Viii ступень любви

ДУХОВНАЯ ЛЮБОВЬ– АГАПЕ

Любовь всегда некий фактор человеческого (внутреннего мира)… его духа: переставая быть фактором (внутреннего мира) и духа, она перестает быть любовью. То, что от нее остаётся только в чувствах и только в сексуальном желании, не есть настоящая ее суть…. Любовь требует объективной истины. В свете ее субъективной ценности, мы не имеем еще полной ее картины…

Вместе с тем любовь стремится к интеграции, как в личности, так и между личностями.… В основе процесса интеграции любви – духовныеэлементы в человеке… Необходим скрупулезный анализ, чтобы хоть в какой-то мере выявить все богатства действительности, выражаемой…словом «любовь». Действительность - сложна и многопланова…

Кароль Войтыла / Павел Иоанн II /

«Любовь и ответственность»

1. Своеобразие духовной любви.

Все попытки определить любовь в логическом порядке были бы тщетны. Того кто ее не испытал, нельзя ни просветить, ни убедить в этом отношении. Впрочем, духовный опыт подобен в этом всякому другому опыту. Всякое доказательство покоится, в конечном счете, и в последней инстанции на живом опыте, живом восприятии и увидении. Всякое доказательство ведет рано или поздно к предмету, который надо воспринять, увидеть и пережить, и тот, кто не хочет воспринять предмет или не хочет испытать и увидеть его, - тому вообще никогда и ни в какой области нельзя ничего доказать, ни в естествознании, ни в истории, ни в философии…

И тем не менее живое своеобразие духовной любви может быть и должно быть описано. Что это за состояние – любовь? И чем отличается, духовная любовь от не духовной?

Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается, его внимание и интерес концентрируются на одном содержании, именно на любимом, здесь он становится интенсивным, душа его начинает, как бы накаляться и гореть. Любимое содержание, - будь то человек, или коллекция картин, или музыка, или любимые горы, - становится живым центром души, важнейшим в жизни, главным предметом ее. Оказывается, что любовь дает человеку по слову Платона, сразу – душевное богатство и душевную бедность: богатство ибо человек нашёл сокровище своей жизни, которым он владеет и которое он как бы носит в себе: отсюда чувство душевного обилия, силы, счастья, повышенного интереса к жизни и благодарности за всё это; бедность – ибо у человека возникает чувство, он никогда не владеетсвоим сокровищем до конца и что без него и вне него он сам скуден, печален и одинок.… И всё же, несмотря на это человек чувствует себя обогащённым и богатым.

( Духовная любовь включает в себя 1-ую ступень любви)

Человеку доступна двоякая любовь: любовь инстинкта и любовь духа. Они совсем не враждебны и не противоположны; но сочетаются они сравнительно редко. Отчасти потому, что многие люди совсем не знаютдуховной любви. Отчасти потому, что обе эти любви легко вступают в разноречие друг с другом. Отчасти ещё потому, что более сильная из них не даёт другой развиться и окрепнуть и просто подчиняет себе слабейшую. Но сколь, же счастливы те люди, у коих оба потока любви соединяются в один и становятся [едиными]!

Всякое иное счастье на земле является по сравнению с этим счастьем чем-то второстепенным.

Отличие этих двух видов любви совсем не в том, что одна из них есть чувственная и потому земная, другая же посвящена сверхчувственному и называется небесной или духовной. Различие их в том, что любовь инстинкта ищет того, что данному человеку субъективно нравиться, с тем, чтобы потом идеализировать это нравящееся и … приписывать ему в воображении все возможные совершенства. Формула этой любви приблизительно такова: «Этот предмет мне нравится, значит, ему должно быть присуще всякое совершенство…; мил – значит хорош.… Само собой разумеется, что за этой наивной идеализацией следует в большинстве случаев раннее или позднее разочарование.

В отличие от этого, духовная любовь тяготит к качеству, достоинству, совершенству. Она не восхваляет … то, что нравится, но ищет подлинно хорошего, и это хорошее вызывает у человека чувство любви это доброта и благородство души, художественное произведение искусства, человек с глубоким и чистым сердцем, справедливость, мудрость, величие и значительность природы – словом, божественное совершенство, которое просвечивается во всех явлениях, вещах, людях, состояниях и поступках.… У человека, живущего духовной любовью, чувствующее и чуткое сердце обращено как бы от природы на объективно – хорошее и эта обращенность сердца на объективное качество или достоинство вещей есть всегда некий дар Божий, который может быть, однако, укреплен и развит как воспитанием, так и самовоспитанием. Такой человек как бы смотрит в мир качественным оком, отыскивая подлинное совершенство, находя его, предпочитая его, радуясь ему и насыщаясь духовно… Сердце его утешается им, оно связывает себя с ним, оно испытывает его успех и победу как свои; оно всегда готово помочь ему словом и поступком, послужить ему, принести ему в жертву многое другое…

***

Духовная любовь есть как бы некий голод души по Божественному, в каком бы обличии это Божественное ни появилось. Она есть как бы вздох, призыв, молитва, обращенная к духовному небу: «Явись! дай мне узреть Тебя! Откройся! дай мне эту благодать и радость!» И эта молитва, может быть совсем не произносится словами; а безмолвно живет в сердце и виде сокровенного легкого трепета – трепета ожидания, надежды, вечного озирания, настойчивых, неутомимых поисков… Можно сказать, что духовная любовь есть не что иное как вкус к совершенству; или вернее – душевная озаренность для восприятия Божественного совершенства, как в небесах, так и на земле. Можно сказать, что это присуще человеку по благодати Божией. Но в то же время необходимо было бы добавить, что зачатки такого чувства свойственны многим… людям «от природы»., конечно в различной степени или силе. Одни люди живут в духовной благодати, они пребывают в ней, любят ее, дорожат ею…., очищаются ею, и затем исходя из Нее верят и действуют. Напротив, другие пренебрегают ею, не дорожат, не умеют освобождать для нее свой ум и свое сердце – и потому бредут по диким и случайным тропам своего неразборчивого нрава или своей прихоти и похоти.

Из всего ясно, что духовная любовь совсем не исключает инстинктивную или чувственную любовь. Она не отрицает ее, а только прожигает ее Божиим лучом, очищает, освящает и облагораживает. Инстинкт, примирившийся с духом, участвующий в его видении и в его радовании, не перестает быть инстинктом и не отрекается от (чувственности)…. он утрачивает только тягу к самовольству… Сила инстинкта и сила духа сочетаются, чтобы не разлучаться. И тогда чувственная любовь становится верным и точным знаком духовной близости и духовной любви… «Небо» как бы сходит «на землю» или вернее, дух вселяется в инстинкт и акт инстинкта становиться духовным событием…. Нельзя человеку жить на земле без инстинкта, без этой таинственно-целесообразной, органически-мудрой… страстной силы, от Бога дарованной и от природы нам присущей; силы строящей и личное здоровье, и жизнь семьи, и историю народа. В здоровой жизни человека инстинкт и дух вообще не оторваны друг от друга, но степень их… взаимной согласованности и взаимного проникновения бывает неодинакова. Инстинкт, не приемлющий духа, - слеп, самоволен, безудержен и чаще всего порочен; он ведёт к крушению. Дух, не приемлющий инстинкта, - подорван в своей силе, и…маложизнен. Инстинкт и дух призваны к взаимному приятию.

Иван Ильин

«Путь к очевидности»

2. Духовные переживания и впечатления.

(Д.л включает в себя 2-ую ступень любви)

Блажен обладающий множеством сильных переживаний, все равно, что вызвало их, радость или страдание; ибо вызванные ими впечатления – самое ценное из того, что берет с собой человеческая душа в путь в потусторонний мир…

По-настоящему пережито и завоевано только то, что оставляет в душе столь глубокое впечатление. Все прочее проносится бесследно, служа в лучшем случае лишь вспомогательным средством организации событий, способных вызвать столь яркие впечатления.

Ничто не угасает, ничто не пропадает из того, что (человек) в самом деле пережил когда-то в себе и для себя. Все это принадлежит ему – ибо завоевано кровью сердца нетленно.

Человеку лишь стоит направить свой бодрствующий ум на то, чтобы вглядеться, и он вскоре поймет, что в нем по-настоящему живо, а что можно назвать… пустой скорлупой бесцельных воспоминаний.

Целесообразно для человека… - лишь то, что в течение его земной жизни оказало на него воздействие достаточно глубокое, чтобы наложить на его душу не проходящий, неподдающийся стиранию отпечаток. Лишь подобные отпечатки влияют на формирование человеческой души, опосредованно способствуя тем самым и непрестанному развитию духа…

Все, однако, к сожалению, безоговорочно подчинилось рассудку и только ему, пребывая тем самым в тяжких цепях земной ограниченности по способности постигать, что не могло не повлиять и еще повлечет за собой бедственные последствия во всех областях человеческой деятельности.

Рассудок, являясь продуктом человеческого мозга, неизбежно несет в себе ту ограниченность, которой всегда подвержено все телесное, то есть грубо вещественное, по самой своей сущности. Продукт ведь не может существовать отдельно от источника своего происхождения…

Для рассудка из этого естественным образом вытекают узко ограниченная, чисто земная способность к постижению, тесно связанная с пространством – временем…

Одни лишь деяния Духа наследуют от своего источника Жизнь. Все же прочее неизбежно развалится, когда минет время его цветения, как только настанет пора собирать урожай, внутренняя пустота станет очевидной…

Что же такое Дух – это по-настоящему животворное начало в человеке. Дух не остроумие и не рассудок. Не имеют к нему отношения и выученные знания. А посему ошибочно называть «духовным» человека, что провел долгие годы в ученых занятиях… или того, кому удается блеснуть хорошей импровизацией в виде рассудочного острословия.

Дух это нечто совершенно иное, самостоятельная субстанция, берущая начало в родственном ей мире, устроенном иначе, нежели те сферы, к которым относится Земля, а тем самым и человеческое тело.

Духовный мир возвышеннее. Он образует высшую, самую лучшую из сфер Творения…

Дух не имеет ничего общего с земным рассудком, соприкасаясь лишь с тем качеством, которое называют «состояние души».

Духовное, стало быть, ближе к «душевному», а вовсе не рассудочному.

***

Внимательно понаблюдав за собой, смогут распознать, что же именно в течение земной жизни было полезно для души, а что имело единственной целью улучшение условий трудовой деятельности и борьбы за существование в их земном окружении. Иными словами – что же именно обладает не только земной, но и духовной ценностью…. Одно человек может взять с собой (в духовные сферы), а другое, отходя, оставить здесь – ибо место его только здесь.

Люди должны иметь духовные переживания, отличать дух от рассудка, животворное ядро человека от его инструмента!...

Придется… водворить нынешнего владыку – рассудок – на отведенное ему место. Дух же возвратить на предоставленный ему пьедестал. Эта необходимая (алхимическая) перестройка – дело нынешнего человека весьма нелегкое…

Путь к Свету каждый должен пережить в самом себе, самостоятельно открыть его. Постигнуто до конца может только то, что переживаешь, ощутив все его метаморфозы.

Страдание, да и радость непрестанно стучится в двери, зовя к Духовному Пробуждению…

***

Не обращайте внимания на тех, кто насмехается над вами – ведь они все еще отчуждены от Духовной Жизни. Как пьяные, как больные, таращат они глаза на Великое Творение, одаряющее нас столь щедро. Как слепые пробиваются они на ощупь сквозь бытие, не видя красоты вокруг себя.

Они запутались, они спят, ибо, как может человек, к примеру, утверждать и поныне, что существует только то, что он видит? Что там, где глаз ничего не замечает, нет Жизни? Что со смертью тела и сам он перестает существовать – только потому, что до сих пор в слепоте своей он не сумел собственными газами убедиться в обратном. Да разве не знает он уже теперь на многих примерах, как мало могут его глаза? Да разве он еще не знает, что ограниченность их возможностей связана с ограниченностью возможностей мозга, привязанного к пространству – времени?...

Духовная Жизнь, она же Небесный мир, представляет собой, однако же, нечто выходящее за рамки земных категорий, … в силу этого необходим и адекватный ей метод познания…

Оставьте в покое тех, кто еще не постиг этого, не спорьте с ними, но протяните руку помощи и подайте Ваше знание неудовлетворенным сиюминутным удовольствиям, тем, кто ищет в земном бытии большего. Поделитесь с ними Познанием, открывшимся вам и не зарывайте в землю свои таланты; ибо при деянии, сопровождающемся взаимодействием, и ваше знание обогатится и упрочится.

Земную жизнь нужно по-настоящему пережить – иначе в ней просто нет никакого смысла. Только то, сто прожито изнутри со всеми сопутствующими взлетами и падениями, то есть пережито в ощущении, может считаться освоенным…

Все по-настоящему пережитое оставляет в ощущении чистый отпечаток в виде впечатлений – а это и есть то Непреходящее, что остается с человеком и после преображения, частица его самого, обретшая новую форму благодаря новым впечатлениям. Но это касается лишь того, что пережито по-настоящему, все прочее угасает в момент земной смерти. Пережитое же пребывает в качестве отстоявшегося экстракта земного бытия, идя человеку на пользу!

Отнюдь не все, что изучено, относится к пережитому, но только, то из него, что нам удалось освоить в переживании. Весь прочий выученный хлам, а на это весьма многие люди жертвуют все свое земное бытие, остается позади как некая шелуха. А посему каждое мгновение надлежит принимать как можно более всерьез, пронизывая мысли, слова и деяния всею силой жизненного тепла…(и открывающегося Космического Огня- так говорил Заратустра)

«В Свете Истины»

Послание Грааля

3. Духовная любовь к родине и всему родному.

(Д.л включает 3-ю ступень любви)

Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа…

Любить родину значит любить и (находить в ней) нечто такое, что на самом деле заслуживает любви…. Предмет, именуемый родиной, настолько сам по себе есть объективно и безусловно прекрасен, что душа, нашедшая его, обретшая свою родину, - не может не любить ее…. Если он не любит ее, то это означает, что он ее не нашел и не имеет. Ибо родина обретается именно духом, духовным глазом, волею к божественному на земле. Кто не голодает духом (ср. у Пушкина «Духовной жаждою томим»), кто не ищет божественного в земном, тот может не найти своей родины…. Родина есть (воплощенная) духовная реальность…. (Она) воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом. Человек совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма…. Чтобы постигнуть сущность родины, необходимо уйти вглубь своего сердца, проверяя и удостоверяясь, и обнять взором весь объем (пережитого) человеческого опыта….

Есть на свете предметы, которые возможно воспринять только глазом;… есть также предметы, которые доступны только уху и слуху; подобно этому есть такие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью (которая может начинаться с простой привязанности). К таким предметам принадлежит и родина. С человеком, у которого нет реального, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощущал (привязанность) сердцем… трудно было бы даже беседовать на эту тему…

По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою. Люди естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. (И) поэтому духовная сущность патриотизма остается за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах (еще не в духе!) в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу (в мирные, спокойные времена), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного или ожесточенного инстинкта (при войнах и междоусобицах), способного заглушить в душе, и голос совести, и чувство меры, и справедливости, и даже требования здравого смысла. Тогда патриотизм оказывается слепым аффектом… гордыней… агрессивной ненавистью. И тогда оказывается, что сам «патриот» и «националист» переживает не творческий подъем, а временное ожесточение…. В сердце такого человека живет не любовь к родине, а … опасная смесь из воинственного шовинизма и тупого национального самомнения. За «великодержавным пафосом… нередко скрывается личная или классовая корысть».

(В отличие от этого духовная) любовь к родине есть творческий акт духовного и культурного самоопределения, верный перед лицом Божиим и потому благодатный. Только при таком понимании патриотизма и национализма могут раскрыться в их священном и непререкаемом значении…

Но противопоставляя «слепо-инстинктивный» патриотизм «духовному», мы нисколько не отрицаем и не умаляем силы инстинкта в отношении к родине и нации. Отвергается отнюдь не инстинкт…, а только слепой духовно не освященный инстинкт.

…Природные, исторические, кровные и бытовые связи… могут и должны приобретать то духовное значение, которое делает их достойным предметом патриотической любви. Тогда они наполняются внутренним, священным значением, ибо человек воспринимает через них как бы тело, или жилище, или колыбель, или орудие и средство, или материал для духа, как для своего духа, так и для духа своих предков и своего народа….

Для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта, но любовь к (просвечивающемуся) в них и являющемуся через них; к духу, который их создал, выработал, выстрадал или наложил на них свою печать…. Истинным патриотом будет тот, кто обретет для своего чувства предмет действительно стоящий самоотверженной любви и служения… Он любит их духовною любовью, в которой инстинкт и дух суть едино…. В любви этой, и в служении этом он находит свое жизненное самоопределение и свое счастье.

Духовный опыт у людей сложен и по строению своему, многоразличен; он захватывает и сознание человека, и бессознательно-инстинктивную глубину души: одному говорит природа или искусство родной страны; другому – религиозная вера народа; третьему – стихия национальной нравственности; четвертому – величие государственных судеб родного народа; пятому – энергия его благородной воли; шестому – свобода и глубина его мысли и т.д. Есть (любовь и привязанность к родине) исходящая от семейного и родового чувства, с тем, чтобы отсюда покрыть всю ширину, и глубину, и энергию национального духа…. Но есть патриотизм, исходящий от религиозного и нравственного обмена родного народа, от его духовной красоты и гармоничности…

Нет сомнения, что оно привыкшее к созерцанию непреходящего, легче обретет вечные красоты и глубины.

(Сердечная привязанность ко всему родному предполагает) реально испытать… загоревшийся огонь… чувства, пережить своего рода духовное обращение, которое обязывает к открытому исповеданию, это значит открыть безусловное достоинство, действительно и объективно ему присущее, и прилепиться к нему волею и чувствами; и в то же время – открыть в самом себе беззаветную преданность этому предмету и способность бескорыстно радоваться его совершенству, любить его и служить ему. Иными словами, это значит – соединить свою жизнь с его жизнью и свою судьбу с его судьбою; а для этого необходимо, чтобы привязанность приобрела духовную глубину и дар духовной любви…

Иван Ильин

«Путь духовного обновления»

4.а. Духовная любовь – Дружба – единосущие любящих в Свете.

( Включает 4-ую ступень любви.)

Мы говорим «любовь» («духовная дружба»), но спрашивается, в чем же конкретно выражается эта духовная любовь? – В преодолении границ самости, в выхождении из себя, для этого и нужно духовное общение друг с другом. В Евангелии от Иоанна сказано: «Если же (мы) ходим в Свете, подобно как Он в Свете,то имеем общение друг с другом». (Имеем Этически Освященную связь друг с другом – Этос).

…Любовь к (другому) – это явление другому, переход на другого, как быистечение в другого ( истечение в Свете). Метафизическая природа (духовной дружбы) – в сверхлогическом (преодолении) голого самотождества «Я –Я» и в выхождении из себя, а это происходит при истечении на другого, при влиянии на другого силы Божией, расторгающей узы человеческой конечной самости. В силу этого выхождения «Я» делается в другом, в «не-Я», этим самым «не-Я» делается единосущим брату. Подымаясь над логическим, бессодержательным законом тождества и отождествляясь с любимым, … «Я» выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия, и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем включить свое «Я» в другого…. Таким образом, безличное «не-Я» делается (во мне определенным )лицом, другим «Я», т.е. «величайшей реальностью – «ты».

… Но в этом (погружении в другого) происходит обратное восстановление «Я» причем имеющим благодаря любви усиленное вселенское и вечное значение.

В другом, образ моего бытия находит свое «искупление» из-под власти греховного самоутверждения, освобождается от греха обособленного существования*.

Подымаясь над границей своей природы, «Я» выходит из пространственно-временной ограниченности и входит в Вечность…. Этот единый, вечный и бесконечный акт (выхождения из себя) есть единосущиелюбящих (друг друга) в Боге, причем «Я» является одним и тем же с другим «Я» и вместе с тем отличным от него**.

· *Эта любовь тренирует, подготавливает личность человека к погружению в личность Бога и к восприятию любви Божественной.

· **Таким образом, «Я» запечатлевает свою личность и личность другого в Вечности. И когда все миры и все эоны пройдут, это запечатление на высших духовных планах и в духовных телах может остаться, ибо любовь друг к другу в Боге, в Свете есть закон для Вечности

Павел Флоренский

«Столп и утверждение Истины»

4б. Духовная любовь – источник религиозной веры.

Духовная любовь… есть источник религиозной веры. Именно… (благодаря ей) человек становится верующим в подлинном и чистом смысле этого слова.

Нельзя начать веровать в силу логических, отвлеченно умственных доказательств или аргументов. Рассудочные доказательства могут только разрушить умственные сомнения, да и только в том случае, если эти сомнения проистекают из умного источника и имеют разумные и предметные основания. Вера не дается доказательствами. Ибо источник веры не в рассуждении, а в предметном горении сердца. В этом основное отличие православия от протестантизма (и мормонов)…

Сколько бы человек не твердил себе, что «надо» уверовать, сердце от этого не воспламенится и духовное видение от этого не возникает…

(Также) никакое волевое напряжение не может отверзнуть духовно-незрячие очи и не может вызывать к жизни глубинный огонь любви. Вера не дается волевому нажиму. Ибо источник (истинной) веры не в волевом решении (сегодня или завтра «начну веровать»), а в силе созерцающей любви. В этом основное отличие православия от католичества. Человек может уверовать, только свободно и подлинно прозрев, духовно прозрев сердцем (ощутив субстанцию любви в себе) или, иначе – узрев Бога в горении свободной и искренней любви. Но это каждый из нас должен пережить сам в себе и за себя (можно, конечно, поверить в чем-то на слово очевидцам, но найдутся скептики и циники, которые это будут отрицать, и база такой веры-доверия будет не прочной). (Хотя истинная) горящая вера одного, изливаясь в его словах и делах, может вызвать огонь в других сердцах (вызвать некоторый резонанс); но в этих других сердцах должен появиться действительно как живое и самостоятельное пламя, а не только в виде «подражания» или внушающего «заражения» (как «заражаются» иногда влияниями различных псевдоучителей, различных «медитационных» практик, единым хохотом, отсутствием самоконтроля, оставаясь в душе черствыми, без огня духовной любви и веры). Только испытав духовную любовь,… вера сможет превратиться в средоточие души и в действительный путь жизни. (И это так очевидно).

Вера станет главным в (направлении) жизни; не в смысле церковного богослужения, - ибо совсем не все люди призваны к духовному сану, - но главным источникам настроений, решений, слов и дел. Вера вдохновит и направит волю; раскроет уму и воображению новые горизонты; облагородит жизнь чувства и воспитает, освящая и одухотворяя, чувственную жизнь человека. Она станет как бы в центре душевного шара, и разошлет по всей периферии как бы живыми радиусами свои лучи, в виде всепроникающего света, вскрывающего во всем духовный смысл и особую, не выставляемую напоказ религиозную (устремленность) и значимость.

У верующего человека открыто духовное зрение (или развита духовная интуиция), что позволяет отличать добро от зла.(Верующий) видит Бога: ибо Бог есть добро и совершенство.

У верующего человека на таинственном и скрытом от глаз «жертвеннике душевным»… горит огонь; это его духовная любовь, ведущая его и (направляющая) его к совершенству. …Ни один человек из живущих на земле не может считать свою веру совершенной и законченной – ни по глубине и объему ее, ни по ее содержанию. (Некоторые наивно полагают, что если они выучили «Символ веры» и часто произносят его, забывая, разве что в момент получения зарплаты или ссоры с соседом – то их вера совершенна). Напротив, каждый остается до конца строителем своей веры и Божиим учеником. И чем искреннее и скромнее он в своем ученичестве, тем плодотворнее будет его строительство, тем большего он достигнет – и в углублении своей веры, и в раскрытии и обогащении ее содержания (и в удивлении и благоговении перед Божественной Жизнью).

Иван Ильин

«Путь духовного обновления»

5а. Духовная любовь и идеализация любимого.

(Д.л. включает 5-ую ступень любви.)

… Истинная идея любимого хотя и просвечивает в мгновения любовного пафоса сквозь реальные явления, но в более ясном виде является, сначала лишь как предмет воображения. Конкретная форма этого воображения, идеальный образ, в который я облекаю любимое лицо в данный момент (магия любви), создается … мною (в сотворчестве с Богом)… Если для меня, находящегося по ту сторону трансцендентного мира, … идеальный(образ возлюбленной) является (частично) как предмет моего воображения, это не мешает его полной действительности в другой высшей (нирванической) сфере бытия. …Наш ум не совсем чужд ей, и мы можем иметь некоторое умозрительное понятие о законах ее бытия. (В будущие века эти законы будут все больше познаваться). И вот первый, основной закон: если в нашем мире раздельное и изолированное существование есть факт и актуальность, единство – только понятие и идея, то там, наоборот, действительность принадлежит единству, или, точнее, всеединству, а раздельность и обособленность существует только потенциально и объективно.

А (из этого закона) следует, что бытие этого лица в трансцендентной сфере не есть индивидуальное в смысле здешнего… бытия. Там, т.е. в истине, индивидуальное лицо есть только луч одного светила – всеединой сущности. Это идеальное лицо, или олицетворенная идея, есть только индивидуализация всеединства, которое неделимо присутствует в каждом из этих своих (форм). Итак, когда мы воображаем идеальную форму любимого (любимой), то под этой формой нам (открывается, просвечивается) сама всеединая сущность (в мужском или женском аспекте).

…Совершенство (мира горнего) которое для нас еще только осуществляется, для Бога, т.е. в Истине, уже есть действительно. То идеальное единство, к которому стремится мир и которое составляет цель космического и исторического процесса, оно не может быть только чьим-нибудь субъективным понятием,… оно истинно есть как вечный предмет любви Божией, как Его вечное другое.

Этот живой идеал Божий Любви, предшествуя нашей любви, содержит тайну ее идеализации. Здесь идеализация низшего существа есть вместе с тем начинающаяся реализация высшего, и в этом истина любовного пафоса. Полная же реализация индивидуального женского существа в неотделимой от своего лучезарного источника луч Вечной Божественной Женственности будет действительным, не субъективным только…

(Объект) истинной любви не прост, а двойственен: мы любим, во-первых, то идеальное (не в смысле отвлеченном, а в смысле принадлежности к другой, высшей сфере бытия) существо, которое мы должны ввести в наш реальный мир, и во-вторых, мы любим, то природное человеческое существо, которое дает живой личный материал для этой реализации и которое… идеализируется не в смысле нашего субъективного воображения, а в смысле своей действительной объективной перемены или перерождения. Таким образом, истинная любовь есть нераздельно и восходящая и нисходящая.… Для Бога Его другое… имеет от века образ Совершенной Женственности, но Он хочет… чтобы (Ее лучезарная частица, Ее луч) реализовался и воплотился для каждого, способного с ним соединиться.

Сама Вечная Женственность не есть только… образ в уме Божием(!), а живое Духовное Существо, обладающее всей полнотой сил и действий. Весь… процесс Ее реализации и воплощения в великом многообразии (женских образов) и степеней.

Эта Божественная (Вечная Женственность) получает средство для своего воплощения в индивидуальной жизни человека. Отсюда те проблески неземного блаженства, то веяние нездешней радости, которым сопровождается любовь,… и которые делают ее, даже не вполне совершенную, величайшим наслаждением людей и богов. Отсюда же и глубочайшее страдание любви, бессильной удержать (увы) свой истинный предмет (источник) и все более и более от него удаляющийся.

Здесь получает свое законное место и тот элемент обожания и беспредельной преданности (мужчин и верности женщин), который так свойственен любви и так мало имеет смысла, если относится только к земному ее (образу) в отдельности от Небесного.

(Космическое) основание двойственного, или, лучше сказать, двустороннего характера любви разрешает вопрос о возможности повторения любви. Небесный (Прообраз)… любви (мужчины и женщины) только один – Вечная Женственность Божия, но так как задача истинной любви состоит не в том только, чтобы (приближаться в духе) к этому высшему, а в том, чтобы реализовать и воплотить… его в другом, низшем существе той- же женской формы, оно же есть одно из многих (но постепенно может иметь) единственное (и неповторимое) значение для любящего…

… (Все сказанное) открывает нам смысл любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в соединении (со своей половиной) свою собственную бесконечность…

Владимир Соловьев

«Смысл любви»

5 б. Любящий прозревает любимого.

В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого сквозь оболочку природного мира…. Любовь есть путь, а раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, что весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир. Только любящий истинно воспринимает личность, разгадывает ее гениальность. Все мы, - не любящие, знаем лишь поверхность лица, (но) не знаем его последней тайны.

…Любовь сама по себе дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного. Истинная любовь этим не ограничивается и на этом не останавливается: она вживается в любимый предмет вплоть до художественного отождествления с ним. Чувство и воображение соединяются у любящего человека и повышают силу его восприятия и воспроизведения настолько, что проницательность его по отношению к любимому предмету доходит до настоящего интуитивного ясновидения. Иногда эта сила ясновидящей проницательности ограничивается одним любимым человеком;… но иногда эта сила переносится и на других людей, и на весь мир…. Во всяком случае, человек, осчастливленный любовью (и любимой), созерцает и воспринимает предметы внешнего и внутреннего мира совсем иначе, чем человек с сухим и каменеющим сердцем, холодный чопорный эгоист. Любящему человеку весь мир говорит иное и иначе, та, как если бы каждый цветок раскрывался ему по-особому, каждая птица пела ему по-иному, каждый луч солнца светился ему ярче, каждое человеческое сердце повертывалось к нему особенно…. Ибо любовь есть сила всесогревающая и всевидящая; она сама и цветет, и поет, и сияет…

Иван Ильин

«Путь духовного обновления»

6а. Духовная любовь и восстановление образа Божия в человеке.

( Д.л. включает в себя 6-ую ступень.)

Духовно-физический процесс восстановления образа Божия в материальном человечестве никак не может совершиться сам собой, помимо нас. Начало его, как и всего лучшего в этом мире, возникает из темной для нас области неосознаваемых процессов и отношений: там зачаток и корни дерева жизни, но взрастить его мы должны собственным сознательным действием; для начала достаточно пассивной восприимчивости чувства, но затем необходима деятельная вера, нравственный подвиг и труд, чтобы удержать за собой, укрепить и развить этот дар светлой и творческой (огненной) любви, чтобы посредством него воплотить в себе и другом образ Божий и из двух ограниченных и смертных существ создать одну абсолютную и бессмертную индивидуальность. Если неизбежно и невольно присущая любви идеализация показывает нам сквозь эмпирическую видимость далекий идеальный образ любимого, … то конечно, не затем, чтобы мы им только любовались, а затем, чтобы мы силой истинной веры, действующего воображения и реального творчества преобразовали по этому истинному образцу не соответствующую ему *внешнюю) действительность, воплотили его в реальном явлении…

Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами; мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны…

(Тайна эта в том), что помимо материального или эмпирического содержания своей жизни, каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму (мужского и женского) абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается нами в разуме и через разум, а в любви познается конкретно и истинно. И если это откровение идеального существа (андрогина), обыкновенно закрытого материальными явлениями, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной человечности…

(Мужчина) для своего творческого действия имеет в лице женщины дополняющую его половину, ему самому равную по степени актуализации, перед которой он пользуется только потенциальными преимуществами почина, только правом и обязанностью первого шага на пути к совершенству, а не действительным совершенством…. Отношение между мужем и женой есть отношение двух различно действующих, но одинаково несовершенных потенций, достигающих совершенства только процессом взаимодействия…. Человек может зиждительно восстановить образ Божий в живом предмете своей любви только так, чтобы вместе с тем восстановить этот образ в самом себе; а для этого он у самого себя силы не имеет, ибо если бы имел, то не нуждался бы и в восстановлении; не имея же у себя, должен получать от Бога. Следовательно, человек – мужчина есть творческое начало зиждительное начало относительно своего женского дополнения не сам по себе, а как посредник или проводник Божественной Силы…

Владимир Соловьев

«Смысл любви»

7.а. Духовный закон Жертвенности.

( И включает в себя 7-ую ступень любви.)

(Духовный) Закон Жертвенности учит нас, что жизнь Духа состоит в отдавании, а не в приобретении; в отречении от себя, а не в присвоении для себя, в полной отдаче всего, что человек имеет, при совершенной уверенности, что Полнота Божественной Жизни вольется в него! [Блаженны нищие(вопрошающие, алкающие)духом!]

Жизнь растет даянием, И как раз в той мере, в какой мы отдаем,… раскрывается проводник, через который свободно вливается Божественная Жизнь и наполняет душу нашу так, как ничто раньше не наполняло ее…

Если мы познаем, хотя бы на мгновение единство Божественного,… если выучим, хотя бы … одну (страницу) в книге Мудрости, как станем мы после этого вести себя по отношению к нашим братьям?.. (Например), мы видим перед собой человека низкого, испорченного и невежественного.… Ни одна из так называемых обязанностей (допустим) не связывает наше физическое бытие с его бытием. Но познав во всемБожественное единство. Мы увидим – согласно с Законом Жертвенности – и в отверженном ту же божественную жизнь, и тогда форма (станет второстепенной) для нас, и мы осознаем, что мы и этот человек – одно; тогда сострадание заменит отвращение, которое обыкновенный человек чувствует к опустившемуся. Любовь заменит ненависть, равнодушие, преобразится в (доброжелательность). Человек, (постигший) Закон Жертвенности, отличается в своих отношениях к окружающим именно этим настроением божественного сострадания, которое не (гнушается) отталкивающей внешней формы потому, что сознает божественную красоту, сокрытую во всем…. Человек, который (поднялся на высоты духа) познает божественное единство во всем и видит разницу только в сосудах, а не в наполняющей их Жизни. Поэтому он собирает мудрость и знание в свой отдельный сосуд для того, чтобы разделить с другими…

Анни Безант

«Эволюция жизни»

7.б. Закон Жертвы выше Закона Кармы.

«Весь мир связан с кармой» - утверждает древняя мудрость, - за исключением того действия, которое есть Жертва». Иными словами, Закон Жертвы мудрецы ставят (выше Закона Кармы), придавая ему очень важное значение. И видимо, не случайно. Поразмыслите и вы сами над этим четким определением: «за исключением того действия, которое есть Жертва». Следовательно, этот Закон имеет огромные силы. Вывод напрашивается сам собой. Оказывается, существуют духовные силы, которые могут противостоять вездесущей силе Карм. Противостоять – это значит в какой- то степени задержать, остановить, а может быть и изменить ее.

Рассмотрим внутреннее содержание Закона Жертвы. Начнем по порядку, с самого названия. Оно настораживает, ибо сразу же наводит на мысль о жертвенности, за которой тут же встает осознание Страдания, Боли. Неужели божественный Путь состоит из Страдания и Боли? Неужели только через Страдания, через болезненную Жертву может происходить духовный рост? Почему же тогда этот Закон Жертвы Часто именуют Законом Жизни и даже Законом Радости и Любви? Разве могут собственные Страдания и Боль приносить Радость и Порождать Любовь?

Понятие жертвенности имеет более глубокий смысл, чем, кажется на первый взгляд. Именно здесь, в самой жертвенности, заключена основа Закона: Человек добровольно, с Радостью и Любовью отделяет от себя что-то очень ценное и дорогое не ради корысти, не ради каких-то меркантильных интересов, а сознательно жертвуя ради общего блага.

Древние мудрецы говорили: «Жизнь сохраняется и развивается по Законам Жертвы, ибо в самой Жертве таится корень всей Божественной Эволюции». Вдумайтесь в эти слова: «корень всей Божественной Эволюции». Просто и ясно. А мы знаем, что все живое существует благодаря обмену. Весь мир связан, как утверждает современная наука законом обоюдной зависимости. Об этом знали и много веков назад. Все религии учат, что проявление Вселенной началось с акта Божественной Жертвы.

Жертвою создана наша Вселенная. Мы видим, что проявление Жизни возможно лишь благодаря ограничениям, обусловленным Законами, которые

Которые и определяют направление Пути, которое диктуют условия её Эволюции. Древняя мудрость гласит: следуя Закону Жертвы, Нематериальное принимает ограничения материи, Беспредельное замыкается в Пределы, свободное заключается в оковы Закона. Никаких случайностей, никакого произвола. И Человек, живущий по Закону долга, Закону Высшей Справедливости благодаря Личным Усилиям своей Сознательной воли и просветлённого Разума, начинает расти духовно. Он постигает и осваивает Закон Жертвы и затем, сознательно исполняя его, приближается к единению с Божественной Жизнью. Таким образом, Закон жертвы, соединяясь и переплетаясь с Законом Кармой, помогает ему «погасить» свои кармические долги и перед развивающимся индивидуальным сознанием открывается следующая более высокая ступень Лестницы Эволюции. Весь мир связан с кармой, как утверждает древняя мудрость, за исключением того действия, которое есть Жертва.

В старинных рукописях часто говорится, что Человек, постигший Закон Жертвы, постигает тайну устройства мира, начинает понимать символы и знаки, посылаемые высшими силами, видит в окружающей жизни воплощение непреложных Законов. Такой Человек наделяется большими духовными силами. Он может по своему усмотрению, но в пределах, обусловленных его уровнем Эволюции, изменять течение Кармы, то есть фактически властвовать над своей Судьбой. Он может сделать ее более или менее гармоничной, обойти острые углы, ослабить удары, отработать необходимые и обязательные долги в более короткие сроки и в выбранных им самим условиях, и расчистить Путь от всех накопленных прошлыми жизнями кармических завалов, очистить Путь в свою Будущую Жизнь.

Но такое могущество дается только тому, кто отдает всего себя служению Высшей Цели, не помышляя о вознаграждении. Закон Жертвы учит, что жизнь Духа состоит в постоянной отдаче, а не в приобретении; в отречении от себя, а не в присвоении.

Человек, постигший Закон Жертвы, усваивает сердцем бесспорную истину, что он сам и все остальные люди – части одного Целого, что все они и каждый в отдельности, где бы он не находился на житейском уровне – вверху или внизу, богатый или бедный, сильный или слабый, праведник или грешник, правитель или раб – все они проходят Урок Жизни, выполняя свою Программу, и отрабатывая свою Карму. Зная это, он никогда не посмотрит на Человека с высокомерием или презрением, не станет ни осуждать, ни критиковать, перестанет добиваться чего-либо исключительно для себя.

Одно из самых главных, самых важных правил Закона Жертвы: «ЧЕЛОВЕК, ПОСТИГНИ МУДРОСТЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ! Любовь - это наивысшее Знание и наивысшая Мудрость, ее нельзя ни купить, ни вычитать из книг, ни получить в подарок. Можно потратить годы, объездить весь мир, опуститься на дно морское, слетать в космос, но пока не будет готово ваше Сердце, вы нигде не найдете Любовь. А когда Сердце раскрыто настежь, когда оно созрело, то Любовь приходит внезапно, как вспышка молнии, как яркий теплый утренний луч солнца, озаряя мир Новым Светом, сиянием Любви.

Любовь – это наивысшее проявление Божественного Огня в сердце Человека.

Любовь, истинная, а не подделка под нее, имеет свои отличительные черты. Их три, и каждая непременно должна присутствовать, составляя Одно высокое Чувство.

Все Силы, которыми обладает вступивший на Путь Жертвы, отдает Служению. Даже Страдания, которые идут из прошлого, еще не отработанные по Закону Кармы, можно превратить в добровольную Необходимость, если их приветствовать и принимать как должное. Принимая Страдания смиренно, человек может преобразовать их в добровольный дар и всю энергию преобразить в Духовную Силу. Ибо сказано:

«Каждая человеческая жизнь представляет бесконечные возможности для применения Закона Жертвы, и таким образом каждая человеческая жизнь становится Духовной Силой по мере того, как эти возможности реализуются».

Весь Мир существует благодаря взаимному обмену, благодаря взаимозависимости. Весь Мир связан в одно Единое неразрывной цепью взаимозависимости. Эта цепь- закон Жертвы, а не Захвата. Жизнь сохраняется Жертвой, и Закон Жертвы – основа основ Эволюции.

Когда Человек, поборов свой эгоизм, без сожаления отказывается от Плодов своей Деятельности, в то же время, продолжая совершать свои действия как обязанность, не ожидая ни награды, ни благодарности, именно тогда в эволюции человеческой Души наступает важный момент. Человек поднимается на новую более высокую ступень Лестницы Эволюции. Закон строг: нельзя прикоснуться к Высшему, не впустив из рук Низшее. Отказываясь добровольно от Низшего, приобретаем Высшее.

Человек должен это сделать сам. Никто другой не сможет сделать это за него. Расставаясь без Ропота, отдавать с Радостью. Каждодневная действительность – это длинный ряд отречений, длинный ряд Жертв. И если Человек начинает сознательно вести такую жизнь, если ежедневно и непрерывно отдает себя, отдает Плоды своего Труда, познавая высшую Радость – Радость Самоотречения, радость служения Творцу, то он поднимается на такую духовную высоту, где может ускорить возвращение долгов или изменить ход Кармы, ибо сказано: «Весь мир связан с Кармой, за исключением того Действия, которое есть Жертва».

Любовь – главная (субстанция) в духовном мире. Любовь – это дар Творца, она обнимает весь Мир. Это простое и в тоже время сложное многомерное чувство, порожденное осознанием Красоты, Восторгом и Восхищением, которые разжигают огонь в Сердце, рождая энергию Радости. Научитесь наполняться Радостью, умножать энергию Радости, дающей ощущение полноты Счастья.

Часто можно услышать от Человека в минуты сильной боли, страдания горестное восклицание: «Что я натворил, чтобы так мучиться? За что мне выпало такое страдание?» Но мы никогда и ни от кого не услышим в минуты Радости: «Что я сделал, чтобы иметь такое счастье?». Человек принимает свое благополучие как нечто вполне естественное, принадлежащее ему изначально, инстинктивно сознавая, что ощущения Радости, счастья не нуждаются в пояснении. А вот состояние неблагополучия, наоборот, создает ощущение некоей несправедливости, требующей оправдания и объяснения.

Этот древний инстинкт делает верную подсказку: ощущение Счастья, состояние Блаженства – наше естественное наследие, ибо Дух – Частица Божественного Сознания есть Блаженство. Эта истина утверждается всеми Святыми Писаниями. Как сказал древний мудрец, жизнь – не крик Отчаяния, а песня Радости.

Здесь мы подходим к главному – поиски Любви и Радости являются вполне естественными и служат побуждающим мотивом Эволюции. К ощущению Блаженства относятся не только желанные акты воспроизведения новой жизни, которые в Природе всегда соединены с Радостью и Счастьем, но и все другие благие устремления, ибо их усилия всегда обусловлены этим желанием испытать Радость Единения. Единения с другим Существом, с Обществом, с Миром, и как высшая форма истинной Любви – Единение с Творцом.

Любовь к Творцу – это единственная и главная цель жизни.

Трудно, конечно, сохранить эту Радость и Любовь в нашей неустроенной действительности, среди иллюзий и заблуждений. Но если Человек почувствовал высокие чувства Любви хотя бы на одно мгновение, то весь Мир изменится для него на всегда, и светлая космическая энергия серебряной нитью соединит его с Высшим Миром.

Г. Свиридов О. Саракташ

«Свет твоей звезды»

7.в. Страдания на любой стадии развития.

Страдания и сострадание необходимы человеку на любой стадии его развития для продолжения духовной эволюции, которая бесконечна! Пребывание человека, даже божественного, на земле среди окружающих его страданий и невежества утрачивает смысл без душевного сочувствия к страждущим людям, находящимся поблизости или удаленных. Сострадание особенно благодетельно для нас, так как в отличие от собственных скорбей, тоски и болезней истинное сострадание не сопровождается энергетическим истощением, унынием, отчаянием. Сострадание гораздо более гармонично очищает нас, чем страдание. Очищение через сострадание моно сравнить с физиотерапией, тогда как очищение через страдание похоже на работу хирурга.

Человек очищается через сострадание тогда, когда у него проявляется понимание и ощущение единства всех существ. В этом отличие сострадания от жалости из чувства долга или эгоистического ожидания взаимности. Но и тогда, когда мы мало еще способны к истинному состраданию, наше желание, установка помогать другим без каких-либо оговорок, помогать с открытым сердцем, раскрывает наши сердца и развивает сострадание. И поистине, благодетельно для нас самих, если мы как можно чаще будем ставить себя на место страдающего ближнего, и даже страдающего незнакомого нам дальнего существа, соединяя такое сопереживание с обращением к Богу, к Источнику Любви и сострадания.

Внутренняя борьба с отрицательными мыслями и эмоциями на фоне расслабления, на фоне ощущения Покоя и Радости ведет к преобразованию разрушительной энергии в созидательную. И если человек постепенно привыкает ни при каких обстоятельствах не терять духовной Радости, ощущения Мира, тогда все его душевные страдания будут становиться все более быстро проходящими. Вместе с тем, даже весьма развитые в духовном отношении люди могут глубоко страдать. Но их страдания отличаются от страдания обычных людей тем, что, сохраняя непрерывность ощущения духовной энергии, они могут быстро переживать, трансформировать свои душевные страдания.

Очень глубоко страдал Иисус Христос. И страдал Он не только распятым на кресте. Непосредственно перед взятием Его под стражу Иисус Христос «начал ужасаться и тосковать» (Марк, 14, 33). Он говорит своим ученикам: «Душ моя скорбит смертельно» (Матф., 26, 38). В Гефсиманском саду Иисус трижды молит Божественного Отца, чтобы Он благоволил пронести мимо Него «чашу сию», если это возможно. « И был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лука, 22, 24). Но уже вскоре в тот же день Иисус говорит Петру: «Вложи меч в ножны. Неужели мне не пить чаши, которую дал Мне Отец»(Иоанн, 11, 18).

Часто думают, что истинно духовный человек вроде бы и не страдает в полном смысле слова, глубоко понимая причину страданий своего ближнего, справедливость этих страданий и жалея ближнего. Существует представление, что сознание и бытие истинно духовного человека подобны солнцу в синем небе. Но это не совсем так!

Будда Шакьямуни достиг освобождения и нирванического Просветления в 35 лет и в течение последующих 45 лет он проповедовал свое учение любви как часть безграничного Сострадания, Любви – как проявление вселенского Сострадания. Будда предотвратил много войн, но ему не удалось предотвратить войну и поголовное истребление родного племени шакьев, которые своей гордостью и заносчивостью очень раздражали соседей. Когда началось решающее сражение, находившийся поблизости Будда сказал своему любимому ученику Ананде: «Да свершится то, чему суждено». Затем со словами «Что-то болит голова» он лег на землю, укрывшись с головой плащом, пытаясь скрыть от учеников свою скорбь и тоску.

Сознание и бытие истинно духовного человека можно сравнить с синим небом, на котором светит и греет Солнце Любви и Безмятежности, но по которому могут одновременно проплывать облака душевного страдания. Истинно духовный человек и должен «выпаривать» и развеивать такие облака теплом Любви и Безмятежности.

Сострадание истинно тогда, когда нам удается свое ощущение боли и горя пережить, прочувствовать на фоне расслабления, на фоне одновременного ощущения духовной Радости или Тишины до тех пор, пока духовное блаженство пересилит нашу боль. Сострадание наиболее успешно тогда, когда нам удается как бы растворить свое горе и боль в теплых волнах Океана Блаженства, который включает в себя в разных соотношениях Любовь, Радость, Тишину, Покой.

Практикуя сострадание, мы развиваем в себе способность любить. Для большинства людей сострадание – это наиболее быстрый и эффективный способ развития любви.

Любовь - это искусство, которому человек может научиться! Путь к постижению истинной любви лежит через наше устремление помогать другим с открытым сердцем, через сострадание.

7.г. Самоотвержение любящего сердца.

Видение и влияние любящего сердца, проявляющего нередко истинно гениальную проницательность, усиливается еще от самоотвержения, этого последнего и высшего дара (духовной)любви. В самом деле, вчувствование и воображение любящего сердца доходит иногда до того, что человек действительно проявляет полное самоотречение: любимый предмет оказывается для него живым центром его жизни, которому он служит, нисколько этим не унижаясь, и которому он приносит многое в жертву, щедро и беззаветно, нисколько не помышляя об этих жертвах. Он делае единственное, что ему естественно и неизбежно делать; он делает необходимое, как единственно для него возможное и добровольно желанное…

Иван Ильин

« Путь духовного обновления»

Наши рекомендации