Хадис 212. Место для совершения молитвы должно быть чистым.
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вся земля может служить местом для поклонения, кроме кладбища и бани». Этот хадис передал ат-Тирмизи, но у него есть недостатки.
Комментарий:
Недостаток хадиса в том, что до нас дошли целостная и отосланная версии. Целостную версию передал Хаммад со слов ‘Амра ибн Йахйи, который рассказывал его со слов своего отца, который рассказывал его со слов Абу Са‘ида аль-Худри. Однако эта версия слабее отосланной версии, которую рассказал ас-Саури со слов ‘Амра ибн Йахйи, который рассказал ее со слов своего отца от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Ад-Даракутни сказал, что отосланная версия этого хадиса подтверждается другими свидетельствами, и аль-Бейхаки отдал предпочтение этому мнению. Однако, принимая во внимание другие похожие сообщения, аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (2767).
Хадис указывает на то, что намаз разрешается совершать повсеместно, за исключением кладбищ и уборных. Он конкретизирует смысл другого хадиса, переданного аль-Бухари и Муслимом со слов Джабира. В нем сказано: «Вся земля сделана для меня чистой, пригодной для очищения, а также местом для поклонения. Поэтому, где бы ни застало человека время намаза, он должен совершить намаз там, где находится».
Опираясь на эти и другие похожие предания, некоторые богословы считали, что при совершении земных поклонов нужно касаться лбом земли или того, что произрастает или выходит из нее. ‘Урва ибн аз-Зубейр считал, что класть лоб при совершении земных поклонов на что-либо, кроме земли, нежелательно. Этого мнения также придерживался имам Малик. Ибн Мас‘уд считал, что лучше если лоб молящегося касается непосредственно земли. Имамиты вообще запрещали во время намаза касаться лбом чего-либо, кроме земли или того, что произрастает или выходит из нее. Между тем, подавляющее большинство ученых, - в том числе аль-Ауза‘и, аш-Шафи‘и, Ахмад и Исхак, - считали, что класть лоб во время земного поклона разрешается на любой чистый предмет.
Вывод, сделанный имамитами и некоторыми другими учеными из этого хадиса, является неправильным, прежде всего, потому что из него не следует, что все, что не произросло из земли, не является местом для поклонения. Упоминание о том, что можно класть голову на землю, не подразумевает того, что класть ее на что-либо другое запрещено. Тем более что из хадисов известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так.
Ахмад и Ибн Маджа передали со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз на паласе. Одним из рассказчиков хадиса был Зум‘а ибн Салих аль-Хейди, признанный слабым. Ахмад и Абу Давуд передали со слов аль-Мугиры ибн Шу‘бы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз на циновке и дубленой шкуре. Одним из рассказчиков хадиса был ‘Убейдуллах ибн Са‘ид, отец известного ученого Абу ‘Ауна. Абу Хатим считал ‘Убейдуллаха неизвестным рассказчиком, но Ибн Хиббан причислил его к заслуживавшим доверия. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир» (4565).
Помимо этого, для правильного понимания хадиса Джабира нужно разделить его на две части. В первой из них говорится, что земля является чистой и пригодной для очищения. Безусловно, здесь речь идет о земном грунте и песке, которые используются при очищении песком. Во второй части говорится, что земля является местом для поклонения. Здесь под землей подразумевается вся поверхность планеты, а не земной грунт и песок. Это подтверждается версией Ахмада и Муслима, рассказанной со слов Хузейфы: «Мы получили три преимущества над остальными людьми: наши ряды подобны рядам ангелов, вся земля сделана для нас местом для поклонения, а ее грунт сделан для нас чистым и пригодным для очищения, если мы не найдем воды».
Если бы в обеих частях хадиса имелся в виду земной грунт и все, что произрастает из земли, то нужно было бы признать, что вместо очищения песком достаточно обтереть руки об произрастающие из нее растения. Кстати, такого мнения придерживался имам Абу Ханифа. Однако имамиты не разделяют эту точку зрения, и поэтому они должны согласиться с тем, что в первой части хадиса речь идет о земном грунте, а во второй - о поверхности планеты, о чем ясно говорится в версии Хузейфы. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 425-427.
Также известно, что в знойный день сподвижники во время земного поклона клали голову на край своей одежды, а не подкладывали под голову камень. Аль-Бухари, Муслим и другие передали со слов Анаса: «В знойный день мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и если кто-либо из нас не мог класть лоб на землю, то он расстилал свою одежду и клал голову на нее». Опираясь на этот хадис, Абу Ханифа и большинство богословов разрешали во время земного поклона класть голову на край одежды, надетой на молящегося. Имам аш-Шафи‘и разрешал подкладывать под голову только ту одежду, которая не надета на молящегося.
Этот хадис, на первый взгляд, противоречит другому сообщению, переданному аль-Бейхаки со слов Хаббаба ибн аль-Аратта: «Мы пожаловались Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на то, что зной обжигает наши лбы и ладони, но он не прислушался к нашим жалобам». Муслим передал этот хадис без упоминания о лбах и ладонях. Но между этими сообщениями нет противоречия, поскольку сподвижники не просили Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешить им подкладывать одежду под голову - они попросили его отложить намаз на некоторое время. Что же касается хадисов о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил молящемуся класть на землю лоб, обмотанный чалмой, то цепочки их рассказчиков недостоверны. Об этом сообщил аль-Бейхаки. Но если даже взять эти хадисы за основу, то упомянутый в них запрет можно отнести к тем случаям, когда молящийся кладет на землю лоб, обмотанный чалмой, без уважительной причины. Если же такая причина есть, то поступать так разрешается. Добавим, что по этому вопросу между сподвижниками и их последователями были определенные разногласия. Так, ‘Абд ар-Рахман ибн Зейд, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, аль-Хасан аль-Басри, Бакр аль-Музани, Макхуль и аз-Зухри разрешали класть голову на край чалмы. В то же время ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Умар, ‘Убада ибн ас-Самит, Ибрахим, Ибн Сирин, Меймун ибн Махран, ‘Умар ибн ‘Абд аль‘Азиз, Джу‘да ибн Хубейра и другие запрещали поступать так. Об этом сообщил Ибн Абу Шейба. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 550.
Из очевидного смысла хадиса Абу Са‘ида следует, что совершать намаз запрещено как на могилах, так и между ними, независимо от того, является покойник верующим или нет. Этого мнения придерживались ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, Абу Хурейра, Анас ибн Малик, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, Ахмад ибн Ханбал и многие другие, и оно подтверждается целым рядом достоверных хадисов.
Муслим передал со слов Абу Марсада аль-Ганави, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не совершайте намаз, обратившись лицом к могилам, и не садитесь на них».
Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Ибн ‘Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте некоторые намазы в ваших домах и не превращайте их в могилы». В версии Муслима сказано: «…в кладбища». Из этого хадиса следует, что кладбища не являются местом, отведенным для поклонения Аллаху.
Муслим и ан-Насаи передали со слов Джундаба ибн ‘Абдуллаха аль-Баджали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, за пять дней до смерти сказал: «Поистине, ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в места для поклонения. Слушайте же! Не превращайте могилы в места для поклонения. Поистине, я запрещаю вам это».
На эту тему есть и другие достоверные предания. Тем не менее, некоторые ученые не считали, что молиться на кладбище запрещено. Ас-Саури, аль-Ауза‘и, Абу Ханифа и некоторые другие считали это нежелательным. Малик считал это разрешенным. Передают, что молиться на кладбище разрешал Ибн ‘Умар. Имам аш-Шафи‘и полагал, что молиться на кладбище запрещено, если его земля запачкана нечистотами.
Однако все эти суждения противоречат недвусмысленным запретом на совершение намаза на кладбище. Молиться на могилах верующих запрещено для того, чтобы поклонение Аллаху не превратилось в почитание покойных, а на могилах неверующих - чтобы быть подальше от ужасного наказания, которое постигло их.
Другим исключением являются бани и уборные, однако ученые также не были единодушны по этому поводу. Большинство из них считали, что молиться в бане или уборной нежелательно, но если она чистая, то совершенный в ней намаз действителен. Они опирались на позволение совершать намаз там, где молящегося застало время молитвы, а упомянутый в хадисе запрет считали некатегорическим.
Согласно другому мнению, намаз в бане или уборной недействителен, и его обязательно нужно повторить. Это мнение разделяли Ахмад, Абу Саур, Ибн Хазм и другие богословы.
Передают, что Ибн ‘Аббас сказал: «Нельзя молиться перед уборной, в бане и на кладбище». Похожие высказывания были переданы со слов Нафи‘ ибн Джубейра, Ибрахима ан-Наха‘и, Хейсамы, аль-‘Ала ибн Зийада и некоторых других.
Ибн Хазм считал, что запрещается совершать намаз даже на крыше бани или уборной, потому что название строения распространяется и на его крышу. Очевидно, причиной запрета на совершение намаза в этих помещениях является то, что они являются нечистыми и загрязненными. Возможно, это также связано с тем, что в них находят приют дьяволы. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 433.