Хаджи Шахин Хэсэнли – Забота жизни
Если так можно выразиться, то месяц Рамадан предназначен для того, чтобы усилить свою связь с Аллахом. Это возможность человека ещё больше приблизиться к Аллаху. Это очень важный вопрос.
Человек тогда достигает человечности, совершенства, когда этот вопрос станет для человека самым значимым, главным вопросом в жизни. До тех пор, пока самой главной заботой человека не будет вопрос приближения к Аллаху – человек не может быть совершенным. Для человека этот вопрос должен быть самым значимым. Заботой каждого должно быть то, как же приблизиться к Аллаху? Что мне делать, как быть, чтобы моя связь с Тобой увеличилась?
Посмотрите на жизни каждого из великих людей – откройте жизнь любого, кого хотите. Вы увидите, что единственным беспокойством, заботой в их жизни был именно этот вопрос – насколько же я приближен к Аллаху, насколько Аллах доволен мною?
Когда мы хотим дать оценку, оценить какого-то человека, то мы должны использовать именно это – какая главная забота в жизни этого человека? Ответ на этот вопрос определяет его цену. Цена человека состоит не в его заботах, беспокойствах, о чём-либо и о ком-либо. Цена человека заключается в том, какова его самая главная забота в жизни. Потому, что заботу можно понимать чуть расширенно, но цена человека заключается именно в том, какова его самая важная забота в жизни.
Я задам вам вопрос, а вы ответьте на него в своей душе, мне не нужно отвечать, и тем самым сами определите свою степень, уровень. Я спрашиваю вас: Какова ваша главная забота? Каково ваше главное беспокойство, о чём ваши мысли, которые занимают вас все 24 часа в сутки? Вообще, есть у ли вас какое-то волнение, забота о чём-либо? Если нет, то это тоже проблема. Знаете, у кого нет никаких переживаний, забот? – У овец, баранов. Отсутствие в жизни человека каких-либо забот, беспокойств – это тоже тревога, несчастье. Но, вы все почётные, уважаемые и значимые люди и я вас спрашиваю: Какова ваша главная забота в вашей жизни? Что вы поминаете в течение суток? Какая у вас самая основная проблема?
Если это что-то другое, помимо связи, приближения к Аллаху, то каждый из нас в убытке. Отвечайте на этот вопрос не как на интервью. Потому, что когда кому-то говоришь, что у тебя будут брать интервью, то все говорят о каких-то высших, ценных вещах. Нет, отвечайте на это искренне – в чём же на самом деле беспокойство твоей души, о чём ты переживаешь, думаешь?
Если это что-то другое, кроме связи, приближения к Аллаху, чем бы это ни было, то это очень низкое, малозначимое, и бесценное. Единственная забота человека – это связь с Аллахом.
Если сейчас спросить вас, то один скажет, что его волнует сейчас поступление в университет; второй скажет, что я хочу купить хороший дом и так далее, каждый что-то скажет. Если человек искренне ответит самому себе, честно обратиться к своему сердцу – что, о чём же он так беспокоиться, волнуется, то от этого решается многое.
Всё, что вы скажете, все жизненные заботы – это всё нужно и имеет место быть, никто против не говорит. Разговор идёт об основной заботе, о главной печали, об основном человеческом беспокойстве, об основном вопросе, цели в жизни человека.
Главный вопрос нашей жизни должен соответствовать основной цели нашего создания – согласны со мной?
Откуда должен брать свой корень, своё начало наше беспокойство? – От того, для чего же нас создали? Скорее всего, оно должно быть связано с целью нашего сотворения, верно?
Для чего нас создали? – Чтобы мы приблизились, были близки к Аллаху. Мы сотворены, чтобы увеличить свою связь с Аллахом и это должно стать для нас самой важной проблемой.
Почему наши мысли расходятся в намазе? Почему мы не можем сконцентрироваться в намазе? Потому, что наша главная забота, беспокойство – это не Аллах, не приближение к Нему. В нам голову лезут все не нужные вещи и забивают нашу голову, потому в намазе мы не можем собраться мыслями. Вообще, в чём почёт великих, больших людей? – Их почёт, величие состоит в том, что их основная задача в жизни, главное волнение жизни – это связь с Аллахом.
Существует очень много дуа, молитв, бесед с Аллахом от Ахли-бейта(а) – в чём основной вопрос этих разговоров? Например, Душевная беседа Али(а) с Аллахом – Мунаджат Шабания. Он там говорит: Афнайту ‘умри – я потратил жизнь свою; ва аблайту шабаби – и погубил свою молодость и т.д. То есть, что имеется ввиду? – Я не смог образовать с Тобой близость, связь. Я не смог приблизиться к Тебе, остался вдали от Тебя.
Это очень и очень важный вопрос. Я обращаюсь к вам с этим вопросом: в чём главное беспокойство в жизни человека? Какова главная проблема в жизни человека? О чём основное мировоззрение? Чем его мысль всегда занята? – Это нужный и обязательный для нас вопрос.
Видели когда-нибудь умирающего человека, который находится в предсмертном состоянии? Да отдалит Аллах нас от этого!
Ты знаешь, что это человек с неизлечимой болезнью – раком, и что он скоро умрёт. Ты говоришь ему что-то, он смотрит на тебя, отвечает – но его основная мысль занята его смертью. Вопрос номер один в его жизни – это его смерть. Он только и делает, что думает о смерти.
Также и у каждого человека в жизни должна быть такая забота, такой первостепенный вопрос. Должен быть именно один главный и единственный вопрос в жизни, а всё остальное должно быть вокруг этого вопроса. Этот один вопрос, беспокойство – связь с Аллахом.
Днём и ночью человека должно волновать его отношение с Аллахом и довольство Аллаха им. Все беспокойства, все вопросы, кроме этого – являются для человека горькими, низкими. Только эта забота, это волнение и все беспокойства связанные с этим вопросом являются приятными. Человек должен печалится, грустить от того: Интересно, кто я в глазах Аллаха, с Его точки зрения? – это всё приятно для человека, поверьте.
Почему Аллах скрыл от нас некоторые вещи? – Потому, чтобы мы потревожились от того, доволен ли Аллах нами или нет? Мы не знаем, прощены ли или нет? – Всё это он скрывает. Человек переживает эти заботы и тем самым очищается, и тогда жизнь превращается в удовольствие. Эта скорбь – радостное для человека.
У каждого из нас есть с Аллахом определенная связь – совершаем намаз, держим пост – это бесспорно. Но, самая основная, главная наша забота, волнение – это не связь с Аллахом.
Все знают и помнят про детство. Есть такие дети, что уходят играть и даже не думают про родителей – они говорят, пускай занимаются своим делом – то есть им не до родителей в этот момент. Но есть дети и я знаю таких, они идут играть, но мысленно думает про родителей. Ему важно то, что за ним пристально следят родители. Он занимается своим делом, играет, но всегда в мыслях думает о маме, что, как же она смотрит на его действия. Также и тут. Одно дело, что у человека есть определенная связь, но другое дело, что связь с Аллахом является самым главным вопросом, заботой в жизни человека.
Посмотрите на наших непорочных(а). Прочитайте в этом месяце дуа “Абу Хамза Сумали”. Да, это очень длинное дуа, но можете прочитать некоторую часть и этого будет достаточно. Прочитать его за раз от начала и до конца, очень сложно для нас. Дуа Абу Хамза Сумали – это дуа Имама Саджада(а) – очень длинное дуа. Посмотрите на просьбы, заботы – просто удивляешься. Я просто переведу пару строк, ничего не буду добавлять.
Сaййидӣ лaАaллaкa Аaн бāбикa taрaдтaнӣ вa Аaн ḣидмaтикa нahhaйтaнӣ - О, мой Господин! Быть может, вдруг Ты изгнал меня от Своей двери и удалил, освободил меня от служения Тебе?
Ау лaАaллaкa рa'aйтaнӣ мустaḣиффaн биhaќќикa фa'aќŝaйтaнӣ - Или, быть может, Ты увидел меня небрежным к Твоей истине(праву) и отдалил меня?
Видите, о чём беспокойства? – Всё связано с отношением, связью с Аллахом. Это забота, проблема Имама Саджада(а), то есть забота совершенного человека. Что занимает мысли идеального человека? – Открой дуа Абу Хамза Сумали и ты от начала и до конца увидишь единственную заботу – взаимоотношения Аллаха и Его раба. То есть, эти вопросы волнуют – Каково отношение Аллаха ко мне? Как Он расположен ко мне?
После, продолжает:
aу лaАaллaкa рa'aйтaнӣ муАриzaн Аaнкa фaќaлaйтaнӣ - Быть может, Ты узрел меня отвернувшимся от Тебя и вознегодовал на меня?
aу лaАaллaкa вaджaдтaнӣ фӣ мaќāми ль-кāӟибӣнa фaрaфazтaнӣ - Быть может, Ты нашел меня среди лгущих и отверг меня?
aу лaАaллaкa рa'aйтaнӣ гaйрa шāкирин ли нaАмā'икa фahaрaмтaнӣ - Быть может, Ты нашел меня среди лгущих и отверг меня?
То есть я обеспокоен, не знаю, в каком я состоянии, быть может, Ты убрал Свой присмотр от меня? Быть может, Ты закрыл Свои двери от меня? Быть может, Ты даровал мне блага, милости, а я не ценил их, был небрежен, и сейчас, Ты их отнимаешь.
aу лaАaллaкa лaм туhиббa aн тaсмaАa дуАā'ӣ фaбāАaдтaнӣ - Быть может, Ты не пожелал слышать мои мольбы и отдалил Меня?
Это двух часовое дуа, и когда смотришь, то видишь, что в каждой фразе лишь одна единственная забота - его мысль только о том, интересно, каково Твоё мнение обо мне?
Например, есть такие, кто приходит на Мухаррам, бьёт по груди, скорбит по Имаму Хусейну(а) и так каждый год. Но для него не такой важный вопрос, допустим: насколько я близок буду к Имаму Хусейну(а) в Раю? А когда кто-то другой слышит подобное, что на самом деле, это является чьим-то беспокойством, заботой, тогда они смеются над этим –говорят: какой он мечтатель и тому подобные слова. Для них важно, чтобы они попали в рай, а там уже посмотрим. Но занятием великих личностей, людей, порой, действительно, является именно это. Будто это не такой значимый вопрос, не очень нужное дело – именно это сбивает людей, приводит в замешательство.
Тот человек, который сейчас судит тебя, что уже будучи здесь, ты беспокоишься о том, буду ли я в Раю соседом Имама Хусейна(а) или нет – то именно он, когда покупает себе квартиру в городе, то сто раз смотрит, отмеряет в какой же части города ему купить дом – а это всего лишь для 50-70-ти лет жизни. Тот дом, в котором ты проживаешь не так много, лишь некоторое время и ты о нем беспокоишься, волнуешься, но, а тот дом, в котором ты будешь жить вечно и он уже сейчас определяет то место – то ты смотришь на него с удивлением.
Как раз таки заботой человека должны быть подобные вещи – а буду ли я соседом Имама Хусейна(а) или нет?
Эти люди не мечтатели, не сказочники – это должно быть одним из основных составляющих размышления человека. Всё остальное же является за пределом этого.
Основная цель человека – связь с Аллахом, ожидание исхода своей жизни.
Каким было состояние сподвижников Имама Хусейна(а)? Что их больше всего беспокоило в Кербеле? Какая главная их забота была в день Ашура?
Сподвижник задает вопрос – афавайт йа аба абдуллах – ты доволен мною? Я смог быть преданным, вернымтебе, о Имам(а)? Вот, что должно беспокоит людей – доволен ли им Имам Хусейн(а)? доволен им Пророк(с)? Доволен ли им Аллах?
Клянусь Аллахом, рассказывая всё это, говоря об этом – мне стыдно. Потому, что эти слова превратились в девизы, лозунги, эти слова потеряли свою ценность. Именно мы, такие люди как я, сделали эти слова не значимыми. Жаль, нет людей, которые достигли познания, чтобы они пришли и рассказали об этом, исполнили это на деяниях, показали в жизни и чтобы остальные посмотрели и взяли для себя наставления и исполняли это.
Уже многие годы рассказываю и стыдно, что, сколько можно говорить. Поэтому и слово не имеет своей цены, когда за этими словами нет деяний, борьбы. Если человек рассказывает что-то, а сам его не исполняет, то эти слова не имеют особого влияния, тяжести.
Истинно, какова самая главная забота, беспокойство человека, то и его цена равна тому же. В дуа Кумейл Али(а) говорит: Ты отделишь меня от моих друзей? Заботой Али(а) является то, что Твои друзья будут в Раю, в гостях у Тебя, а Ты отведешь меня к Своим врагам?
Наузубилля, Али(а) мечтатель какой-то? – Нет, он реалист – смыслом реализма является именно это - думать о том: Какова истинная жизнь человека? Из чего состоит жизнь? Каково настоящее предназначение человека в этом мире?
Что было заботой Имама Хусейна(а)? Когда он собирался войти в битву, то, что он говорит Госпоже Зейнаб(с.а)? – Ля тансини минад-дуа – Не забывай меня в своих молитвах. В некоторых хадисах есть – Не забывай меня в своих ночных молитвах. Чего хочет Имам Хусейн(а), чтобы Зейнаб(с.а) сделала ему дуа? – То, чтобы Аллах принял его.
В самый последний момент жизни, когда душа не покинула Имама Хусейна(а), что его волновало? – Он общался с Аллахом, он говорил – помоги мне – то есть то, чтобы Аллах спас его от врагов? – Нет, не о спасении от них идёт речь. То есть, о Аллах, прими меня. Самой главной заботой всех шахидов Кербелы являлось именно это.
Почему у нас не получается общаться с Аллахом, будто у нас губы высохли? – Потому, что мы просим что-то просим у Него . Мы идём к Нему и перечисляем свои проблемы – О, Аллах, у меня нет дома, даруй мне дом; о, Аллах, у меня мало денег, даруй мне дозволенное пропитание и т.д. Говорим свои сложности и на этом всё – у меня больше нет дела с Аллахом, я пошёл.
Я не говорю, чтобы мы ничего не просили Аллаха, не говорили о своих сложностях. Нам сказано, чтобы мы и соль для еды просили у Аллаха; чтобы и узел для обуви просили Аллаха. Но, но, что является самым важным вопросом, помимо этого – это нужно определить сейчас. Для нас важно всё, что за всем этим, то есть то, что в краю от этого. Да, надо просить всё это, просить дозволенный доход, но для того, чтобы увеличилась наша связь с Аллахом – для этого надо просить. Те деньги, которые разорвут мои отношения с Аллахом – тогда зачем они мне нужны? Тот дом, должность, почёт, который отдалит меня от Аллаха – тогда зачем все эти блага? Когда человек общается с Аллахом, то пускай просит у Него это. Пусть заботой, беспокойством человека будет связь с Аллахом.
Взгляните на слова Имама Саджада(а) – сначала он просит о прощении, после говорит: о, Аллах, вдруг, если Ты простишь меня в Судный день, тогда я опущу голову от стыда. Твоё прощение одна беда, Твоё не прощение – вторая беда. Видите, чем дальшё идёшь, то ещё большего всего открывается. То есть, если Ты не простишь, то я не смогу выдержать Твоё наказание, а если же простишь, то мне будет стыдно, совесть замучает меня. Мне будет очень стыдно, что я сделал грех такому Аллаху, как Ты, вышел из Твоего подчинения.
Мы проживаем первые минуты в месяце Рамадан. Настоящий смысл Рамадана – это Рай. Этот месяц самая лучшая возможность в течении года, чтобы увеличить свою связь с Аллахом. Как младший брат, я хочу вам сказать, что самые положительные, веселые минуты вашей жизни – это вот сейчас, то состояние, когда вы находитесь в Рамадане. Нельзя приобрести удовольствие, духовный покой лучше, чем сейчас. Поэтому, братья, я прошу вас, давайте мы объединимся, возьмём друг друга за руки и улучшим наше отношение с Аллахом.
Если мы сможем провести один месяц, как того требует, хочет Аллах, то изменится вся наша судьба. Это очень благословенный месяц. Посмотрите, что сказал Аллах об этом месяце: ду’ийтум фихи ила зияфаталлах - вы приглашены в гости к Аллаху. Вы думаете, что наша душа находится на том же месте? Нет, как наступил месяц Рамадан, наши души поднялись, полетели в Рай и в данный момент находятся там. Сейчас, когда мы в посте, наши души не в этом мире. Не в том смысле, что души покинули наши тела, ведь дух – рух, сам по себе не материален, наша душа, духовный мир, в данный момент приближается к последующей жизни. То есть в месяце Рамадан Аллах показывает некую часть, долю из садов Рая. Он показывает это, чтобы создать в нас стремление, желание к этому, чтобы мы приблизились к нему, полюбили. Цените минуты этих дней, но всё равно, в итоге, мы снова будем сожалеть. Опять завершится месяц, и он пройдет очень быстро – я вам это говорю и сами прекрасно знаете. Эти 30 дней проходят в один миг. Наступает месяц Рамадан, потом просыпаешься, что уже Ночь Кадр и уже праздник. Несмотря на то, что летом день длинный и жаркий, но опять же проходит со скоростью. А то, что день жаркий, долгий – это милость Аллаха нам. В хадисах есть, что самое высшее поклонение – это то поклонение, которое самое трудное, сложное. И то, что месяц Рамадан попадает к лету – это одна из милостей Аллаха. Постарайтесь не сокращать ваши отношения с Мечетью, чаще посещать его. В этом месяце человек должен постараться участвовать в коллективных молитвах, слушать лекции в Мечети, в этом месяце стыдно не просыпаться к молитве зухр, пропускать Джума. Поверьте, что есть разница в качестве поста того, кто присутствует в Мечети и того, кто спит дома. Так как здесь озвучиваются аяты Корана, хадисы, тут имеется особый нур от коллективного намаза, дуа.
Также, хочется сказать, что основной, главный смысл, философия поста – это богобоязненность.
Йа аййухаль лязина аману кутиба аляйкумус-сийам кама кутиба алял-лазина мин габликум ля аллякум таттагун – О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас,- быть может, вы станете богобоязненными.
Один учёный делал тафсир этого аята: Будто отец и мать отводят своих детей, чтобы им сделали манту. Ведь детям делают манту, чтобы они были защищены от всяких болезней. Он говорит, что и Аллах, будто говорит: О, мои дети, о мой сын, - кутиба алякумус-сийам – ты говоришь ребенку, что пойдем сделать тебе манту, и делается это манту всем детям. То есть, чтобы и он был спокоен, что это манту всем делается. Кама кутиба алял-лазина мин габликум – это было обязательным всем, будто Аллах играет с нами. Из-за чего, из-за того, что мы несколько часов останемся голодными. И Аллах, будто играет нами. Йа айухалль-лязина аману – вы не беспокойтесь, мы и прежним предписали пост обязательным к совершению, ля аллякум-таттагун – это для того, чтобы вы не заболели – это манту, чтобы вы были богобоязненными, это диета для вас. Аллах говорит одно положение для нас, приказ, и то в какой красивой, мягкой форме говорит. Потому, что в этом приказе есть немного трудности – голод. Ведь всё заключается не в том, что человек не ест. Ведь проходит 5-6 часов и ты опять ешь и что дальше? Что будет, если я съем за 3 часа раньше или 5 часов позже – это всё относительные вопросы. Но сколько всего скрыто внутри этого. Аллах с нами как разговаривает – ля аллякум-таттагун – это для вашей богобоязненности.
От меня для вас совет, как от младшего брата. Я не могу вмешиваться в желательные деяния каждого. Да, может быть, что кто-то прочитает весь Коран, а кто-то чуть-чуть. Однажды, один сказал, что я несколько дней размышляю над одним аятом и Пророк(с) сказал, что очень хорошо – читайте Коран именно так. Лучше размышлять и читать не торопясь, думая над несколькими аятами, нежели быстрее и быстрее прочитать и закончить Коран. Цель не в прочтении Корана. Делайте любые желательные деяния, но самое важное, что заключите договор, завет с Аллахом, что я до конца месяца не совершу грех, и потом вы увидите результат. Хотя бы один раз в месяце Рамадан. Будьте очень осторожны. Не говорите сомнительные слова. Давайте беречь себя один месяц. Не говорите все слова, не говорите о каждом, вдруг, что это будет сплетней, клеветой и так далее. И к концу месяца мы увидим в себе изменения. Поверьте, тогда и плодов от нашего духовного совершенствования будет больше. Сделаем мало деяний, но с богобоязненностью.
Ещё раз скажу, если мы спросим у Аятолла Бехджата, Аллама Гази и других Аятолла и Аллама, что, как вы дошли до этого, то, поверьте, нет каких-то специальных сборников дуа, что они прочитали именно это и дошли до этой степени. Нет, они дошли до такого уровня тем, что боялись Аллаха и оставили запретное. После оставления грехов, деяние превращается в лестницу и поднимает тебя до небес. Поэтому, чтобы взять от Рамадана всякое благо, то давайте заключим с Аллахом завет, что не сделаем грех.