Правильный взгляд на владеющего нами
Quot;Вы же - Христовы, а Христос - Божий" (3:23).
Намного важнее для преодоления разделений - иметь правильное представление о Владеющем нами, об Иисусе Христе. Он Сам - источник духовного единства и источник, исцеляющий раздоры. Именно когда мы отводим глаза от Него, наши разделения начинаются; а когда мы устремляем глаза на Него, разделения кончаются. "Соединяющийся с Господом есть один Дух с Господом" (1 Кор. 6:17). Все верующие принадлежат одному и тому же Господу; и таким образом -друг другу. Поэтому все, что отрицает наше единство друг с другом, отрицает и наше единство с Ним (ср. Фил. 2:1-4).
Больше всего нас может побудить сохранять единство Духа и избегать разделений в церкви сознание того, что мы принадлежим Христу - что мы - Христовы, а Христос -Божий. Поскольку мы все принадлежим Ему, мы все принадлежим и друг другу.
Наш Господь в своей первосвященнической молитве чудесно обогатил Свое учение о единстве. Говоря о верующих, Он сказал: "Потому что они Твои; И все Мое Твое, и Твое Мое... Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино..." (Ин. 17-.9-10, 21-23).
Мы связаны вместе в вечном единстве с Богом-Отцом и Иисусом Христом, и таким образом друг с другом в Них. Как же могут быть разделены люди, которые так глубоко связаны? Возможность разделения начинается с того, что им не хватает понимания нашего духовного союза с Единым, Который владеет нами. Имеющие общего Владыку и общие владения, общих руководителей и учителей, все имеете полагаясь на Писание, мы не должны иметь причин пня фракций и разъединения.
Глава 10. Верные свидетели Христовы (4:1-5)
"Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак, прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (4:1-5)
Очень популярно среди многих христиан на Западе оценивать своих пасторов. Какие только критерии ни применяются для определения того, кто из них имеет больше успеха, кто - самый влиятельный, самый одаренный, самый действенный. Некоторые журналы периодически составляют обзоры на эту тему и помещают обширные репортажи, аккуратно, "раскладывая" пасторов по полочкам; по числу прихожан, по количеству присутствующих на богослужениях, по размеру штата церковных работников и работников воскресных школ, по научным и почетным степеням, по написанным ими книгам и статьям, по числу сообщений, сделанных на конференциях и съездах, и т.п. Какой бы популярной ни была эта игра, для Бога она крайне оскорбительна.
Отрывок, к рассмотрению которого мы сейчас переходим (1 Кор. 4:5), сосредотачивается на том, какова истинная природа Божьих служителей и их отличительные черты. Он устанавливает основные нормы, которыми служителям надо руководствоваться в своей службе и по которым их следует оценивать. Он касается вопроса о том, каким должно быть отношение общины к служителю я каким должно быть отношение служителя к самому себе. Короче говоря, этот отрывок ставит Божьего служителя в непривычную перспективу: он показывает, как смотрит на Своего служителя Сам Бог. Павел объясняет, что с точки зрения Бога популярность, личные качества, степени и числа не играют никакой роли, - и что они не должны играть никакой роли и с нашей точки зрения.
Суть этого отрывка - тревога апостола о церковных разделениях, возникающих из-за приверженности к разным служителям.
Служители Христовы
Служители ("хуперетес"), буквально "под гребцами", указывает на гребцов, которые гребли на нижней палубе корабля. Это были самые раболепные и презираемые рабы. От этого термина произошло слово, которое стало относиться к покорности любого рода, к людям, находящимся под властью другого.
Христианские служители прежде всего и выше всего остального - служители Христовы. Они во всем подчинены и покорны Ему. Они призваны служить людям во имя Христово: но они не могут служить людям правильно до тех пор, пока они не служат правильно своему Господу. И они не могут служить Ему правильно до тех пор, пока они не научились видеть самих себя в правильном свете: как Его нижайших рабов, как Его раболепных служителей.
Принимать в расчет прежде всего нужды людей - значит потерпеть неудачу в служении и людям, и Господу. Служитель, который до такой степени занят тем, что дает советы и оказывает помощь своим прихожанам, что у него не остается достаточно времени для Слова, не способен удовлетворить глубочайшие потребности этих же самых людей, потому что он пренебрегает важнейшим источником, помогающим ему правильно понимать и адекватно удовлетворять эти потребности. Обычно такие ситуации кончаются тем, что такие служители идут на компромиссы в том, что касается Божьей истины, ради желаний людей. Прежде всего остального служитель должен быть служителем Иисуса Христа, "работая Господу со всяким смиренномудрием" (Деян. 20:19). Тогда - и только тогда - он сможет наилучшим образом служить людям.
Павел, хотя и был апостолом, считал себя "хуперетес" -гребцом на галере Господа, и он хотел, чтобы и все остальные считали его, как и всех служителей Бога, таким рабом. Рабы на галерах не превозносились друг над другом. У них был один и тот же ранг - самый низший. Они получали самую тяжелую работу, самые жестокие наказания, меньше всего похвал, и в целом их существование было самым безнадежным. Как Павел уже писал, "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители (диаконои), через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь" (3:5). Служитель Христов может быть полезен лишь постольку и на столько, на сколько Господь дает ему сил и возможностей для служения: "посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все - Бог взращивающий" (3:7).
Лука говорит о "служителях Слова", которые составляли повествования об учении и служении Иисуса (Лука 1:2). Служить Христу - значит служить Его Слову, являющемуся откровением Его воли. Служитель Христов должен быть также и служителем, галерным рабом Писания. Его функция -быть послушным Божьим повелениям, открытым в Его Слове.
Позже в послании Павел говорит: "Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" (9:16). Он проповедовал Евангелие не из хвастовства и не потому, чтобы искал хвалы; он только выполнял свою обязанность, в точности, как повелел ему его Господь. Даже и христианином он стал не по своей собственной инициативе, и тем более проповедовать Евангелие он начал не по собственной воле. Пока Господь не предстал ему внезапно по дороге в Дамаск, Павел (тогда Савл) и вообразить себе не мог, что будет служить Христу (Деян. 9:1-6).
В своем втором послании в Коринф Павел приводит несколько подробностей относительно жизни служителя Божьего. Служителя могут ожидать бедствия, нужда, стесненные обстоятельства, удары, темница, изгнания, труды, бдения и посты не меньше, чем чистота, благоразумие, великодушие, благость, Дух Святый, нелицемерная любовь, слово истины, сила Божия и оружие правды (2 Кор. 6:4-7). Жизнь служителя иногда кажется загадкой и парадоксом:
"В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; Мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем" (стихи 8-10).
Для служителя Божьего не может быть определяющим мнение людей, ибо оно многообразно и изменчиво, следовательно на него никогда нельзя положиться. Послушание слуги должно принадлежать только одному его хозяину, и желанием слуги должно быть - угодить его хозяину. Павел старался делать только то, к чему призвал его Господь. Его призванием было проповедовать Слово Божие (Кол. 1:25), принимать Слово и передавать его дальше. В этом он был верен. Божьи служители призваны не к тому, чтобы творить, но к тому, чтобы слушаться; они должны быть не новаторами, а верными слугами.
Домостроители тайн Божиих
Служители Евангелия являются также и домостроителями тайн Божиих. Греческое слово (оикономос), переведенное как домостроители, буквально означает "устроители дома". Под таким "оикономосом" имеется в виду человек, осуществляющий полный контроль над домашним хозяйством. Он надзирает над собственностью, над полями и виноградниками, следит за финансовыми делами, за приготовлением пищи и за другими слугами, - ради своего хозяина.
Петр говорит, что все христиане - это "добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1Пет. 4:10). Но служители - это особо важные домостроители. Служитель "должен быть непорочен, как Божий домостроитель" (Тит. 1:7), потому что ему доверено провозглашение тайн Божиих.
Как уже упомянуто в предыдущей главе, слово "тайна" (мустерион) как оно употребляется в Новом Завете, означает то, кто скрыто и что может быть узнано только при помощи откровения свыше. Служителю, являющемуся домостроителем тайн Божиих, предназначена роль брать откровенное Божие Слово и раздавать его всем христианам в Божием доме. От него ожидается, что он будет раздавать все из Божьего Слова, не удерживая ничего. Павел мог сказать ефесским старейшинам: "я не пропустил ничего полезного о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и во домам, возвещая Иудеям и Еллинам... Ибо и не упускал возвещать вам всю волю Божию" (Деян. 20:20-21,27). А полезным он считал "все Писание" (2 Тим. 3:16). Если многие христиане в наше время страдают духовным недоеданием, то причина этого всего в том, что многие проповедники кормят их несбалансированной духовной пищей. То, что они проповедуют, может соответствовать Библии, но они не дают своим слушателям всего того, что хочет им сказать Бог.
Несколько лет тому назад я прочел в газете интервью с одним хорошо известным пастором. Суть его высказываний сводилась к следующему:
"Я решил, что церковная кафедра больше не должна служить платформой, с которой учат, что она должна стать инструментом духовной терапии. Я больше не читаю проповедей - я творю эксперименты. У меня нет времени создавать систематическую теологию, чтобы подвести солидную теоретическую базу под мои интуитивные знания. Во что я интуитивно верю - это правильно. Каждая проповедь должна начинаться с сердца. Если вы когда-либо слушали, как я проповедую против прелюбодеяния, вы знаете, в чем моя проблема. Если вы слышали, как я проповедую о пришествии Иисуса Христа, вы знаете, что в этом я обладаю мудрым сердцем. Случилось так, что я не застрял ни на одной из этих областей, так что я никогда не проповедовал ни о том, ни о другом. Я не могу ни в печати, ни во время публичных выступлений отрицать непорочное зачатие Христа, или физическое воскресение Христа, или возвращение Христа. Но когда я сталкиваюсь с чем-то, чего я не могу вместить, я стараюсь не иметь с этим дела".
Это - признание абсолютно испорченного и извращенного служения. Те, кто слушают проповеди этого человека, не слышат всего того, что хочет им сказать Бог. Вместо того, чтобы приводить людей к Богу, он встает между ними и Богом. Божье Слово вполне ясно высказывается и о прелюбодеянии, и о непорочном зачатии Иисуса, и о Его втором пришествии. От Божьих служителей не требуется полностью понимать эти истины - от них требуется полно и верно провозглашать их. Иначе они будут повреждать "Слово Божие" (2 Кор. 2:17), "как многие", продающие упрощенное Евангелие и упрощенную Библию, которую они сделали более удобоваримой, удалив из нее существенную истину. Такая урезанная благая весть может оказать убийственное влияние на тех, кто будет ее воспринимать.
"Посему, - говорит Павел, - имея по милости Божией такое служение, мы... отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека" (2 Кор. 4:1-2). Проповедник или учитель, который не уважает определенные библейские тексты или искажает их, чтобы подвести теоретическую базу под свои собственные представления и программы, фальсифицирует Слово Бога. Секты, пытаясь поддержать свои ложные учения, используют библейские тексты, вырванные из контекста, и с такими интерпретациями, которые явно противоречат другим текстам Библии. Но Библия - это не резервуар для текстов, которыми можно поддержать те или иные человеческие мнения; Библия - это резервуар Божьей истины. И раб Божий - домостроитель этого богатства.
Служитель, который не изучал Слово, не может правильно учить Слову. Он не может аккуратно обращаться с тем, чего он не знает. Он так заботится о своем стаде, что, как заметил Мильтон, "голодная овца глядит - а пищи нет".
Требования к служителю