Я должна достичь всего своими силами
(комплекс вины)
Сюзан — именно такая жена. Она преувеличивает роль собственной личности в процессе формирования себя как добродетельной жены. Она думает, что каждый человек сам несет ответственность за свой духовный рост, и поэтому, изучая заповеди Священного Писания, она разрабатывает план выполнения этих заповедей. Прочитав книгу о браке или же посетив очередной семинар, она старается тут же воплотить в жизнь предложенные принципы. Проблема состоит в том, что она попадает в заколдованный круг: чем больше она старается — тем больше терпит неудач, чем больше она терпит неудач — тем сильнее мучает ее сознание собственной вины. Чем больше мучает се сознание вины, тем больше она волнуется, попадая в западню разочарований. Она сводит весь Новый Завет к перечню правил и законов. То же самое она делает с книгами, которые читает, и семинарами, которые посещает. Она думает, что Бог поможет ей преодолеть трудности. Она не в состоянии выбраться из этого заколдованного круга.
Книги, семинары, Новозаветные принципы.
Новозаветные принципы, определяющие, какой должна быть добродетельная жена, кажутся Сюзан ужасным бременем. Она рассматривает их поверхностно, как правила поведения, подлежащие обязательному выполнению. Она постоянно сравнивает себя с другими женщинами, которые, по ее мнению, лучше справляются с ролью жены. Ее отношение к соблюдению этих „правил" похоже на проблему, о которой писал апостол Павел: „Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". (Рим. 7:15).
Жизнь Сюзан осложняется тяжелым эмоциональным состоянием ее мужа, который страдает частыми приступами глубокой депрессии, вымещая свою подавленность на жене и детях. Чем больше она старается быть „образцовой женой", тем больше, как ей кажется, проявляются ее неудачи. Муж безрассудно тратит деньги, ведет безнравственный образ жизни и оказывает плохое влияние на детей. Все попытки Сюзан относиться к нему с любовью он принимает безучастно и равнодушно. Она эмоционально опустошена и чувствует себя виноватой, потому что ей не удается наладить с мужем такие взаимоотношения, о каких говорила руководительница последнего семинара. Чувство вины все нарастает.
Обо всем позаботится Бог
(или мистическая помощь)
А вот Мэри думает совсем по-другому. Она считает, что Бог Сам обо всем позаботится. Ее лозунг: „Предай все в руки Божьи!". Она считает, что если во всем положиться на Иисуса, остальное совершит Святой Дух. Бог устранит все недостатки се характера. От ее непоследовательности, непостоянства не останется и следа — она автоматически станет добродетельной женой.
Она старается говорить религиозно-духовным языком, как святоша. Но для ее мужа их совместная жизнь просто невыносима. Он — не христианин, и его в высшей степени раздражают псевдодуховные разговоры жены. В доме у нее, обычно, полный беспорядок. Хорошей хозяйкой Мэри не назовешь, а ее дети — самые невоспитанные во всей округе. А она „полагается во всем на Христа" и убеждена, что Он возьмет все на Себя и совершит в ней необходимые перемены. С мирской точки зрения она выглядит истинной христианкой: говорит правильные слова и в ярких красках передает, как Господь действует через нее в тех или иных обстоятельствах.
Но в глубине души Мэри глубоко несчастна. В душе она осознает, что ее жизнь совершенно не соответствует пылким духовным речам. Внутренне она очень разочарована. Несмотря на все заверения о том, что „Бог действует в ней и через нее", сама Мэри не видит, чтобы Бог очень многое совершал в ней. Она искренне хочет стать хорошей женой и матерью, но ее христианство не приносит ожидаемых результатов. Ей ни разу не пришло в голову, что часть проблемы таится в ее взглядах на христианскую жизнь. В результате, ожидая, что Бог начнет воздействовать через нее, изменяя се жизнь, она не только чувствует себя несчастной и виновной, как Сюзан, но тратит много времени и сил на поиски „секрета" настоящей христианской жизни, поистине исполненной Святым Духом.
Однажды я беседовала с одной молодой женщиной, чьи взгляды на христианскую жизнь совпадают со взглядами Мэри. Женщина уверяла меня, что Бог не хочет, чтобы она вставала рано но утрам и молилась, объясняя: „Я попросила Бога будить меня по утрам в половине седьмого, если Он хочет, чтобы я в это время читала Слово Божие и молилась, а я не просыпаюсь раньше, чем в половине восьмого". Когда я спросила, есть ли у нее будильник, она ответила мне, что никогда не приступает к делу до тех пор, пока Бог не возбудит в ней желание что-то делать. Бог делает все, а она принимается за дело только тогда, когда чувствует, что Бог побуждает ее к этому делу.
Равновесие: на все 100 процентов
Обе женщины, и Сюзан, и Мэри, вполне искренни, у них добрые намерения, и каждая хочет стать такой женой, какая описана в 31-ой главе Притчей. Все же обе они чувствуют себя жалкими и ни к чему не годными.
Об этой проблеме писал апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам: „Итак, возлюбленные мои, ...со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению" (2:12-13).
Павел наставлял филлипийцев исполнять волю Божью, потому что любовь Бога неизреченна, а прощение безгранично. Нужно было проявлять послушание, а не ждать, пока Бог пошлет желание слушаться. Бог даровал им вечную жизнь в Иисусе Христе. Они должны были сознательно делать добро и отвращаться от зла. И они были в состоянии делать это, потому что Бог постоянно действовал в них через Святого Духа, Который поддерлшвал желание повиноваться и помогал делать все согласно воле Божьей.
Это и есть необходимое равновесие. Духовные дела не состоят на 100 процентов из усилий Бога, или на 100 процентов из усилий человека, или же из 50 процентов с обеих сторон. Нет, каждая сторона делает свое дело на все 100 процентов — и Бог, и человек. Взаимоотношения с Богом очень напоминают взаимоотношения в браке: каждый из партнеров должен выполнять свои обязанности на все 100 процентов.