Окончание медитации и посвящение хороших впечатлений благу всех существ
В конце из открытого пространства ума снова появляется мир. Чистый и совершенный этот мир, в котором всё переживается свежим и новым, полным безграничных возможностей. Все существа, включая нас самих, появляются как Будды женского или мужского облика, знают они об этом или нет. Вокруг — Чистая страна, в которой все звуки — мантры, а все мысли — мудрость. Теперь мы понимаем, что не являемся этим телом — у нас есть тело. Мы можем использовать тело и речь как инструменты, позволяющие приносить пользу другим. Нашей истинной сутью является ясный свет — осознавание, не нуждающееся в объектах осознавания. Мы хотим, чтобы это чистое видение, возникшее из свежести медитации, сохранялось и после медитации.
В завершение все хорошие впечатления, которые появились благодаря медитации, мы дарим всем существам с пожеланием, чтобы они познали истинную природу ума и таким образом пришли к переживанию высшего неизменного счастья. Обычай делиться положительными впечатлениями имеет глубокий смысл. Благодаря посвящению наша заслуга смешивается с хорошими пожеланиями и мудростью всех Будд и Бодхисаттв прошлого, настоящего и будущего, становится полезной для других. Благоприятные впечатления при этом бесконечно приумножаются и становятся неисчерпаемыми. Их уже нельзя потерять, даже если в уме появятся помехи.
Заслугу, посвящаемую всем существам, можно сравнить с каплей воды, падающей в океан. Растворяясь, капля оказывается неотделимой от океана. Накопленные положительные впечатления становятся безграничными, потому что мы дарим их, делая пожелание, чтобы они стали причиной Просветления существ. Итак, в начале медитации мы принимаем Прибежище и развиваем Просветленный настрой, чтобы приносить всем благо, а в конце посвящаем заслугу. Так мы обрамляем основную практику благоприятным устремлением, подчеркивая тем самым, что она всегда связана с Просветленным настроем. Когда появятся особые способности (возможно, при достижении Просветления), они будут использоваться исключительно для блага всех существ.
В качестве особой формы посвящения заслуги может быть также использована медитация, называемая «давать и брать», которая уже упоминалась в медитационной практике Колесницы сутры. Здесь при выдохе мы отдаем всё счастье вместе с накопленными в медитации хорошими впечатлениями всем существам в форме сияюще–белого, чистого света, который полностью наполняет существ. Потом при вдохе мы удаляем все их трудности в виде черного света, преобразуя его в своем сердце в сияюще-белый. Мы медитируем таким образом, пока нам комфортно. В конце медитации мы представляем, что существа счастливы и освобождены от всех ограничений. Эту медитацию, как и медитацию на Шестнадцатого Кармапу, в полном виде можно найти в книге Ламы Оле Нидала «Каким всё является».
В текстах «Праджняпарамиты» рекомендуется всегда соединять посвящение заслуги (точно так же, как и практику Освобождающих действий) с мудростью. Это происходит, когда мы понимаем, что субъект, объект и действие в абсолютном смысле являются частями одного целого, не существуют как реальные, ни от чего не зависящие сущности. Мы (тот, кто делится хорошими впечатлениями), получатель (все живые существа) и действие (посвящение заслуги) — это три аспекта взаимозависимого происхождения всех вещей. Если мы не можем посвящать заслугу таким углубленным способом, то просто желаем поделиться всем позитивным, как это делали все Будды, наделенные проникающим видением истинной природы вещей. Тогда у этого очень большая сила.
Кто хочет, в конце медитации может сделать дополнительные пожелания блага для существ. Например, о перерождении в Чистой стране Великой Радости (тиб. Девачен) Будды Безграничного Света или в какой–либо другой чистой сфере. Или о мире и счастье на Земле. Конечно, мы можем также делать особые пожелания для самих себя, друзей или родственников, которым нужна наша поддержка.
В центрах Карма Кагью в конце медитации обычно поют призывание защитника по имени Черный Плащ (тиб. Бернаг-чен), чтобы активизировать защищающее качество ума. Благодаря этому призыванию все препятствия превращаются в шаги на пути к Просветлению и осуществляется совершенная Будда–активность на благо существ. Эго призывание составлено Восьмым Кармапой Микьё Дордже. Хотя это только короткая пропеваемая медитация, благодаря ей мы становимся бесстрашными и защищающее поле силы Будд присутствует всё время.