Фаза завершения
После того как мы повторили столько мантр, сколько хотели, Будда–аспект растворяется в радужном свете. Этот свет излучается в нас, и исчезает любая привязанность к форме. Мы покоимся в природе ума, не осознавая никаких вспомогательных объектов. Есть только осознавание без центра и границ, вневременное и присутствующее повсюду. Оставаясь в этой открытости, ум покоится в совершенно естественном состоянии, свободном от всех понятий возникновения или не–возникновения, от разделения на субъект, объект и действие.
В краткой форме медитации на учителя Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже дает следующее наставление: «Лама растворяется в свете и сливается со мной. Мы становимся неразделимы. Оставайся без усилий в естественной великой радости, свободной от умственного созидания, пусть ум покоится в себе, в самой середине естественного состояния, свободного от завес всех грубых и тонких понятий, в своей сути — абсолютном Состоянии истины».
Нужно отпустить все мысли о переживаниях прошлого, так как они уже миновали. Также все мысли о будущем могут просто появляться и исчезать: будущее всё равно еще не наступило, а зачем создавать проблемы из–за того, чего нет? Свободные от опасений и ожиданий мы просто остаемся в том, что происходит сейчас. Мы покоимся в изначальной сущности ума, в том, каким он является, не оценивая: «Я медитирую хорошо» или «Я медитирую плохо».
Нам не нужно цепляться за мысли — ведь мысли о действительности никогда не являются самой действительностью. Нам также не нужно бороться с мыслями, поскольку возникновение мыслей есть проявление ясности ума. Их природа — высшая мудрость. Нам никогда не нужно блокировать мысли. Лучше оставаться в состоянии полного присутствия, пустоты и осознавания, в котором интеллектуально-логические мысли успокаиваются сами, потому что мы освободились от всякой привязанности к ним. Мысли перестают бесконечно нанизываться одна на другую. То, что остается, — непосредственное, ясное распознавание. Это сияющий свет ума, осознавание, не нуждающееся в объектах осознавания.
В таком состоянии открытости и естественности больше не требуются никакие усилия для действия. Мы позволяем уму покоиться в том, что происходит, в настоящем моменте осознавания, просто оставаясь внимательными и не отвлекаясь. Ум не должен быть ни притупленным или сонливым, ни взвинченным или возбужденным. Он покоится сам в себе, не держась за внешние впечатления. Оставаясь в истинной природе ума, мы просто расслабленно ее созерцаем. Не позволяя переживаниям захватить нас, мы присутствуем в безграничном пространстве переживающего.
Это общие объяснения по фазе завершения, которые в похожем изложении можно найти также в других книгах или статьях о медитации. В качестве литературы для дальнейшего ознакомления с этой темой, особенно для тех читателей, у кого уже есть определенный опыт медитации, рекомендуется книга Ламы Оле Нидала «Великая печать». Специальные объяснения о том, как медитировать непосредственно на природу ума, мы должны получать напрямую от своего учителя. Кроме того, их дают в составе курсов медитации, практики «умирания в сознании» или лекциях по Великой печати.