми унаследовал этот пост после смерти отца. В 1232—1239 гг. он совершенствовал свои знания в религиозных науках в Хамбе и Дамаске; по возвращении в Конью продолжил чтение лекций в мадраса, выступал с проповедями в мечети и основал братство суфиев, отличавшееся тогда весьма умеренными взглядами. В 1244 г. судьба свела его со странствующим «свободным мистиком» Шамс ад-дином Мухаммадом ат-Табризи, чьи идеи оказали на Руми решающее влияние. Руми признал Шамс ад-дина своим муршидом-учителем и отказался от интеллектуальных изысканий. Постоянное общение Руми с Шамс ад-дином вызвало недовольство его учеников, которые в конце концов убили Шамс ад-дина. Горе Руми в связи с утратой Шамс ад-дина ещё более обострило его восприятие окружающего мира, что ярко отразилось в его стихах, которые он стал подписывать именем своего мистического возлюбленного, обнаружив его в себе самом. Именно в этот период Руми соединил преподавание мусульманской учёности с суфийской практикой непосредственно в мадраса, чего до него никогда не было.