При выносе Плащаницы Божией Матери на Успение и обнесении ее вокруг храма.
Архиерейские облачения :
Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.
Саккос ( ) слово греческое, означает "вретище", "рубище" и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48,37; Лк. 10,13). Саккос своей формой похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе оз-начают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа.
Омофор ( ) от греческого слова -( плечо и несу) есть одежда, носимая на плечах (по славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).
Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крес-тами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой объемлет оба плеча, а концами низко опускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к незаблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного ("и заб-лудшее горехищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу при-несет... с небесными совокупит силами"... догматик 4-го гласа). На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, как Христос на раменах нес свой крест, так и все епископы подражатели и продолжатели Его спасительного служения, но-сят на плечах свой крест, т.е. переносят, претерпевают страдания и скорби.
Как священник должен на всех богослужениях облачаться в епитрахиль, так и архиерей надевает омофор, какое бы бого-служение он ни совершал.
Когда епископ совершает таинство Священства, то вместе со своей руной он возлагает на голову посвящаемого во диако-на или пресвитера и край своего омофора.
В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый. У большого омофора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полуомофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омо-фор на Литургия верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:
1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается, во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словес-ного стада "Епископ, по слову св. Исидора Пелусиота, представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что он есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада, посему, когда с раскрытием Еван-гелия является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Гос-пода и вождя пастырей".
Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. Лиспе изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взяв-шего на Себя грехи мира..
3. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: 'Приимите, ядите..." После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христо-вы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания.
4. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.
Если за Литургией бывает хиротония, то на время хиротонии епископ надевает омофор.
Набедренник энколпион, или панагия ( в сложных словах весь, и святый), есть небольшая икона Спасителя или Божией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.
В древности панагия представляла собой драгоценный складной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Ма-тери, а с другой икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.
Набедренник, носимый епископом на груди, напоминает ему, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господ а и Ходатаицу перед Богом Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.
Крест. При крещении крест возлагается на каждого хрис-тианина в знак того что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что ими не только должны носить Господа в своем сердце, но и перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только епис-копы, но и пресвитеры.
Митра (от связываю) означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называ-ется "шапкой" (Чиновник). Митра царское украшение; дается она священнослужителю потому, что он в служении изображает
Христа как Царя Славы. Митра знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гро-ба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на го-лове кидар. Митра дается также архимандритам, она является и наградой протоиереев.
Мантия ( верхняя одежда, епанча) верхняя одежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается: 1. всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни; 2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свобод-на у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божестве нном.
В древней Церкви мантии носили все христиане. Сущест-вовал такой обычай: человек, отрекавшийся от служения идоль-ского и принимавший христианство, снимал с себя одежду, дос-тоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличительную от язычес-ких длинную одежду, известную под именем паллия, означавшую презренное положение и смирение. Тертуллиан в книге о паллии говорит: "Отсюда происходит насмешка язычников над христиа-нами, он из почетной одежды перешел в одежду презренную". С течением времени эта одежда сохранилась только у монахов.
Архиерейская мантия отличается от монашеской. Если мо-нашеская мантия черная, то архиерейская лиловая или дру-гих цветов; на ней имеются: скрижали и источники. Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые на верхние и нижние края мантии. Они изображают Ветхий л Но-вый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение.
Источниками же называются ленты белого и красного цвета, нашиваемые вдоль мантии; они изображают собой струи учения, истекающего из двух Заветов и проповедуемого епископом. Все священные облачения освящаются особой молитвой и окроплением святой водой, и священнослужители надевают их с молитвой, благоговением и целованием. Своим блеском, красивым видом и чистотой они напоминают священнослужителям о святости взя-того ими на себя служения.
Кроме упомянутых облачений, при совершении архиереем богослужения употребляются следующие предметы: жезл, орлецы, рипиды, дикирий и трикирий.
Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки), имеющие иногда берму змеевидных голов; к жезлу обычно привешивается плат, так называемый судок. Жезл дается архи-ерею в знак его власти над подчиненными ему и отеческого его управления своей паствой. "Жезл, говорит Симеон Солунский, означает власть Святого Духа, утверждение и спасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся доле собирать к себе" (Нов. Скрижаль).
Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипас-тырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа.