Указания для христиан, состоящих в браке с неверующими, желающими остаться в браке

Quot;Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою (верующею) и жена неверующая освящается мужем (верующим): иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" (7:12-14).

Что было делать христианам, уже состоящим в браке с неверующими, возможно даже с безнравственными идолопоклонниками-язычниками? Имели ли право эти верующие развестись с теми, с кем они были связаны в неравной упряжке, чтобы затем либо жить одиноко, либо вступить в брак с верующими? Это были честные вопросы. В свете Павлова учения о том, что их тела - члены Христовы и храмы Святого Духа (6:15-20), коринфские христиане были оправданно озабочены тем, сохранять ли им брачный союз с неверующими. Некоторые из них могли думать, что такой союз объединяет Христа с сатаной, пятнает верующего и его детей и бесчестит Господа. У таких людей, вероятно, очень с ильным было желание иметь супруга-христианина.

На эту тему Иисус прямо не говорил, и поэтому Павел пишет: прочим же я говорю, а не Господь. Эти слова надо понимать не как отказ от богодуховенности этого указания или как свидетельство, что Павел сообщает здесь только свое человеческое мнение. Просто Павел упоминает о том, что прежде Бог не давал никакого откровения на этот счет, но Павел теперь продолжает его. Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

Христианам, состоящим в браке с неверующими, не надо было беспокоиться о том, что они сами, их брак или их дети могли бы оказаться запятнанными неверующим супругом. Наоборот, - писал Павел, - происходило обратное. И дети, и неверующий супруг освящаются верующею женой или мужем.

Быть в неравной упряжке, быть одной плотью с неверующим, - от этого можно упасть духом, от этого можно сокрушаться, и это может даже дорого обойтись. Но это не должно быть тем, что нас пятнает, потому что один верующий может освятить весь дом. Освящение в этом смысле не означает спасения: иначе о супругах не говорилось бы как о неверующих. Здесь слово освящение относится к отделению от мира - то есть здесь употребляется основное значение слов освящать и святой, - терминов, которые произошли от одного и того же греческого корня. Освящение - это брачное и семейное, а не личное или духовное. В Божьих глазах, когда муж, жена или, как подразумевается, любой другой член семьи становится христианином, и весь его дом отделяется для Него Самого. Такой дом - не христианский в полном смысле, но неизмеримо превосходнее такого дома, который состоит из одних только неверующих. Даже если христианина преследуют и осыпают насмешками, неверующие в семье благословенны из-за этого верующего. Один христианин в доме - это награда для всего дома. Бог пребывает в этом верующем, и все благословения, вся благодать, которые изливаются с небес в жизнь верующего, перельются через край, чтобы обогатить и всех тех, кто рядом.

В дополнение к этому, хотя веры самого верующего недостаточно для того, чтобы спасти кого бы то ни было, кроме него самого, благодаря силе его свидетельства другие члены его семьи могут придти к Господу.

Однажды после утренней воскресной службы ко мне подошла одна молодая женщина и рассказала мне о своем детстве. В ее семье единственной христианкой была ее бабушка, которая часто рассказывала о своей любви ко Христу и свидетельствовала всей семье и своими словами, и своими делами. В конце концов трое из ее внуков пришли ко Христу, и, по словам каждого из них, главное влияние на их решение в пользу Христа оказала на них бабушка.

Когда Бог собирался погубить Содом, Авраам умолял Его пощадить город в том случае, если бы в нем нашлось 50 праведников. "Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие" (Быт. 18:26). Когда столько праведников не нашлось, патриарх уменьшил число до сорока пяти, затем до сорока, тридцати, двадцати и в конце концов до десяти И в каждом случае Господь соглашался пощадить город, но в нем не нашлось и десяти праведников. Важно, что Бог был готов благословить многих развращенных и испорченных людей ради только нескольких праведных людей в их среде.

Кроме того, Бог глядит на семью как на союз. Хотя семья разделена духовно, хотя большинство ее членов неверующие и безнравственные, семья в целом - под благодатью из-за верующего в ее среде. Поэтому, если неверующий супруг или супруга готовы оставаться в браке, верующий не должен искать развода.

Что касается детей, христианину не надо опасаться, что они будут нечисты, запятнанные неверующим отцом или матерью. Бог обещает, что выйдет как раз наоборот. Иначе дети были бы нечисты, то есть если бы оба родителя были неверующими. Но Господь заверяет, что наличие даже только одного родителя-христианина защитит детей. Это не значит, что можно быть уверенным в их спасении, но значит, что они защищены от влияния чрезмерного духовного вреда и что они получат духовное благословение. Поскольку они разделяют духовные блага своего верующего родителя, они святы. И часто свидетельство верующего родителя оказывается особенно действенным как раз в таких случаях, потому что дети видят, насколько жизнь верующего родителя отличается от жизни неверующего, и это приводит их к спасению.

Наши рекомендации