Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 1 страница
ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА
ИЗ СЛОВ ГОСПОДИНА БЛАГОЧЕСТИВЫХ,
ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ДА ПРИВЕТСТВУЕТ
(Аль-азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар)
Составитель:
Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф
Ад-Димашки аш-Шафи‘и ан-Навави
(631 − 676 гг.х. / 1233 – 1277)
Перевод, примечания и указатели:
Владимир (Абдулла) Нирша
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вниманию читателя предлагается книга “Аль-азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар”, которая относится к числу наиболее известных трудов имама[1] ан-Навави. Важность этой книги для мусульман трудно переоценить, поскольку в ней на примере сунны[2] пророка Мухаммада, , подробно разбираются вопросы, имеющие отношение к поминанию Аллаха и обращениям к Нему с мольбами. Для того чтобы понять, какое значение в исламе придаётся поминанию, достаточно обратиться к многочисленным айатам Корана, а о мольбе посланник Аллаха, , сказал так: «Обращение к Аллаху с мольбой есть поклонение».
В переводе использованы условные знаковые обозначения. В скобках даются слова, отсутствующие в арабском тексте, но необходимые по существу высказывания. Знаки препинания расставлены при этом так, будто скобок не существует. Вот почему читатель может увидеть знаки, не употребляемые в русской грамматике (например, запятые после начальной скобки и перед её закрытием). Во всех случаях интерполяции делались в соответствии с авторитетными тафсирами Корана и комментариями к хадисам, в том числе “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджара аль-‘Аскалани (ум. в 852 г. х.), “Далиль аль-фалихин ли-турук рийад ас-салихин” Мухаммада бин ‘Алляна ас-Садики (ум. в 1057 г. х.) и некоторыми другими трудами такого рода.
Слова “бин” и “ибн” (сын), “бинт” (дочь) и “бану” (сыновья) являются составными частями имён собственных или названий племён.
Обычно в мусульманской литературе благопожелание “да будет доволен им (ею, ими) Аллах” следует после имени того или иного сподвижника пророка, , но в книге “Аль-Азкар” имам ан-Навави иногда использует его после имён его шейхов и особо уважаемых им людей. Если после имени одного человека следует благопожелание “да будет доволен Аллах ими обоими”, это значит, что сподвижниками были и сам этот человек, и его отец.
Во всех необходимых случаях, например, когда те или иные слова и обороты имеют двойной смысл или когда дело касается таких реалий, которые незнакомы не только человеку, далёкому от ислама, но и многим мусульманам, даются необходимые пояснения.
От всей души желаю каждому читателю этой книги, чтобы она принесла ему пользу, и выражаю искреннюю благодарность всем, кто способствовал её публикации.
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников.
ОТ РЕДАКТОРА
Хвала Аллаху, Господу миров! Мы воздаём Ему хвалу, как подобает это делать благодарным, просим Его оказать нам помощь и направить на путь истинный и прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел. Правильный путь находит тот, кому указывает его Аллах, а тому, кого Он сбивает с пути, никто его не укажет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и да благословит и да приветствует Аллах нашего посланника Мухаммада, имама посланников и господина благодарящих, который является примером для поминающих и лучшим из всех созданий Аллаха.
А затем:
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих...»[3]
Аллах Всевышний также сказал: «Помяни Господа твоего, если забудешь...»[4]
Аллах Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал, поминайте Аллаха часто и прославляйте Его утром и перед закатом!»[5]
В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
− Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках занятых поминанием, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): «Идите к тому, что вы ищете». И они окружают (таких людей) своими крыльями, (заполняя собой всё пространство) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь,) Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: «Что говорят рабы Мои?». (Ангелы) отвечают: «Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя».[6] Тогда (Аллах) спрашивает: «Видели ли они Меня?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!» (Тогда Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели Меня?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще». (Тогда Аллах) спрашивает: «А о чём они просят Меня?» (Ангелы) отвечают: «Они просят Тебя о рае». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они его?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой[7], они его не видели!» (Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели его?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше». (Аллах) спрашивает: «А от чего они просят защиты?» (Ангелы) отвечают: «От пламени (ада)». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они его?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!» (Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели его?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы убежать от него и страшились бы его ещё сильнее». (Тогда) Аллах говорит: «Призываю вас в свидетели, что Я простил их!» И один из ангелов говорит: «Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по своей надобности». (Тогда Аллах) говорит: «Они − (такие люди), благодаря которым их собеседник не попадёт в бедственное положение!»
В “Сунан” имама ат-Тирмизи приводится хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) один человек попросил: «О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много[8], так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха».
В “Мустадраке” аль-Хакима приводится хадис, в котором сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, , сказал (людям): «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[9], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?». Они сказали: «Конечно!» − (и тогда пророк, ,) сказал: «(Это −) поминание Аллаха Всевышнего».
Книга “Поминания Аллаха”, которую мы предлагаем вниманию наших читателей, относится к числу важнейших книг имама ан-Навави. В ней он собрал всё, в чём нуждается мусульманин для поддержания связи со своим Творцом в любое время дня и ночи. Речь идёт о словах поминания Аллаха, обращениях к Нему с мольбами и указаниях на такие правила, без соблюдения которых обойтись невозможно. В книге приводятся примеры слов поминания Аллаха, которые пророк, , произносил во время молитв, соблюдения поста и совершения хаджжа, указывается, как следует читать Коран и поступать во многих иных случаях.
Автор использует множество айатов священного Корана и хадисов пророка, , большая часть которых приводится в таких известных сводах хадисов, как “Сахихи” аль-Бухари и Муслима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджи и других источниках.
Ни один мусульманин независимо от того, знающим он является или только стремится к приобретению знания, не может обойтись без этой книги, и поэтому многие улемы составили комментарии к этому труду и его краткие изложения, что указывает на высокое место, которое она занимает. Наиболее полезными следует считать комментарии выдающегося уёного Мухаммада бин ‘Алляна ас-Садики под названием “Аль-футухат ар-раббанийа ‘аля-ль-азкар ан-нававийа”, которые были использованы нами при подготовке этого издания.
В заключение я хочу ещё раз указать на то, как нуждаются в этой книге мусульмане, где бы они ни жили. Она помогает человеку возвыситься над миром, находящимся во власти материального, ведь поминание Аллаха оживляет сердца, и к нему склоняются души. В Коране сказано: «Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца»[10], пророк же, , сказал: «(Человек,) поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому».[11]
Молим Всемогущего и Великого Аллаха помочь нам поминать и благодарить Его и должным образом поклоняться Ему и мы молим Всевышнего сделать так, чтобы наш труд был посвящён только Ему, и Он принял и простил наши ошибки. Хвала Аллаху, Который помог нам завершить эту работу! Если она будет одобрена мусульманами, то лишь по милости Аллаха, а если в ней есть недостатки, мы просим прощения у Аллаха и приносим извинения читателям. Хвала Аллаху, Господу миров!
Ахмад ‘Абдуллах Баджур,
Каир, 18/6/1987 г.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ
Имам ан-Навави, который принадлежал к числу шафиитских факихов[12] и являлся муджтахидом[13] своего мазхаба[14], обладал выдающимися познаниями и отличался достойными нравственными качествами.
Его полное имя − Йахйа бин Шараф бин Мурри Хасан бин Хусейн бин Хизам Абу Закарийа Мухйи-д-дин. Он родился в месяце мухаррам 631 г. х. в деревне Нава близ Дамаска. В этой деревне он провёл своё детство, обучаясь чтению Корана и заучивая его наизусть, а потом перебрался в Дамаск и поселился в медресе Равахийа, где занимался под руководством своего шейха аль-Камаля бин Ахмада, день и ночь изучая шариатские науки. Через некоторое время он вместе со своим отцом совершил хаджж и провёл в Медине полтора месяца. Он учился у многих известных улемов своего времени, среди которых можно отметить ар-Рида Ибн Бурхана, шейха шейхов Абд аль-Азиза Мухаммада аль-Ансари и других. Он изучал хадисы по таким сводам, как “Сахихи” аль-Бухари и Муслима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Муснаду” имама Ахмада, “Аль-Муватта” имама Малика бин Анаса и другим. Кроме того, он занимался изучением арабского языка, основ фикха, жизнеописаний мухаддисов, основ религии и других наук.
Шейх ан-Навави, да помилует его Аллах, вёл аскетический образ жизни, отличался благочестием, пользовался уважением людей и не проводил ни часа, не поклоняясь Аллаху. Он не боялся наставлять правителей, с которыми либо встречался, либо направлял им свои послания, и проявлял мягкость и находчивость в своих наставлениях.
Об этике и условиях обращения с мольбами к Аллаху и о том, благодаря чему можно ожидать ответа
1. Следует проявлять искренность по отношению к Аллаху;
2. следует начинать и завершать мольбу с восхваления и прославления Аллаха и обращений к Нему с мольбами за пророка, ;
3. следует проявлять решимость при обращении с мольбой и быть уверенным в получении ответа;
4. следует быть настойчивым и не торопить события;
5. обращение с мольбой требует присутствия сердца;
6. обращаться с мольбами к Аллаху необходимо как в благоденствии, так и в беде;
7. не следует обращаться с просьбами ни к кому, кроме Аллаха;
8. нельзя проклинать членов своей семьи, своё имущество, своих детей и самого себя;
9. необходимо понижать голос, не обращаясь с мольбой ни слишком тихо, ни слишком громко;
10. необходимо признавать свои прегрешения и просить за них прощения, признавая милости Аллаха и благодаря за них;
11. не нужно стараться рифмовать слова мольбы;
12. следует проявлять смирение, покорность, желание и страх;
13. перед обращением с мольбой необходимо вернуть несправедливо присвоенное и принести покаяние;
14. обращаться с мольбой следует трижды;
15. перед обращением с мольбой следует повернуться лицом в сторону киблы;
16. обращаясь с мольбой, необходимо воздеть руки к небу;
17. если это возможно, перед обращением к Аллаху с мольбой необходимо совершить омовение;
18. при обращении с мольбой нельзя преступать пределов разумного[15];
19. желая обратиться с мольбой за другого, человеку следует начать с себя;
20. моля Аллаха о чём-либо, следует называть Его прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, или просить Его о чём-либо ради праведного дела, совершённого тем, кто обращается с мольбой, или же просить, чтобы с мольбой к Аллаху обратился праведный, живой и присутствующий человек;
21. еда, питьё и одежда обращающегося с мольбой должны быть приобретены дозволенным образом;
22. не следует обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о том, что может привести к разрыву родственных связей;
23. обращающийся с мольбами должен побуждать людей к одобряемому и удерживать от порицаемого;
24. следует удаляться от совершения всего греховного.
В какие периоды времени, при каких обстоятельствах и в каких местах мольбы, обращаемые к Аллаху, будут услышаны
1. В ночь предопределения.
2. В последнюю треть ночи и после обязательных молитв.
3. Между азаном[16] и икамой[17].
4. В определённый период времени каждой ночью.
5. Во время призыва к обязательным молитвам.
6. Во время дождя.
7. Во время наступления в сражении на пути Аллаха.
8. В определённый период времени каждую пятницу. Вероятнее всего им является последний период времени, отведённого для послеполуденной молитвы в пятницу, но, возможно, он приходится на время хутбы и пятничной молитвы.
9. В то время, когда человек, придерживающийся искренних намерений, пьёт воду Замзама.
10. При совершении земного поклона.
11. Когда человек просыпается ото сна ночью и обращается к Аллаху с такими же мольбами, с какими обращался к Нему пророк, .
12. Когда человек, засыпает, совершив омовение, а потом просыпается ночью и обращается к Аллаху с мольбой.
13. Когда при обращении к Аллаху с мольбой человек говорит: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых! /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!/» [18]
14. В случае обращения людей к Аллаху с мольбами за человека после его смерти.
15. При обращении с мольбой во время последнего ташаххуда после прославления Аллаха и мольбы за пророка, .
16. При обращении к Аллаху по этому Его великому имени[19]. Когда к Нему обращаются с мольбой, называя это имя, Он отвечает на мольбу, а когда Его просят этим именем, Он дарует желаемое.
17. При обращении мусульманина к Аллаху с мольбой за своего брата в его отсутствие.
18. При обращении к Аллаху с мольбой того, кто находится на ‘Арафате в день стояния /вукуф/[20].
19. При обращении к Аллаху с мольбой во время рамадана.
20. При обращении к Аллаху с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха.
21. В том случае, когда человек, попавший в беду, обращается к Аллаху с такой мольбой: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в моей беде и дай мне взамен нечто лучшее! /Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджи‘ун! Аллахумма,-’джур-ни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-ху!».
22. Обращение с мольбой в тот момент, когда сердце устремляется к Аллаху, а человек проявляет по отношению к Нему наибольшую искренность.
23. Проклятие притесняемого, который проклинает обидчика.
24. Обращение родителя с мольбой к Аллаху за своих детей и проклятие родителя, проклинающего своих детей.
25. Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится в пути.
26. Обращения с мольбой к Аллаху во время поста, пока постящийся не разговеется.
27. Обращение с мольбами к Аллаху человека, соблюдавшего пост, во время разговения.
28. Обращение с мольбой к Аллаху человека, которого принуждают к чему-либо.
29. Обращение с мольбой к Аллаху справедливого правителя.
30. Мольба, с которой почтительный сын обращается за своих родителей.
31. Мольба по примеру пророка, , с которой человек обращается к Аллаху после омовения /вуду/.
32. Обращение к Аллаху с мольбой во время хаджжа после бросания камешков в малый столб /аль-джамрат ас-сугра /.
33. Обращение к Аллаху с мольбой во время хаджжа после бросания камешков в средний столб /аль-джамрат аль-вуста /.
34. Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится внутри Каабы, а также в пределах аль-Хиджра[21], являющегося частью Каабы.
35. Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится на холме ас-Сафа.
36. Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится на холме аль-Марва.
37. Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится в аль-Маш‘ар аль-Харам.[22]
Вообще же верующему следует обращаться с мольбами к своему Господу постоянно, где бы он ни находился, ведь Аллах Всевышний сказал: «А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне»[23], однако вышеупомянутым периодам времени, обстоятельствам и местам следует уделять особое внимание.
Почему иногда мы не получаем ответа на свои мольбы
Мы должны быть твёрдо убеждены в том, что Всемогущий и Великий Аллах является Владыкой всего и что лишь от Него зависит, дарует Он что-либо просящему или откажет ему. Если Он дарует, то делает это по милости Своей, а если отказывает, то по справедливости, ведь Он обладает высшей мудростью, даруя или отказывая только сообразно определённому замыслу.
Человек не знает о том, каким будет исход его дел, и иногда просит о том, исход чего похвальным не станет, а иногда – о том, что принесёт ему вред, и в этом он бывает похожим на больного ребёнка, который просит сладостей, когда есть их ему нельзя. Тот, Кто управляет человеком, лучше знает о том, что ему подходит, и о том, к чему он придёт, а в Коране сказано: «Но, возможно, вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете».[24]
Следует ожидать ответа на свои мольбы, поскольку такое ожидание является одним из величайших и важнейших видов поклонения, и чем труднее будет ожидание ответа, тем больше раб Аллаха будет доверять своему Господу и тем ближе он будет к Нему.
Обращение с мольбой к Аллаху принесёт мусульманину пользу независимо от того, будет ему дан ответ или нет, ибо если Аллах Всевышний, слава Ему, в силу известных Ему причин не ответит взывающему с мольбой при жизни человека, взамен этого Он дарует ему награду в мире вечном, а пророк, , сказал: «Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не (повлечёт за собой) разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на мольбу его ответ будет дан (уже в этой жизни), либо Он сделает её запасом для (человека) в мире вечном, либо Он отвратит от него зло, равное (по величине тому, о чём он просит)».[25]
Совершая грехи, человек может сам перекрывать путь получения ответа, но если он расчистит этот путь с помощью благочестия, то обязательно добьется желаемого, ведь Аллах Всевышний сказал: «А тому, кто боится Аллаха, укажет Он выход...»[26] Аллах Всевышний также сказал: «А того, кто боится Аллаха, приведёт Он к облегчению».[27]
Одним из серьёзнейших прегрешений, препятствующих получению ответа на мольбу, является употребление в пищу запретного. Сообщается, что однажды пророк, , сказал: «О люди, поистине, Аллах − Благой, и Он не приемлет ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же самое, что повелел Он и посланникам», после чего он, , прочитал айат, (в котором сказано): «О посланники! Вкушайте благое[28] и совершайте праведные дела. Поистине, знаю Я о том, что вы творите!»[29] − (и другой айат): «О те, кто уверовал! Вкушайте (то) благое, чем Мы наделили вас...»,[30] а после этого (пророк, ,) передал рассказ о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который проделал долгий путь и воздевал руки к небу со словами “О Господь, о Господь!”, упомянул о том, что (этот человек) ел запретное и был вскормлен запретным, и сказал: «Разве дождётся он ответа (на такие мольбы)?!»[31]
Такой же совет пророк, , дал Са‘ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, которому он сказал: «Ешь благое, и ты будешь получать ответы на свои мольбы».
И, наконец, можно вспомнить о том, сколь прекрасный ответ дал людям Ибрахим бин Адхам, да помилует его Аллах, когда они спросили его: «О Ибрахим, почему мы не получаем ответа на мольбы, с которыми обращаемся к Аллаху?» Он сказал: «Потому что сердца ваши мертвы из-за десяти вещей». Они спросили: «Каких же?» Он ответил: «Вы узнали об Аллахе, но не подчинились Ему; вы узнали о посланнике Аллаха, но не стали следовать его сунне; вы познакомились с Кораном, но действовать сообразно его установлениям не стали; вы питаетесь за счёт благодеяний Аллаха, но не благодарите за них; вы узнали о рае, но не стали стремиться к нему; вы узнали о пламени ада, но не бросились бежать от него; вы узнали о шайтане, но вместо того, чтобы сражаться, согласились с ним; вы узнали о смерти, но не приготовились к ней; вы погребали покойных, но не извлекли из этого никаких уроков; вы пробудились ото сна и занялись недостатками людей, а собственными недостатками заниматься не стали».
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху Единому, Всеподчиняющему, Всемогущему и Прощающему, Который определяет судьбы и вершит дела; (хвала Аллаху,) Который покрывает день ночью[32], чтобы уразумели имеющие сердца и глаза; (хвала Аллаху,) Который пробудил тех, кого Он избрал из числа Своих созданий, и ввёл их в круг достойнейших; (хвала Аллаху,) Который помог тем, кого Он избрал из рабов Своих, причислив их к приближенным и благочестивым; (хвала Аллаху), Который просветил тех, кого Он любит, и удержал их от (любви к) миру этому, (благодаря чему) они стали стараться снискать Его благоволение, подготовиться к встрече с миром вечным, избегать того, что вызывает Его гнев, и остерегаться мучений огня, не жалели сил, проявляя покорность Ему и неуклонно поминая Его по утрам и вечерам, в случае изменения обстоятельств и в любое время дня и ночи, что привело их сердца к озарению.
Я воздаю Ему наилучшую хвалу за все Его благодеяния и молю Его оказывать мне ещё больше милостей. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Великого, Единого, Вечного, Всемогущего, Мудрого, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб, посланник, избранник, любимец, лучший из всех созданных Им и достойнейший из всех живших прежде и живущих ныне. Да благословит и да приветствует Аллах его и всех прочих пророков, их семейства и всех праведников.
А затем:
Всемогущий и Мудрый Аллах сказал: «Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас...»[33] Всевышний также сказал: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[34] Сказав это, Аллах уведомил (людей) о том, что одним из лучших является такое положение раба, когда он поминает Господа миров, повторяя те же слова, которые произносил господин посланников – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Улемы[35], да будет доволен ими Аллах, написали множество известных сведущим людям книг о том, что следует делать ночью и днём[36], как следует взывать к Аллаху и как необходимо поминать Его, однако иснады и повторы сделали эти книги слишком длинными и ищущие знание не смогли одолеть их. С целью облегчения этой задачи для желающих я начал составлять свою книгу, в большинстве случаев опуская иснады для краткости, а также ввиду того, что она предназначена для поклоняющихся, которые не стремятся к изучению иснадов, а, напротив, не желают этого, за исключением немногих. Цель книги состоит ещё и в том, чтобы помочь людям научиться словам поминания и пользоваться ими и разъяснить желающим получить указания, в каких случаях это нужно делать. Если захочет Аллах Всевышний, вместо иснадов я приведу то, что является более важным, но чему не придаётся должного значения. Я укажу на то, какие хадисы являются достоверными, хорошими или слабыми,[37] а какие − отвергаемыми[38]. Знаний об этом не хватает всем, если не считать немногих мухаддисов[39], и это − важнейшее из всего, чему необходимо уделять внимание и для понимания чего ищущему знание следует обращаться к знатокам. Если захочет Аллах, к этому я добавлю некоторые ценные сведения, имеющие отношение к науке о хадисах, тонкостям фикха, знанию о воспитании душ и правилам приличия, которые обязаны знать идущие по этому пути. Всё, чего я коснусь, будет снабжено соответствующими разъяснениями, чтобы это было легче понимать всем.
В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, , сказал: «Призывавший к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесёт на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов». Я хотел облегчить следование путём блага стремящимся к благу, указать им на этот путь и разъяснить, как это надо делать. В начале книги я привожу важные разделы, в знании которых нуждается как автор этой книги, так и все уделяющие внимание знанию. Если среди сподвижников упоминаются такие, которые неизвестны тем, кто не уделяет этому особого внимания, я указываю на то, что данный хадис был передан со слов такого-то сподвижника, чтобы ни у кого не вызывало сомнений, что он относится к числу сподвижников.
В этой книге мною приводятся хадисы только из пяти известных сводов, которые относятся к числу основ ислама[40]. Этими сводами являются “Сахих” аль-Бухари, “Сахих” Муслима, “Сунан” Абу Дауда, “Сунан” ат-Тирмизи и “Сунан” ан-Наса’и. Кроме того, мною будет приведено некоторое количество хадисов из других известных книг и прочих источников.
Что касается мелких деталей и иснадов, то я привожу их только в редких случаях, как и слабые хадисы, на слабость которых я указываю. В основном же мною приводятся достоверные хадисы, что и позволяет мне надеяться, что эта книга станет авторитетным источником. Кроме того, для каждой главы я отбирал лишь такие хадисы, которые являются ясными указаниями по рассматриваемому вопросу.