О своей перенесенной болезни и о болезни глаз - своих и адресата. Оставлять ли службу. О ежедневном чтении Писания
Милость Божия буди с вами!
Вы небось бранили меня за долгое неотвечание. Исповедуюсь, что часто бываю я в этом деле большим грешником; но в настоящем случае не грешен. Ваше письмо от 15 ноября дошло до Выши к 20; а в конце того месяца, недели за 4 до праздника, я простудился сильно. Ответить вам тотчас помешала простуда. И вот 7 неделя доходит, как я хвораю. Простуда скоро преодолена; но в самом начале поражен был желудок и совсем отказался от своей службы: ни аппетита, ни вкуса. В начале дня три-четыре было отвращение от всякой пищи, потом заставили меня садиться за стол и хоть чрез силу что-нибудь съедать. Так длилось недели три и слабость была такая, что я говорил шепотом. Взялся доктор за дело и вступил в борьбу с желудком. При всем том, однако ж, только дня три-четыре, как показался позыв на пищу. И я стал на дорогу поправления здоровьем и крепну. Вскрикивали вы когда-нибудь: "слава Тебе, Господи! Есть захотелось!" А я вскрикнул.
Но и вы имеете свою тяготу - закрытие зрения. Мы товарищи по этой части. У меня правый глаз уж не служит; а у вас левый близок к тому. Мой левый еще работает, хоть и прихрамывает немного, а у вас правый остается верным вам. Собственно у нас не боль зрения, а вражеское нападение на зрение. Кто-то понемножку засаривает хрусталики и пресекает дорогу лучам, и способ зрения отнимает.
Я показывал глаза д-ру в Москве; а он милостиво решил, что у меня такой катаракт, который не допускает операции. Милостиво потому, что я пред операциею трушу крепко. Но ныне слышу, что нашли способ уничтожать чувствительность в оперируемых частях и резать не боясь. Вы бы спросили у д-ра, возможна ли для ваших глаз операция? Это он может сказать раньше созрения катаракта. Будете иметь уверенность, чего ожидать впереди, и соответственно с тем, распоряжаться собою.
Распоряжаться, разумею, оставить или не оставить службы. По ходу дела, ваша служба неисканная и непрошенная. Так само собою пришлось взять ее предложенную. Смысл сего тот, что службу вашу Бог возложил на вас. А следует из сего, что вам отказываться от нее нельзя. Если нельзя делать операции глазам вашим, потеря зрения будет Божие разрешение отказаться от службы; а если можно, то извольте узреть в сем Божие повеление продолжать службу. Вы, как будто, загадываете принять операцию зараз для обоих глаз. Но можно и раздельно. Когда созреет катаракт левого глаза примите операцию, и можете продолжать службу почти без перерыва; даже остаться с одним этим глазом, не оперируя правого. Я думаю, что ваш катаракт от ваших лабораторий, и что если вы бросите их, зрение не так скоро будет тускнуть и не потускнет.
Поздравляю со "Станиславом и со звездою", и с обещанием пенсии. За пресечение чтений из святого Писания вам следует епитимию. Но ее можно отложить, принимая во внимание ваше желание исправиться. Ведь не нужно много читать. Довольно (для вас) прочитывать то, что положено в св. Церкви, т.е. Евангелие и Апостол на каждый день. Чтение этого возьмет не более пяти минут. Столько же возьмет, если пожелаете обдумать что-либо из прочитанного или заучить какой текст. В синодальных лавках продается Новый Завет, с указанием чтений на каждый день. Есть маленького формата. Достаньте. Желаю вам всего хорошего.
Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан. 1891 г.