О положении православного христианина в современном мире
Христианин в современном мире
Архиепископ Аверкий (Таушев) долгое время нес послушание ректора Православной Семинарии РПЗЦ в Джорданвилле. Он был воистину пророком своего времени, пророком, глаголы которого достигали самых глубин человеческих сердец. Его нелицеприятное, грозное слово подобно грому обличает отступление современных христиан, даже облеченных высоким церковным саном, от Бога, Церкви, святоотеческого учения.
В словах его отсутствует всякая елейность, высокопарность "официального слога", которым возглашают ни к чему не обязывающие "истины" люди, облеченные высшей церковной властью. Именно их предательскую позицию в принципиальных вопросах чистоты православного вероучения обличал Владыка Аверкий в своих словах и сочинениях.
Святитель Божий Аверкий явил нам образ бескомпромиссной твердости, благодатной горячности духа первых христиан, вселил надежду, что "врата ада не одолеют Истинной Церкви Христовой", – да последуем словам его!
Оглавление Архиепископ Аверкий (Таушев) 1 Христианин в современном мире. 1 О положении православного христианина в современном мире. 3 Дух Антихристов и предтечи Антихриста. 4 Мир и мы.. 4 Сознаем ли мы себя православными и дорожим ли нашим Православием?. 4 Знамение времени. 4 В преддверии Антихриста. 4 Когда придет Антихрист?. 4 Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение. 4 Где истинная Церковь Христова?. 4 |
О положении православного христианина в современном мире
Положение православного христианина в современном мире, можно без всякого преувеличения сказать, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всех ее проявлениях, так или иначе, направлена против него. Ведь все в ней, по существу, является сплошным отрицанием истинного христианства. И если еще в апостольские времена возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов мог писать, что "весь мир лежит во зле" (1 Иоан. 5, 18-19), то с гораздо большим правом можем мы сказать это о нашем времени. Быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века христианства. Тогда преследовали христиан враги неразумные, не ведавшие Христовой веры, имевшие о ней представления превратные, зачастую нелепые. Да и гонения эти носили по преимуществу характер внешних гонений. Не принося ущерба душе, они обрекали на муку и смерть тела первых христиан. И тогдашние христиане, хорошо помня завет Христов: "не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить" (Мф. 10, 28) и будучи подкрепляемы благодатью Божиею, с радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гонения не только не угашали духа, а наоборот – еще более окрыляли и возгревали его, и кровь мученическая, по меткому выражению одного из тогдашних апологетов, действительно становилась семенем христианства.
Не то теперь!...
Современный мир, за некоторыми исключениями (мы имеем в виду кровавые гонения на веру, имевшие место в Советской России), не угрожает так явно и открыто телесными муками и телесной смертью носителям Христова имени. Даже сам, в значительной части своей, еще продолжает носить имя "христианского", строит храмы, призывает Имя Христово, клянется на Священной Библии.
Но все это – одна видимость.
Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на христианство, проявляющееся в самых различных видах и формах. Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью. Сейчас происходит именно то, о чем предупреждал и от чего более всего предостерегал Христос-Спаситель, увещевавший Своих последователей не бояться мук телесных, поскольку они не грозят душе: "бойтесь более того, – говорил Он, – кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28).
Что же это такое происходит в мире, и как может современный мир, столько столетий, по-видимому, живший в христианстве, гнать христианство?
Во всем этом нет для нас ничего неожиданного: обо всем этом мы уже давно предупреждены Словом Божиим. Но горе тому, кто упорно закрывает глаза на это, не желая видеть, к чему призывает нас быть готовыми Слово Божие.
В мире, по словам св. Апостола Павла, "деется тайна беззакония" (2 Сол. 2, 7) – происходит все усиливающийся процесс "отступления" христиан от Христа, процесс, который в конечном итоге своем должен привести к открытию "человека греха, сына погибели – антихриста" (2 Сол. 2, 3). Этот страшный процесс "отступления" за последнее время так явно и очевидно обнаруживает себя во всех сторонах жизни, что только слепой может не видеть, к чему он ведет: все совершающееся ныне в мире есть ничто иное, как тщательная подготовка царства Антихриста, в которой принимают самое деятельное участие, как открыто отрекшиеся от Христа, так и продолжающие еще наружно носить имя "христиан".
Первым важным этапом на пути этого "отступления" было отпадение от Православия Запада с папским престолом во главе. Разве не антихристово начало положено в основу папского притязания стать непогрешимым "наместником Сына Божия" на земле? Разве не дает себя ощутить дух антихристов в этом стремлении "заместить", как бы "подменить" собою Христа для всех верующих в Него? А дух противохристианской гордыни, так очевидно приводящий к "прелести" в духовной жизни, непомерное властолюбие, жаждущее подчинить себе весь мир, –- разве все это не характерные черты Антихриста?
Такое извращение духа Христова в отколовшемся от Православия западном христианстве повлекло за собой целый ряд лжеучений и страшное моральное растление. Осталась одна видимость христианства, внешность его, лишенная подлинного духа жизни во Христе.
Все это вызвало к жизни второй губительный этап "отступления" – появление так называемого "гуманизма", породившего на Западе новую эпоху – эпоху Возрождения. Эпоха "гуманизма", или "Возрождения", явившаяся как реакция извращенному на Западе христианству, была в сущности отречением от христианства и возвращением к идеалам язычества. Она провозгласила культ сильной, здоровой, красивой человеческой плоти, и духу Христова смирения и послушания противопоставила дух самомнения, самоуверенности и обоготворения человеческого "разума".
Как протест против извращенного христианства, на почве того же гуманистического идеала, признавшего "разум" высшим критерием жизни, явилось на Западе религиозное движение, получившее название "протестантизма". Протестантизм с его бесчисленными ответвлениями – всевозможными сектами – не только в корне исказил все учение истинного христианства, но и отверг самый догмат Церкви, поставив самого человека высшим для себя авторитетом, и дошел до отрицания веры в Божество Иисуса Христа, Основателя Церкви.
Зазнавшаяся человеческая гордыня, наконец, совсем отступает от Бога, начинает дерзко отвергать даже самое бытие Божие, и человек самого себя провозглашает как бы богом. Обуянный гордыней, самомнением, уверенностью в своих неограниченных силах, возможностях и способностях человек, воспитанный на идеалах "Возрождения", уже не видит для себя никакой в стремлении к заповеданному Евангелием духовному совершенствованию и естественным порядком все глубже и глубже низвергается в бездну духовного падения и нравственного растления. На первый план выступает служение плоти, вследствие чего духовные потребности все более и более заглушаются, подавляются и, наконец, дабы раз навсегда покончить с неприятным голосом совести, живущем в духе человека, самый дух объявляется несуществующим.
Таким образом появляется "материализм" – родное детище "гуманизма", естественное и логичное развитие его идей. Идеал сытого желудка, прикрывшись громким "ученым" наименованием "идеала социальной справедливости", "социальной правды", стал высшим идеалом человечества, отрекшегося от Христа. И это понятно! Разве мог бы возникнуть так называемый "социальный вопрос", если бы люди остались верны истинному христианству, воплощенному в жизни?
На почве материализма, в свою очередь, уже естественно возникают, в силу прямой логической необходимости учения "социализма" и "марксизма-коммунизма". Гуманизм и материализм, отвергнувшие духовное начало в жизни человека, провозгласившие самого человека "богом" и тем самым узаконившие самоутверждающуюся человеческую гордыню и животный эгоизм, привели к тому, что законом человеческой жизни, на почве постоянного столкновения интересов людей-эгоистов, сделалась ожесточенная борьба. В результате этой так называемой "борьбы за существование" более сильные, более умные и хитрые, более ловкие люди естественно стали притеснять и угнетать менее сильных, менее умных и хитрых, менее ловких. Ведь закон Христов, повелевающий "друг друга тяготы носить" (Гал. 6, 2) и "не себе угождать" и "не делать другому того, чего себе не желаешь" (Деян. 15, 29), но "любить ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22, 39), был изгнан из жизни. Поэтому-то стало все более расти и шириться так называемое "социальное зло", увеличиваться и множиться "социальные неправды", "социальные язвы" общества. А так как жизнь делалась все более и более невыносимой вследствие все разраставшегося эгоизма и насилия одних людей над другими, то естественно было "что-то" придумать, дабы попытаться установить для всех одинаково сносный и приемлемый порядок жизни. И вот – "социализм", а затем крайнее выражение его – "коммунизм", ставшие модными учениями, которые обещали людям избавление от всех "социальных неправд" и установление на земле мирного и безмятежного райского жития, при котором все были бы счастливы и довольны. Но учения эти задались целью лечить язвы человеческого общества негодными средствами. Они не хотели видеть, что зло современности коренится в самых глубинах человеческой души, отступившей от единственного-спасительного евангельского учения, и наивно думали, будто достаточно переменить несовершенный, по их мнению, государственный и общественный строй жизни, чтобы на земле сразу водворилось общее благоденствие, и жизнь сделалась раем. Для этой необходимой, как они утверждали, и благодетельной перемены наиболее крайние социалисты, как например, коммунисты, предлагали даже насильственные меры, вплоть до пролития крови и физического уничтожения людей, с ними несогласных. Иными словами: зло они думали победить злом же, притом злом, еще более горшим и несправедливым по своей жестокости и беспощадности.
"Великая Французская Революция", пролившая целые потоки человеческой крови, была первым их опытом. Она ясно показала, как бессильны люди устроить на земле свою жизнь без Бога, и к каким ужасным последствиям приводит человека отступление от Христа и Его спасительного учения.
Но возврата назад уже не было: процесс "отступления" зашел уже слишком далеко.
И вот третьим, самым важным этапом ныне столь быстро развивающегося на наших глазах "отступления", явилась страшная кровавая катастрофа, постигшая нашу несчастную Родину-Россию в 1917 году. Разыгранная по примеру "Великой Французской Революции" 1789 года наша русская революция может по всей справедливости рассматриваться как самое большое достижение слуг грядущего Антихриста. В лице Православной России было сломлено самое главное препятствие на пути победно шествующего попущением Божиим "отступления": не стало мощного оплота истинно-христианской веры и Церкви в мире, И Антихристу, в лице его слуг, по выражению нашего отечественного толкователя Апостольских посланий (святителя Феофана Затворника), стало "действовать просторно".
С тех пор, как мы это наблюдаем теперь, "отступление" пошло вперед, уже не встречая себе серьезных преград, гигантскими шагами.
Страшные потрясения, неслыханные в истории с первых веков христианства, пережила и доселе продолжает переживать наша Русская Православная Церковь. Но не столько те кровавые гонения, которые уподобили ее первенствующей Церкви, сами по себе были страшны, сколько то внутреннее разложение, которое началось в ней, а с нею и во всей Православной Церкви после большевистского переворота. Мы имеем в виду тот тлетворный дух, который стал ярко обнаруживать себя, вылившись сначала в так называемое "живоцерковническое" и "обновленческое" движение, а затем и в губительное соглашательство с богоборческой коммунистической властью. Это был дух "отступления" в недрах самой Православной Церкви, который породил всевозможные разделения и расколы, как на Родине, порабощенной большевиками, так и за границей. Этот дух "отступления", конечно, гораздо опаснее и губительнее для душ, нежели открытые кровавые гонения. Ведь это – внутренняя измена Христу-Спасителю при сохранении внешне лишь видимой верности Ему.
Не об этом ли как раз и предрекал более 80-ти лет тому назад в своем толковательном труде на 2-е послание к Солунянам святитель Феофан Вышенский, говоря: "Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное" (стр. 491-492). Ведь Сам Христос в Своей Нагорной проповеди ясно сказал, что "никто не может служить двум господам" (Мф. 6, 24); невозможно служить одновременно Богу и "маммоне", то есть "миру сему, во зле лежащему", нельзя угождать в одно и тоже время и Христу и Велиару, то есть слугам грядущего Антихриста, в лице явной или тайной богоборческой власти.
С падением Православной России действительно не стало более "удерживающего" (2 Солун. 2, 7), как неоднократно предрекал о том и святитель Феофан, и наш великий всероссийский праведник о. Иоанн Кронштадтский, и многие другие духоносные прозорливцы нашего времени, – и все в мире расшаталось, будучи потрясено в своих вековых устоях. Дух "отступления" с необыкновенным цинизмом и бесстыдством стал проявлять себя повсюду в мире во всех областях личной, семейной, общественной и государственной жизни, как никогда прежде. Целые миллионы людей, бывших христиан по рождению, не стыдились открыто и во всеуслышание заявлять о своем неверии и безбожии, и государственная власть официально регистрировала их как не принадлежащих ни к какому вероисповеданию; безнравственность достигла ужасающих размеров, разврат и порнография в большинстве случаев не только не преследуются, а даже культивируются власть имущими, вплоть до систематического развращения молодого поколения в школах; почти исчезли прежние понятие о долге, чести, благородстве и совести – на первое место ставится грубая корысть, чисто эгоистический расчет, материальные выгоды и плотские наслаждения.
Особенно горько за современную молодежь, которая почти лишена духовного горения и того высокого энтузиазма жертвенного служения ближним и увлечения высокими нравственными идеалами, коими отличалась прежняя молодежь. Целью жизни для многих стали лишь карьерные стремления, хорошо обеспечивающая в материальном отношении служба, внешний комфорт и низменные плотские наслаждения. А невероятный рост детской преступности, о котором постоянно пишут газеты, внушает нам самые серьезные опасения за ближайшее будущее.
Одним словом, мир, страшно сказать, христианский мир представляет собой ныне жуткую, безотрадную картину глубочайшего религиозно-нравственного падения.
И вот одновременно с этим, столь резким контрастом со всей этой жуткой действительностью, все чаще и чаще, все более и более настойчиво звучат многократно повторяющиеся призывы к миру и согласию.
Можно ли поверить при таких условиях, видя все происходящее, в искренность и, главное, в доброкачественность этих призывов?
С целью пропаганды этого "мира" и "согласия" представители богоборческой власти и их покорные слуги в рясах ездят по всему миру, сея семена лжи и пытаясь обмануть и ввести в заблуждение наивных и доверчивых людей; с той же сомнительной целью папский престол создал так называемый "восточны обряд" для введения в заблуждение православных, плохо знающих свою веру, а теперь объявил даже созыв "Вселенского собора", в котором все будто бы "отделившиеся братья" смогут принять участие, хотя в то же время изданная папой энциклика не оставляет сомнений в истинной цели этого "собора" – безусловном подчинении всех папской власти; не отстает от этого стремления к "миру" и "согласию", сам непрестанно создававший столько разделений, в виде огромного количества сект, и протестантский мир, ныне пропагандирующий свое "экуменическое" движение, в сети которого не без успеха пытается завлечь православных, главным образом, из числа зараженных тлетворным духом "живоцерковничества" и "обновленчества".
Как должен отнестись ко всему этому православный христианин?
Ко всякому ли миру и согласию должен он стремиться?
Всякий ли мир и согласие должны быть в очах его ценными, дорогими и близкими его истинно-христианской душе?
Отнюдь нет – решительно отвечает на этот важный вопрос – вопрос христианской совести – великий вселенский учитель и святитель, столп нашей православной веры св. Григорий Богослов. "Не всяким миром, – говорит он, – надобно дорожить, ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие, но должно любить только добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом" (Слово 6, т. 1, стр. 192).
Всего дороже для христианина Истина, ради свидетельствования которой пришел на землю Господь Иисус Христос, как Он Сам сказал Пилату (Иоан. 18, 37). И для истинного христианина может быть только одно единение желательно – единение в Христовой Истине – истине неискаженной, чистой истине, без всякой примеси диавольской лжи, не отравленной никаким компромиссом с нею. С этой точки зрения, неприемлемы для христианина все эти призывы к "миру" и "согласию", ибо они исходят от людей, посягающих на главное сокровище наше – чистую и непорочную истину свято-хранимого нами учения Христова и желающих подменить ее ложью, которая от диавола. Замышляемое ныне врагами чистой Христовой истины "согласие" это – не согласие во Христе. Это то согласие, которое стремится создать для себя желающий подчинить себе всех людей и основать на земле свое царство Антихрист.
Все, что происходит сейчас на верхах религиозной, государственной и общественной жизни людей, есть не что иное, как напряженная работа по подготовке слугами грядущего Антихриста его будущего царства.
Поэтому более, чем когда-либо в прошлом, надлежит помнить каждому желающему быть истинным христианином и до конца сохранить свою верность Христу, увещание св. Апостола: "Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефес. 5, 15-16).
Только полное легкомыслие и крайняя беспринципность, да еще лукавое мудрование, коими так отличается нынешний век, позволяют правителям современных государств признавать законной подлинно-антихристианскую власть, а иерархам поместных православных церквей – ездить в Москву, возлагать венки на гробницы вождей воинствующего атеизма.
Мы такой "высшей политики" не понимаем и не приемлем, осуждая ее со всею силой нашего внутреннего убеждения, не допускающего таких компромиссов, убеждения, основывающегося на словах св. Апостола Павла: "Что общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6, 14-15).
Равным образом не можем мы питать никакого доверия и к тем представителям православной церковной иерархии, которые под благовидным предлогом все того же пресловутого "мира" и "согласия" вступают в учреждения и организации, враждебно настроенные по отношению к истинному христианству – Православию, или хотя бы имеют близкое дружественное общение с ними. Решительно отметаем мы всякое проявление духа "живоцерковничества" или "обновленчества", в какой бы форме этот зловредный дух ни проявлялся. Не может быть у нас ничего общего с "восточным обрядом" ни с "экуменизмом", ни с какими бы то ни было тайными обществами и организациями, сколь бы высокими лозунгами они ни прикрывались. Мы должны знать и помнить, что, по предречению целого ряда св. отцов, писавших о последних временах, Антихрист явится в образе величайшего благотворителя и благодетеля человечества, ибо чем же иначе можно привлечь людей на свою сторону?
"И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас." (Ис. 52, 11) – вот каким наставлением св. пророка, приводимым во 2 послании св. Апостола Павла к Коринфянам (6, 17) надлежит постоянно руководиться православному христианину, живущему в современном мире, так ярко отмеченном печатью "отступления". Неусыпно бодрствуя над собою, как бы самому не оказаться увлеченным в этот стремительный поток "отступления", современный христианин должен крепко держаться той Церкви, которая не запятнала своих риз каким-либо общением со слугами грядущего Антихриста.
Но, конечно, одной такой, чисто-формальной принадлежности к истинной Церкви еще недостаточно. Необходимо стараться быть живым, а не мертвым членом Церкви. Для этого нужно "оцерковить" свою личную и семейную жизнь: надо с усердием и неопустительно исполнять все церковные правила и установления, обычаи и традиции, надо всячески хранить наш исконный православный быт, не позволяя себе сливаться с окружающей иноверной средой, поддаваясь ее влиянию.
Прежде всего, для сохранения подлинной живой связи с Церковью необходимо каждому состоять членом какого-либо конкретного прихода, самым добросовестным образом выполняя все свои приходские повинности, усердно и с любовью принося, с своей стороны, посильные и материальные жертвы на благо и процветание своего прихода, чувствуя и сознавая себя действительно живым членом общей церковно-приходской семьи.
Детей своих надо с самого раннего возраста обучать Закону Божию, воспитывая в них правильное религиозное и национальное самосознание в строго-православном русском духе, путем соответствующих бесед с ними дома, и непременно посылая их для прохождения систематического курса Закона Божия, Русского языка и Русской истории в церковно-приходские школы там, где они имеются, и стараясь оказывать всяческое содействие открытию и ведению таких школ там, где их нет. Необходимо твердо помнить, что забвение русского языка и разрыв вследствие того с русской культурой, которая основана на Св. Православии, неизбежно ведет и к отпадению от Православной веры и Церкви. Одновременно надо тщательно беречь все наше молодое поколение от того духовного растления, которому всюду подвергается теперь молодежь, благодаря морально-нездоровым развлечениям и непристойным безнравственным увеселениям в виде неприличных модных танцев, телевидения.
Православные русские люди, желающие быть живыми членами Церкви, верными и преданными чадами ее, должны быть, вместе с тем, и миссионерами ее, борцами за истинную веру Христову, как среди окружающей их иноверной среды, так и среди отпавших или отпадающих от нее русских людей, забывающих свои духовные ценности и святыни, пренебрегающих правилами и установлениями Св. Церкви.
Надо крепко стоять за свою веру и ни в чем не поддаваться той растлевающей душу среде, в которой приходится жить и работать. Не Церковь нашу надо "модернизировать" и "реформировать", как этого нередко требуют теперь неразумные русские люди, совершенно не отдающие себе отчета в том, чего они хотят, а самим нужно приспособлять себя и всю жизнь свою стараться приноравливать к церковным правилам, установлениям и традициям.
Сейчас время исповедничества – твердого стояния, если понадобится, даже до смерти за свою Православную веру, подвергающуюся всюду явным и тайным нападкам, притеснениям и угнетениям со стороны слуг грядущего Антихриста. А в нашей св. вере нет ничего малозначительного – все в ней, до каждой кажущейся мелочи, имеет свой смысл, свое значение, свою ценность. А потому ничем пренебрегать не следует и ни в чем нельзя делать никаких уступок или компромиссов. Каждая уступка или компромисс в вопросах веры и церковных установлений ведет ко все большему расшатыванию вековечных устоев нашего св. Православия, постепенному отпадению от него и к переходу в лагерь слуг грядущего Антихриста.
Этого последнего и следует в наш век, исполненный лукавства, обмана и предательства, более всего бояться.
Надо бояться также того, от чего так тщательно предостерегает нас устами Самого Христа-Спасителя Слово Божие: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лк. 21, 34). Знает враг человеческого спасения, как падки люди на увлечение материальным благополучием, а потому в настоящее время слуги грядущего Антихриста стараются более всего подействовать именно на эту слабую сторону людей. Всякого рода довольство, роскошь и обилие материальных благ представляют в настоящее время самое большое и опасное искушение, которое они и стараются в своих целях широко использовать. Ведь ничто так не способствует губительной духовной слепоте, как обольщение земными благами, погоня за ними, погружение в них, услаждение ими. Эта духовная слепота мешает распознавать "знамения времен", чему учит нас Сам Христос-Спаситель, мешает давать правильную оценку всему происходящему ныне в мире – она помешает узнать и самого Антихриста, когда он придет. "Человечество, руководствующееся плотским разумом, – утверждают святые отцы, – не только не узнает Антихриста, не увидит в нем коварного врага своего, но напротив, признает его своим благодетелем и провозгласит его своим богом". (Св. Игнатий Брянчанинов).
Вот почему в нынешнее время все, желающие сохранить верность Христу-Спасителю, особенно должны беречь себя от всякого увлечения земными благами, от обольщения ими. Крайне опасно поддаваться всяким стремлениям сделать себе карьеру, создать славное имя, приобрести власть и влияние в обществе, стяжать богатства, окружить себя роскошью и комфортом. Надо бояться и бегать людей, которые предлагают помочь во всем этом, оказать свое содействие. Особенно опасны большие денежные пожертвования со стороны неизвестных или малоизвестных лиц и организаций, ибо они всегда обязывают и так или иначе связывают. Чего не делает иной раз человек, побуждаемый чувством благодарности к своему благодетелю? – Лучше жить скромно и даже в нужде и тесноте, но лишь сохранить свою свободу и независимость от кого бы то ни было, помня изречение св. Апостола: "Вы куплены дорогою ценою: не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7, 23).
Страшнее всего в нынешней жизни даже не явное и ожесточенное богоборчество, которое многих от себя отталкивает, а полный религиозный индифферентизм, забвение Бога и равнодушие к вере и Церкви. Слуги Антихриста более всего стараются о том, чтобы совершенно вытеснить Бога из жизни людей, дабы люди, довольные своим материальным благополучием, не чувствовали никакой потребности обращаться к Богу в молитве, не вспоминали Бога, а жили так, как будто Его вовсе нет. Поэтому весь уклад нынешней жизни в так называемых "свободных" странах, где нет открытого кровавого гонения на веру, где признается за каждым право веровать так, "как он хочет" представляет собой еще большую опасность для души христианина, ибо приковывает его всецело к земле, заставляя забывать о небе. Вся современная "культура", направленная на чисто-земные и связанный с нею бешеный водоворот жизни держат человека в постоянной суете и рассеянности, при коих нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу, и духовная жизнь в нем постепенно замирает.
Вот почему православный христианин, живущий в этих трудных условиях современной жизни, должен всеми силами бороться за поддержание в себе духовной жизни, а главное средство для этого – неопустительная ежедневная домашняя молитва и обязательное участие в общественной церковной молитве. Несмотря ни на какие препятствия, должен он поставить себе за правило – непременно молиться дома утром и вечером, хотя бы кратко, взяв себе за образец хотя бы молитвенное правило преп. Серафима для мирян, и ни в коем случае не пропускать ни одного воскресного и праздничного богослужения в храме, не только литургию, но и всенощное бдение. С этой точки зрения, совершенно недопустимое явление, широко у нас, к сожалению, распространившееся – устраивать разного рода увеселения и развлечения как раз в кануны воскресных и праздничных дней. Это тоже несомненная уловка слуг грядущего Антихриста для того, чтобы отвлечь православных христиан от такого неопустительного посещения церковных богослужений, которое безусловно необходимо для поддержания в себе духовной жизни.
И никакие оправдания не могут тут быть приняты во внимание. Душа человека дороже всего на свете – она, по словам Христа-Спасителя, ценнее всего этого тленного мира (Мф. 16, 26), а лишенная благодати церковной молитвы она умирает. "Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью", – учил приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский, – "Церковь – его стихия" ("Мысли о Церкви", стр. 114).
Нужна правильная духовная жизнь, по указаниям Св. Православной Церкви, а для этого необходимо постоянное руководство Словом Божиим и творениями Св. отцов. Губительнее всего распространенная в наше время привычка искать модных учителей и следовать во всем за так называемым "общественным мнением". Все эти модные учители суть не что иное, как те самые "лжехристы" и "лжепророки", от прельщения которых предостерегал Сам Господь Иисус Христос (Мф. 24, 4-5 и 23-25). А так называемое "общественное мнение" через прессу и иными способами создают все те же слуги грядущего Антихриста, которые приобрели большую власть и умение действовать на умы и сердца современных людей.
Наконец, что самое важное, надо решительно оставить свойственную большинству современных людей плотскую греховную жизнь, легкомысленную и беспечную и, как можно чаще очищая свою душу покаянием, всей душой стремиться к соединению со Христом в величайшем христианском таинстве Причащения.
Только так живущий православный христианин сможет избежать сетей, хитроумно раскинутых повсюду слугами грядущего Антихриста. Только такой христианин будет в силах бороться за свою душу и за души близких ему людей со все больше и больше надвигающимся на мир царством тьмы, готовым уже охватить все человечество. В этой борьбе опаснее всего нерешительность, колебания и компромиссы. Самый незначительный компромисс может осложнить и сделать эту борьбу более трудной, может оказаться даже губительным.
Это – борьба не на жизнь, а на смерть.
Преступно убаюкивать себя радужными надеждами на какой-то "прогресс" человечества, на какое-то лучшее будущее здесь, на земле. Это ведь есть главное обольщение слуг Антихриста, чтобы отвлечь нас от мыслей о небе. Господь ясно сказал, что не "прогресс" нас ожидает, а все большие и большие скорби и бедствия вследствие "умножения беззакония" и "оскудения любви", и что, когда Он придет, то едва ли найдет веру на земле (Лк. 18, 8). А слова Господа непреложны, как Он Сам торжественно засвидетельствовал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут."(Мф. 24, 35).
О каком же "прогрессе" можно говорить?
Не о мнимом антихристовом прогрессе должен истинный христианин помышлять в наше время, а о том, как бы лучше приготовить себя к сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых.
На это есть прямое повеление Господа.
"Бодрствуйте... будьте готовы (Мф. 24, 42-44)... будьте подобны людям, ожидающим господина своего с брака... блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так" (Лк. 12, 40-43).
И наоборот: горькая участь ожидает того, кто станет убаюкивать себя, говоря: "Не скоро придет господин мой" (Лк. 12, 45).
Дух постоянного ожидания Второго Пришествия Христова – это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшего ко Господу: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апок. 22, 20). А противоположный сему дух есть, несомненно, дух Антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности: не узнать Антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мире, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги Антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24).
Мысль об этом, однако, отнюдь не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот – "восклонитесь, – говорит об этом Сам Господь, – и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21, 28).
Сколь ни злы и страшны слуги грядущего Антихриста, так тщательно подготовляющие ныне его пришествие, сколь ни страшен приход его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, Господь наш сильнее их всех, и главное для нас это – до конца сохранить верность Господу, Который, как мы хорошо знаем, "убьет Антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Сол. 2, 8).
За эту верность свою Господу мы и должны бороться всеми своими силами, хотя бы нам пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни с чем земным не сравнимая, награда ожидает нас за это. "Будь верен до смерти, – говорит Сам Господь, – и дам тебе венец жизни" (Апок. 2, 10).