О Втором Господнем Пришествии и о покаянии 4 страница
Итак, поелику Исав приносил покаяние незаконно, то он отвержен не потому, что покаяние не имело силы очистить преступника, но потому, что легкомыслие поступка в уме имело корень горести, как сказал Павел (Евр. 12:15). Исав обрезал зелень, но оставил корень, и казалось это покаянием, но было не покаяние, а личина. Проливал он слезы не о том, что согрешил, но что не мог обмануть Бога; плакал, прося благословения, не для того, чтобы возблагодарить Бога, но чтобы насладиться плотским. Корень горести был внизу, в сердце, а листья — слова — на устах. В уме замышлял нечестие, а на словах заботился о благословении. Правителем души — умом обладал грех, и только языком хотел он приобрести себе благословение.
Для чего же говорю сие? Для того, чтобы ты, ежели в сердце у тебя есть горесть, сперва искоренил её и потом уже приходил к Богу. Врач не знает страданий больного, но не так Бог. Потому кающийся должен знать, где уязвлен. Потому и Бог, как Врач, говорит: глаголы ты грехи твоя прежде и оправдишися (Ис. 43:26). Не говори одного вместо другого, потому что нанесешь сим вред себе. Плачешь, как Исав, а внутренне раздражаешься, как змий. Не приемлет Бог такого покаяния, если просишь Его о прощении и гневаешься на кого-либо, как Исав на Иакова. Он желал получить благословение и надеялся, что Бог будет ему содействовать в умерщвлении брата, и плач его был преступен, потому что замышлял он ввергнуть в сетование родителей. У кого просил, чтобы преподал ему благословение, тому желал он смерти, говоря: «О, когда бы умер отец мой, да бых убил Иакова!» (Быт. 27:41). Раздражительность сделала его не только братоубийцею, но и отцеубийцею, потому что затаенный гнев всегда увеличивает беззаконие; почему с продолжением времени раздражительность сделала его и богоненавистным. Знаешь, согрешил ли ты, и душевный ли у тебя грех или плотский, как знаешь, так приноси и покаяние. Ибо для покаяния нет ничего невозможного: даже мертвую душу может оно живою представить Богу. Грех душевный может привести к смерти, — сказал Иоанн (1 Ин. 5:16). Посему приноси покаяние так, как бы отчаивался ты в жизни, и умерщвлением тела удалишь от себя душевную смерть. И Спаситель сказал ученикам: иже погубит душу свою… обрящет ю (Мф. 10:39). Как же это? Решившись умереть покаянием, будет он жив по той благодати, которая в нем.
Одному только Богу возможно, братия, воскрешать мертвых. Но и в неисцельных болезнях дал Он людям покаяние. У Давида была неисцельная язва, но так уврачевало его покаяние, что не имел он и струпа язвенного. Покаянием преклонен был Бог уничтожить срамоту блуда и убийства, а не иереями и тельцами. Покаяние загладило все нечестие Манассиино. Бог повелел Моисею истребить все народы ханаанские, и без жертв и иереев одно исповедание не только спасло гаваонитян, но даже сделало, что причислены они к Израилю. Вера посредством обращения к Богу и блудницу Раав унаследила со святыми, несмотря на то, что она была блудница и хананеянка, а закон то и другое признавал достойным казни. Бог на веки отлучил аммонитян и моавитян, а Руфь моавитянку принял в число благочестивых жен, потому что от нее произрастил святейшего Давида, которого истинное покаяние сделало, что и действительное беззаконие не оставило в нем и следа. Покаяние изгладило струп его прелюбодейства и от Вирсавии произвело Соломона, царя Израилю. И Давид, принося покаяние, умолял о сем: по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50:2). Итак, не ради иерея или закона услышан был сей муж, но ради покаяния, проповедуемого в Церкви, потому что покаяние все превышает: оно препобедило закон. Прекрасно сказал Давид о покаянии: Богом моим прейду стену (Пс. 17:30), потому что закон, как стена, препятствует нечестивому прийти к Богу; а покаяние дает ему крылья и делает, что, перелетая стену, находит он доступ к Богу. Не подчиняется законному приговору и, в покаянии припадая к Богу, показывает подзаконным иереям, что чего они не в состоянии очистить, то покаяние совершает даром. Сила его приближается к власти Спасителя, потому что кого не оправдывает закон, тех совершенными делает покаяние. Давид не был совершен, если судить по закону, но оправдан провозглашением Церкви. Покаяние спасло многих, тогда как закон грозил им смертью, если бы не покаялись, как должно.
Горе еретикам, утверждающим, что нет покаяния; к ним принадлежат и те, которые говорят, что нет Бога. Ибо если нет покаяния для людей немощных, требующих уврачевания, сие то же значит, что сказать: «Нет Господа Бога». Итак, докажи, что покаяние водворялось там, где страх наказания угрожал преступникам, и что нет покаяния в Церкви, где благодать, подобно солнцу, воссияла и достойным и недостойным. Бог благоизволил отменять Свои определения в синагоге, чтобы даровать покаяние, и отринет оное в Церкви? Невозможно то, что утверждают еретики. Покаяние тесно соединено с Церковью; оно знает, как тех, которые не коснеют в нечестии, приводить к Богу в вечную жизнь. Сам повелел до седмьдесят крат седмерицею отпускать согрешившим против нас (Мф. 18:22). Ужели же не превзойдет Он людей благостию? Мытарь препобедил фарисея смиренномудрием, а ты говоришь, что Бог немилостив; фарисей полагался на оправдания закона, а мытарь объявил грехи свои — и покаяние без дел оправдало исповедающегося. Для чего же? Для того, чтобы многие обратились к покаянию. Как же ты говоришь, что Бог немилостив и не приемлет покаяния грешников? Глаголи ты грехи твоя прежде, да оправдишися, — сказал Бог. И такое снисхождение превращаешь ты, еретик, в бесчеловечие?
Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; не совершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное ещё принес он покаяние. Познай из сего Божию во всем точность и уразумей пользу покаяния; каково дело, такая дается награда. Словесно исповедался — и допущен к преспеянию в деятельном покаянии. Что говорит мытарь? Господи, милостив буди мне грешному (Лк. 18:13). Что же на сие Христос? — Аминь глаголю вам, яко сниде мытарь оправдан… паче фарисея (Лк. 18:14). Не сказал, что оправдан и освобожден от осуждения, чтобы дать нам образец, как должно приносить деятельное покаяние не словом только, но и делом. И Содом оправдан Иерусалимом, как сказал пророк Иезекииль (Иез. 16:52) не по причине добродетели его, а по избытку нечестия у иудеев в сравнении с содомлянами. Так и мытарь оправдывается сравнительно с фарисеем. Разбойник, исповедавшись словесно, спасается, потому что не было ему времени принести покаяние на самом деле; переменою своею показал он в себе стремление обратиться и деятельно, если бы дано было ему время; как за слово можно быть осужденным в нечестии, так по слову же можно оказаться и благочестивым. Моисей и молча вопиял ко Господу (Исх. 14:15); следовательно можно получить прощение и за помысл. Павел сказал: Помолюся духом, помолюся же и умом (1 Кор. 14:15), чтобы показать тебе, как полезны и обе молитвы, и каждая из них, когда бывает для той или другой время; только надобно быть внимательным к духовному созерцанию.
Тебе говорю, отметающий покаяние: употребление его имеет место и в Церкви. Знаю, что ты утверждаешь, будто бы после крещения нет уже покаяния. Что ты говоришь? Бог даровал нам благодать сыноположения в крещении и не даст благодати отпущения грехов? Даровавший великое не будет милостив к малым? Подающий мертвым воскресение не даст немощным исцеления? Даровавший ослепленным очам прозрение не очистит их от гноетечения? Очищающий загнившие язвы не попечется об имеющих на себе прыщи? Из рабства приведший в свободу откажется выслушать оправдание? Удостоивший сыноположения не приимет исповеди от сына? Из раба сделал Он сыном и не приимет погрешившего сына? Бог не гнушается тем, что велико и всего выше, то есть, именоваться Отцом человеков, и откажет Он в малом, — стать очищением для исповедающихся чад? Не убедишь ты меня, еретик, хотя и желательно тебе отрицать Божию благость. У меня есть источник; не имею нужды в твоей сухости. У меня Христос, и я обличу твое беззаконие. За нас Он умер — и не ходатайствует о нас? За нас благоволил быть распятым — и откажется милосердовать о нас? Если столько возлюбил нас, что принял за нас заушения, то презрит ли томящихся гладом, имея у Себя источник милостей? Если кто при недостаточности захочет выкупить раба или детище, и предложено ему будет или отдать выкуп, или умереть, то не предпочтет ли он заплатить выкуп? Если бы у Христа не было источника милостей, то, может быть, сказал бы иной: потому Он и умер, что не имел чем выкупить возлюбленного. Но Он совершил чрезвычайное — и не даст человеку маловажного? Не отверг нечествующих — и не приимет кающихся? Призвал преступников закона — и отвратится от обращающихся? Помиловал хульников — и не умилосердится над умоляющими Его? Или однажды Он милует, а в другой раз наказывает? Сегодня — Отец, а наутро — чужой? Сегодня изъявляет любовь, а наутро, по скудости, не сделает этого! Сегодня благ, а наутро жесток! Сегодня, вняв ласкательству, снабжает, а наутро, став благоразумным, не дает Себя в обман! Прочь с такими умствованиями! Невозможное говоришь ты, человек! Бог неизменяем, непревратен. Павел говорит: Нераскаянна… дарования… Божия (Рим. 11:29). Да и почему же, Сам повелев молиться: остави нам долги наша (Мф. 6:12), переменил Свое намерение прощать грехи? Не оглашенным повелел молиться о сем. Не молитва ли это верных? Как же ты говоришь, что после крещения нет покаяния?
Отвечаешь ты — Павел говорит: Невозможно… просвещенных единою… паки обновляти в покаяние… распинающих… себе Христа (Евр. 6:4, 6), невозможно принимать преступников. Итак, кратко скажу тебе смысл сего учения, чтобы не продлилось слово при истолковании. Павел сказал не о покаянии, но о втором крещении, потому что крестившемуся во Христа невозможно быть крещенным снова. Сам апостол говорит: елицы во Христа… крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. 6:3). Итак, о крещении сказал, что падшим невозможно снова распинать Христа, то есть, снова креститься. Один крест — одно, говорит, и крещение. Ежели есть другой крест, — есть и другое крещение. К Евреям писал Павел и хотел доказать, что крещение Христово не есть что-либо обыкновенное. Они думали о крещении, что оно подобно совершавшимся под законом. Итак, в удостоверение их говорит: у нас невозможно падшим креститься снова. Иудеи совершают различные крещения, как прежде обличил их Павел, рассуждая об очищении; и Христос показал, что подзаконное крещение есть дело обыкновенное, потому что фарисеи непрестанно крещаются, пребывая нечистыми (Мф. 23:25). Омывай, — говорит Он, — не внешность блюда, но внутренность полную хищения и горечи. Не о покаянии сказал Павел, что невозможно оно для просвещенных, но о перекрещивании.
Ты строишь все на умозаключениях, а я представлю во свидетельство дела апостола. Докажу тебе, что утверждаемое тобою клевета на апостола, и побужду покаяться. Что говорит он Галатам, отступившим от веры? Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Поелику рождены они были с болезнями для Павла, то есть искушениями и скорбями, то и сказал посему: паки болезную, потому что были уже крещены о Христе. Если же не отверг целой во граде церкви мужей, прежде верных, но отступивших от веры, а креститься двукратно или многократно запрещал, то ужели некрещеным сказав: Течасте добре (Гал. 5:7); кто вы прельстил есть не покоритися истине? (Гал. 3:1). Ужели некрещеным так же сказал: Толика пострадаете туне? Аще точию и туне (Гал. 3:4). Ужели некрещеным сказал: Подаяй убо вам Духа Святаго и действуяй силы в вас, от дел ли закона, или от слуха веры? (Гал. 3:5). А если апостол и принадлежащим к клиру не возбранял покаяние, то как утверждаешь, что после крещения нет покаяния?
Давид говорит: Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50:13); как же не имеют покаяния согрешающие по принятии благодати Святаго Духа? Он был пророк, но, согрешив, покаялся, и Бог простил ему, а мне, законно кающемуся, не простит? Давид говорит: Воздаждь ми радость спасения Твоего (Пс. 50:14), потому что по совершении им прелюбодеяния радость была у него отнята и возвращена покаявшемуся, так как и после сего, до самой смерти, Давид пророчествовал.
Апостол Петр, после того как поставлен был в апостола, совершил силы и знамения благодатию Святого Духа и крестил в Иерусалиме, отрекается от Христа и, покаявшись, не отвержен, потому что плакася горько (Мф. 26:75), но сподобился сладостной благодати. Христос простил ему, потому что не может прощать человек, как скоро согрешит кто против Бога. Соблазнился Петр настоящим мнением своим о Христе и не от Бога отрицается он, а напротив того, соблазн креста имеет оправданием мнение его о Христе. Потому и Христос как Бог, непроизвольно отрекшемуся скоро прощает. Христос и прежде креста был Бог, но Божество сокрыто было от всех живущих на земле. Петр не видел невидимого; увлеченный же видимым теперь поползнулся, однако же, покаявшись, принят.
Петрово отречение не обращай для себя в повод к небрежению. Он увлекся за другими, а ты безмятежно должен хранить веру, как утвержденный долговременным учением. Он скоро приобрел Христа и сподобился прощения. А ты не знаешь ещё, отпустит ли Он тебе грех или нет, ибо сего люди не могут прощать, хотя бы то были Ной, или Иов, или Даниил. Петра извиняет крайность, но гибель угрожает совращающимся без крайности. Ибо день Господень тма, а не свет (Ам. 5:20).
Итак, есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога. Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния. О таковых и сказано, что покаяние не имеет для них силы, потому что думают, будто бы Богу приятны ругатели. Кто небрежет о Боге, чтобы благоугодить Богу, тому нет покаяния. Кто знает, что зло пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху. На суде нет покаяния, потому что дело Судии не прощать, но произносить суд о поступках, в которых признаются. На суде последует определение; и как возможно приносить покаяние в воскресение? Если бы воскресли мы для чадородия и устройства жизни, то была бы надежда на покаяние, потому что жизнь опять была бы училищем, и в нашей власти состояли бы и свободное произволение и разум. Никто не видывал, чтобы пред судиею стоял разбойник без уз, а прелюбодей и расхититель гробов ходил спокойно. Так и для нас на суде будут узами обличение, стражею — предстояние с подсудимыми, порабощением — совесть и стремление произволения, приводимо в бездействие исследованием Судии.
Не проповедую покаяния, чтобы не стать тебе небрежным, но и не отвергаю его, чтобы не впасть тебе в отчаяние. Не говорю: «Будь теперь небрежен, тогда покаешься». Не учу грешить во время жизни и приносить покаяние на суде. И Пророк сказал, что нет исповедания во аде (Пс. 6:6). И после крещения, согрешив, можно нам покаяться, но не должно быть небрежными, понадеявшись на покаяние. Если тот имеет на себе грех, кто зная, что хорошо, не делает сего, то кольми паче грешит, кто зная, что худо, делает это?
Если же покаяние — прекрасное дело, то отметающий оное делает худо, и само покаяние вознегодует на него, зачем думал, будто бы оно боится худого, так что не в состоянии и помочь человеку. А если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех. Покаяние проповедует оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно, и отвращается от пребывающих во грехе. Послушай, что говорит Бог: нечестивый, пришед во глубину зол, нерадит (Притч. 18:3); почему возопиют, — говорит ещё, — и не имам услышати их (Зах. 7:13).
Говоришь, что нет покаяния после крещения; а как же евангелист Иоанн сказал, что Христа ходатая имамы ко Отцу… и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира? (1 Ин. 2:1–2). И себя включил здесь святой, желая показать, что покаяние простирается и на согрешивших по принятии даже столь обильной и высокой благодати, какую имел святейший евангелист Иоанн. Говоришь, что нет покаяния после крещения? Злой ты раб, зарывший талант свой в землю, потому что не проповедал покаяния, чтобы слово приобрело себе души грешников для избавления от осуждения и для спасения. Итак, знай, что нечестиво не верить покаянию.
С таланта начали мы слово, талантом и заключим, во много крат приумножая Богу спасение наше, да в воскресение приимет Он нас по милости, щедротам и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Поучение о безмолвии
Приобретите, братия, безмолвие, как крепкую стену. Безмолвие поставляет тебя выше страстей. Ты ведешь брань сверху, а страсть — снизу. Приобрети безмолвие в страхе Божием, — и не повредят тебе все стрелы вражии. Безмолвие в соединении с страхом Божиим есть огненная колесница, на небо возносящая того, кто приобрел оное. Да убедит тебя в сем пророк Илия, который возлюбил безмолвие и страх Божий и восхищен на небо. О, безмолвие — преспеяние монаха! О, безмолвие — небесная лествица! О, безмолвие — путь в Царство Небесное! О, безмолвие — зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его! О, безмолвие, не удерживающее слез! О, безмолвие, порождающее кротость! О, безмолвие, сожительствующее со смиренномудрием! О, безмолвие, вводящее человека в мирное состояние! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим! О, безмолвие — озаритель ума! О, безмолвие — испытатель помыслов! О, безмолвие — сотрудник рассудка! О, безмолвие, порождающее все доброе. О, безмолвие — утверждение поста! О, безмолвие — преграда чревоугодию! О, безмолвие — упражнение в молитве и чтении! О, безмолвие — тишина помыслов! О, безмолвие — покойная пристань! О, безмолвие — неозабоченность души! О, безмолвие — веселие души и сердца! О, безмолвие — истребление безрассудства! О, безмолвие — враг бесстыдства! О, безмолвие — матерь благоговения! О, безмолвие — узилище страстей! О, безмолвие — сотрудник во всякой добродетели! О, безмолвие, приводящее к нестяжательности! О, безмолвие — благое иго и легкое бремя, успокаивающее носящих тебя! О, безмолвие — поле Христово, плодоносящее добрые плоды! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, — стена и ограждение желающим подвизаться ради Царствия Небесного!
Да, брат, приобрети себе благую часть, которую избрала Мария, яже не отнимется от нея (Лк. 10:42). Видишь ли, брат, каково безмолвие? Сам Господь похваляет того, кто приобрел оное. Приобрети себе безмолвие, возлюбленный брат мой, насладися Господеви Твоему (Пс. 36:4), сидя при ногах Его, и прилепившись к Нему Единому, чтобы и ты мог сказать с дерзновением: Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя, Сего ради, яко от тука и масти да исполнится душа моя (Пс. 62:9, 6). Да, брат мой, приобрети себе безмолвие, сладчайшее меда. Ибо лучше кусок хлеба с солью в безмолвии и неозабоченности, нежели предложение дорогих яств среди искушений и забот. Послушай Того, Кто говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Господь желает упокоить тебя от попечений, от раздражительности, от искушений и скорбей века сего; Он хочет, чтобы не озабочен ты был египетским плинфоделанием (изготовлением кирпичей); хочет вести тебя в пустыню, то есть в безмолвие, чтобы освещать пути твои столпом облачным, чтобы напитать тебя манною, разумею же хлеб безмолвия и неозабоченности, и чтобы наследовал ты землю обетования. Да, возлюбленный, приобрети себе безмолвие, возлюби его, да насладишися на пути свидений Божиих, яко о всяком богатстве (Пс. 118:4). Да, брат, приобрети безмолвие вместе со страхом Божиим — и Бог мира будет с тобою. Ему слава во веки веков! Аминь.
Умоляю вас, братия, возлюбленные Господом, постарайтесь каждодневно иметь сие в памяти, разумею же веру, любовь, смирение, подкрепление себя всегдашними молитвами к Богу, всегдашним поучением в Божественных Писаниях и безмолвием. Если все это есть и избыточествует в вас, то не будете недеятельными и бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа. Монах, который не приобрел сего и нерадит о своем спасении, есть смежающий очи слепец, забывший прежние свои грехи, и случися ему истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный (2 Пет. 2:22). Отбегшим бо скверн мира познанием Господа… нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшимся… быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути истины, нежели познавшым, паки возвратитися вспять (2 Пет. 2:20–21). Итак, возлюбленные и верные рабы, избранные воины Христовы, монахи, восприимем сказанное сердцем своим во всеоружие, каждый день, без опущения, содержа сие в памяти, чтобы в состоянии нам быть, подвигом добрым подвизаться и попрать всю силу вражию, и избавиться от гнева, грядущего на сынов непокоривых, обрести же милость и благодать в страшный день пред Судиею Праведным, воздающим каждому по делам его. Ему слава во веки веков! Аминь.