Торопиться с ифтаром и затягивать с сухуром
Аишу спросили: «Два человека из числа сподвижников Пророка Солла Ллаху алейхи уа саллям, один из них торопиться с ифтаром и торопиться с намазом, а другой затягивает с ифтаром и намазом» она спросила: «кто тот, кто торопиться с ифтаром и торопиться с намазом». Ей ответили «Абдулла (Ибн Масъуд)». Она сказала: «именно так поступал Пророк Солла Ллаху алейхи уа саллям. (Муслим)
«Сподвижники Пророка больше всех торопились с ифтаром и больше всех затягивали время сухура» от Амра ибн Маймуны передал Абдураззақ.
«Люди будут находиться в благе до тех пор, пока будут торопиться с ифтаром» Сахль ибн Саад[18]
Польза того, когда человек спешит с ифтаром:
1.Указание что они находятся в добре
2.Причина получения блага
3.Практикование и сохранение сунны Пророка Солла Ллаху алейхи уа саллям.
«Не перестанет находиться моя община на сунне до тех пор пока не будут ждать появления звезд для того, чтобы сделать ифтар» Ибн Хиббан/Ибн Хузейма. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.
4. Противоречие иудеям и христианам
«Религия будет одерживать верх пока люди будут торопиться с ифтаром, т.к. иудеи и христиане затягивают с ним» Абу Дауд. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани (хасан)
Условие ифтара, чтобы точно удостовериться что солнце зашло.
Пост прекращается с момента захода солнца, либо когда минимум 1 свидетель сообщает тебе об этом. Довод: Пророк салаЛлаху алейхи уа саллям велел человеку залезть на возвышенность, чтобы тот свидетельствовал закат солнца и когда он говорил, что солнце зашло они разговлялись
Если человек находится в мечети, а азан для ифтара еще не дают, то разговляться в этом случае - порицаемо.Т.к.:
1.Это вызывает подозрение людей
2.Это объединении с джамаатом за имамом
3.Большой вред (приводит к разделению, спорам, люди могут перестать слушать твой призыв)
Согласно шариатскому правилу «оттолкнуть зло лучше чем принести пользу»
Является сунной совершить ифтар до намаза
4.Делать ифтар с рутоб (свежие финики), если их нет, то с тамр (сушенные финики), если нет и их, то водой. Хадис от Анаса ибн Малика в сборнике Абу Дауда[19]. «Посланник Аллаха разговлялся свежими финиками до того, как совершить намаз, а если не было свежих, то сушеными а если не было сушеных фиников, то несколькими глотками воды». Это не является обязательным так как Пророк салаЛлаху алейхи уа саллям разговлялся савиком[20] размешаным с водой. Что указывает, что у него была вода и если было бы обязательно разговляться водой, то он сделал бы это.
5 Говорить: «Я пощусь» тому, кто ругает тебя и т.п. Произносит эти слова языком.
6 когда сделал ифтар сказать: «захаба ззома уа бталлятиль-урук уа сабата-ль-аджру ин ща Аллаха»[21] Ушла жажда, наполнились вены и утвердилась награда если пожелает Аллах.
В другом хадисе приходит что нельзя говорить «О Аллах прости меня если пожелаешь».
В этом нет разногласия, так как первый хадис приходит как хабар и поэтому уместно сказать если пожелает Аллах. А когда просишь не говоришь если пожелает Аллах.
Увеличение благих дел
«Пророк был щедрым, но в Рамадане он был еще щедрее» хадис Ибн Аббаса
(Бухари/Муслим)
Хукм, не поститься в месяц Рамадан
1.Мухаррам (для тех у кого нет оправдания)
Абу Умама аль-Бахили передал хадис от Пророка (салаЛлаху алейхи уа саллям) в котором он говорит, что видел во сне людей, подвешанных за ноги, с разорванными углами рта из которых текла кровь. Я спросил кто это такие? Мне ответили: «Это те кто разговлялся преждевременно, до того как закончится пост»[22] Также в хадис заходит тот кто намеренно не соблюдает пост
Мнения относительно того, кто прервал свой обязательный пост
1-мнение. Воздержаться от всего того, что нарушает пост, до конца дня. По двум причинам:
а) Ослушание Аллаха не должно приводить к облегчению положения
б) Аллах приказал поститься до заката
2-мнение. На нем возмещение этого дня. Довод: хадис в сборнике Абу Дауда «Тот, кого вырвало – на нем нет ничего, а тот, кто сам вызвал рвоту - возмещает»
2.Уажиб. В нижеследующих случаях:
а) во время хайда. По единогласному мнению ученых
б) во время нифаса. По единогласному мнению, ученых
в) если оставление поста приведет к спасению жизни (на таком восполнение). Т.к. здесь вступает в силу шариатское правило относительно пользы и вреда. Так как пост можно возместить, а жизнь не вернуть
Условия разрешения не поститься мусафиру:
1.Чтобы он вышел на расстояние сафара
2.Чтобы его сафар не был ради греха
3.Не делал сафар уловкой, чтобы не поститься.
Расстояние с которого считается, что сафар начался:
1. 85 км и более. Независимо от мнения людей считается сафаром. Так как Пророк назвал подобное расстояние сафаром. «Не позволительно женщине, которая верит в Аллаха и Судный день отправляться на день и ночь пути в путешествие без махрама[23]» сутки пути на верблюде примерно 85 км.
2. Менее 85 км – возвращается к обычаям людей. Исходя из шариатского правила: «все, что пришло в шариате в обобщенном виде и не пришло ограничений в шариате и в языке, возвращается к обычаям людей»
Сафар бывает трех видов:
1.В подчинении Аллаху. В этом случае разговлятся разрешено. Умра, хадж.
2.Мубах. В этом случае разговляться также разрешено. Как выехал в поисках работы
3.Сафар с целью ослушания Аллаха. Разговляться запрещено по мнению большинства ученых. Т.к. не поститься в пути это милость и разрешение от Аллаха, а разрешение Аллаха не достигается посредством запретного. А так же если запретит ему разговляться, то это может сдержать его от этого сафара. И это более правильное мнение. А если он желает пользоваться разрешением не поститься, то пусть покается и ему будет разрешено пользоваться милостью Аллаха не поститься в пути
Мнение Шейх уль-Ислям ибн Теймийй заключается в том, что человек, который выехал в сафар с целью греха также имеет право разговляться.
Хукм разговляться мусафиру: Сунна в основе
Что лучше для мусафира, поститься или не поститься?
Во первых Иджма на то что у него есть выбор.
Человек смотрит на свое положение и в зависимости от него решает поститься ему в сафаре или нет. Люди в этом отношении бывают трех видов:
1.Для него легко поститься и тяжело восстанавливать Хадис «Аллах любит когда пользуются его милостями, также как любит когда исполняют Его приказы» цель разрешения в том, чтобы облегчить ему а для него облегчение в том чтобы поститься
2.Для него тяжело поститься и легко восстанавливать. Лучше не поститься «Не из благочестия поститься в пути»[24]
3.Для него одинаково легко и то и другое.
Лучше если он поститься. Снимает с себя ответственность поста и застигает достоинство Рамадана. Так же Пророк постился в пути[25] а с ним Абдулла ибн Аби Раваха. А иногда не поститься чтобы принять разрешение Аллаха «Аллах любит когда пользуются его милостями, также как любит когда исполняют Его приказы».
Положение больного в Рамадане:
1.Незначительная болезнь.Харам прерывать пост (небольшая головная боль и т.п.)
2.Тот, чей пост усугубит его болезнь.Харам поститься «Запрещено причинять вред»
3.Человек боиться вреда от соблюдения поста. Ему желательно не поститься
4.Пост не усугубит его болезнь, но ему тяжело соблюдать пост.Прервать пост желательно. Однако если востанавливать ему еще тяжелее, чем поститься, то лучше для него поститься
Если человек днем в Рамадан выходит в путь, с какого места начинает оставлять пост мусафир:
1.У себя дома.Если твердо вознамерился на сафар и уже приготовил свои вещи. Довод: действие Абдулла ибн Амр ибн Ааса, который намереваясь отправиться в сафар в Рамадане начинал разговлятся уже в городе. Когда его порицали он отвечал: «разве не желаете вы сунны?»[26]
Также в хадисе Анаса, у Ат-Тирмизи когда он подготовился к пути и поел. его спросили это сунна? Он ответил: «Сунна»
2.За пределами населенного пункта. Т.к. до этого момента он не считается мусафиром. Шейх ибн Усеймин
Это мнение более безопасно, т.к. он рискует не выехать в сафар. Также чтобы выйти из разногласия. Однако если он прервет пост и выберет первое мнение, то он не заслуживает порицание, так как есть асары от саляфов.
Что лучше для беременной и кормящей?
1. Если она боится за себя или ребенка и ее страх обоснован, (врач сказал, что ребенку будет вред) – Харам поститься и уаджиб прервать. «Запрещено приносить вред себе и другим»
2. Если страх есть, но не обоснованный (думает, что будет вред) – лучше не поститься.