Вот моя обязанность здесь. 1 страница
Н.Д. Спирина
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
ТРУДОВ
Том 1
Издательский центр РОССАЗИЯ
Сибирского Рериховского Общества
Новосибирск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1940-е – 1960-е
ОЧЕРКИ
Такт
Анонимность
Болтливость
«Самый мудрый тот, кто учится у всех»
СКАЗЫ
Сказы о Сергии
Медведь
Егор
«И звезда с звездою говорит»
Труды джиннов
Храм Истины
Две свечи
Сказ о молитве
Сказ о янтаре
Ларец сокровищ
Сказ о благом камне
Маленький рак
Две встречи
Земная жизнь
1970-е – 1980-е
Образы Рериха
Рерих и музыка
Рерих о музыке и музыкантах
Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
Музей Николая Рериха в Нью-Йорке
Всемирный День Культуры
Вступительное слово
Памяти Е.П.Блаватской
Приветственное слово
Философско-этические воззрения Святослава Рериха
Письма Елены Рерих
Вступительное слово
Живая Этика — Учение Новой Эпохи
Община
Живая Этика о Новой Эпохе
Живая Этика о психической энергии
Время подражать
Живая Этика о женщине, её значении и назначении в Новой Эпохе
Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском
«Имя Святое — Сергий»
Драматургия Николая Рериха
Н.К.Рерих о Культуре
Свеча
Держава Света
Основы
Слово о друге
Елена Ивановна Рерих
Предупреждение
Беседа в день Пасхи
Слово о Сердце
Путь духа
Слово о книге «Аум»
Вступительное слово
Два пути
Звено
Ковёр полёта
Слово о книге Н.К.Рериха «Пути Благословения»
Грани Культуры
Кришна
Слово о Мире Тонком
Орфей
Слово о книге «Беспредельность»
Пифагор
«Просто распускаются цветы...»
Подвиг
Медведь
Вступительное слово
Переводы Елены Рерих
Слово о книге «Братство»
Аполлоний Тианский
О Записях Б.Н.Абрамова
Святой Франциск Ассизский
Слово в день Пасхи
Преподобный Серафим Саровский
Основы внутренней жизни Сибирского Рериховского Общества
Путь к общине
О встречах
Неотложная необходимость
О любви
Приветственное слово
Светлый дар
О Юрии Николаевиче Рерихе
«Небесный человек». К 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского
Всемирный День Культуры
Будда
Вступительное слово
Лао-Цзы
К занятиям по Учению Живой Этики
Конфуций
Предисловие к «Письмам Елены Рерих»
Семь недель с Рерихом
Преподобный Сергий — Строитель русской духовной культуры
Зороастр
О публикации Записей Б.Н.Абрамова
О Живой Этике
Он был последним членом великой семьи
Апостол Красоты
Свет Звезды
Памяти Святослава Николаевича Рериха
«Урусвати знает...»
Магомет
Рамакришна
Советы начинающему наставнику
Приветственное слово
Н.Д.Спирина, А.П.Юшков. «Радость моя»
Тропы необычности
Слово о Культуре
Не ушёл!
«Небесный камень»
О Знамени Мира
Живая Этика о Христе
Воплощённая помощь. Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский
Весна Света
Вершина и подножие
Взаимоотношения в аспекте красоты
Примечания
Алфавитный указатель
Ко всему приложить Мир Высший —
вот моя обязанность здесь.
Н.Д.Спирина
Дорогие читатели!
Этим томом мы открываем полное собрание трудов Наталии Дмитриевны Спириной и адресуем его не только тем, кто уже сделал духовный выбор и твёрдо решил строить своё мировоззрение на основе Учения Живой Этики, но и тем, кто находится в духовном поиске.
Н.Д.Спирина — поэт и прозаик, известный рериховед, основатель Сибирского Рериховского Общества и двух музеев Н.К.Рериха — в Новосибирске и на Алтае; а если сказать шире — представитель той подлинной русской интеллигенции, для которой служение высоким человеческим идеалам было делом всей жизни.
Наталия Дмитриевна родилась 4 мая 1911 года в городе Харбине (Китай), в семье русских интеллигентов; получила прекрасное образование как педагог-музыкант. В 1940-х годах она познакомилась с трудами семьи Рерихов и Учением Живой Этики и много лет изучала его под руководством Бориса Николаевича Абрамова, духовного ученика Николая Константиновича Рериха.
Наталия Дмитриевна вспоминала: «Когдамы начали с ним [Б.Н.Абрамовым] заниматься Учением Живой Этики, я сразупоняла, что не только к этому готова — я в этом нуждаюсь чрезвычайно и что, может быть, для этого даже и воплотилась».
Б.Н.Абрамов вёл переписку не только с Н.К.Рерихом, но и с его женой, Еленой Ивановной, которая интересовалась ученицами Бориса Николаевича и имела от него подробную информацию о каждой из них. Получив фотографию Наталии Дмитриевны, Елена Ивановна в ответном письме Борису Николаевичу написала, что его ученице «нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать под диктовку В[еликого] В[ладыки] и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. Но не должна сомневаться, а просто писать свободно, вслушиваясь в мысли и слова ей посылаемые, — так было Сказано. Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе» (23 января 1951 г.). Через некоторое время Елена Ивановна вновь пишет: «Сказано: ''Она... стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро помогу ей в работе в Моей лучшейстране''. Истинно, Ната может радоваться» (21 мая 1951 г.).
В целом ряде писем в Харбин, адресованных Б.Н.Абрамову, Е.И.Рерих свидетельствует о наличии у Н.Д.Спириной контакта с Великим Учителем Света[1].
Всех харбинцев, познакомившихся с Николаем Константиновичем Рерихом во время его экспедиции, а впоследствии состоявших с ним и Еленой Ивановной в переписке, Рерихи побуждали к возвращению в Россию. Наталия Дмитриевна Спирина рассказывала: «Нам в Харбин без конца писали и Николай Константинович, и Елена Ивановна: ''Ехать, ехать и ехать на Родину! Вы там нужны''. Они писали, что если мы там будем только читать Учение, и то уже сделаем очень большое дело для пространства России».
В 1959 году, выполняя указ Рерихов, Н.Д.Спирина и Б.Н.Абрамов приехали в Россию для труднейшей работы — возрождения страны путём духовного просвещения и культурного строительства. Наталия Дмитриевна поселилась в Новосибирске, а Борис Николаевич — в Венёве (Тульская обл.). Все 13 лет, которые прожил Б.Н.Абрамов после возвращения на Родину, они, преодолевая тяжелейшие условия жизни, трудились в тесной духовной взаимосвязи, выполняя ту работу, которую никто кроме них выполнить не мог.
«Смотрите на пребывание своё в определённом Учителем месте как на Поручение. Не ради себя, но ради пространства и заботы о нём Посылает Учитель тех, кто близок Ему и кто может насытить окружающие сферы эволюционными мыслями», — сказано в Записях Б.Н.Абрамова. После ухода Бориса Николаевича Наталия Дмитриевна, в земном одиночестве, продолжала дело, о котором так пронзительно сказано в Учении: «Говорил, Говорю и Скажу — помогите строить Мою Страну. И помните эту Нашу просьбу не в тепле и в довольстве, но в холоде и в минуту тягости» (Листы Сада М. Озарение. 2–IХ–6).
В конце 1950-х годов в СССР возвращается старший сын Рерихов, Юрий Николаевич. За неполные три года, прожитые в Москве, ему удалось не только возродить отечественное востоковедение, но и вернуть Родине забытое имя своего великого отца. В Сибири же о Рерихах почти ничего не было известно. Тем удивительнее всплеск интереса к рериховскому наследию именно в Новосибирске. В огромной степени это заслуга Наталии Дмитриевны Спириной. Её роль в раскрытии наследия Рерихов для Сибири невозможно переоценить.
В жёстких идеологических рамках тех лет знакомить людей с творчеством семьи Рерихов было очень непросто и даже небезопасно. Но работа шла не прерываясь. Общественная деятельность Н.Д.Спириной прежде всего связана с её многочисленными выступлениями на культурных мероприятиях. Начиная с 1970-х годов она организовывает литературные вечера, торжественные собрания, непосредственно связанные с рериховской тематикой. Совместно с академиком А.П.Окладниковым она становится одним из основателей всесоюзных общественно-научных конференций «Рериховские чтения», которые начали регулярно проводиться с 1976 года. Наталия Дмитриевна неоднократно встречалась со Святославом Николаевичем, младшим сыном Рерихов, который часто приезжал в Советский Союз. Сотрудничество и многолетняя переписка связывали Н.Д.Спирину с последователями и ближайшими помощниками Рерихов — З.Г.Фосдик, вице-президентом Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке; П.Ф.Беликовым, биографом семьи Рерихов; К.Кэмпбелл-Стиббе, сотрудницей Рерихов в Америке.
Со временем ситуация менялась, рериховское движение набирало силу. И уже в 1989 году на первой в нашей стране конференции, посвящённой Елене Ивановне Рерих, Наталия Дмитриевна сказала: «Я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки». В августе 1989 года в Новосибирске состоялось ещё одно знаменательное событие — первая в Советском Союзе конференция, посвящённая Елене Петровне Блаватской. Так в Новосибирске впервые широко и открыто прозвучали имена Рерихов и Блаватской.
В своих выступлениях, слайд-программах, беседах Наталия Дмитриевна стремилась передать людям знание о великой силе Культуры — единственного фактора, способного преобразить жизнь как каждого человека, так и страны в целом. Со временем ширился круг единомышленников, на встречи с Н.Д.Спириной отовсюду приезжали люди, велась обширная переписка. Магнит её духа, растущая культурно-просветительная деятельность сплотили вокруг неё группу сотрудников, и в 1991 году в Новосибирске образовалось Сибирское Рериховское Общество— ныне крупный центр рериховедения. Наталия Дмитриевна явилась его духовным фокусом. По её инициативе СибРО развернуло издательскую деятельность; сама она до конца жизни оставалась главным редактором журнала «Восход».
Кульминацией деятельности Н.Д.Спириной стало создание двух общественных Музеев Н.К.Рериха — в Новосибирске и в селе Верхний Уймон (Республика Алтай), связанных с пребыванием в этих местах Н.К.Рериха. В строительстве Музеев приняли участие сотни энтузиастов из многих городов России, а также представители разных стран. В настоящее время культурно-просветительская деятельность обоих Музеев широко известна в России.
Признание своего жизнеутверждающего литературного творчества Н.Д.Спирина получила при жизни. Первыми стали известны её стихи, очень скоро нашедшие своих читателей. Позднее отдельными сборниками стала выходить проза. В настоящем издании собраны воедино её многоплановые труды: проза, поэзия, записи Бесед с Борисом Николаевичем Абрамовым — «Искры Света», произведения для детей. Отдельный раздел составляют «Собеседования» — ответы на вопросы изучающих Учение Живой Этики.
Первые несколько томов включают в себя «Отблески» — так назвала Н.Д.Спирина сборники своих работ, в которые вошли философские сказы и притчи, статьи и доклады на темы рериховского наследия.
Её выступления на «круглых столах» СибРО, которые она называла словами,— это образцы высокой художественно-публицистической прозы. О том, как они появляются, Наталия Дмитриевна сказала: «Слова не пишутся на заранее заданную тему, они записываются, и часто рука едва поспевает за потоком идущей мысли».
Сотни людей из многих уголков страны съезжались ежемесячно на «круглые столы» Сибирского Рериховского Общества, чтобы услышать от Наталии Дмитриевны о том, что в настоящее время «звучит в пространстве» и является наиболее актуальным на данный момент. Названия многих её выступлений говорят сами за себя: «Зов времени», «Жить в Будущем», «Век синтеза», «Путь к Общине», «Культура и человек», «Начнём готовиться!», «Основы». В них Наталия Дмитриевна говорит о непреложности космических законов, о неизмеримой мощи мысли, объединённой во благо, о том, какое значение для эволюции планеты имеет вопрос совершенствования качеств каждого человека. Она призывает начать этот процесс немедленно, ибо, не улучшив себя, мы не сможем помочь миру. «Что могут тёмные? — пишет она в 1994 году. — Только раздувать то, что в нас уже есть; увеличивать отрицательное до погибели дела или человека. Всё отрицательное даёт им доступ. Ярчайший пример — Христос и Сатана, который не имел в Христе ничего и потому был бессилен». Она не скрывает того, что очищение себя, освобождение от вековых нагромождений, дорастание духа до понимания своего предназначения — процесс, как правило, медленный и порою очень мучительный, но другого пути нет. Тема нравственной высоты, к которой должен стремиться каждый прикоснувшийся к Учению Жизни, призыв к внутреннему преображению и преодолению самого себя звучит и во многих её стихах.
Устать, устать до нестерпимой боли
От своего невежества и зла,
Как заключённый от тюремной доли,
Как раб галерный от цепей весла...
Ты отсекаешь низшее в себе,
И высшее, свободное от груза,
Возносится к назначенной Судьбе
С надземным миром в благостном союзе...
Учение Живой Этики говорит о наступлении Новой Эпохи — великого и прекрасного Будущего, суждённого духовно обновлённому человечеству. Труды Н.Д.Спириной помогают приблизиться к пониманию этого Будущего, предуказанного всеми духовными Учениями; помогают увидеть «отблеск зорь грядущего Восхода» и активно способствовать его наступлению, быть достойными принять его. Обращаясь к аудитории, Наталия Дмитриевна утверждала: «Можно пережить и претерпеть настоящее, когда мы понимаем, что нас ждёт в будущем. Но это не значит, что оно будет нам преподнесено в готовом виде. Наше будущее — это мы сами, сделавшие себя соответственными ему».
Начиная с 1990-х годов повсеместно стали появляться всевозможные «контактёры» и «мистики», использующие в своей деятельности имя Рерихов и Учение Живой Этики. Огромен вред, наносимый этими лжепророками. Одним из важнейших направлений деятельности Н.Д.Спириной стало разъяснение того, что представляют из себя подобные «пророки» и как можно отличить истинное духовное водительство от ложного, самозваного. Она предупреждала: «В то время как нам указывается на практическое применение Учения в жизни, главным условием которого является изжитие своих недостатков и совершенствование своих качеств, лженаставники, совершенно игнорируя это непременное условие, устремляют учеников на феноменально-эзотерическую сторону Учения, на искусственное раскрытие духовных центров, на потусторонние явления, совершенно не указывая, что всего этого можно достичь не насильственными упражнениями, а именно путём самосовершенствования и очищения сердца и сознания».
Именно таким путём, о котором говорит Наталия Дмитриевна, шли великие подвижники. Совместно с сотрудниками СибРО она создаёт цикл выступлений «Светочи Мира», прозвучавший по новосибирскому радио и вызвавший огромный резонанс. В них с позиций Живой Этики рассказывается об учении Будды, Христа, Магомета; о Пифагоре, продолжающем учение Орфея, о Зороастре — учителе Древнего Ирана, о философах и великих подвижниках Древнего Китая Лао-Цзы и Конфуции, о духовном учителе Индии Рамакришне и многих других.
Хорошо зная Священное писание, Наталия Дмитриевна даёт разъяснение многим его положениям, как, например, в выступлении «Заповеди Блаженства в свете Учения Живой Этики». Она посвящает целый ряд своих слов великим святым, молитвенникам и заступникам Земли Русской — Преподобному Сергию Радонежскому, Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Прокопию Праведному; говорит о деяниях Архистратига Михаила, о великом Образе Царицы Небесной.
Особое место в выступлениях Н.Д.Спириной занимает тема Общины и единения между людьми. Говоря о книге «Община», Наталия Дмитриевна подчёркивает, что «сейчас она нужна как никогда. Без Общины Земля жить больше не может, так как разъединение достигло своего предела. Разъединяется всё и вся. На наших глазах рассыпаются государства, а внутри оставшихся стран брат восстаёт на брата. (...) Видимо, требуется дойти до крайней степени братоубийственного разъединения, чтобы люди опомнились и повернули вспять от пропасти к незыблемым Основам Бытия». Она утверждает, что «призыв к общине есть зов в будущее. Это клич, собирающий всех способных идти вперёд».
Наталию Дмитриевну волновало всё, что было связано с воспитанием детей, формированием их мировоззрения. В повести-сказке «В Стране, где всё возможно» просто и доступно говорится об основополагающих космических законах. Эту сказку читают в детских садах, изучают во многих школах. Но всё, что она адресует детям, в не меньшей степени интересно и взрослому читателю. «Поиски истины не зависят от паспортного возраста. У духа свой возраст», — говорила Наталия Дмитриевна.
«Сказы» Н.Д.Спириной — это философские притчи, в которых образно раскрыты отдельные положения Учения Живой Этики. Их отличает изумительно красивый, почти забытый сегодня, богатый русский язык.
Музыкант, образованный и утончённый человек, Наталия Дмитриевна любила и прекрасно знала отечественную и мировую поэзию, но до знакомства с Живой Этикой стихов не писала. Вдохновение пришло с книгами Учения. Стихи, названные Наталией Дмитриевной «каплями», Борис Николаевич Абрамов посылал Елене Ивановне Рерих, которая дала им высочайшую оценку, указав на их Огненный Источник. Эти стихи помогают вникнуть в высокий строй Учения, подготавливают к усвоению его положений, настраивают на высокий, торжественный лад.
Всегда борьба. Всегда победа.
Иначе плен. Иначе смерть.
И должно трудности и беды
Своим огнём преодолеть.
Идти вперёд и не сдаваться,
И зная, что за нами Братство,
Мир новый строить и беречь.
Широко известны стихи Н.Д.Спириной к картинам Н.К.Рериха, вошедшие в сборник «Весть Красоты». Говоря о живописи этого великого художника, она подчёркивала, что глубинный смысл его полотен, завораживающих зрителей своей красотой, невозможно понять, не зная его мировоззрения.
Мы на этой земле
видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ и Красот,
неземных и нетленных.
Н.Д.Спирина. К картинам Н.К.Рериха
Поэтические сборники Н.Д.Спириной «Капли» и «Перед Восходом» неоднократно переиздавались и получили огромное признание. Их публикация сразу вызвала отклик читателей: Наталия Дмитриевна получала множество писем, свидетельствующих о том, как глубоко отзвучали в сердцах людей её стихи. И это не удивительно, ибо Огненный Источник Учения Живой Этики, Записей Бориса Николаевича Абрамова и творчества Наталии Дмитриевны Спириной — один. Именно в этом объяснениенеобыкновенной убедительности её стихов; потому всё, о чём она пишет, сразу воспринимается сердцем как истина абсолютная, не нуждающаяся ни в каких подтверждениях.
Наталия Дмитриевна как-то сказала, что в стихах она смогла выразить мысли Учения гораздо полнее, чем в прозе. Её стихи стали ещё одной формой выражения идей Учения — поэтической. Так родилась поэзия Новой Эпохи. 4 мая 2001 года, на 90-летнем юбилее Наталии Дмитриевны, в СибРО был учреждён День рериховской поэзии.
У Н.Д.Спириной есть стихотворение «Открыть»:
Открыть глаза людей на радости Земли:
На солнечную песнь закатов и восходов,
На блики облаков, которые легли
Небесным цветником по голубому своду;
На танцы снежных искр, на гимны ранних птиц,
На голоса в лесу, когда летает ветер,
На синюю эмаль, куда клинком зарниц
Ночь мечет письмена при звёздном грозном свете;
На аромат весны в сырых, седых полях,
От зимних снов снегов и томных, и туманных,
На вербы серебро, которое Земля
Приносит солнцу в дар за мощь лучей желанных;
На лунную игру по струнам звонких вод,
Несущих говор с гор о гордых белых кряжах;
На майского дождя танцующий приход,
Соткавший на полях ковров зелёных пряжу.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не перечесть всего, не спеть, не рассказать,
Не сосчитать миров, не обойти всех далей...
Но тихо подойти,
любя открыть глаза,
И исцелить людей
от скуки и печалей!
Наталия Дмитриевна в полной мере осуществила то, о чём она говорит в этом стихотворении: открыла глаза многим людям на богатство и красоту окружающего мира, подарила радость, пробудив в них чувство прекрасного.
О человеческих качествах Наталии Дмитриевны Спириной можно говорить бесконечно. Строгая и справедливая, требовательная и заботливая, пламенно устремлённая в Будущее и зовущая за собою, она помогала всем, с кем так или иначе сталкивала её судьба. Можно приводить поразительные примеры проявления этой помощи: менялись жизненные обстоятельства, улучшалось самочувствие, притекали силы для дальнейшей жизни и борьбы. И не только при встречах происходило это даяние — за многие сотни километров летела её помощь.
Многие, познакомившись с Н.Д.Спириной, сразу почувствовали всю судьбоносность этой встречи и выбрали её своим наставником, земным учителем.
В феврале 1968 года Наталия Дмитриевна записала: «Мы посланы в дисгармоничный нам, грубый, плотный мир, чтобы в нём трудиться и насыщать его более высокими энергиями и мыслями. Потому на своё пребывание в несоответствующей сфере надо смотреть как на задание, выполнение которого — необходимое условие для продвижения. Сколько нужно, столько и пробудем здесь».
Жизнь, которую она прожила, можно коротко описать тремя словами — служение Общему Благу.
«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!» — эти слова из стихотворения В.Маяковского были девизом её жизни.
10 декабря 2004 года Наталия Дмитриевна Спирина покинула земной план, уйдя трудиться в те сферы бытия, где всегда и пребывал её дух.
Редакционный совет
Издательского центра РОССАЗИЯ
Сибирского Рериховского Общества
ОТБЛЕСКИ
1944 – 1993
1940-е – 1960-е
ОЧЕРКИ
Такт
Такт есть интуиция по отношению к другим. Чаще проявляется интуиция по отношению к себе, то есть человек чувствует, как ему нужно в данный момент поступить, чтобы ему было хорошо. Известен деловой «нюх» людей, отдавших своё сердце деньгам. Известны особые способности властолюбца добиваться власти и почёта. Устремления человека дают направление развитию его способностей. Значительно реже встречается в людях такт, это чарующее качество, так привлекающее всех. Для того чтобы зародить и воспитать в себе это чувство, необходимо отрешение от себя, перенос своего сознания в сознание другого человека. Только тогда можно почувствовать, как целесообразнее, то есть полезнее и приятнее для другого, следует поступить в том или ином случае. Тактичный человек прежде всего сообразуется с интересами и чувствами другого, не думая о себе. Ставя интересы других на первый план и стремясь помочь, облегчить, обрадовать других, он постепенно вырабатывает ту высокую интуицию, которая безошибочно ведёт его по сложным лабиринтам человеческой жизни и психологии и указывает, как поступить. Искусство творить отношения между людьми является продуктом такта; искусство завязывать лишь для себя отношения с нужными людьми, отстраняя «соперников», — продукт корыстолюбия.
Самость и самоотверженность — две основы человеческих действий. Такт рождается от самоотречения, и девиз его:«Пусть другим будет хорошо».
24 декабря 1944 г.
Анонимность
Качество, о котором помнят лишь подвижники, работники на Общее Благо. Много добра творили они явно, но неисчислимо больше — тайно. Именно неисчислимо, так как нет таких мер, которыми можно было бы измерить их незримые благодеяния и последствия благих дел. Анонимность есть признак подлинного самоотверженного служения. Анонимность — щит против честолюбия, тщеславия, корысти. Высшая степень анонимности — по отношению к самому себе — сформулирована в Евангелии словами «пусть твоя правая рука не знает, что делает левая». Не только не разглашать о сделанном добре, но и самому как бы не знать о нём, забыть, не думать. В этом заключается высокое благородство духа, в противовес фарисейской вульгарности, кричащей на перекрёстках о своей благотворительности. Важен плод, важен результат; имеет значение лишь то, что остаётся. «В Музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист отсохший, унесено вихрями времени. Но живёт Прекрасное, оно лишь умножается временем»1. Что важнее — имя творца или его произведение? Что производит благое воздействие, что нужно людям? Станет ли творение хуже оттого, что имя создателя неизвестно? Станет ли доброе дело менее добрым оттого, что оно анонимно? «Истинно, самоотречение является одной из форм Прекрасного»2. В сознательной анонимности кроется отречение от себя во имя Общего Блага и слияние своего отдельного «я» с этим великим понятием. Потому анонимность так прекрасна.
21 июня 1945 г.
Болтливость
Старший Друг рассказал про одну старую женщину, отличавшуюся большой самоотверженностью. Она любила своих родственников до самозабвения, заботилась о них и работала на них, не помня себя. «Тем не менее, — добавил он, — я не могу пробыть в обществе этой женщины более десяти минут. Она страшно болтлива, и это очень тягостно». Подумав, он добавил: «Это свойство заставляет сомневаться в полноте её самоотверженности, так как истинно самоотверженные люди не болтливы».
Рассказанное заставило задуматься над тем, что такое болтливость. Раз самоотверженность исключает болтливость, значит, это свойство от самости. Ведь отвергнуться от себя — значит оставить все свои личные интересы и желания и сосредоточиться на том, чтобы не себе, а другим было хорошо. Под самоотвержением часто представляют исключительно выдающиеся геройские поступки, вроде спасения утопающего с риском для жизни, отдачи всего своего состояния нищим и т.д. Но выявление этого качества, как и всякого другого, может иметь место в жизни каждого дня. Поступиться хотя бы малым удовольствием ради другого уже будет победой над самостью, победой, на которую далеко не все способны.
Болтливость есть желание высказаться о том, что представляет интерес для себя, что забавляет или огорчает. Процесс этот доставляет удовольствие, следовательно, болтливость есть самоублажение. Болтливый человек совершенно не озабочен тем, интересна или нет тема его разговора слушателям. Он заинтересован сам — и этого достаточно. Пользуясь тем, что большинство людей не решаются по тем или иным причинам говорить правду в глаза и из вежливости выслушивают его и не прерывают, болтун радостно барахтается в мутных водах своего красноречия, в то время как остальные устают и теряют бесценное время. Имеем ли мы право утомлять наших ближних и расхищать их время и энергию только потому, что нам доставляет удовольствие подобное времяпрепровождение?!
Бережность совершенно исключает болтливость. Бережные люди взвешивают в уме каждое своё слово, прежде чем произнесут его. Они обдумывают тему разговора со многих сторон. Будет ли то, о чём они собираются говорить, интересно слушателям? Будет ли полезно? Не повредит, не раздражит, не расстроит ли? Не отвлечёт ли от дела? Но подобные соображения не приходят в голову болтунам. У некоторых заядлых рассказчиков есть обыкновение повторять какой-нибудь рассказываемый эпизод по нескольку раз. Слушатели уже прослушали один раз сказанное и недоумевают, к чему повторяется та же повесть снова и снова. Или их принимают за тупиц, не способных уразуметь нечто с одного раза, или повествователь так упивается своим красноречием и так заинтересован увлёкшей его темой, что не может вдосталь насладиться тем и другим? Чаще бывает последнее. Но всякое самоуслаждение несовместимо ни с тактом, ни с самоотречением, потому Друг усомнился в полной самоотверженности вышеупомянутой женщины. А человек, занятый лишь самоублажением, в какой бы форме оно ни выражалось, всегда тяготит и утомляет. Вот почему бережные люди всегда желанны и любимы, ибо бережность есть проявление любви к ближнему.
14 июля 1945 г.
«Самый мудрый тот, кто учится у всех»
Это утверждение с первого взгляда может показаться парадоксальным. Как и чему можно учиться у глупых и злых? Что можно позаимствовать у невежи? Чему подражать в деяниях преступников? Но когда человек становится на путь сознательного самоусовершенствования и устремлённо идёт, он начинает находить возможности для достижения своей цели решительно во всём. Явленная глупость, вызывая в нём возмущение, заставляет задуматься над качествами собственного ума; ужас окружающего мрака невежества толкает ещё сильнее к свету расширения сознания и постижения Истины; низкие свойства, проявленные близкими людьми, как в зеркале, часто увеличенном, наглядно демонстрируют содержимое собственной души; картины злобы и корысти и их детищ — преступлений — причиняют боль сердцу и вселяют непреодолимый ужас и отвращение к подобному роду действий.