Способность к речевому общению — один из высших даров Бога человеку
Каким образом первые последователи Иисуса Христа приобщали людей к новой жизни в Боге? Прежде всего посредством слова, устного свидетельства о чудных делах Божиих. Освященные уста простых галилейских рыбаков дерзновенно провозглашали спасительное слово о любви Христовой, приводя души к подножию Голгофского креста.
Слова Божиих посланников Ветхого и Нового Заветов творили чудеса: по слову Иисуса Навина было остановлено солнце (Нав.10:12-13), по слову ап. Петра хромой встал на ноги (Деян.3:6), слово ап. Павла сковывало действие духа зла (Деян.16:18).
«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-новому», — подчеркнул древнегреческий философ Сократ.
Учимся ли мы по-евангельски употреблять столь высокий дар? Служит ли наш язык делу духовного усовершенствования?
По учению Священного Писания признаками истинной мудрости является выдержанность, самообладание, немногословность. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, мед-лей на слова...» (Иак.1:19).
Бог, сотворивший человека, дал ему два уха и одни уста, чтобы он больше располагал свое сердце к слушанию, нежели к необдуманному словоизвержению.
«Как лучше управлять страной?» — задали вопрос мудрецу. «Не гневаясь, говоря мало, но слушая много», — советовал он.
Духовно собранный и дисциплинированный человек предельно краток в словах. Он знает цену слова. Он старается так говорить и писать, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Сжатое, насыщенное глубокими истинами слово открывает простор слушателю и читателю для активного размышления и сопереживания.
Известный проповедник Ч. Сперджен в одной из лекций для студентов богословия рассказывал о том, как он однажды целый вечер провел с человеком, который сказал ему, что он превосходный собеседник и его разговор в высшей степени назидателен. Сперджен не ожидал такой оценки, ведь в течение вечера он сказал всего несколько слов. Терпеливо выслушивая собеседника, он приобрел его доброе расположение.
Современная эпоха требует широкого участия церкви в общественном диалоге. Служители Христа, ощущая свое общечеловеческое единство со всеми живущими на земле, несут многоразличную ответственность. Они ответственны за христианское свидетельство, за помощь нуждающимся, за должный порядок в семье. Открытый диалог во всех сферах жизни неотделим от непосредственного словесного общения. Умеем ли мы быть тактичными и внимательными, общаясь с людьми иных взглядов и понятий?
Образцом в слове был Василий Гурьевич Павлов, основоположник евангельско-баптистского движения в России. Газета «Оренбургский край», сообщая о диспуте с участием Павлова, отмечала: «Надо отдать честь этому баптисту: говорит он складно и, что особенно замечательно, ведет спор деликатно, с уважением к противнику».
А что говорит ап. Павел, наставляя своего юного соработника Тимофея? «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих» (2Тим.2:14).
Плохо воспитанный человек во что бы то ни стало старается переспорить инакомыслящего. Запальчивость в беседе вместо доброжелательного и беспристрастного поиска истины может привести к неуместной конфронтации. Единственный способ добиться наилучшего результата в споре -- это уклониться от спора.
Следуя утверждению Библии: «Время говорить и время молчать», многие великие педагоги советовали проходить школу мудрого молчания тем людям, которые владели даром слова. Господство над языком, обуздание языка — яркий признак духовно зрелого христианина: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2).
Рассказывают, как один язычник в Калькутте, находясь среди людей, слушавших беседу христианского проповедника с брамином, сказал, что он знает, кто из них не прав, хотя и не понимает их языка. Он уверен, что не прав тот, кто вышел из себя, потерял контроль над словами.
Прежде чем настойчиво осуждать и критиковать другого человека, взглянем на свои собственные недостатки и ошибки, освободимся от резкого тона в речах и беседах, научимся уважать чужое мнение.
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым», — учит Слово Божие (2 Тим. 2:24). Служителю церкви приходится сталкиваться с людьми разного рода. Люди, охваченные страстью к пылким рассуждениям, могут в шумной форме защищать свою точку зрения. Слуга Христов призван нести умиротворение. Он терпеливо переносит все оскорбительные выпады в свой адрес, помня о том, что его Небесный Пастыреначальник, «будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал...» (1Пет.2:23).
Ответные упреки не возвышают пастыря. Он стремится покорять людей истине не властным, не терпящим возражений тоном, но кротким спокойным словом, сказанным в духе любви.
«Побеждай злого добром, поощряй его к добру, расторгни гнев кротостью, покажи ему, что несправедливо преследует находящегося в тебе Христа. Не противопоставь гневу гнева; но уклонись, подобно тому, как мудрый кормчий уклоняется от опасных скал», — писал Иоанн Златоуст.
Чем должно отличаться христианское служение словом от обычного человеческого словоупотребления? Слово христианина дышит благодатной силой Духа Святого: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, — замечает ап. Павел, — но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:4-5).
Где же рождается благодатное слово? Оно исходит из недр верующей души, соединенной со Христом. Глубокое общение с Тем, слова Которого суть дух и жизнь, делает верующего человека благословением для окружающих.
Неслучайно в стихотворном наследии А.С. Пушкина имеются прекрасные строки о целительном влиянии пастырского слова:
Я лил потоки слез нежданных, Ираном совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.
Преображаясь в образ Христа, будем во всем являть себя как служители Божий «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины... с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:6-7).
Пусть в каждом сердце звучит призыв апостола: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29).
7. ВСЕ ИСПЫТЫВАЙТЕ, ХОРОШЕГО ДЕРЖИТЕСЬ (1 Фее. 5:21)
Может ли христианин многое потерять, если по причине крайней загруженности хозяйственными и семейными делами он имеет возможность читать и исследовать, в основном, только одну книгу, Библию? Вряд ли.
Глубочайшее содержание Библии необыкновенно многогранно и всегда современно. Ведь Слово Божие помогает разрешить человеку самую насущную и важнейшую проблему — проблему жизни и смерти, проблему свободы и рабства, спасения и погибели.
Но, учитывая то, что живем мы и трудимся среди людей, различных по уровню образования, по мировоззрению, по складу ума и характера, памятуя о том, что церковь Христова совершает Свое служение в век научно-технической революции, возвещая Евангелие бурно изменяющемуся миру, христиане, участвуя в гражданском труде на производстве, оснащенном новейшим оборудованием и передовой культурой труда, должны, по мере сил и возможностей, выработать правильное отношение к достижениям общечеловеческой культуры и уметь ими пользоваться. Еще И.С.Проханов в работе «Евангельское христианство и социальный вопрос» говорил о том, что христианин, где бы он ни находился, должен всегда стоять на уровне современной культуры, науки и знания.
Является ли все существующее в мире препятствием для спасения души и духовного роста христианина? Помните обетование, которое дал Спаситель ученикам Своим? Даже если они будут брать в руки змей и смертоносное что выпьют, не повредит им (Мк.16:18).
Однако уровень веры и степень утверждения в Божиих обетованиях у всех различны; поэтому ап. Павел предлагает всегда смотреть на стрелку небесного компаса: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:8).
Много полезного материала можно обнаружить в окружающей жизни. Только обращаться с ним надо очень осторожно и вдумчиво. Потому что материал этот, как сырье, зачастую нуждается в соответствующей переработке. Мы можем многое взять и многим воспользоваться, но только преобразив, переработав по Духу и образу Иисуса Христа.
Если в области всечеловеческой культуры мы не со Христом, то можем оказаться против Христа. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», — провозгласил Иисус (Лк.12:34).
Сердце. На библейском языке это средоточие всех духовных сил и способностей человека. Поэтому Христос и говорит, что наша личность и все ее проявления всецело определяются нашим внутренним сокровищем.
Хороший урок в этом отношении мы можем получить из жизни природы. Пчелы, например, не садятся на все цветы без разбора, и даже с тех, на которые сядут, стараются унести не все, но берут лишь то, что для них пригодно, а остальное оставляют нетронутым.
Разумный и утвержденный в вере христианин соберет из внебиблейских источников только то, что близко ему по духу и соответствует истине Божией, а все остальное пропустит. Подобно тому как, срывая цветы с розового куста, мы избегаем шипов, так и при знакомстве с произведениями литературы и искусства воспользуемся полезным и будем остерегаться вредного.
Все грамотные христиане, а в особенности те, которые посвятили себя проповедническому служению, вряд ли могут оставаться равнодушными к различным культурным преобразованиям, происходящим в жизни общества. Проповедуя старое Евангелие в новых условиях, служитель Христа должен хорошо понимать и чувствовать актуальные проблемы современности.
Созидая Царствие Божие, он глубоко вникает в нужды и чаяния людей, участвует в практическом труде на благо ближнего, старается быть на уровне культурного развития своей эпохи.
Вспомним яркие примеры из священной истории. В Ветхом Завете для того, чтобы освободить и устроить народ израильский, Бог избирает Моисея и посылает его младенцем в Египет, во дворцы фараона, где он научается всей мудрости того времени и только после этого выступает на поприще народного вождя и пророка Божия (Исх.2:10).
Личность ап. Павла в Новом Завете тоже показательна. Для того чтобы дать наилучшее разъяснение божественных истин Христова учения, осуществить организацию и утверждение церквей, Бог избрал высокообразованного человека, который учился у ног Гамалиила (Деян.22:3) и был знаком с греческой поэзией и философией (Деян.17:28).
Сам Господь Иисус Христос признает пользу всестороннего образования для деятелей Царства Божия, говоря: «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:52).
«Гармония веры и знания, — писал богослов первохристианской церкви Климент Александрийский, — дает высшую степень духовного развития».
На основании слов Христа «дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8) можно сказать, что нет ни одной ветви познания, которая была бы неуместна проповеднику евангельской благодати. Можно собирать прообразы во всей науке, во всей литературе, и если мы живем вблизи центра, вблизи Христа, то увидим свет, сияющий и пребывающий везде.
Известный своими благочестивыми устремлениями русский писатель Н.В. Гоголь в одной из статей высказывает интересное суждение: «Храни вас Бог от односторонности. С ней всюду человек произведет зло, в литературе, на службе, в семье... Односторонний человек самоуверен, односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек не может быть истинным христианином, он может быть только фанатиком. Односторонность в мыслях показывает, что человек еще только на дороге к христианству, но не достигнул его, потому что христианство дает уже многосторонность уму...»
Нам иногда кажется, что, если мы будем только молиться в уединении, быстро станем духовными. Это не совсем так. Духовность не означает отказа от физической деятельности. Любая работа, если мы вкладываем в нее божественный смысл, становится одухотворенной. Духовность в том, чтобы выполнять все с присутствием Божием. Быть духовным — значит использовать все, что мы делаем, для приближения к Богу, гармонии и связи с Ним.
Хорошо сказал о христианстве французский философ Монтескье:
«Христианство, имея блаженство будущей жизни, созидает и счастье жизни настоящей».
Христианство не только соединяет человека с Богом и подготавливает его к Небу, но и вносит семена благоустройства во все стороны земной жизни. Оно делает человека ревностным в исполнении своих обязанностей, водворяет в душу его равновесие, порядок и мир, побуждает его к активной социальной жизни.
В музыке, например, есть такие понятия, как полифония и контрапункт. Объясняя кратко — это гармоническое слияние нескольких самостоятельных мелодий. Сама личность Христа, как нам известно, воплощает две природы — божественную и человеческую. И соединяются они нераздельно и неслиянно, говоря словами Халкидонского Собора. Полифония в музыке, в какой-то мере, выражает многоплановость христианской жизни. Любовь к Богу — своего рода лейтмотив, главная ведущая тема. Любовь эта не отвергает и другие мелодии жизни, но возвышает и облагораживает их, одухотворяя высшим смыслом.
Необходимо обязательно сказать и о том, что количество потребляемой художественной и научной информации еще не говорит о подлинной культуре и качестве внутренней жизни человека. От того, что некоторые люди украшают свои библиотеки модными авторами, проглатывают множество ходовых произведений литературы и искусства, они не всегда становятся лучше, добрей, благородней и содержательней.
Глубокая внутренняя культура – результат напряженной работы духа прежде всего. Дело не в количестве усвоенной информации, а в умении осмыслить ее, духовно переработать. «Круглое невежество не самое большое зло, накопление плохо усвоенных знаний еще хуже!» – сказал Платон.
Интересный и поучительный эпизод был в жизни знаменитого художника и ученого Н.К. Рериха. После пятилетнего путешествия с экспедицией по монгольским степям его спросили в городе: «Как могли вы провести пять лет без театра, без музыки?» На что он ответил с улыбкой:
«Каждый день мы имели театр в жизни; ибо сама жизнь есть музыка, радость духа есть песнь, изображать природу — это значит воздать лучшее приношение Создателю».
Практика жизни доказывает, что человек, обладающий богатым запасом знаний, может быть крайне испорченным морально и стать средоточием зла, а нравственно совершенный, не имеющий широких познаний в области наук, может быть исполнен высших добродетелей и весьма полезен обществу. Иногда ум и совесть живут врозь... И сближают их не столько знания, приобретенные человеком, сколько нравственная и духовная высота личности.
Культурный и образованный человек не тот, кто окончил учебное заведение и получил солидный диплом, и не тот, кто перечитал много книг и познакомился с отраслями всевозможных наук.
Суть истинной культуры и настоящей образованности человека — в благотворном духовном влиянии на окружающую жизнь людей.
«Так да светит свет ваш пред людьми», — призывает Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф.5:16).
Поистине, высшая ученость та, которая за вечной истиной не забывает насущных потребностей сегодняшнего дня.
8. ДА БУДЕТ СОВЕРШЕН БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК (2 Тим. 3:17)
В чем же заключается цель христианской этики? В том, чтобы приобрести от Господа и жить божественной жизнью в земных условиях и быть готовым наследовать обители в Доме Отца Небесного. Жизнь неба на земле — вот христианский практический идеал. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» — провозгласил Иисус Христос (Мф. 5:48).
«А разве это возможно?» — подумает кто-нибудь. Как вести такую жизнь в семье, где не встречаешь ни помощи, ни сочувствия, ни взаимопонимания? Как жить такой жизнью среди людей, далеких от Бога, поглощенных чисто материальными интересами?
Благодарение Богу, у нас есть слова отрады, сказанные Иисусом Христом: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). То, что невозможно нам, возможно Христу. Христос пришел во плоти, чтобы осветить землю и чтобы человек воочию познал божественную жизнь и воспринял ее через подвиг Христа, Его крестные страдания и смерть. Поэтому сораспятие Ему, совлечение ветхого человека и облечение в него — это путь восстановления небесной жизни, некогда утерянной через грехопадение. Божественная жизнь — это не теоретический идеал, а практическое требование. Христос обращается к каждому человеку, чтобы он, совершенствуясь в Боге, научился жить блаженной духовной жизнью. Греховное состояние человека ненормально, ибо оно нарушает гармонию жизни.
На землю явился Богочеловек, и мы, идя за Ним, раскрывая сердце для Него, можем исполниться всею полнотою жизни Божией. Не мы сами, а Христос в нас может жить возвышенной жизнью повсюду, независимо от окружающей среды. Он жил такой жизнью, когда был на земле, в семье, где Его не понимали и где в Него не верили, среди людей, которые над Ним насмехались, всячески противодействовали Ему и, наконец, распяли. Пребывание Христа на земле и являлось как раз раскрытием для людей божественной жизни в земных условиях.
Жизнь духовная, небесная, противоположна жизни плотской. Душевный человек с плотским состоянием не может понять духовную жизнь. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:14).
Почему в церкви один получает радость, а другой скучает? Например, человек, не имеющий музыкального образования и развития, вряд ли сможет уловить во всей целостности замысел композитора. Так и духовные переживания недоступны людям, сердца которых засорены грехом. Подобное познается подобным. Бог познается святостью.
Ступень к богообщению есть святость. Состояние святости не надо рассматривать как совершенную безгрешность. Святость – это отдача себя в руки Господа и утверждение плода Духа Святого в человеке.