Ссоры и брань до добра не доводятъ. 1 страница

СЕМЬЯ

ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТIАНИНА.

СБОРНИКЪ ПРОПОВЕДЕЙ, РАЗМЫШЛЕНIЙ, РАЗСКАЗОВЪ И СТИХОТВОРЕНIЙ

ИЗДАНIЕ ВТОРОЕ.

ЗНАЧИТЕЛЬНО ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ.

СОСТАВИЛЪ

священникъ А. РОЖДЕСТВЕНСКIЙ.

Изданiе Александро-Невскаго Общества трезвости, что при Воскресенской церкви. Общества распространенiя религiозно-нравственнаго просвещенiя въ духе Православной церкви.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Паровая Типографiя Н. В. Гаевскаго. Васильевскiй Островъ. 5 лин., № 54.

1902.

Ссоры и брань до добра не доводятъ. 1 страница - student2.ru

Можно-ли спастись, живя въ

мiру?

Пастыри Церкви нередко слышатъ отъ васъ, благочестивые слушатели, такой ответъ: „где ужъ намъ спастись, батюшка! вотъ какъ бы мы жили въ монастыре или въ пустыни какой, — другое дело. А тутъ иной разъ и хочешь помолиться, хочешь подумать о грехахъ, да некогда: либо на поле зовутъ, либо домашнiя дела надо справлять. Далеки мы, грешные, отъ спасенiя!—Трудно намъ спастись въ мiре!"

А я вамъ говорю, благочестивые слушатели, что и вы такъ же близки ко спасенiю, какъ и те, которые живутъ въ монастыряхъ и пустыняхъ. И вамъ есть возможность пещись о душе своей, какъ и темъ, которые всю жизнь свою посвятили на служенiе одному Богу. Ведь не дела житейскiя губятъ насъ, а злая наша воля: не место и санъ спасаютъ насъ, а вера и добрыя дела. Конечно, въ мiре больше соблазновъ и препятствiй ко спасенiю, нежели въ монастыряхъ и пустыняхъ; но чемъ труднее борьба, темъ славнее победа; чемъ опаснее подвигъ, темъ блистательнее венцы. Не трудно быть постникомъ при недостатке пищи и питiя, но славно воздержаться отъ объяденiя и пьянства, когда въ обилiи предлагается яствiе и питiе. Не мудрено быть нестяжательнымъ тому, кто не обремененъ семействомъ; но удивительно видеть безсребрен-

2 МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ.

ника, когда у него есть жена и дети. Не мы, дети, первые въ мiре, не мы будемъ и последнiе. А между темъ сколько мiрянъ, подобно вамъ, часто совершенно неграмотныхъ, спаслись и блаженствуютъ тамъ—въ обителяхъ Отца небеснаго. Мужайтесь, боритесь, не поддавайтесь соблазнамъ и искушешямъ мiра, поступайте по заповедямъ Господнимъ и—спасетесь.

Одинъ городской житель въ разговоре съ преподобнымъ Нифонтомъ, представляя разныя неудобства ко спасенiю, сказалъ, подобно какъ вы говорите пастырямъ, что тому, кто хочетъ спасти душу свою, надобно уйти въ монастырь или пустынь и сделаться монахомъ, а въ мiре де никакъ нельзя спастись. „Чадо!" — ответствовалъ ему преподобный: „место не спасетъ человека и не погубитъ, одни дела спасаютъ или губятъ. Нетъ пользы ни отъ святаго места, ни отъ святаго сана тому, кто не исполняетъ заповедей Господнихъ.

Саулъ жилъ посреди великолепiя царскаго, и—погибъ; Давидъ жилъ посреди того же великолепiя, и — принялъ венецъ. Лотъ жилъ посреди беззаконныхъ Содомлянъ, и—спасся; Iуда находился въ лике Апостоловъ, и—наследовалъ геенну. Кто говоритъ, что нельзя спастись съ женою и детьми, тотъ льститъ своему неразумiю и порокамъ. Авраамъ имелъ жену и детей, триста восемьдесятъ рабовъ и рабынь, множество золота и сребра; однако же это не воспрепятствовало ему прiобресть имя друга Божiя. Сколько спаслось служителей церкви и пустыннолюбцевъ! Сколько вельможъ и воиновъ! Сколько ремесленниковъ и землевладельцевъ! Сколько посреди шумныхъ столицъ и безмолвныхъ весей! Съ другой стороны, въ техъ же самыхъ санахъ и сословiяхъ, въ техъ же местахъ и въ то же время безчисленное множество людей погибло. Отъ царей до рабовъ есть чада царствiя небеснаго, и отъ царей до рабовъ есть чада погибели. Сынъ церкви Христовой! Не уклоняйся умомъ и сердцемъ твоимъ къ соблазнамъ мiра: на всякомъ месте обретается спасенiе Бога нашего, и

МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ. 3

на всякомъ месте можно исполнить Его святую волю. Господь прiемлетъ въ свои объятiя праведную душу равно— и, съ престола, и отъ сохи, изъ алтаря и съ поля брани. Итакъ.—живетъ ли кто въ мiре? да не отчаявается. Согрешитъ ли? покаянiемъ можетъ опять приблизиться къ Богу. Каждый исполняй дела своего званiя, въ которомъ Богъ поставилъ тебя. Будь благочестивъ и человеколюбивъ, и — спасешься. Напротивъ того, хотя бы кто и удалился въ безмолвную пустыню, а злыхъ делъ и злой воли своей не броситъ, тотъ неминуемо погибнетъ".

II.

Одинъ святой старецъ, славный добродетелями и даромъ чудотворенiя, по гласу небесному предпринялъ дальнее путешествiе, чтобы найти и увидеть двухъ человекъ, которые больше его угодили Богу. Кто же эти примерные люди? Две молодыя женщины, супруги двухъ братьевъ. Чемъ оне заслужили такую благодать, что Самъ Богъ представилъ ихъ въ примеръ святому и знаменитому пустыннику? Послушайте: оне пятнадцать летъ жили вместе и въ это время ни одного досаднаго слова другъ другу не сказали; своимъ мужьямъ были помощницами и утешенiемъ ихъ жизни; детей воспитывали въ благочестiи; съ рабами поступали кротко и ласково; подругъ имели такихъ же добродетельныхъ, какъ сами; большую часть вре­мени проводили дома и любили заниматься хозяйствомъ. Итакъ, семейныя добродетели сделали ихъ столько любез­ными Богу... Отними у нихъ эти добродетели—тогда оне не только въ очахъ Божiихъ, но и въ глазахъ благоразумнаго человека не будутъ иметь никакихъ достоинствъ.

Много находится людей, знаменитыхъ въ исторiи церкви, которые своимъ примеромъ подтверждаютъ эту истину. Чемъ прославилась Сарра, Ревекка и Рахиль, какъ не домашними добродетелями? Iосифъ въ доме Iакова былъ нежный и покорный сынъ, въ доме Египетскаго вельможи усердный и благочестивый слуга, въ темнице

4МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ.

добродетельный товарищъ и мудрый советникъ и утешитель несчастныхъ: за это после сделался спасителемъ Египта и благодетелемъ своего рода. Любви достойная Руфь, пожертвовавъ своимъ покоемъ, чтобы успокоить старость своей свекрови, получила въ награду не только знаменитаго супруга, но и славу—быть праматерью Iисуса Христа. Не удивляйтесь столь великому благоволенiю Божiю къ домашнимъ добродетелямъ и отнюдь не почитайте ихъ маловажными. Въ этомъ тесномъ кругу начинается исполненiе закона; тутъ полагается основанiе, безъ котораго и зданiе общественныхъ добродетелей не можетъ быть прочнымъ, потому что, если человекъ не исполняетъ семейныхъ обязанностей, то есть, не уважаетъ спокойствiя и пользы техъ лицъ, которыя соединены съ нимъ узами крови или другими родственными связями, то можно ли ожидать, чтобы онъ захотелъ исполнять обязанности къ темъ, которыхъ называетъ, хотя весьма несправедливо, чужими?

Домашнее общество есть изображенiе въ маломъ виде общества государственнаго. Те же добродетели составляютъ благоденствiе и те же пороки ведутъ за собою несчастье того и другого. Научившись быть полезными членами семейства, вы, безъ сомненiя, будете полезными членами отечества. Добродетельный супругъ, отецъ, сынъ приносятъ и въ общество добродетели изъ своихъ домовъ, равно какъ зараженные домашними пороками и въ общество приносятъ ихъ съ собою. Словомъ—наука повелевать, повиноваться, беречь взаимное спокойствiе дома — есть начальное основанiе науки общественнаго поведенiя и, могу сказать, науки государственной. Поэтому и Апостолъ Павелъ, изображая, каковъ долженъ быть правитель церкви, предписываетъ ему иметь все домашнiя добродетели; онъ долженъ быть „непороченъ, одной жены мужъ, трезвъ, целомудренъ, благочиненъ, честенъ, страннолюбивъ, учителенъ, не пьяница, не убiйца, не сварливъ, не корысто-любивъ, но тихъ, миролюбивъ, не сребролюбивъ, хорошо

МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ. 5

управляющiй домомъ своимъ, детей содержащiй въ послу-шанiи со всякою честностью; ибо кто не умеетъ управлять собственнымъ домомъ, тотъ будетъ ли пещись о Церкви Божiей?" (1 Тим. 3, 2, 5). Что здесь сказано о служенiи Церкви, то же должно сказать о служенiи отечеству: потому что везде требуются добрыя дела, которыя Богъ принимаетъ за истинное служенiе Себе. „Где двое или трое собраны во имя Мое, говорить Самъ Iисусъ Христосъ, тамъ Я посреди нихъ (Мф. 18, 20)". Вотъ почему семейства и дома первыхъ христiанъ были истинныя церкви и храмы Господни.

Изъ указанныхъ священныхъ примеровъ и наставленiй выходитъ следующая истина: есть общая стезя, по которой Богъ ведетъ всехъ христiанъ къ Царству Небесному: это — жизнь христiанская. Но этой общей стези каждая душа можетъ достигнуть не иначе, какъ по своему пути частному или особенному, который открытъ ей въ первоначальныхъ обязанностяхъ. Эти обязанности начинаются въ семействе; возвышаясь, переходятъ въ общественныя состоянiя; наконецъ, достигая своей цели, образуютъ истиннаго христiанина, совершеннаго человека, плодоносную ветвь Христову.

Итакъ, если и въ этой жизни, и за пределами ея желаете иметь благополучiе, то будьте благочестивы, то есть, во славу Божiю исполняйте обязанности, какiя, сообразно вашему возрасту или званiю, Господь возложилъ на васъ въ домашнемъ обществе. Это благочестiе столько же для васъ нужно, какъ чистый воздухъ для вашего дыханiя. Дышите, живите, наслаждайтесь вашимъ благочестiемъ. Самъ Начальникъ и Совершитель нашего спасенiя руководить насъ къ этому Своимъ примеромъ. Онъ исполнилъ все домашнiя обязанности къ Iосифу и Пречистой Своей Матери и былъ въ повиновенiи у нихъ. Апостолы и ихъ преемники, научая вновь устрояемыя церкви вере, любви и надежде, постоянно напоминали имъ о семейныхъ добродетеляхъ. Дети слова Божiя, первые

6 МОЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ.

христiане, съ благоговенiемъ исполняя ихъ наставленiя, это благое иго и легкое бремя принимали на себя съ радостью, чрезъ что и сами сделались святыми наставниками своего потомства. Теперь богоневестныя ихъ души блаженствуютъ въ царствъ Небесномъ и радуются ангельскою радостью, когда видятъ въ мiре людей, изъ домашняго общества составляющихъ Церковь Христову.

Не думайте, что добродетели первыхъ христiанъ для васъ не возможны. Человекъ и ныне таковъ же, каковъ былъ прежде, равно какъ и законъ всегда одинъ и тотъ же: следовательно, если первымъ христiанамъ не трудно было исполнять его, то, безъ сомненiя, не трудно и для васъ. Наслаждаясь семейнымъ счастьемъ, вы можете сохранить его, не отказываясь отъ благопрiобретенныхъ именiй. Милосердый Богъ, зная слабость вашу, далъ вамъ такой законъ, какой сообразенъ съ вашими силами. Прилепитесь къ нему всемъ сердцемъ, и вы лучше и легче его — не найдете. Одинъ древнiй святой отецъ разсказываетъ, что въ его время жилъ въ Цареграде молодой человекъ, возрастомъ не более двадцати летъ, именемъ Георгiй, который не постился много, не проводилъ ночей въ молитвахъ, не спалъ на голой земле, не носилъ власяницы и никогда не удалялся отъ мiра. Онъ жилъ посреди городскаго шума, служилъ при царскомъ дворе, былъ управителемъ у одного вельможи; и, однако же, былъ столько любезенъ Богу, что въ одно время удостоился небеснаго виденiя, какого редко удостоиваются и строжайшiе пустынножители. Вы спросите: за что нашелъ онъ у Господа такую благодать? Единственно за то, что этотъ благословенный юноша съ великимъ попеченiемъ старался сохранить свою совесть въ такой чистоте, чтобы она ни въ чемъ не обличала его, и съ радостью исполнялъ все доброе, что она повелевала ему. Изъ этого видимъ, что ни юность, ни мiръ, ни служба государственная, ни обязанности семейныя не препятствуютъ намъ быть святыми, потому что они не препятствуютъ намъ исполнять запо-

М0ЖНО-ЛИ СПАСТИСЬ ЖИВЯ ВЪ МIРУ. 7

веди Господни, если мы имеемъ къ тому расположенiе добродетелей! Напротивъ, горесть окружающихъ насъ не причиняетъ ли мучительное состоянiе и нашимъ сердцамъ?

Особенно странно то, что, представляя въ извиненiе слабости человеческiя, извиняются ими более въ домашнихъ, нежели въ другихъ безпорядкахъ: какъ будто труднее исполнять то, что ближе къ нашему сердцу! Признаемся лучше въ недостатке у насъ расположенiя къ благочестiю. Общественныя преступленiя наказываетъ законъ граждан­скiй, или безславiе и укоризны света; а семейныя — какъ сокрытыя отъ блюстителей закона и отъ глазъ света—по большей части представляются своей совести и суду Божiю. Строгости законовъ и укоризнъ света человекъ боится, а о совести и Боге редко и думаетъ. Не стыдъ ли это душе христiанской!

Но положимъ, что человекъ вообще слабъ; однако, благодать Божiя всегда готова ему на помощь, Ангелъ Хранитель руководитъ, поддерживаетъ и сохраняетъ всякаго, кто съ детскимъ повиновенiемъ слову Божiю идетъ вследъ Его угодниковъ, въ каждомъ возрасте, полу и состоянiи снискавшихъ спасенiе. Святые поставлены намъ въ образъ веры и благочестiя: подражайте имъ, такъ какъ отъ этого зависитъ ваше счастье въ настоящей жизни и блаженство въ будущемъ веке. Подражайте имъ небоязненно, потому что, чемъ больше имеете предъ собою спасительныхъ примеровъ, темъ легче можете успеть въ подвигахъ благочестiя. Въ этомъ уверяетъ васъ Апостолъ Павелъ, когда, исчисливъ ветхозаветныхъ праведниковъ, говоритъ: „посему и мы, имея вокругъ себя такое облако свидетелей, свергнемъ съ себя всякое бремя и запинающiй насъ грехъ, и съ терпенiемъ будемъ проходить пред­лежащее намъ поприще благочестивой жизни".

Семья.

Что такое семейный крестъ?

Былъ прекрасный майскiй день. Мы позавтракали и вышли въ садъ. Солнце светило ярко и обдавало жаромъ. Въ саду все зазеленело, все цвело и красовалось; порхали и щебетали въ саду Божьи птички. Дети стали бегать по дорожкамъ, весело резвились и играли. Я и гостья уселись въ тенистой беседке. Это время я считалъ удобнымъ для беседы съ Олимпiадой Петровной (женою капитана, моего хорошаго знакомаго) о ея, повидимому, горькомъ и отчаянномъ положенiи: а она, какъ я виделъ, была спокойна и благодушна.

— Угодно вамъ, почтеннейшая моя Олимпiада Петровна, обратился я къ гостье, побеседовать теперь о васъ, о вашей жизни, о вашемъ существованiи?

— Чтожъ-жъ, хорошо, отвечала она спокойно. Согласна. Будемте беседовать.

— Вы, моя дорогая гостья, насказали мне о себе и о своей жизни въ полку столько худого, мало того, столько мрачнаго, что я, не скрою, ужаснулся. Жалованья, получаемаго мужемъ, не достаетъ вамъ на самое необходимое; вы болезненны и лечиться не на что; вы ропщете на Бога, вы раздражены, озлоблены; вы не дорожите жизнiю, готовы даже, страшно и подумать, посягнуть на свою жизнь. Словомъ, жизнь ваша въ вашихъ словахъ представляется цепью однихъ мученiй, однихъ страданiй.

— Да, такъ оно и есть, спокойно сказала гостья; это и действительно цепь страданiй и мученiй, — цепь, которую я ежедневно тяну.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 9

— Ужели въ вашей жизни только одно горькое, одно мрачное и есть, ужели и просвету нисколько нетъ?

— Не знаю, не вижу.

— Такъ я скажу вамъ: если взглянуть на вашу жизнь со всехъ сторонъ, взглянуть трезво, здраво,—то въ ней окажутся и светлыя стороны, и светлыхъ сторонъ окажется у васъ больше чемъ черныхъ, мрачныхъ.

— Светлыя стороны? удивленно спросила Олимпiада Петровна, поднявъ голову и обративъ на меня глаза. У насъ, въ нашей жизни светлыя стороны! Вотъ интересно видеть.

— Да светлыя стороны, и повторяю: светлыхъ сторонъ больше, несравненно больше, чемъ мрачныхъ.

— Укажите хоть одну, хотела бы я знать. Узнаю, увижу, буду вамъ весьма благодарна.

Я помолчалъ немного.

— Кто вашъ мужъ? обратился я къ своей гостье.

— Какъ, кто мужъ? съ удивленiемъ спросила Олимпiада Петровна,—что это спрашиваете, ведь вы знаете?

— Знаю и все-таки спрашиваю: кто вашъ мужъ и какое его положенiе въ баталiоне?

— Капитанъ и ротный командиръ, отвечала она, видимо не понимая, къ чему такой вопросъ.

— Хорошо. Капитанъ и командиръ роты; значитъ, онъ служитъ хорошо?

— Да, служитъ хорошо.

— Имеетъ ордена?

— Имеетъ; имеетъ даже Владимiра,

— Вотъ какъ, отлично! Получаетъ, конечно, жалованье по чину капитана ротнаго, и пользуется всеми преимуществами, соединенными съ званiемъ капитана и ротнаго?

— Все это такъ: жалованье, хотя незначительное, получаетъ, есть и некоторыя преимущества.

— Дело и это. Здоровъ мужъ вашъ?

— Да, здоровъ. Онъ можетъ похвалиться здоровьемъ, ни разу онъ не былъ серьезно боленъ.

10 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

— Отлично. Обратите теперь вниманiе на это: мужъ капитанъ и ротный командиръ, служить теперь отлично, имеетъ ордена, получаетъ по чину капитана и ротнаго жалованье и пользуется отличнымъ здоровьемъ. Не светлая ли это сторона вашей жизни? Подумайте-ка и скажите искренно?

— Что же тутъ особеннаго? Все такъ служатъ.

— Нетъ, тутъ есть особенное, важное для васъ есть. Мужъ могъ не такъ счастливо служить, могъ не быть капитаномъ, не заведывать ротой, могъ быть болезненнымъ... Не правда ли?

— Ну, могъ, неохотно произнесла Олимпiада Петровна.

— Мужъ — основа, опора вашей жизни. Теперь онъ и прекрасно служитъ, и жалованье по своему чину получаетъ все, и здоровъ. Не светлая ли это въ самомъ деле сторона въ вашей жизни? Сознайтесь, что такъ.

— Пожалуй, светлая.

— Не говорите: пожалуй—светлая, а скажите прямо: да, это хорошая, светлая сторона. Согласны вы съ этимъ?

— Согласна, правда, утвердительно произнесла собеседница и кивнула головой.

— Ну, вотъ и слава Богу! нашлась одна светлая сторона въ вашей жизни.

Я остановился и не много помолчалъ, обдумывая, что еще хорошее въ жизни можно теперь указать.

— Сколько летъ вы замужемъ? обратился я къ моей собеседнице съ вопросомъ.

— Въ феврале будущаго года будетъ семь летъ, отвечала она.

— Видите, уже семь летъ будетъ, какъ вы замужемъ. И я знаю, что вы счастливы въ семейной жизни. Мужъ васъ любитъ, вы мужа также; между вами взаимное уваженiе, взаимное доверiе, у васъ въ семье царствуетъ полное согласiе, советъ да любовь. Правда это?

— Правда, правда, произнесла гостья съ какимъ-то оживленiемъ. О, мой милый мужъ редкiй человекъ! Онъ

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 11

меня любитъ, и я его; мы вполне доверяемъ другъ другу, между нами действительно советъ, да ладъ, какъ говорится. Съ мужемъ я куда угодно, хоть на край света!

— Вотъ и еще светлая сторона вашей жизни.
Не такъ ли?

— Да, и я скажу, что это светлая сторона моей жизни. Кабы не мужъ редкихъ достоинствъ, прекрасный человекъ, жить бы нельзя, и я не знаю, что со мной сталось бы; мужъ призываетъ меня къ жизни, располагаетъ дорожить жизнiю. Хоть я и высказала грешную мысль — мысль отчаянiя; но это потому, что подъ-часъ тяжело, слишкомъ тяжело бываетъ. Думаю, однако, что мысль о муже не допустила бы исполнить эту отчаянную мысль.

— Видите, какъ хорошо вамъ, что мужъ у васъ такой отличный человекъ. Какая въ самомъ деле светлая сторона! можно сказать — даже завидная! Радуюсь, радуюсь этому.

— Да, мужъ мой редкiй, редкiй!.. И не удивительно, что мы такъ дружно живемъ: мы два года были знакомы до свадьбы, вели между собой задушевную переписку, коротко узнали другъ друга и оценили. А какая эта переписка интересная! Въ ней все такъ душевно, такъ сердечно!

Взглянулъ я мелькомъ на собеседницу. Отъ воспоминанiя, должно быть, о муже, отъ сознанiя, что мужъ такой хорошiй, такой редкiй мужъ и человекъ, на лице ея выражалось внутреннее довольство и благодушiе. Съ любовiю матери она поглядела на детей, игравшихъ подле нея около беседки на песке.

„Добрый знакъ, думаю себе, есть надежда совсемъ образумить и успокоить раздраженную и озлобленную".

— А дети ваши? заговорилъ я снова.

— Ну, о детяхъ не говорите, перебила меня собеседница: измучили они меня. Роды были каждый разъ ужасно тяжелы и трудны. Мальчикомъ я мучилась три дня, была уже безъ памяти, безъ сознанiя.

12ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

— И, однако, Господь помиловалъ: и вы остались живы, и дети.

— Осталась жива, да; но потомъ, какое мученiе растить ребенка! Кормилицы не на что было взять. Я сама
должна была кормить каждаго ребенка. Уходъ за ребенкомъ, чего стоитъ! На няньку нельзя положиться; сама я
должна была постоянно смотреть за ребенкомъ — тутъ, и
не доспишь, и не доешь. Въ это-то горячее, трудное время
я бывала нередко сама больна, — новое мученiе.

— Было все это, верю, было, и, однако, по милости Божiей, вы все выдержали, все вынесли, и сами, думаю, любуетесь на своихъ детокъ, радуетесь на нихъ, утешаетесь ими. Смотрите, смотрите, вонъ они бегаютъ, какiя здоровенькiя, краснощекенькiя.

— Теперь это такъ: дети, слава Богу, здоровы, спятъ и едятъ хорошо, играютъ и резвятся еще лучше. Теперь, правда, я утешаюсь, глядя на нихъ: они меня радуютъ.

— Да я о настоящемъ времени и говорю. И такъ, дорогая моя собеседница, вотъ вамъ и еще светлая сторона вашей жизни: милые резвуны — дети ваши. Правду я говорю? Они—ваша радость, ваше утешенiе, не светлую ли сторону составляютъ въ вашей семье?

— Можетъ быть это и такъ, какъ вы говорите.—Не можетъ быть, а действительно, безъ сомненiя такъ; мы ведь съ вами верующiе!

Произошло небольшое молчанiе. Собеседница моя за­думалась, какъ видно было по ея лицу.

— И такъ, дорогая моя собеседница, видите теперь, что у васъ лично есть светлыя стороны—въ томъ именно, что вы мать и имеете детей, въ нихъ ваше счастiе.

— Да, хорошо счастiе!... Подумайте, чего мне оно стоило! Здоровье мое разстроилось, видите, какая я стала.

— Действительно, противъ прежняго вы много изме­нились; вы не та, какою я васъ виделъ два года тому назадъ. Но это естественно. Въ болезняхъ будешь рождать детей. Это законъ жизни женщины. Давая жизнь новому

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 13

существу, мать и въ перiодъ беременности и во время родовъ мучится и страдаетъ; при родахъ муки бываютъ иногда смертныя. Присоедините къ этому уходъ за ребенкомъ; онъ—слабенькое существо; уходъ за нимъ долженъ быть самый тщательный; глазъ матери, можно сказать, ежечасно долженъ быть обращенъ на него. Сколько же тутъ требуется отъ матери труда, заботъ и попеченiй! Тутъ и безсонныя ночи, и постоянное сиденiе дома: мать должна постоянно отрываться отъ необходимыхъ делъ и занятiй; часто ей и поесть крикунъ не дастъ.

— Такъ, такъ, прибавила моя собеседница, это верно: не дастъ, не дастъ.

— И такъ нечего удивляться, если женщина, сделавшись матерью, изменяется въ самомъ здоровье, если она слабеетъ, подвергается темъ или другимъ болезнямъ. Не удивляюсь и вамъ, Олимпiада Петровна, не удивляюсь, что и вы переменились, что и ваше здоровье разстроено. Но одне ли болезни и скорби соединены съ рожденiемъ детей и уходомъ за ними? Вспомните слова Спасителя: «женщина, когда раждаетъ, терпитъ скорбь; потому что пришелъ часъ ея; но когда родитъ младенца, уже не помнитъ скорби отъ радости, потому что родился человекъ въ мiръ". (Iоан. 16, 21).

Такъ сказалъ Самъ Спаситель. Настрадавшись, на­терпевшись болезней и мукъ во время родовъ, женщина радуется несказанною радостiю, когда явится на светъ новое существо—плодъ ея чрева, забываетъ всё, что она вытерпела и перенесла; почему? Родился человекъ въ мiръ, вотъ почему. Родился человекъ въ мiръ: великiя слова! Вникните въ нихъ, углубитесь въ ихъ смыслъ. Въ младенце, вышедшемъ изъ утробы матери, является на светъ человекъ.

Человекъ! Представляете ли, сознаете ли ясно величiе и высоту человека? О, какъ великъ, какъ высокъ онъ среди другихъ существъ въ мiре! Человекъ,—это существо необычайное и удивительное. Онъ изъ двухъ, совершенно

14 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

противоположныхъ природъ; въ немъ — духъ и матерiя; эти противоположности соединены въ немъ въ чудное единство; тело его изъ земли, духъ же отъ Бога, есть дыханiе Божiе; по этой стороне своего бытiя человекъ — существо богоподобное. Его разумъ, свободная воля, чувство добра и стремленiе къ добру, его безсмертiе, по которому онъ будетъ жить вечно, все это божественныя свойства. Изъ всехъ земныхъ существъ человекъ одинъ обладаетъ даромъ слова, членораздельною речью. Онъ способенъ къ безконечному развитiю и усовершенствованiю въ знанiи, мудрости и добре. Онъ по самому сотворенiю призывается къ общенiю съ высочайшимъ Существомъ, Источникомъ жизни, света и добра, къ общенiю съ ангелами и святыми, и отсюда къ высочайшему блаженству, къ наслажденiю благами, „яже око не виде, и ухо не слыша", благами, которыя и на сердце человека не приходили, которыхъ онъ и вообразить и представить не можетъ. Человекъ Богу такъ любезенъ, такъ дорогъ, что для спасенiя его отъ нравственнаго зла, съ паденiемъ прародителей нашихъ, проникшаго въ его духовную природу, испортившаго ее и растлившаго, сходилъ на землю Самъ Сынъ Божiй и спасъ его; въ христiанстве находится богодарованныя, благодатныя средства, при помощи которыхъ человекъ можетъ очистить душу отъ греховъ, утвердиться и укрепиться въ добре; еще здесь, на земле, онъ входитъ въ живое общенiе съ Богомъ, душа его становится обителью Трiипостаснаго Божества, храмомъ Духа Святаго, а по разлученiи съ теломъ, возносится на небо, вступаетъ въ горнiй мiръ, въ блаженное жилище светоносныхъ духовъ, где и будетъ вечно наслаждаться неиз­реченною радостiю и веселiемъ. Вотъ что такое человекъ!

— Такъ ли я говорю? Да, конечно, это сами хорошо знаете.

— Знать-то знаю, отвечала моя собеседница съ оттенкомъ печали въ словахъ; да въ суете нашей и хлопотахъ объ этомъ никогда и не думается. Где ужъ намъ?

— Такъ вотъ какое существо въ младенце, являю-

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 15

щемся изъ утробы матерней на светъ Божiй, —въ этомъ слабенькомъ, безпомощномъ младенце! Понятны после этого слова Спасителя, что женщина забываетъ скорби и болезни, когда увидитъ своими глазами плодъ своего чрева: радость матери действительно безмерна: человекъ ведь родился! Человекъ — не животное земное, на время являющееся существо, а существо богоподобное, вечное!

— Да, правда это, правда, произнесла Олимпiада Петровна.

— Человекъ родился въ мiръ. — Обратите вниманiе на слова: въ мiръ. Въ нихъ также свой глубокiй смыслъ. Явился новый человекъ въ мiръ; онъ вступилъ въ человеческую семью; значитъ, человекомъ стало больше на свете, новымъ членомъ увеличился родъ человеческiй. Далее, мiръ чей? Божiй; въ мiре—Самъ Богъ; въ мiре царство Божiе; — мы, люди и по духовной своей природе и по искупленiю призваны въ это царство. Значитъ, человекъ, явившись на светъ, чтобы жить, чувствовать сладость бытiя, развиваться и усовершаться по всемъ сторонамъ своей духовно-телесной природы и главнымъ образомъ по стороне духовной, явился вместе съ темъ и для людей, и для Бога. Для людей: онъ будетъ полезнымъ членомъ общества, когда выростетъ и когда будетъ иметь то или другое занятiе. Тутъ, вы знаете, каждый, чемъ бы ни былъ, чтобы ни делалъ, занималъ бы хоть самое последнее место слуги, поденьщика, — необходимъ, приноситъ обществу свою долю пользы. Новый человекъ явился на светъ и для Бога, и это главное; чрезъ дверь крещенiя онъ вступилъ въ царство Божiе, въ церковь Христову, соделается участникомъ въ христiанскихъ таинствахъ и благодатныхъ дарахъ, наследникомъ обетованiй жизни вечной, и въ своей жизни, въ своихъ делахъ будетъ отражать совершенства Творца, проявлять славу Отца небеснаго. Вотъ что, моя почтеннейшая собеседница! И смотрите: мы входимъ ежедневно въ сношенiя съ другими и пользуемся ихъ услугами по разнымъ деламъ, въ раз-

16 ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ?

ныхъ случаяхъ и обстоятельствахъ нашей жизни: физическая работа, советъ, участiе въ нашихъ радостяхъ и скорбяхъ, слово утешенiя—вотъ что мы получаемъ отъ нихъ. И какiе есть хорошiе люди! Честные, благонастроенные, со­чувствующiе, готовые къ услугамъ. Они Божiи: хорошiе христiане, усердные къ молитве, посещаютъ въ праздники храмъ Божiй, отъ трудовъ своихъ уделяютъ по силе ну­ждающимся. И нужно сказать по правде: на свете больше хорошихъ людей, чемъ худыхъ, а для меня лично и все хорошiе люди. Будь только самъ хорошъ, хорошо будетъ и отъ людей. Скажу вамъ изъ своей жизни. Росъ и жилъ я въ детстве въ деревне, среди простого народа, жилъ потомъ въ городахъ, жилъ въ столице, живу и теперь въ городе; приходилось потому встречаться и входить въ сношенiе съ людьми разныхъ слоевъ, разнаго званiя и состоянiя, и что же? Всюду и отъ всехъ встречалъ одно доброе слово, одно сердечное участiе, одну готовность къ услуге, а при невозможности услужить — извиненiе и совестливость. Такъ есть, есть хорошiе люди на свете! Вотъ, что значитъ — человекъ родился въ мiръ! Счастливы, о какъ счастливы родители, коихъ благословилъ Богъ чадами и помогъ выростить ихъ и воспитать. Мысль о детяхъ, теперь уже взрослыхъ, вступившихъ на поприще общественной деятельности, сознанiе, что мой сынъ, моя дочь работаютъ, трудятся, заслужили хорошее мненiе общества, пользуются уваженiемъ,—эта мысль, это сознанiе наполняютъ душу родителей несказанною радостiю. Радуется и утешается особенно мать. И знаете ли, какiя подъ-часъ у меня являются мысли, когда иду, напримеръ, по улице, захожу въ лавку, вижу плотника, съ топоромъ за поясомъ идущаго на работу или съ работы, водоноску, которая, переваливаясь со стороны на сторону, несетъ съ реки на плечахъ коромысло съ двумя ведрами воды. Знаете ли, говорю, о чемъ мои тутъ мысли и думы? Это все люди, братья мои, думается мне, хорошiе они: работаютъ, трудятся; у каждаго свое дело; люди честные, благонамерен-

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ КРЕСТЪ? 17

ные, благонастроенные; хорошiе, хорошiе! Господь съ вами. Радуются верно на васъ родители ваши, если живы; радуется, конечно, мать, напутствуя васъ утромъ на дело своимъ материнскимъ благословенiемъ и благожеланiемъ и встречая потомъ на пороге дома васъ возвращающагося съ работы, съ занятiя, радостнымъ, сердечнымъ приветомъ, лаской материнской любви. Нетъ родителей въ живыхъ, оставили они васъ маленькими, не дождались видеть васъ взрослыми: такъ оттуда, изъ другого мiра съ небесной выси, глядятъ они на васъ, глядятъ, радуются и благословляютъ васъ. „Вы—наши чада кровныя, плоды нашей супружеской любви, нашихъ сердечныхъ молитвъ и благословенiя Божiя. Живите съ Богомъ, работайте, трудитесь, любите Бога, любите ближнихъ; помогайте имъ словомъ и деломъ. Господь съ вами!" Да и не одни родители почившiе глядятъ на васъ и васъ благословляютъ; радуются и благословляютъ васъ и деды, и прадеды ваши, ваши бабки и праматери!—Вотъ что мне думается порой, когда нахожусь среди людей. При взгляде на человека благонамереннаго, честно и добросовестно относящагося къ своимъ обязанностями мысль невольно переносится къ его родителямъ; невольно возстаетъ въ душе образъ его матери: ея болезни во время беременности и родовъ, ея труды и заботы при воспитанiи ребенка вознаграждены; ея материнскiя молитвы, материнское благословенiе—явились действенными; сынъ, уже взрослый, своею жизнiю, своимъ добрымъ поведенiемъ утешаетъ ее, радуетъ; она глядитъ—не наглядится на него. Да, счастливы родители, счастлива особенно мать! Мы и говоримъ обыкновенно: „у него мать, должно быть, хорошая женщина"; или: „вотъ счастливица мать, какiя у ней славныя дети! Вотъ-то она теперь на нихъ радуется и утешается!"

Наши рекомендации