Неверное употребление слова джабр в отношении людских поступков
Прежде всего, этот термин отсутствует в Коране и сунне, тогда как рабы обязаны употреблять термины, встречающиеся в священных текстах. Ал-Лалакаи привёл рассказ о том, что Бакиййа спросил ал-Ауза‘и и аз-Зубайди о принуждении (джабр). Аз-Зубайди сказал: «Аллах слишком велик и могущество Его слишком велико, чтобы принуждать кого-либо насильно. Он решает и предопределяет, творит и создает раба таким, каким пожелает». Ал-Ауза‘и же сказал: «О принуждении ничего не говорится в Коране и сунне, и я боюсь говорить так. Есть судьба, предопределение, сотворение и создание. Вот это упоминается в Коране и в хадисах посланника, мир ему и благословение Аллаха» (Лалакаи. Шарх. Т. 3. С. 700).
Похожие высказывания принадлежат целому ряду ранних учёных, в том числе Суфйану ас-Саури, Абу Исхаку ал-Фазари и др.
Учёные не считали правильными высказывания о том, что человек совершает свои поступки под принуждением, потому что слово джабр имеет широкий смысл. Под ним может подразумеваться и принуждение вопреки желанию самого человека. Оно используется, например, если отец принуждает свою дочь к замужеству или если судья принуждает человека продать своё имущество для выплаты долга. Здесь глагол аджбара употребляется в значении ‘заставлять’. Поэтому выражение «Аллах принуждает рабов» означает, что Он заставляет их совершать те или иные поступки, а не наделяет их способностью желать что-либо и выбирать что-либо по доброй воле.
Говорить такое о Всеблагом и Всевышнем Аллахе — очевидная ошибка, «потому что Аллах слишком возвышен и велик, чтобы принуждать кого-либо. К принуждению прибегает тот, кто не способен наделить кого-либо способностью желать и выбирать свои поступки по доброй воле. Пречистый Аллах способен на такое! Он сделал человека желающим совершать те или иные поступки, любящим их и довольным ими. Как можно после этого говорить, что Он принуждает или заставляет человека подобно тому, как одни творения принуждают других?!» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 8. С. 463).
Если же под словом джабр подразумевается то, что Аллах создал людей желающими то, что угодно Ему, и выбирающими собственную судьбу без принуждения, то такое суждение справедливо. Как сказал один из наших предшественников, прекрасное имя Ал-Джаббар означает «Побуждающий рабов к тому, что пожелает» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 8. С. 464).
Поскольку слово джабр имеет широкий смысл и употребляется в обоих значениях, наши предшественники запрещали использовать его для указания на предопределённость человеческих поступков без соответствующей оговорки.
Как сообщил шейхульислам Ибн Таймиййа, Абу Бакр ал-Халлал в книге «Сунна» рассказал о том, что ал-Маррузи сказал имаму Ахмаду:
— Абу ‘Абдаллах, один человек говорит, что Аллах принуждает рабов.
Выразив своё недовольство, имам сказал:
— Мы не говорим так. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведёт прямым путём, кого пожелает.
Сообщается со слов ал-Маррузи, что один мужчина сказал:
— Поистине, Аллах не принуждает рабов к совершению грехов.
Другой человек возразил ему:
— Нет, Аллах принуждает рабов, — он хотел подчеркнуть истинность предопределения.
Когда они рассказали об этом Ахмаду ибн Ханбалу, он упрекнул их обоих за сказанное, и те покаялись. Потом он велел им говорить: «Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведёт прямым путём, кого пожелает».
Сообщается, что Абу Исхак ал-Фарази рассказывал: «Однажды ко мне пришёл ал-Ауза‘и и сказал:
— Ко мне пришли двое мужчин и спросили меня о предопределении, и я решил привести их к тебе, чтобы ты выслушал их и ответил им.
— Да помилует тебя Аллах! Ты имеешь больше прав на то, чтобы ответить им, — ответил я.
Потом ал-Ауза‘и привёл их ко мне.
— Говорите, — велел он.
— К нам приехали люди, отрицающие судьбу, — сказали те двое. — Они начали спорить с нами о предопределении, и мы вступили в спор. Дело дошло до того, что мы сказали: «Аллах принуждает нас к тому, что Он запретил нам, и не позволяет нам совершать то, что Он приказал нам, и кормит нас тем, что Он запретил нам».
— Послушайте, — сказал я, — к вам пришли люди, которые привнесли в религию новшество и ересь. И я могу сказать, что, опровергая их ересь, вы тоже совершили нечто похожее.
— Ты сказал правильно и хорошо, Абу Исхак, — заключил ал-Ауза‘и» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 8. С. 103).