Чего следует избегать человеку, желающему совершить жертвоприношение?
Тому, кто намеревается совершить Жертвоприношение не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» Муслим 1977.
Это относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление содержит в себе обязательный характер, а не желательный, согласно самому правильному из высказывавшихся на этот счет мнений. Имам Ибн аль-Къайим в «Тахзиб ас-Сунан», упомянув мнение о том, что в этом хадисе речь идет о категоричном запрете, сказал: “Счастлив тот, кто сказал в отношении этого хадиса, опираясь на его внешний смысл, поскольку он достоверный и нет ничего, что противоречило бы ему!” См. также «‘Аунуль-Ма’буд» 7/491.
Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Тот, кто подстригает ногти и волосы (до принесения в жертву животного), является ослушником. А что касается того, что распространено среди людей высказывание, что подобное делает Удхия недействительным, то это неверное заявление, ибо нет никакой связи этого с действительностью Удхия”. См. «Шархуль-мумти’» 7/533.
Однако нет греха на том, кому необходимо удалить какую-либо часть своих волос или ногтей, что может нанести вред, как, например, заусенец или рана в покрытом волосами месте.
Если человек удалит что-нибудь из своих волос и ногтей в течение первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, не намереваясь совершить Удхия, а затем он передумает и решит принести в жертву животное, то ему следует воздерживаться от стрижки волос или ногтей с того самого момента, когда было принято такое решение.
Этот запрет касается лишь того, кто совершает Удхия, и не распространяется на остальных членов его семьи. Известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал Жертвоприношение за членов своей семьи, но нигде не сообщается, чтобы он запрещал им удалять что-либо из своих волос или ногтей.
Также это не касается и мясника, которому доверили заколоть жертвенное животное. Шейх Ибн Баз говорил: “Что касается тех, кому доверили заколоть жертвенных животных, то они ничего не должны делать, поскольку Удхия совершают не они. Удхия совершают те, кто доверил им заколоть животных!” См. “Фатауа Ислямия” 2/316.
Но, несмотря на то, что для членов семьи того, кто будет совершать жертвоприношение, не является обязательным не трогать волосы и ногти, все же, по мнению группы имамов, это остается желательным. И в качестве довода они приводили сообщение со слов Нафи’а, который рассказывал: “Однажды Ибн ‘Умар проходил мимо женщины, которая в один из десяти дней Зуль-Хиджа укорачивала волосы своего сына, и он сказал ей: «Если бы отложила это до дня Жертвоприношения, то было бы лучше»”. аль-Хаким 6/220. Все передатчики этого сообщения заслуживают доверия.
Тут следует также упомянуть о мнении некоторых имамов, что нельзя удалять волосы и стричь ногти именно тому, кто уже приобрел жертвенное животное. Да, имам ан-Науауи в «аль-Маджму’» называл данное мнение отклоненным и слабым, сказав, что запрет связан с наступлением месяца, а не приобретением животного. Однако, все же это мнение имеет основу, и сторонники его в качестве довода приводили другую версию упомянутого хадиса: «Тот, у кого есть жертвенное животное, то при наступлении месяца Зуль-Хиджа пусть не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву». Муслим 1977 (42).
Сторонники этого мнения сказали, что в данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал запрет с тем, кто уже определился с выбором животного для жертвоприношения и приобрел его уже. И так понимал этот вопрос Са’ид ибн аль-Мусайяб, который был передатчиком хадиса, как этой версии, так и упомянутой о запрете в общем.
Также имам Ибн Хиббан, упомянув данный хадис и мнение Ибн аль-Мусайяба, назвал главу своего сборника так: “Упоминание разъяснения того, что запрещается это (стричь волосы и ногти) именно тому, кто уже выбрал и купил животное, которое желает принести в жертву, если настал месяц Зуль-Хиджа, а не тому, кто купит животное уже после наступления месяца”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 13/239.
И это было одним из мнений шафиитов, о чем сообщил аль-Мауарди в «аль-Хауи», сказав: “Не является порицаемым (подстригать ногти или волосы), пока он не купит и не выберет себе вид животного. Если же он выберет и приобретет животное, то становится порицаемым трогать волосы и т.п.”.
Но все же лучше придерживаться в данном случае мнения большинства имамов, не прибегая к этому мнению, кроме как при исключениях, как забывчивость подстричь волосы и ногти перед наступлением Зуль-Хиджа, а он уже зарос или отросли ногти, что причиняет неудобства и т.п.