Поход против бану курайза в пятом году хиджры
Когда настало утро, Пророк и мусульмане вернулись в Медину и сложили оружие. В полдень к Пророку явился Джабраиль, да будет мир над ним, как рассказал мне аз-Зухри, в чалме из толстой парчи, на мулице с седлом, покрытым шелком, и спросил: «Ты уже сложил оружие, о Посланник Аллаха?» Пророк сказал: «Да». Джабраиль продолжил: «А ангелы еще не сложили оружия: они вернулись лишь для того, чтобы догнать этих людей. Всемогущий и Всеславный Аллах приказывает тебе, о Мухаммад, пойти на Бану Курайза. Я отправляюсь к ним и потрясу их». Пророк приказал муэдзину вызвать людей. Он возвестил: «Кто слушается и повинуется, должен совершить вечернюю молитву у Бану Курайза!» Над Мединой он оставил ибн Умм Мактума, как передает Ибн Хишам.
В походе против Бану Курайза Посланник Аллаха вручил свое знамя Али ибн Абу Талибу. Люди пошли за ним. Когда Али ибн Абу Талиб приблизился к замкам, услышал оттуда грязные ругательства в адрес Посланника Аллаха. Он вернулся и, встретив Посланника Аллаха в пути, сказал: «О Посланник Аллаха! Ты не приближайся к этим нечестивцам!» Пророк сказал: «Я думаю, что ты услышишь их брань в мой адрес». Али ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Когда увидят меня, ничего такого не скажут». Подойдя к замкам, Пророк крикнул: «О братья обезьян! Посрамил вас Аллах и послал на вас свою месть?» Они ответили: «О Абу аль-Касим! Ты ведь не был таким грубым!»
До того как прийти к Бану Курайза, Пророк проходил мимо группы своих сподвижников в местечке ас-Саурайн. Он у них спросил: «Кто-нибудь мимо вас проходил?» Они ответили: «О Посланник Аллаха! Мимо нас прошел Дихья ибн Халтфа аль-Калби на белой мулице с седлом, покрытым шелком». Пророк Произнес: «Это Джабраиль. Он послан к Бану Курайза, чтобы Потрясти их вместе с замками и вселить страх в их сердца».
Подойдя к Бану Курайза, Пророк расположился у одного из их колодцев под названием Бир Анна на границе их земель. К нему стали друг за другом подходить люди. Пришли люди после совершения предпоследней вечерней молитвы, не совершив вечернюю молитву из-за слов Пророка: «Никто не должен совершать вечернюю молитву, кроме как у Бану Курайза». Они пропустили эту молитву и совершили ее, уже будучи возле замков Бану Курайза. И после вечерней молитвы Аллах не осудил их за это в своей книге. Как не разгневался на них и Посланник Аллаха. Обо всем этом рассказал мне мой отец Исхак ибн Йасар, сославшись на Мабада ибн Кааба ибн Малика аль-Ансари.
Посланник Аллаха осаждал их в течение двадцати пяти дней, пока осада для них не стала невыносимой и пока Аллах не вселил в их сердца страх. Хавай ибн Ахтаб вошел вместе с Бану Курайза в их замок, когда племена Курайш и Гатафан отступили от мусульман, исполняя данное обещание Каабу ибн Асаду. Когда курайшиты убедились в том, что Посланник Аллаха не уйдет от них, пока не уничтожит их, Кааб ибн Асад обратился к ним словами: «О евреи! Вы видите, какая напасть напала на вас. Я предлагаю вам три варианта, выбирайте, который хотите!» Они спросили: «Каковы они?» Кааб сказал: «Последуем этому человеку и уверуем в него. Ей-богу, вам уже стало ясно, что он — пророк посланный, что он — тот, о котором упоминается в вашем Писании. И вы сохраните свою жизнь, свое имущество, своих детей и жен». Они ответили: «Мы никогда не разлучимся с учением Торы и не заменим его ни на что!» Кааб сказал: «Если вы отвергаете это, то давайте убьем наших детей и женщин, потом выйдем к Мухаммаду и его сторонникам, обнажив мечи и не оставив за собой никаких забот. Пусть рассудит Бог нас с Мухаммадом! Если погибнем, не оставим за собой никого, за которых нам нужно бояться. А если мы победим, то найдем себе и женщин, и детей». Ему ответили: «Как убьем этих несчастных?! Какой смысл жить после этого без них?» Кааб продолжил: «Если вы отвергаете и это, то сейчас ночь на субботу. Возможно, что Мухаммад и его приятели не ждут нас сегодня. Они располагаются лагерем. Может, мы нападем на Мухаммада и его приятелей и застанем их врасплох?» Они ответили: «Тогда мы нарушим нашу субботу, совершив то, чего не совершали наши предки, кроме тех, кого, как тебе известно, постигло переселение душ». Кааб воскликнул: «Никто из вас с тех пор, как родила вас мать, не был решительным хотя бы раз на один день!»
Потом они отправили к Пророку посланцев с просьбой направить к ним Абу Лубабу ибн Абд аль-Мунзира из Бану Амр ибн Ауф (они были союзниками племени аль-Аус), чтобы посоветоваться с ним. Увидев его, его окружили мужчины, женщины разразились рыданиями, перед ним плакали дети. Ему их стало жалко. Его спросили: «О Абу Лубаба! Ты считаешь, что нам нужно сдаться Мухаммаду?» Он ответил утвердительно и указал рукой на свое горло, намекая на то, что они будут зарезаны. Абу Лубаба потом рассказывал: «Ей-богу, я еще не тронулся со своего места, как понял, что я предал Аллаха и Его посланника». Потом Абу Лубаба ушел своей дорогой и не пришел к Посланнику Аллаха. Он прислонился к одному из столбов мечети и произнес: «Я не сдвинусь с этого места, пока Аллах не простит мне содеянное мной. Даю обет Аллаху, что никогда больше не приду к Бану Курайза и никогда больше не появлюсь в городе, где я предал Аллаха и Его посланника!»
Ибн Хишам передал: «Как говорил Суфьян ибн Уайна, сославшись на Исмаила ибн Абу Халида, Аллах ниспослал об Абу Лубабе следующий аят: «О верующие! Не предавайте Аллаха и Посланника! Не предавайте то, что вам доверено, зная об этом» (8:27).
Ибн Исхак передал: «Когда до Пророка дошла весть о случившемся с Абу Лубабой, — а он ждал его долго, — Пророк сказал: «Если бы он пришел ко мне, я бы его простил. Поскольку он уже совершил то, что совершил, я не могу освободить его с этого места, пока Аллах не простит его».
Мне рассказал Йазид ибн Абдаллах ибн Кусайт, что прощение Абу Лубабы пришло к Пророку, когда он находился в доме Умм Саламы. Она рассказывала: «На заре я слышала, как Пророк смеется. Я спросила: «Отчего ты смеешься, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Пришло прощение Абу Лубабу». Я спросила: «Может, мне сообщить ему и обрадовать, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Сделай, если хочешь!» Она встала в дверях своей комнаты (это было до того, как пришло знамение о запрете общаться с мужчинами женам Пророка) и крикнула: «О Абу Аубаба! Радуйся, Аллах простил тебя!» Люди побежали к нему, чтобы освободить, но он сказал: «Нет, ей-богу, пока не освободит меня Пророк своими руками!» Когда Пророк проходил мимо него, направляясь к утренней молитве, то развязал его.
Ибн Хишам рассказывает: «Абу Лубаба провел шесть дней связанным у столба. Его жена приходила к нему во все времена совершения молитв, развязывала его для совершения молитвы, потом он снова возвращался к столбу и привязывал себя к нему. Об этом рассказали мне некоторые знатоки. О его прощении были ниспосланы следующие слова Аллаха: «Иные сознались в своих грехах: доброе дело они смешали с другим — худым. Может быть, Аллах простит им — ведь Аллах прощающий, милосердный» (9:102).
Ибн Исхак передал: «В тот день, когда Бану Курайза сдались Посланнику Аллаха, приняли ислам Саалаба ибн Саайа, Усайд ибн Саайа, Асад ибн Убайд — люди из Бану Хадаль, а не из Бану Курайза и не из ан-Надир, их происхождение выше этого».
В тот день из замка мимо охраны Пророка, возглавляемой Мухаммадом ибн Масламой, выходил Амр ибн Суада аль-Курайзи. Увидев его, ибн Маслама спросил: «Кто это?» Тот ответил: «Я — Амр ибн Суада». Амр отказался участвовать в вероломстве Бану Курайза против Пророка, говоря: «Я не изменю Мухаммаду никогда!» Когда Мухаммад ибн Маслама узнал его, он сказал: «О Боже, прости ошибки благородных!» Потом пропустил его, и Амр ушел своей дорогой. Он ночевал в ту ночь в мечети Пророка в Медине, потом ушел, и неизвестно, в какое место на земле он отправился. О нем рассказали Пророку. Он сказал:
«Этого человека Аллах спас из-за его верности». Некоторые люди утверждают, что он был связан гнилой веревкой в числе других курайшитов, когда они сдались на милость Пророка. Его веревка осталась брошенной, и неизвестно, куда он ушел, и тогда Пророк произнес эти слова. Аллах знает, что было на самом деле!
Утром они сдались на милость Посланника Аллаха. Ауситы возмутились и сказали: «О Посланник Аллаха! Они наши подопечные, а не хазраджитов. Ты поступал с подопечными наших братьев раньше так, как ты знаешь». (Пророк до Бану Курайза осаждал Бану Кайнука. Они были союзниками хазраджитов и сдались Пророку. Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль просил Пророка отдать их ему, и Пророк отдал их.) Когда ауситы обратились с этими словами к Пророку, он сказал: «Вы согласны, о ауситы, на то, что их судьбу будет решать один из вас?» Они согласились. Пророк продолжил: «Этим человеком будет Саад ибн Муаз». По указанию Пророка Саад ибн Муаз находился в палатке жены одного из мусульман. Звали ее Руфайда. Она лечила раненых, находила утешение для своей души в оказании услуг тем мусульманам, которые понесли потери. Когда Саада поразила стрела в битве у рва, Пророк говорил его родне: «Положите его в палатку Руфайды, скоро я его навещу». Когда Пророк назначил его судьей над Бану Курайза, к нему пришли люди из его племени и повезли его на осле, положив его на кожаную подушку. Он был человеком дородным, красивым. Повезли его к Пророку, говоря: «О Абу Амр! Поступай по-хорошему со своими подопечными. Посланник Аллаха поручил тебе это дело с тем, чтобы ты поступил с ними по-хорошему». Когда стали много говорить ему об этом, он сказал: «Я ведь Саад! Не подобает мне бояться никаких упреков, а только Аллаха!» Некоторые находившиеся возле него люди из его племени вернулись к дому Бану Абд аль-Ашхаль и сказали им, что будет с Бану Курайза еще до того, как пришел к ним Саад, узнав о сказанных им словах. Когда Саад пришел к Пророку и мусульманам , Пророк сказал: «Подойдите к своему господину!» Мухаджиры из курайшитов говорили, что Пророк имеет в виду ансаров. А ансары говорили, что Пророк имел в виду всех мусульман. Они подошли к нему и сказали: «О Абу Амр! Посланник Аллаха поручил тебе решить судьбу твоих подопечных». Саад ибн Муаз сказал: «Вы даете слово в том, что мое решение о них будет принято вами?» Они ответили: «Да». Потом Саад спросил: «А тот, кто находится здесь?» и указал на место, где находился Посланник Аллаха, но не поворачиваясь к Пророку из уважения к нему. Пророк ответил утвердительно. Саад сказал: «Я выношу им приговор: убить мужчин, разделить имущество, пленить детей и женщин». Мне передал Асим ибн Омар ибн Катада со слов Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн Саада ибн Муаза, со слов Алькамы ибн Ваккаса аль-Лайси, который говорил: «Пророк сказал Сааду: «Ты осудил их судом Аллаха, исходящим с семи небес».
Ибн Хишам передал: «Мне рассказали некоторые знатоки, которым я верю, что во время осады Бану Курайза Али ибн Абу Талиб кричал:
— О отряд верующих! — он и аз-Зубайр ибн аль-Аввам выступили вперед. — Клянусь Аллахом, я испытаю то, что испытал Хамза! Я захвачу их замок!» Курайзиты сказали: «О Мухам-мад! Мы подчиняемся решению Саада ибн Муаза».
Ибн Исхак передал: «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них были враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени — всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. Когда их уводили к Пророку, они говорили Каабу ибн Асаду: «О Кааб! Что же он с нами сделает?» Он отвечал: «Неужели вы и здесь ничего не понимаете? Разве вы не видите: тот, кто вызывает, не прекращает вызывать, а тот, кого уводят из вас, не возвращается? Это, ей-богу, убийство». Это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними. Привели Хавайа ибн Ахтаба, врага Аллаха, на нем был плащ разноцветный, дорогой, но с дырками с разных сторон, чтобы не сняли с него, а руки его были привязаны к шее веревкой. Увидев Пророка, он сказал: «Ей-богу, я себя не упрекаю в том, что враждовал с тобой. От кого Аллах отказался, тот пропадет». Потом, обратившись к людям, произнес: «О люди! Что решил Аллах, то и сбылось.- Это предписано Аллахом на Бану Исраиль!» Потом он сел, и ему отрубили голову.
Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Аиши, матери верующих, которая говорила: «Из них была убита только одна женщина. Ей-богу, она была у меня, разговаривала со мной, хохотала, в то время как Посланник Аллаха убивал мужчин ее рода на рынке. Тут ее позвали по имени: «Где такая-то?» Она ответила: «Это я». Я спросила ее: «Горе тебе, в чем дело?» Она ответила: «Меня убьют». Я спросила: «Почему?» Она ответила: «Из-за одного дела, которое я совершила». Ее увели и отрубили ей голову». Аиша говорила: «Ей-богу, я не забуду, как была я удивлена ее душевностью и смешливостью, в то время как она уже знала, что ее убьют».
Ибн Хишам сказал: «Это та женщина, которая сбросила жернов на Халлада ибн Сувайда и убила его».
Сабит ибн Кайс ибн аш-Шаммас — как рассказал мне ибн Шихаб аз-Зухри — пришел к аз-Зубайру ибн База аль-Курайзи (его называли Абу Абд ар-Рахман). Аз-Зубайр в период язычества отпустил на свободу после пленения Сабита ибн Кайса. (Мне некоторые потомки аз-Зубайра говорили, что он отпустил его в битве Буас: взял его в плен, отрезал ему прядь волос, потом отпустил его.) К нему пришел Сабит, уже будучи стариком, и сказал: «О Абу ар-Рахман! Ты меня узнаешь?» Он ответил: «Как я могу тебя не узнать?» Сабит сказал: «Я хочу отблагодарить тебя за то, что ты сделал для меня». Аз-Зубайр произнес: «Великодушный отвечает благодарностью великодушному!» Потом Сабит ибн Кайс пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха! Аз-Зубайр оказал мне в свое время милость. Я хочу отблагодарить его за это. Отдай мне его!» Пророк ответил: «Он — твой». Сабит снова пришел к аз-Зубайру и сообщил ему, что Пророк отдал его Сабиту и аз-Зубайр свободен. Аз-Зубайр ответил, что он уже старик, и если у него не будет ни родных, ни детей, то жить ему нет смысла. Сабит пришел к Пророку и сказал: «Ты мне дорог как отец и мать, о Посланник Аллаха! Отдай мне его жену и детей!» Пророк ответил: «Они — твои!» Сабит пришел к аз-Зубайру и сообщил: «Пророк отдал мне твою семью и твоих детей. Они теперь твои». Аз-Зубайр ответил: «Родные в Хиджазе — у них нет имущества. Зачем их оставлять в таком положении?» Сабит пришел к Пророку и попросил отдать имущество аз-Зубайра ему. Пророк согласился. Сабит пришел и сказал: «Пророк отдал мне твое имущество, и оно теперь принадлежит тебе». Аз-Зубайр ответил: «О Сабит! Что стало с тем, лицо которого подобно китайскому зеркалу, в которое смотрятся девушки квартала, — с Каабом ибн Асадом?» Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с господином оседлых и кочевников Хавай ибн Ахтабом?» Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с нашим вожаком в наступлении и защитником наших в отступлении — Аззалом ибн Самвалом?» Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с двумя общинами?» Он имел в виду Бану Кааб ибн Курайза и Бану Амр ибн Курайза. Сабит ответил: «Они убиты». Аз-Зубайр сказал: «Я прошу тебя, о Сабит, за мою услугу к тебе, отведи меня к моему народу! Ей-богу, нет смысла жить после них. Я хочу как можно быстрее встретить своих любимых». Сабит отдал его, и он был убит. Когда до Абу Бакра ас-Сиддика дошли его слова «после своих любимых», он сказал: «Он встретится с ними в вечном огне».
Мне рассказал Шуаба ибн аль-Хаджжаж со слов Абд аль-Малика ибн Умайры, со слов Атии аль-Курайзи: «Пророк приказал убить всех курайзитов, достигших совершеннолетия. Я был мальчиком. Меня нашли несовершеннолетним и отпустили».
Мне рассказал Аюб ибн Абд ар-Рахман, что Сальма бинт Кайс, которая была одной из теток Пророка со стороны матери, молилась вместе с ним лицом к Иерусалиму и Мекке, т. е. двум киблам, дала ему клятву женщин, попросила Пророка отдать Рифаа ибн Самвала аль-Курайзи ей. Это был человек взрослый, и он попросил у нее помощи, поскольку был знаком с ними раньше. Она сказала: «О Пророк Аллаха! Отдай мне Рифаа! Он говорил, что будет молиться и есть верблюжье мясо». Пророк отдал его ей. Она сохранила ему жизнь.