Глава 12. Все надо «вводить» в свое сердце
Памятка для неорганизованного:
Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я смогу укоренить слова Христа в моей позиции и в моих действиях.
И. Стэнли Джоунс не всегда был человеком, который мог сказать на тяжком смертном одре: «Сокровенные нити самые прочные. Мне не нужны внешние подпорки, чтобы поддерживать мою веру, потому что моя вера поддерживает меня». В начале его служения с ним произошло временное крушение, подобное карстовой воронке. Больше года он изнемогал и от духовной, и от физической безрезультативности. «Духовный спад привел за собой спад физический, — писал он, — внешнее крушение произошло потому, что внутренний опыт не мог сдержать его. Девизом моей жизни стало решение — всегда проповедовать лишь то, что я переживаю в настоящее время, поэтому внешнее и внутреннее соединились в крушении».
Дисциплина духа — которую я назвал возделыванием духовного сада — зависит от готовности христиан искать уединения и тишины и слушать шепот Бога.
Но все, что мы слышим в уединении и тишине, должно быть усвоено. Я пишу эту книгу с технической помощью компьютера и программы текстового редактора. Когда я впервые начал знакомиться со своим компьютером, мне пришлось выучить функцию клавиши «ввод». Из руководства я узнал, что могу печатать на экране все, что угодно, но до тех пор, пока я не нажму клавишу «ввод», компьютер не «услышит» и не отреагирует ни на одно напечатанное мной слово. Все мои слова — не важно, насколько они выразительны, — будут просто сидеть на поверхности экрана до тех пор, пока я не введу их в «сердце» (память) компьютера.
У меня тоже есть способность слышать, но не обязательно все это «вводить». То, что сидит в моем уме, не всегда проникает в сердце.
Евангелист Армии Спасения комиссар Сэмюэл Логан Бренгл, говоря о своей духовной дисциплине, писал: «Я много слушаю. Молитва, как вы знаете, подразумевает не монолог, а диалог. Это всегда общение, дружеский разговор. Когда Господь общается со мной главным образом через Свое Слово, Он оказывает мне огромную поддержку самым непосредственным образом. Это не значит, что Он дает мне разжеванную пищу или нянчится со мной, как с младенцем. Он дает мне уверенность — уверенность в Его присутствии и Его воле в моем служении. Это похоже на поддержку, которую дает военный командир своему солдату или агенту перед сложным заданием: «Иди, надень свое снаряжение и помни: я слежу за тобой, и я пошлю тебе все необходимое для подкрепления, если это потребуется». Я очень нуждаюсь в поддержке такого рода. Я не просто предполагаю, что Бог находится рядом со мной и доволен мной; я ежедневно должен иметь новое тому подтверждение».
Библия рассказывает о другом Самуиле, отроке, ученике Илия, первосвященника. Ночью Самуил услышал голос, звавший его по имени. Он побежал к Илию, решив, что это он зовет его. Убедившись, что Илий не звал его, Самуил вернулся в свою комнату. Но призыв звучал снова и снова. Именно Илий понял, в чем дело, и посоветовал Самуилу, как откликнуться в следующий раз: «Когда ты услышишь голос снова, Самуил, ответь такими словами: «Говори, Господи; ибо слышит раб Твой!» Иначе говоря, — «Самуил, нажми клавишу «ввод».
Самуил сделал это, и Бог начал говорить. Слова Бога проникли в его сердце и изменили его судьбу.
Мы укрепляем сокровенные нити, как назвал это Джоунс, удостоверяясь, что слова Бога входят в сад нашего внутреннего мира. Наш первый шаг в духовной дисциплине — найти уединение и тишину; наш второй шаг — научиться слушать Бога. Третий шаг — нажать клавишу «ввод», что осуществляется через размышление и созерцание.
Некоторые христиане испытывают неловкость и проявляют отрицательную реакцию при упоминании таких слов. Им кажется, что подобная практика открывает дверь к слишком неконкретной деятельности, которая может привести к неправильным заключениям. Это вызывает в их воображении образ человека, который сидит в позе «лотос» и с помощью медитации (созерцания) вводит себя в транс.
Но Библия полна мест, говорящих о размышлении и созерцании, и Бог призывает нас открыть для этого свой внутренний мир. Среди наиболее известных — те места из Псалмов, где автор фокусирует свое внимание на определенных аспектах Божьей сущности и Его последовательной заботы о Своих чадах.
Псалмопевец смотрел через все доступные созерцательные линзы. Например, он видел Бога пастухом, командующим генералом, руководителем духовной практики.
Акт медитации подобен настройке духа на божественные частоты. Человек берет часть Священного Писания и просто позволяет ей войти в самые дальние тайники своего существа. Часто бывает несколько результатов: глубокое очищение, обретенное спокойствие, желание славить и приносить благодарность. Иногда размышление о чем-то касающемся сущности Бога или Его действий раскрывает разум для нового водительства или нового осознания того, что Господь, может быть, пытается сказать нам.
В своем молитвеннике Джон Бейли раскрывает медитативное настроение во время своей молитвы:
«Всемогущий Бог, в этот тихий час я ищу общения с Тобой. От раздражения и лихорадки повседневных дел, от нестройного мирского шума, от похвалы и обвинений людей, от запутанных мыслей и пустых фантазий моего собственного сердца я хочу сейчас отвратиться и искать спокойствия Твоего присутствия. Целый день я трудился и боролся; но сейчас в спокойствии сердца и ясном свете Твоей вечности я хочу поразмышлять над тем, какой узор плетет моя жизнь».
Размышление (медитация) достижимо, конечно, если мы избрали обстановку, обеспечивающую в достаточной степени время, тишину и уединение. Не много поразмышляешь в автобусе или за рулем — хотя я слышал, как люди утверждали, что для них это является временем духовной дисциплины.
Многие из нас обнаружат, что для размышления необходим подготовительный период. Вероятно, вы переживали такой опыт после трудного упражнения, когда входишь куда-то, все еще тяжело дыша, и в течение нескольких минут практически не можешь успокоиться — задыхаешься и пытаешься сдержать дыхание, чтобы сидеть тихо. То же самое справедливо и для размышления. Мы часто входим в комнату для встречи с Богом, в то время как все еще эмоционально задыхаемся. Сначала трудно сосредоточить свои мысли и настроить их на присутствие Господа. Нам необходимо спокойно расслабиться на короткое время, пока разум настраивается на деятельность в окружении «сада». Таким образом, потребуется время — время, которому некоторые люди не уделяют должного внимания.
Христиане всегда считали Библию главным откровением нашей веры, достойной того, чтобы над ней размышлять. Позвольте мне добавить, что для целей духовного роста необходимо читать также великих классиков христианской литературы. На протяжении веков были люди, которые записывали свои мысли и упражнения в надежде, что когда-нибудь мы их прочитаем. И хотя эти книги не несут в себе авторитетной силы Библии, тем не менее они содержат огромное количество духовной пищи.
Размышление и медитация (созерцание) требуют некоторого воображения. Например, мы читаем первый Псалом и представляем себе дерево, посаженное у реки. Каким было в действительности это потрясающее дерево, которому автор уподобляет людей, ходящих по путям Бога? В Псалме 19 мы позволяем своему разуму пронестись через Вселенную и представить себе небесные тела и постичь их невероятное послание. Во время чтения мест, описывающих служение Иисуса, наш размышляющий ум помещает себя прямо в историю: мы видим, как Спаситель исцеляет, слышим, как Он учит, и откликаемся на Его повеления.
В размышлении мы сосредоточиваем свое внимание на каких-то словах пророков, возможно, запоминая небольшие отрывки, и позволяем этим словам проникнуть в нашу сущность, по мере того как мы повторяем их снова и снова. Такие опыты дают нам возможность прийти к новым и замечательным заключениям. Слово Божье входит в наш внутренний мир. И поскольку мы зафиксировали свое внимание на Его слове, мы можем быть уверенными, что Святой Дух будет руководить нашими размышлениями.
К. С. Льюис, когда пишет своему американскому другу, говорит об упражнениях в размышлении: «Все мы проходим через периоды истощения в наших молитвах, не правда ли? Я сомневаюсь… обязательно ли это является плохим признаком? Иногда я подозреваю, что наши лучшие, как мы думаем, молитвы, в действительности являются худшими; чувство удовлетворения от этих молитв очень похоже на удовлетворение от очевидного успеха, как при исполнении танца или декламации. Не потому ли иногда наша молитвенная жизнь не приносит желаемого результата, что мы переставляем акценты и настаиваем в своих попытках говорить Богу тогда, когда Он хочет говорить с нами.
Джой рассказала мне однажды, как много лет назад, ранним утром, ее преследовало чувство, что Бог что-то хочет от нее, она испытывала постоянный нажим, как ноющее напоминание об обязанности, которой пренебрегли. И до позднего утра она все время спрашивала себя, что бы это могло быть? Но в тот момент, когда она перестала задавать этот вопрос, ответ пришел, как будто он был высказан вслух: «Я не хочу, чтобы вы что-то делали. Я хочу вам что-то дать»; и сразу же в ее сердце наступили мир и удовлетворение. Св. Августин говорит: «Бог дает там, где Он находит пустые руки». Человек, руки которого полны пакетов, не может принять дар. Возможно, эти пакеты не всегда являются нашими грехами или мирскими заботами, иногда это наши собственные суетливые попытки поклоняться Богу по-своему. Между прочим, чаще всего прерывают мои собственные молитвы не крупные, а мелкие дела, отвлекающие внимание, — то, что надо сделать или чего надо избежать в течение следующего часа».
Это хороший пример упражнения в размышлениях и медитации. Бог говорит — мы слушаем, и послание входит в наше сердце. Необходимость в подпорках извне уменьшается; духовный сад возделывается дальше. Люди, занимающиеся духовной дисциплиной, становятся сильнее в своем внутреннем мире.