Сказание о лhнивыхъ ис книги Пчелы
(ИРЛИ Усть-Цилемское собрание № 120, л. 29-32)
Друзи и братия моя любимая, не уподобляйтеся лhнивымъ рабомъ, не долго спите, утром поставайте рано, ложитеся поздо, вечеромъ молитеся Богу за ежедневное правило, да не внидите в напасть // (л. 29 об.), яко же рече Господь. Лежа добра не видати, а горя не избыти, спасения не получити и Бога не умолити, грhховъ не очиститися, чести и славы не получити, красных ризъ не носити, медвяннаго пития не пивати, сладкаго брашна не ядати.
Безумному и лhнивому и невстанливому добрымъ мужемъ // (л. 30.) не слывати и господиномъ в дому не бывати, и во власти себh не видати, к Богу и к царю, и князю, и господину милымъ не бывати.
А еще бhда его по голhнямъ биетъ, а долгъ его в зашеекъ пихаетъ, недостатки его в дому сhдятъ, а раны по плечамъ лежатъ[1], а уныние его на главh, посмhхъ на брадh, // (л. 30 об.) помыслы на устhхъ, горесть на языцh, печаль в гортани, сухота в печеняхъ, во чревh коркота, а убожество у него в клhти гнhздо свило.
И таковый человhкъ лhнивый и лhжливый в дому не господинъ, женh не мужъ, дhтямъ не отецъ, и добрыми дюдьми не знаемъ . В деревни жить лhнится, а на посадh // (л. 31.) не годится. В село его не пустять, а во градh и мhста нhтъ. Таковый ходя из двора во дворъ, по улицамъ скитается, какъ овсяный снопъ, шатается или, аки несытый песъ, по окнамъ глядитъ, и яко обжорливая свинья о углы чешится, потому что привязалася к нему лhность, аки милая // (л. 31 об.) жена к мужу своему: часто воздыхаетъ, а ростатися не хощетъ. Окаяннии же бhси, аки любовныя друзи, а сонъ тяжкий, аки милый отецъ, а злая слабость, аки любимая его мати, а упрямьство и непослушание любитъ и держится, аки брата и сестры не лишится, а укоры, и поносъ, и безчестие ему, аки снhгъ, на // (л. 32) главу летятъ.
И навыкнетъ, окаянный, чюжими трудами кормитися, аки червь паутину ясти. И от многа уныния спитъ без числа, и бhси во снh ему сония кажут, сирhчь видhния являютъ. И убудится, окаянный, от сна, умышляетъ в разсуждении горшую себе погибель и муку вhчную. Аминь.
ПЕЧОРСКИЕ РЕДАКЦИИ ПОУЧЕНИЯ О ЛЕНИВЫХ
О лhнивыхъ
(ИРЛИ Усть-Цилемское собрание № 70, л. 35 об.-36 об.)
Друзи и братия, не уподобляйтеся лhнивымъ, недолго спите, а ставайте рано, ложитеся поздо, молитеся Богу, да не внидите в напасть. Лhнивому добра не видати, а горя не избыти, спасения не получити и Бога не умолити, грhховъ не очиститися, чести // (л. 36) и славы не получити, красных ризъ не носити, сладкаго брашна не ядати.
У лhниваго хозяина в домh безпорядки: крыша худа, снhгъ и дождь у него в гостяхъ, а изба стоитъ на боку, а голодная скотина стоитъ без сhна, а робятишка полунаги без хлhба.
У лhнивой хозяйки в доми полъ не мытъ, печь и трубы едва стоятъ, а у самой платьишко едва закрываетъ стыд. // (л. 36 об.) У лhнивой хозяйки в избh соръ и шалъ во всякомъ углу, а иза червhй и торакановъ хошъ уху вари.
Лhнивыя хозяева лhтом росу просыпаютъ, а зимой ни хлhба, ни сhна нh видаютъ, да того ради, братие и сестры, не подобаетъ никому же лhнитися, да здh не будем гладни и жадни и в будущем не получим вhчьныхъ мукъ. Аминь и Богу слава.
Разсуждение*
(ИРЛИ Усть-Цилемское собрание № 67, л. 25 об.-29 об.)
Воистинну многажды азъ видhхъ нынh нhкоторыхъ прилhжащих лhностному сему недугу и не хотящихъ труждатися. Сего ради по нерадhнию и лhности лишаются они честнаго звания и покоя, но и нужной пищи не имhютъ. Причина же сему та: у лhниваго хозяина всегда домъ в безпорядкh // (л. 26) крыша худа, снhгъ и дождь всегда у него в гостях, а клопы, мыши и тораканы ав ызбhа хозяйничаютъ. У лhнивагоб хозяина избhнка на боку стоитъ или и вовсе не имhетъ, а голодная скотина по задворкамъ ходитъ без сhна, а иногда у яселъ стоитъ хохочетъ, потому что лhнивый хозяинъ сhна не припасъ лhтомъ. Онъ утреную // (л. 26 об.) росу просыпаетъ, а вечернюю не видаетъ. Зимой скотину не дозоритъ, полосу не уневозитъв, потому и хлhба хорошаго не снимаетъ. Весной не посhешъ, лhтомъ не пострадаешъ, осhнью не примыслишъ, а зимой и помирай с голоду.
У лhниваго хозяина жена и дhти ходятъ в лохмотьяхъ, баклуши бьютъ и христорадничают, // (л. 27) а самъ-то слоны продовает. У лhнивой хозяйки в дому безпорядки, полъ не мытъ, печь и трубы едва стоятъ, а робятишки полунаги, а у самой платишког смhшно и посмотрhть, чтод и по полу нелзя пройти, ев ызбh смhтья и шалу - чортъж ногу изломитъ,з а изъи червhй хоть уху вари.
А на улицу и не подойдешъ: в хлhву сору и назму во всякомъ углу, а во дворh ксамъ сатана не разберет[ся]к // (л. 27 об.), а индhл и поминать нельзя. Того ради не подобаетъ никому же лhнитися – ни стару, ни младу, ибо лhность не токмо не попущаетъ здh в вhцh семъ жити в благоденьствии, но и будущем осуждает в вhчныя муки.
Мнози же нынh паки вдашася в пияньство, наипаче же в неправедное добытие и ростоимание, и от сего // (л. 28) приобрhтаютъ богатьство и славу, а друзии - страшно и рещи ! – от кровий нищихъ питающеся, и угнhтающе сироты и вдовицы. Понеже миръ сей во злh лежит, и нhсть возможно хотящему душю свою приобрhсти пребывати в мирh семъ прелюбодhйнhмъ и грhшьнhмъ, аще не убhжиши безоглядки в мhсто, // (л. 28 об.) идhже Господь благоволитъ. Яко же Лотъ от Содома и Гомора, тако же подобаетъ бhжати от нынhшняго Вавилона и скрытися в Сигорh, идhже нhсть никаких соблазновъ, и тамо с плачемъ и воздыханием без лhности подобает молити милостиваго Бога, да отпущение грhхомъ получимъ и царствию небесному наслhдницы // (л. 29) будемъ.
Но не мни, яко Святые Писания писаны тако просто, но со испытаниемъ должни есмы прочитывати и толковати, дабы во дни сия антихристова царствия не прельститися суетами и попеченьми мира сего, но блюстися присно подобаетъ и хранитися всhмъ и всегда и от всhхъ соблазнъ, аще и благи мнятся, // (л. 29 об.) но не полезны, паче же губительны, ибо нынh спасаяй спасетъ свою душю, сей велий наречется в царствии небеснhм.
Зрите на сия строки, хотящии спастися, и не желайте больших собраний, но единъ единому наединh работай Господу в чистотh и смирении без лhности и удалися мирских попечений и спасеши свою душю.
О лhнивых
(ИРЛИ Усть-Цилемское собрание № 71, л. 9 об.-11)
Братия моя, любимии и друзи приснии, нh уподобляйтеся лhнивым рабомъ: нh долго спитh, а ставайтh рано, идитh на работу, ибо лhнивый человhкъ всегда зорю просыпаетъ, Богу - нh поклона, а царю - нh оброка, старшихъ нh слушаетъ, младшии имъ гнушаются, женh и дhтям онъ наскучилъ, // (л. 10.) а сторонным надоелъ, потому что лhнивый человhкъ всегда хочетъ ходить изо двора во дворъ, чужия обhды глядhть, а работать лhнь. Проходитъ цhлой дhнь, когда выгладить, а когда и нhтъ хлhба кусокъ, а иногда голоденъ проходить. Цhрева чиркаютъ, рубашонка вся в дырьяхъ. Придhтъ домой, на печи лhжитъ, какъ поплавна колода, и засыпаетъ, // (л. 10 об.) а жена и дhти голодом мрутъ и от мраза околhваютъ. Пробудився от сна, брюхо голодно крычитъ, проситъ ясти, а жена бранитъ пущи, вhлитъ ему работать, а онъ еще кидается на нhй съ дубиной, хорошо, что рабятишки выпросятъ у сосhдъ Христовымъ именемъ, и онъ поестъ и опять в гульбу.
Такъ же и жена лhнива в домh нh хозяйка, // (л. 11) а мужу нh жена, а дhтем нh мати. В доми у нhй всегда нhчистота: полъ нh мытъ, изба нh выпахана, дворъ полонъ грязи и сору, а посуда - червhй.
Да того ради, братие и сестры, нh будетъ лhнивы, аки худии раби инhсмысленипищницы, но уподобимся добрымъ мужемъ, иже рано встаютъ и до пота работают, сперва Богу молятся и до вечера трудятся и с молитвой засыпаютъ. Такъ от Бога мзду получаютъ.
а В ркп слово написано неразборчиво
а второе е написано над строкой карандпшом
б написано над строкой
в первоначально в ркп написано слывыти, ы перечекнуто теми же чернилами и над строкой написано а
г слог ны повторен дважды при переносе слова на другую строку - уныныние
д у дописано каранедашом
е ь дописан над строкой
ж в ркп написано хотя, д надписано над строкой, т при этом не зачеркнуто
з в ркп скитатя, е и с надписаны над строкой
и слог ди надписан над строкой
к Аминь в ркп взято в круглые скобки.
[1] В ркп. описка: лежамъ
а приписано над строкой
* На левом поле рядом с заголовком надпись каранндащом Глава 9
а-а приписано над строкой
б в ркп описка лhваго
в Так в ркп
г приписано на поле
д приписано над строкой
е-е приписано на поле
ж приписано над строкой
з сначала было написано изломищъ, затем исправлено над строкой
и приписано над строкой
к строка дописана на нижнем поле более светлыми чернилами, какими сделаны вставки над строкой и на правом поле; окончание слова разберется в ркп стерто
л приписано над строкой