Б. Разновидности мафхум аль-мухâлиф
а) Мафхум аль-Васф;
б) Мафхум аш-Шарт;
в) Мафхум аль-Гâйа;
г) Мафхум аль-’Адад;
д) Мафхум аль-Лакаб.
а) Понятие свойства (Мафхум аль-Васф) (مفهوم الوصف)
Выражение, обусловленное каким-либо свойством при отсутствии этого свойства, указывает на противоположность норме. Например, в хадисе: (في الغنم السائم زكاة) “Закяту подлежат свободно пасущиеся овцы” противоречащим понятием (мафхум аль-мухâлиф) является: “...закяту не подлежат овцы, которых держат не на свободном выпасе, а в доме”. Противоречивым понятием (мафхум аль-мухâлиф) хадиса: (مطل الغنيِّ ظلم ) “Оттягивание срока уплаты богатым – угнетение” является: “Оттягивание срока уплаты бедняком не есть угнетение”.
Например, аят: “А кто из вас не может позволить себе жениться на свободной верующей женщине, то (пусть женится) на такой из ваших верующих невольниц, которыми ваши десницы владеют”[117] является указанием на дозволенность женитьбы на верующих невольницах при отсутствии состояния жениться на свободных. Противоречащим понятием (мафхум аль-мухâлиф) этого аята является запрещение брать в жены невольниц из числа неверующих.
б) Понятие условия (Мафхум аш-Шарт) (مفهوم الشرط)
Указание на устойчивость противоположного при отсутствии условия в слове, выражающем какую-либо обусловленную норму.
Например, в аяте: “А если беременны они, то расходуйте на них до тех пор, пока не разрешатся они от бремени”[118] есть указание фразой на обязательность (фард) обеспечения мужем беременной женщины, разведенной очевидным образом (бâин) до разрешения от родов. Этот аят противоречащим понятием (мафхум аль-мухâлиф) указывает на отсутствие нормы о содержании разведенной женщины при отсутствии беременности.
в) Понятие цели (Мафхум аль-Гâйа) (مفهوم الغاية)
Указание выражения, норма которого обусловлена какой-либо целью, на противоположность этой норме в случае дальнейшего продолжения ситуации. Например, аят: “Итак, если он разводится с ней (в третий раз), после этого не дозволена она ему по закону, пока не выйдет замуж за
другого”[119] является указанием на недозволенность жены для прежнего мужа, если имел место троекратный (окончательный) развод. Эта норма обусловлена целью брака с другим мужчиной после развода. Этот текст противоречащим понятием (мафхум аль-мухâлиф) указывает на дозволенность женщине вступить в брак с мужчиной который был трижды с ней разведен, после достижения цели, то есть после окончания срока (’иддат), в течение которого ей нельзя выходить замуж после второго замужества.
г) Понятие числа (Мафхум аль-’Адад) (مفهوم العدد)
Указание выражения, норма которого обусловлена каким-либо числом (количеством), на противоположность этой норме в случае исключения указанного числа (количества). Например, противоречащим понятием (мафхум аль-мухâлиф) аята: “Те же, кто обвиняют свободную женщину, но не представляют четырех свидетелей, покарайте их восемьюдесятью ударами...”[120] является недопустимость наказания меньшим или большим числом ударов.
д) Понятие прозвища (Мафхум аль-Лакаб) (مفهوم اللقب)
Указание выражения, норма которого обусловлена особым или видовым именем, на отсутствие этой нормы в других особых или видовых именах. Здесь под особым именем подразумевается выражение, указывающее на личность, а не на свойство. Под видовым именем подразумевается выражение, указывающее на вид или тип, а не на свойство. Противоречащим понятием (мафхум аль-мухâлиф) аята “Мухаммад – Посланник Аллаха...”[121] является то, что никто другой кроме Мухаммада не является Посланником Аллаха.
В. Доказательность противоречащего понятия (мафхум аль-мухâлиф)
Убедившись в наличии разновидностей мафхум аль-мухâлиф, перейдем к рассмотрению точек зрения различных мазхабов относительно степени его доказательности.
а) Понятие прозвища (лакаб):
Все мазхабы единодушны во мнении о неприятии понятия лакаб в качестве основы для совершения действий. Например, нельзя из слов “Мухаммад – Посланник Аллаха...” сделать заключение о том, что кто-то другой, кроме него, не является посланником Аллаха. Нельзя сделать вывод из хадиса: (في الغنم زكاة) “Закяту подлежат овцы” о том, что верблюд и корова не подлежат закяту. Точно также нельзя понять из хадиса: (و في البُرِّ زكاة ) “Пшеница подлежит закяту”, что другие продукты земледелия, кроме пшеницы, не подлежат закяту. Между словами авторов, правоведов, просто людей и шариатскими текстами нет никаких разногласий относительно неприемлемости понятия лакаб в качестве довода.
Нельзя заключить из фразы: “Фарид – секретарь” что никто, кроме него, не является секретарем.
б) Понятия свойства (васф), условия (шарт), цели (гâйа) и числа (’адад):
Законоведы находятся в согласии относительно того что, исключая тексты, эти понятия могут приниматься в качестве аргументов. Но между ними есть разногласия в вопросе доказательности этих понятий в шариатских текстах. В отличие от ханафитов, не использующих эти понятия в качестве аргументов, другие мазхабы их применяют. Здесь следует изложить взгляды мазхабов.
Мнение ханафитов: Согласно ханафитам, понятия васф, шарт, гâйа, ’адад применяются в беседе (мухâвара), переписке (мухâбара), повествовании (ривâйа) и имеют вес в словах сочинителей и правоведов. То есть, принимаются в качестве доводов и аргументов в торговых сделках, переговорах, договорах, в речах правоведов и авторов. Например, некто, решивший приобрести книгу по фикху, не будет брать книгу хадисов. Точно также желающий выдать из своих средств определенное количество денег лицу А, не даст их лицу Б.
Ханафиты считают недопустимым использовать эти понятия как аргументы в шариатских текстах и называют их методом ошибочных заключений (аль-истидлâлâт аль-фâсида), приводя следующие доводы:
1. Записанные в священных текстах выражения являются многоцелевыми и многозначными. Человеку недоступно понимание всех замыслов и целей Всевышнего Законодателя, являющихся содержанием этих текстов. Тогда как цели и намерения людей не являются таковыми, они
доступны для понимания. Поэтому противоречащее понятие (мафхум аль-мухâлиф) в словах людей является доводом и доказательством и не является таковым в священных текстах Всевышнего Законодателя.
2. В арабском языке отсутствует общее правило и понятие типа: "Противоположность нормы сказанного (мантукун) устойчиво в отношении несказанного (маскутун ’анх)". Например,если некто скажет другому лицу: "Утром, когда придет такой-то, сделай ему скидку", тот может спросить в ответ: "Делать ли скидку, если он придет вечером?". Возможно, если противоречащее понятие (мафхум аль-мухâлиф) первой фразы имело бы силу, то не был бы задан такой вопрос. Поскольку и в речи людей мафхум аль-мухâлиф иногда не имеет силу, то не годится и как аргумент в священных текстах.
3. В случаях, когда имелись ограничения в некоторых текстах, мафхум аль-мухâлиф не получал силу согласно этим ограничениям. Эта же норма была устойчивой и в отношении текстов, где не имелось такого ограничения. Например, в аяте: “...в том случае, когда есть опасение, что будут вам неприятности от неверующих”[122] сообщается о совершении молитвы в два рак’ата при грозящей опасности. Между тем, как и при отсутствии опасности, в некоторых случаях молитва совершается в два рак’ата. Это указание на то, что мафхум аль-мухâлиф не является категоричным доводом.
Мнение ханбалитов, шафиитов и маликитов: Эти мазхабы считают допустимым аргументацию шариатских и иных текстов понятиями васф, шарт, гâйа и ’адад. В соответствии с этим положением, какой-либо шариатский текст или высказывание какого-либо вида указывают на норму какого-либо события. Если же они ограничены каким-либо свойством, условием или определены какой-либо целью или каким-либо числом, то в случае отсутствия такого текста, такого высказывания, таких условий указывают на противоположность данной нормы. Эти мазхабы подтверждают применение в шариатских текстах мафхум аль-мухâлиф следующими доводами:
1. Ограничения в текстах не являются бессмысленными и не сделаны напрасно, они имеют определенную цель, определенный замысел. Норма ограничений, если нет другого намерения, кроме как сделать место, где есть ограничение исключительным, требует признать отсутствие нормы там, где
нет ограничения. Это является условием для того, чтобы не сделать ограничение бессмысленным и бесцельным.
2. В арабском языке привычным методом является то, что ограничение нормы каким-либо условием указывает на отмену нормы с отменой ограничения. Например, услышав хадис: (مطل الغنيِّ ظلم) “Оттягивание срока уплаты богатым – угнетение” можно понять, что оттягивание срока уплаты бедняком не есть угнетение.
3. Согласно хадису Пророка, (мир ему и благословение Аллаха): “Закяту подлежат свободно пасущиеся”[123], надлежит отдавать закят скотом, большую часть года свободно пасущимся на пастбищах; закят не требуется с несвободно пасущегося скота. Это принимается факихами, включая и ханафитов. Однако Имâм Мâлик утверждал, что закяту подлежит и скот, большую часть года проводящий в домашних условиях.