Причины, побуждающие человека к совершению гъиба


Изучив данный вопрос, ученые указали на причины, побуждающие человека совершать гъиба. Вот основные из них:
1. Желание свести счеты, если у одного человека есть основания сердиться на другого. В подобных случаях он радуется, когда упоминает о недостатках другого, а его язык в силу своей природы спешит делать это, если только богобоязненность не удерживает его от подобного. Таким образом, ненависть и гнев относятся к числу главных факторов, побуждающих человека к гъиба.
2. Желание возвыситься в глазах людей над определенным человеком, говоря: “Такой-то ничего не знает!”, тем самым, намекая на то, что к нему самому это не относится. И мы прибегаем к защите Аллаха от этого порока, ведь поистине, это одно из тех качеств, которые могут погубить человека, если он от них не очистится. К таким методам прибегают чрезмерно самолюбивые люди.
3. Причиной может стать также и одобрение действий друзей или оказание им поддержки в том, что они говорят. Имеются в виду такие случаи, когда своими шутками они задевают честь других людей, а человек считает, что, если он выскажет своим друзьям порицание или несогласие, это покажется им неприятным и они от него отвернутся. В результате этого он начинает поддерживать их, полагая, что в этом и заключается настоящая дружба. Бывает и так, что их охватывает гнев, и человек оказывается вынужденным проявлять гнев вместе с ними, чтобы показать, что он поддерживает друзей и в горе и в радости, в результате чего он вместе с ними начинает упоминать о недостатках и пороках других. Случается, что когда кто-либо из знакомых начинает порочить кого-то за спиной, свидетелю этого становится неловко остановить собеседника, думая, что это его обидит. Эта причина, побуждающая к гъиба, является весьма распространенной и свидетельствует о неполноценности веры (имана) человека, стесняющегося высказать порицание совершающим грех друзьям или сторонникам.
4. Также бывает, что кто-то искренне удивляясь поступку какого-то человека, удивленно говорит: “Как сильно такой-то ошибается, хотя он вроде бы и хороший человек”. И когда он говорит об этом, то совершает гъиба, сам об этом не подозревая.
5. Человек гневается из-за совершения кем-либо чего-нибудь непристойного, о чем ему стало известно, и говорит: “Да такой-то вообще не боится Аллаха, и совершает то-то и то-то!”, и этим самым он совершает гъиба.
6. Человек может совершать гъиба вследствие зависти, испытывая это чувство по отношению к тому, о ком люди отзываются с похвалой, любовью и уважением. Это одна из наиболее основных причин гъиба. Завистник желает, чтобы другой человек лишился подобной милости и не находит ничего лучшего, кроме как порочить его при всяком удобном случае, имея желание унизить его в глазах людей. Поистине, это – наихудший из людей. От Ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что как-то у пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какие люди являются наилучшими?” Он ответил: «Те, у кого горячее сердце и правдивый язык». Они сказали: “Мы знаем, что такое правдивый язык, но что значит горячее сердце?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это – богобоязненное, чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти». Ибн Маджах 4216. Ибн ‘Асакир 18/29. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
7. Существуют и неясные случаи, когда дело не обходится без козней шайтана. Так, человек может удивляться, проявлять жалость или гнев ради Аллаха Всевышнего, говоря, например, такие слова: “Я удивляюсь, как может такой-то учиться у такого-то, ведь он – человек невежественный!” Человек может недоумевать, что кто-то не верит в его правдивость, и искренне говорить: “Несчастный! Меня огорчает его положение и то, что его постигло!” И еще у кого-либо может вызывать гнев то порицаемое, которое совершает другой человек, в связи с чем, он проявляет свое раздражение, упоминая имя этого другого, тогда как в подобном случае имя следует скрывать, ограничившись упоминанием самого проступка.
8. Причиной также может быть и желание поиграть, пошутить и весело провести время, рассказывая о недостатках другого и передразнивая его для того, чтобы насмешить людей. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь». Абу аш-Шейх. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 4163.
9. Когда человека обличили в мерзком поступке, а он, пытаясь отвести это от себя, говорит: “Так делает и такой-то”, - чтобы упрек от него перешел к другому.
10. Когда человек предполагает, что кто-то хочет пожаловаться на него кому-либо из важных людей, или даже просто его другу, то он опережает своего соперника и сам совершает на него гъиба, чтобы унизить его достоинство в их глазах. См. “Татхируль-‘иба мин данасиль-гъиба” 54, “Фатауа Ибн Таймия” 28/336-338.

Как покаяться за гъиба?


Человек, совершивший гъиба должен принести искреннее покаяние (ат-тауба) за этот большой грех, выполнив все его условия. Условий покаяния три:
1. Прекращение совершения греха;
2. Раскаяние в совершенном;
3. Решимость никогда не совершать подобное.
В отношении необходимости этих трех условий, для того, чтобы покаяние было действительным, среди ученых нет разногласий. И если одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние не будет действительным. См. “Сыфату тауба” 9.
Однако у искреннего покаяния есть и четвертое условие. В том случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает права другого человека, то необходимо загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т.п.
Что же касается покаяния за гъиба, является ли необходимым условием для покаяния за него сообщение тому, за чьей спиной оно совершалось или нет, ученые разошлись. Группа ученых считала необходимым попросить прощение у того, за кого совершалось гъиба, поскольку этот грех не только между рабом и Аллахом, но также коснулся и прав другого человека. В доказательство на это они опирались на хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим 2581.
Таким образом, эти ученые считали, что необходимо загладить свою вину перед человеком, за которого было совершено гъиба, чтобы это грех был искуплен, и чтобы он не был спрошен за него обиженным в Судный день. При извещении человека, за которого было совершено гъиба не обязательно раскрывать все подробности своего греха. Следует просто сказать, что ты был несправедлив к нему в своих речах, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь прощения у него самого. См. “Гъазауль-альбаб” 1/93, “Мадариджу-ссаликин” 1/290-291.
Что же касается того, у кого просит прощение раскаявшийся, то он должен простит его и не таить злобу. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я клянусь вам Аллахом о трех вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!» Ибн Абу ад-Дунья. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3025.
Разве не желает мусульман того, чтобы Аллах его возвеличил?!
Второе мнение же мнение состоит в том, что необязательно извещать человека о том, что ты совершил гъиба за него и просить у него прощения. Хафиз Ибн Касир говорил: “Некоторые ученые говорили: «Не является условием покаяния за гъиба извещение обидчика, ибо может быть так, что это принесет еще больше вреда»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/129.
И это является наилучшим мнением, что в случае, если при сообщении о том, в чем именно заключалась гъиба, сплетня или клевета обиженный разгневается (как правило, так и происходит) и это усилит его ненависть, то не следует говорить ему об этом, потому что шариат не одобряет увеличения вреда. Одной из целей шариата является сплочение сердец и укрепление братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведет к вражде, после которой сердце мусульманина никогда не очистится в отношении сплетника. В таких ситуациях для покаяния достаточно:
- Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознав мерзость содеянного.
- Молить Аллаха о прощении за того, о ком было сделано гъиба. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Если человек совершил гъиба за другого человека, то пусть не сообщает ему об этом, а просит прощения для него!” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/317.
- Признать свою вину перед теми, кто слышал от тебя гъиба или клевету на мусульманина, оправдав его перед ними.
- Защищать честь того, о ком ты делал гъиба и возражать, если кто-либо захочет сделать гъиба за него. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/291 и “аль-Мугъни” 12/78.
О мусульмане! Обратите внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между гъиба – с другой. Материальный ущерб отличается тем, что потерпевшие с удовольствием прощают ворам и грабителям при возмещении им ущерба, а человек, которому нанесли моральный урон, как правило, скуп на прощение и сохраняет обиду в своем сердце надолго или же навсегда.

Наши рекомендации