Ответ на разные тревожные мысли ищущему спасения
Милость Божия буди с вами!
Ваше письмо доставило мне большое утешение, удостоверив, что у вас по делу Божию все течет добре. Даруй вам Господи более и более утверждаться в добром и отгонять недоброе.
Ваше хорошее состояние в молитве дает знать, что охлаждения и бесчувствия, испытываемые вами, не составляют коренного вашего настроения, а суть случайности, бывающие со всеми. Их терпеть надо, жалеть и молиться об избавлении, но никаких решительных заключений на основании их делать не следует. Тоже и о добрых состояниях - благодарить, молиться о продлении или не лишении и в другие разы, а заключений: вот кажется установляется доброе настроение и подобных не делать. Ибо состояния сии непрочны: приходят и отходят. - Что постоянно должно быть, это решимость благоугождать, и ревность о том живая и деятельная.
- Жалуетесь, что начали говеть, но от суетностей освободиться не в силах. В пример же приводите то, что многие приходят по делам, требуемым вашею службою. - Дела службы не суетность; это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг. Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. - Суетность - дела по удовлетворению страстей, - так же ненужные, и бесполезные. - Расчислите, и отделите в жизни своей суетность от несуетности, - и увидите, что и среди их можно поминутно волю Божию творить. Прибавьте: творить их во славу Божию. Вот и будете святой, или святости ищущий.
- Тяготит мысль, что не все сделано по делу молитвословия. - Это бывает от сознания, что оно было исполнено не как следует: мысли отбегали, чувства набегали недолжные, и заботы о чем-либо. В этом тотчас каяться надо, бранить себя и полагать намерение быть исправным. - Надо постараться приобресть навык - не считать окончания молитвословия концом молитвы, а и после того считать долгом быть в молитве. Это исполняется памятованием о Боге неотходном, с благоговением, и преданием себя в волю Божию. Тогда у вас будет на душе, что отходя от молитвословия, вы не отходите от молитвы, - а только переменяете один вид ее на другой. Позыв на уединение и безмолвие, и даже порывы, вами испытываемые, не суть доброго качества. Потому лучше их прогонять, а на место их выставлять, или производить в душе - желание труда - преутруждения себя. - Вы по временам имеете уединение, - и довольно. Во всякое другое время старайтесь уединяться в сердце и там установить свое сознание пред лицем Божиим: что есть хождение пред Богом.
- Ваша раздражительность, иногда капризная, пройдет, как только навыкнете ходить в присутствии Божием, под всевидящим оком Божиим. Она от гордости. Смирение прогонит ее, - а также сознание, что вокруг себя должно распространять благостыню.
- Относительно - В. можно удовольствоваться тем, что в душе искренно помирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить: иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Впрочем же делайте как делаете, то есть встречаясь старайтесь мир блюсти на душе, и проходите не затрагивая его, и только молясь о нем [...]
Елисавету буду поминать. Михаилу даруй Господи здоровье. Да упокоит Господь души и родичей ваших. Благослови вас Господь!
Спасайтесь! Е. Феофан. 13 декабря 1892 г.