Религиозно-правовые школы суннитов

  1. Как называются религиозно-правовые школы и толки суннитов?

Суннитские мазхабы с точки зрения мусульманского права подразделяются на следующие:

  1. Ханафиты, которые подражают в вопросах фикха Ну’ман бин Сабиту, известному как Абу Ханифа. Абу Ханифа родился в 80 году лунной хиджры (699 г. хр. л.), а умер в 151 году лунной хиджры (767 г. хр. л).
  2. Маликиты – последователи Малик бин Анаса ал-Асхаби, который родился в 95 году лунной хиджры (713 г. хр. л), а умер в 179 лунной хиджры (795 г. хр. л).
  3. Шафииты, которые подражают Абу Абдаллаху Мухаммади бин Идрису аш-Шафи’а, родился в 151 году лунной хиджры, а умер в 204 по лунной хиджре.
  4. Ханбалиты – последователи Абу Абдаллаха Ахмада бин Ханбала который родился в 164 по лунной хиджре (780 г. хр. л), а умер в 241 лунной хиджре (855 г. хр. л).

С точки зрения вероубеждения сунниты также разделяются на несколько различных групп.

1. Аш’ариты. Большинство суннитов в вопросах вероубеждения, придерживаются взглядов Абу-л-Хасана Али бин Исмаила ал-Аш’ари (873 г. хр.л. – 935 г. хр. л).

2. Ахль-и-хадис – последователи Ахмада бин Ханбала.

3. Мутазалиты – последователи Абу Хузайфа ал-Газзали Васи бин Ата. (699-748 г. хр.л).

4. Матуридиты. Многие из ханафитов, живущие на востоке исламского мира, в вопросах вероубеждения являются последователями Абу Мансура Мухаммада бин Мухаммада ал-Ханафи ас-Самарканди ал-Матуриди (870-944 г. х.л).

То, что мы перечислили для Вас выше – это всё наиболее известные суннитские религиозно-правовые школы в вопросах мусульманского права (фикха) и вероубеждения (акиды). Конечно же на протяжении всей исламской истории в вопросах фикха и акиды существовали и другие исламские группы, которые со временем прекратили свою деятельность. Если некоторые из них существуют и сегодня, то они очень малочисленны, а деятельность их крайне ограничена. Здесь хотелось бы напомнить о том, что религиозно-правовые школы суннитов в вопросах фикха, стали ограничены имеющимися сегодня четырьмя мазхабами с четвёртого века лунной хиджры. До этого времени, в вопросах мусульманского права среди суннитов имелось более сорока религиозно-правовых школ. Затем, по очень многим причинам, как например уменьшение противоречий, осталось всего лишь четыре официальных мазхаба. С точки зрения теологии, официально были признаны только лишь аш’ариты, что и стало причиной исчезновения мутазалитов, и других религиозно-правовых школ и течений.

Возраст имама Махди

  1. Каков возраст имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) с точки зрения шиитов? Возможно ли, чтобы человек прожил столько лет?

С точки зрения шиитов, имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) родился в середине месяца Ша’абан 255 года лунной хиджры. Сейчас, когда начался 1424 год лунной хиджры, его светлости исполнилось 1169 лет. В отношении второй части вопроса разрешите вначале пояснить Вам несколько тем:

1. Принимая во внимание безграничную силу и могущество Всевышнего Аллаха, ни один мусульманин не сомневается в том, что если Создатель захочет, то сделает так, что один из Его рабов будет жить в этом мире тысячи лет.

Мусульмане верят в это, потому что убеждены, что в день Воскресения праведные рабы Аллаха будут вечно жить в раю, а грешники будут вечно пребывать в аду.

  1. По нашему исламскому вероубеждению, его светлость Пророк Иса (ДБМ) жив и сегодня, хотя его возраст превышает две тысячи лет. Во время пришествия имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), Пророк Иса (ДБМ) вернётся на Землю, будет помогать имаму в его борьбе, а во время совершения намаза, стоять за имамом. Поэтому в то время, когда мы убеждены в том, что Пророк Иса (ДБМ) жив, хотя родился примерно за 800 лет до имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), какие трудности могут возникнуть у нас, имея вероубеждение о возрасте имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) и о том, что его светлость сейчас жив?
  2. Священный Коран говорит в отношении Пророка Нуха (ДБМ) (Ной), следующее: «Мы послали задолго до этого Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов».[21] На основании этого аята можно прийти к выводу о том, что Пророк Нух (ДБМ), после начала своей пророческой миссии и до потопа, пробыл среди своего народа 950 лет. Всё это время, его светлость Пророк Нух (ДБМ) призывал их к поклонению Единому Богу, наставлял на путь истины. Относительно возраста Пророка существуют различные мнения. Некоторые утверждают, что он прожил три тысячу лет.
  3. С точки зрения большинства мусульман его светлость Хизр (ДБМ) и Пророк Идрис (ДБМ) живы и поныне. В книге «Тахзиб аль-асма», известного суннитского учёного-хадисоведа Нувейа относительно Хизра написано следующее: «В отношении возраста Хизра и его пророчества имеются противоречия. Большинство из учёных убеждены в том, что Хизр был учёным, а не пророком. Сейчас он живёт среди людей, но неузнаваем ими». Эта тема также очень известна в кругу мистиков и праведников. Имеется немало известных рассказов о встречах с его светлостью Хизром (ДБМ), беседах с ним, получении у него ответов на свои вопросы.
  4. На протяжении всей человеческой истории было немало людей, которые прожили очень долгую жизнь. Абу Хатам Саджастани, скончавшийся в 350 году лунной хиджры, написал книгу «Аль-му’иммарун», где привёл имена большого количества людей, доживших до очень преклонного возраста, и описал их жизнь.
  5. Современные учёные также утверждают о вероятности долгой жизни. Они ищут пути, способствующие увеличению человеческого долголетия и надо отметить, что в этом исследовании они сумели добиться некоторых успехов. Следовательно, большой возраст имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), сокрытого Богом от зла и насилия, и имеющего такое великое положение, что даже Пророк Иса (ДБМ), один из пяти величайших Пророков, будет помощником его светлости имама (Да ускорит Аллах его пришествие!). С точки зрения мусульманина убеждённого в Божественную силу и могущество, для него нет никаких проблем в данном вопросе, и он полностью одобряет и принимает это. Убеждение о рождении его светлости Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), и его возрасте не принадлежит только лишь шиитам. Очень многие из известных суннитских учёных говорят о том, что имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) уже родился и он сын имама Хасана Аскари (ДБМ).[22]

Узы родства

  1. Что подразумевается под родственными отношениями и увеличивает ли это жизнь человека?

В исламской культуре узы родства – в значении постоянной, беспрерывной связи со своими единокровными родственниками. В Священном Коране и хадисах, для укрепления и упрочнения родственных отношений, имеется немало повелений для мусульман. Для устранения нужд и потребностей близких предписывается предпринимать всевозможные и осуществимые усилия, так как эти родственники имеют на это больше прав, чем другие члены нашего общества. Узы родства имеют огромный положительный след, как на нашу жизнь в этом мире, так и в мире будущем. Сохранение близких родственных отношений способствует увеличению хлеба насущного и достатка, отражению и устранению грехов, бедствий, несчастий и трудностей, очищению богатства, облегчению расчёта в Судный день. И наоборот, прерывание уз родства, всегда оказывает вредное воздействие на нашу жизнь и в этом мире, и в мире ином. Один из положительных следов от сохранения родственных связей – это увеличение жизненного срока человека. В авторитетных источниках как у суннитов, так и у шиитов, имеется немало хадисов, повествующих о том, что сохранение уз родства способствует увеличению жизненного срока, а прерывание их – его сокращению. В качестве примера мы приведём для Вас два хадиса, посвящённые этой теме.

1. Муслим, в своей книге «Сахих», приводит хадис от Анас бин Малика, который говорил так: «Воистину, дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Каждый, кто желает чтобы его хлеб насущный увеличился, а смерть отсрочилась, должен сохранять родственные отношения»».[23]

2. Кулейни в своей книге «Усуль кафи» приводит такой хадис от имама Садика (ДБМ). Его светлость имам Садик (ДБМ) говорил: «Я не знаю другого средства для увеличения жизненного срока, кроме как сохранения уз родства. Это настолько эффективно и действенно, что человеку осталось прожить всего лишь три года, но из-за сохранения им родственных отношений, Всемогущий Аллах добавил ему ещё тридцать лет, и в итоге получилось тридцать три года жизни. Другой должен был прожить ещё тридцать три года, но из-за прерывания уз родства, Всевышний сократил его срок на тридцать лет, и в итоге у него осталось только лишь три года».[24] В книге «Канз аль-амаль» также имеется немало хадисов, подобных вышеприведённым: «Человеку осталось прожить всего лишь три дня, но из-за сохранения им родственных связей, Аллах отсрочил его смерть на тридцать лет. Другой, должен был прожить ещё тридцать лет, но из-за прерывания им уз родства, Создатель заменил тридцать лет на три дня».

Польза поста

11. Почему мы соблюдаем пост?

Обязательные Божественные религиозные предписания (ваджиб), преследуют пользу и интерес, добрые побуждения и хорошие начинания. Человек, на которого возложена обязанность по исполнению этих обязательных предписаний, выполняя их, достигает этой пользы и выгоды, подготавливая тем самым почву для своего духовного роста и совершенства. Очень многое, имеющее для нас пользу, от нашего поклонения Всевышнему, сокрыто от нас. Именно поэтому получение определённой части доказательств этого вопроса не доступно для человеческого разума, хотя конечно при помощи аятов Священного Корана и хадисов, мы можем понять некоторые из премудростей предписаний Ислама. Поэтому то, что мы можем сказать на вышеприведённый вопрос, включает в себя следующее:

1. Пост воспитывает в человеке дух богобоязненности, праведности и целомудрия. Это средство очищения человеческой души. Священный Коран говорит об этом так: «О вы, которые уверовали! Предписан вам пост подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, - быть может, вы станете богобоязненными».[25]

2. Пост – это перенесение жажды и голода, а в награду за это – защита от огня геенны, благоденствие в Божественном раю, пользование нескончаемыми милостями Всемогущего Аллаха. Дорогой Пророк Ислама (ДБАР) изволил сказать следующее: «В раю есть дверь, под названием «Райиан» (утолившие жажду). Только лишь соблюдавшие пост, войдут через неё в рай».[26]

3. Пост – это увеличение средств существования, и устранение бедности и нищеты. Как-то раз, один человек пришёл к его светлости имаму Казиму (ДБМ), и сказал: «О сын Посланника Аллаха, я беден». Имам ответил ему: «Соблюдай пост и делай пожертвования».[27]

4. Пост, с точки зрения гигиены и санитарии – это верный источник здоровья человеческого тела. Точно так, как об этом говорил сам дорогой Посланник Аллаха (ДБАР): «Соблюдайте пост, чтобы быть здоровыми».[28] Сегодня медицина доказала, что очень многие из болезней, как например: сахарный диабет, различные болезни кожи, почек, крови при воздержании и умеренности, а также при соблюдении поста, излечиваются.

5. Пост удерживает человека от безнравственности и низменных страстей. Он очищает душу человека и укрепляет его волю.

6. Пост – причина обращение внимания человека на нужды общества, совершение им благотворительных деяний. Ведь состоятельный и богатый человек, испытавший чувство голода и жажды, лучше поймёт нужды и потребности бедных, неимущих людей.

7. Пост – это повод для веселья и радости, постящегося во время его встречи со своим Господом. Посланник Божий (ДБАР) говорил об этом так: «Для постящегося существуют две радости. Первая – это когда он разговляется, а вторая – когда он встретит своего Господа».[29]

Наши рекомендации