В. Главное действующее лицо этого периода

Личность и дело сатаны, в общем, уже рассмотрены; теперь наступил черед обратить внимание на его роль в программе будущего. Он имеет некоторое отношение к возрождению Римской империи. В книге Даниила 7,2 и далее сказано, что «ветры небесные боролись на великом море», а потом «четыре больших зверя вышли из моря» В Отк. 13,1 отмечается, что на песке морском стоял дракон и видел, выходящего из моря, зверя. Он-то и находился в основе всех движений мировой федерации, в основе непровозглашенного стремления уничтожить всякую веру на земле. Именно он предоставляет свою власть, престол и свою великую силу зверю (Отк. 13,2-4). Таким образом этот монарх будет вдохновляться сатаной, будет укрепляться сатаной, и никто не сможет вступить в войну с ним. Вначале он будет управлять делами с Неба, но в свое время будет низвержен на землю (Отк. 12,7-13; см. Лк. 10,18). Зная, что время его коротко, он возненавидит Израиля и будет преследовать его с величайшей силой (Отк. 12,13-17). Методами действий его будет обольщение, ложь, знамения и огонь с неба (Еф. 2,9-11; Отк. 13,13-15). Он установит поклонение диаволу и бесам (Отк. 9,20; 13,4). Весьма возможно, что это поклонение примет образ идодопоклойства. Наконец, сатана будет возбуждать царей всей земли для того, чтобы собраться на битву Армагеддон (Отк. 16,12-16; 19,11-21). Таким образом, мы видим, что скорбь окажется и истинном смысле временем и властью тьмы.

ГЛАВА 4

Время Его пришествия до Тысячелетнего царства

Иисус сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13,32). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти» (Деян. 1,7). Более того, Он подверг критике фарисеев и саддукеев, потому что они умели различать «лице неба», а знамений времен не могли различать» (Мф. 16,3), а потому Он предложил им научиться этому у смоковницы: когда ветви ее становятся уже мягкими, когда начинают появляться листья, значит близко лето (Мф. 24,32 и далее). Сыны Иссахаровы почитались умными людьми: они знали, что и когда надлежит делать Израилю (1 Пет. 12,32). Так и верующему надлежит, в общем, знать время, а не в частностях. В общем, ответ таков: пришествие Его неизбежно, Он может прийти в любое время (Мф. 24,36; 25,13; Мк. 13,32; 1 Фес. 4,16 и далее; Тит. 2,13). Если бы время Его пришествия было указано самым определенным образом от начала, то Церковь потеряла бы побуждение к бодрствованию, к которому она призывается неопределенностью момента этого события.

Мы не станем приступать к вопросу о знамениях Его пришествия, так как они более непосредственно касаются вопроса Его пришествия на землю, нежели Его пришествия в воздухе. Но мы коснемся двух вопросов, обладающих выдающейся важностью: придет ли Он до Тысячелетнего царства? Придет ли Он до скорби? В определенной мере, ответы на эти вопросы уже предложены. Здесь же следует рассмотреть их более подробно. В этой главе мы рассмотрим первый вопрос и покажем, что пришествие Его состоится до Тысячелетнего царства.

I. ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Слово «миллениум» — это латинское слово и означает тысячу лет. Это слово нигде не встречается в Писании, а выражение «тысяча лет» встречается шесть раз в Отк. 20,2-7. Греческое выражение «хилиазм» часто встречается в богословской литературе и определяет учение о том, что Христос придет на землю и установит Царство, которое будет продолжаться тысячу лет. Факт существования такого Царства просто устанавливается учением Ветхого Завета, а книга Откровения определяет его продолжительность.

Тех, которые верят, что второе пришествие Христа состоится до Тысячелетнего царства, называют «премилленариями». Премилле-нарии утверждают, что Христос придет видимым образом и лично на землю только после Тысячелетнего царства. Амилленарии не воспринимают буквально Тысячелетнего царства, как период бесплотного состояния верующих, которые пребывают с Господом и ожидают воскресения, или же они считают этим же периодом нынешнее господство Христа в сердцах верующих.

II. ПОЗИЦИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ

Ранняя Церковь в основном придерживалась премилленарной позиции. В первые века эсхатология не была определенно систематизирована, однако в некоторых ранних Писаниях можно обнаружить высказывания в пользу того, что в течение первых трех веков Церкви премилленаризм был широко распространен. Папий, который умер в 155 году, писал: «После воскресения мертвых наступит тысячелетнее Царство, когда Христос установит Свое Царство на земле» (Папий, «Фрагмент VI»). Он писал также: «Наступят дни, когда будут расти такие виноградные лозы, у которых будет по тысяче ветвей, а у каждой ветви будет по тысяче веточек, а у каждой истинной веточки будет по десять тысяч листочков, а у каждого побега по десяти тысяч гроздьев, а у каждой грозди по десяти тысяч ягод, а каждая ягода, если ее выдавить, даст от пяти до десяти мер вина» (Папий, «Фрагмент IV»). Хотя сказанное является преувеличением, оно, тем не менее, свидетельствует о вере в Тысячелетнее царство.

Варнава, писавший около 100 года, сравнивал мировую историю с шестью творческими днями и днем покоя. После шести дней, которые он воспринимал в качестве шести тысяч лет, Христос придет опять и «погубит время нечестивых, осудит безбожных, изменит солнце и луну и звезды, а затем поистине успокоится в седьмой день» (Варнава, «Послание от Варнавы», гл. 15). Варнава продолжал утверждать, что восьмой день — это начало нового мира.

Юстин Мученик (110-165) писал: «Я и другие правоверные христиане во всех отношениях уверены, что будет воскресение мертвых, а затем наступит тысяча лет в Иерусалиме, когда этот город будет отстроен, украшен и увеличен» (Юстин Мученик, «Диалог с Трифоном», гл. 80).

Писатель несколько более позднего времени Тертуллиан (150-285) заявил: «Мы исповедуем, что наступит Царство, обещанное для нас на земле, которое будет предшествовать небу только в другой форме существования; оно наступит после воскресения, будет продолжаться тысячу лет в Богом построенном городе Иерусалиме». Далее он пишет, что после окончания этой тысячи лет «наступит гибель этого мира и сожжение всего в судах» (Тертуллиан, «Против Маркиона», книга 3, гл. 25).

Выдающийся историк Филипп Шафф замечает: «Самым поразительным моментом в эсхатологии доникейского века является поразительный хилиазм... Он, конечно, не был учением Церкви, воплощенным в какое-то кредо или форму исповедания, а был широко распространенным мнением различных учителей» (Шафф, «История христианской Церкви», т. II, стр. 614).

Начиная с четвертого века, вера в Тысячелетнее царство стала убывать. Для такого убывания существовал ряд причин. (1) Преследования Церкви приблизились к концу с воцарением императора Константина, и Церковь видела приближение нового дня мира. (2) И в толковании Библии наметились перемены: переход от буквальной герменевтики к аллегорическому методу. Поэтому и предсказания о Тысячелетнем Царстве стали толковать духовно. (3) Многие стали толковать ограничение, связывание сатаны, воскресение и царствование святых (Отк. 20, 1-4) как личную победу верующих над сатаной. В этом смысле верующие уже в этой жизни царствуют со Христом.

Однако, наряду с убыванием этого учения все же во все века раздавались голоса в пользу премилленаризма. Эсхатологическим учением пренебрегали в течение мрачных 13 веков, однако после Реформации к нему опять умножился интерес. Реформаторы, в основном, учили тому, что Церковь является в некотором смысле предсказанным Царством, но они оживили учение о пришествии Господнем и о воскресении. В семнадцатом и восемнадцатом веке опять начал звучать голос премилленаризма.

Итак, опять наметилось возвращение к позиции ранней Церкви. Чарльз Веслей, Исаак Уотс, Генгель, Ланес, Годе, Эликотт, Тренг, Альфорд и многие другие выдающиеся евангелисты минувшего и настоящего поколения придерживаются позиций премилленаризма. В период последнего века опять обновится акцент, полагаемый на эту блаженную надежду.

III. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ ЭТОГО УЧЕНИЯ

А. Способ и время установления Царства

Помня о том, что выражение «царство» часто употребляется в отношении духовного господства Бога в сердцах людей, мы все же найдем обилие указаний, которые явно говорят о будущем и земном Царстве. Прежде всего заметим, что вначале «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17,20); но позже оно станет явным. В Дан. 2,44 нам сказано, что «Бог небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится». Это значит, что Он установит это Царство тогда, когда каждый из десяти царей получит свое царство вместе со зверем «на один час» (Отк. 17,12-15). В Дан. 7,15-27 сказано, что за этими десятью царями доследует Царство, в котором «власть и величие... дано будет народу святых Всевышнего, Которого Царство — царство вечное, и властители будут служить и повиноваться Ему». Иначе, сказано, внезапно, во дни этих царей, камень — Христос ударит по ногам истукана и уничтожит все эти царства (Дан. 2,34 и 44). Он уничтожит в судах все царства земли и это уничтожение не является взаимопроникновением. Это не Евангелие, обращающее весь мир. Эти металлы не обращаются в более благородные, а являются прахом и пеплом, уносимыми прочь ветром, словно мякина с гумна; так и места их нельзя уже будет более найти. И камень не проникнет в них, он заменит их.

Наши рекомендации