Правильные взаимоотношения между верующими
Quot;Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны". Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены" (12:21-27).
В то время, как индивидуалист первого рода говорит "я им не нужен", индивидуалист второго рода говорит: "они мне не нужны" и в мире такое отношение является неправильным: ведь все Свое творение, а особенно человечество, Бог создал взаимозависимым. Но в церкви, члены которой имеют общего Спасителя и Господа и общее духовное тело, эта позиция еще намного хуже. Ни один верующий, которого Павел сравнивает с глазом, не имел права сказать тому, кого Павел сравнивает с рукой: "ты мне не надобна", или также голова ногам: "вы мне не нужны". Однако, в коринфском собрании верующих такое отношение было обычным. Несколько выдающихся и одаренных членов этой церкви вели себя так, словно бы они были независимыми и самодостаточными, как будто бы они могли нести свое служение и вести повседневную христианскую жизнь совершенно самостоятельно или только с немногими избранными друзьями. Они переоценивали самих себя и недооценивали важность других верующих. Вопреки принципам, изложенным в Евангелии от Матфея (18:10) и в послании к Римлянам (14:1-15:7), эти люди презирали тех, кто казался слабым и менее значительным. Напротив, - продолжает Павел, -члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. Как бы важны не были некоторые выдающиеся члены человеческого тела, жить без них можно. Они важны, но они не абсолютно необходимы, нужны. Вы можете потерять глаз или ухо, руку или ногу, и при этом все еще оставаться в живых. Но вы не можете потерять сердце, или печень, или мозг, и все еще оставаться в живых. Эти органы отличаются от других тем, что они спрятаны, но в то же время -жизненно необходимы. Вы можете заметить дыхание своих легких, по пульсу вы можете различить свое сердцебиение, но работа этих органов и приблизительно не так очевидна, как та, что мы выполняем руками и ногами. Эти менее заметные части (Внутренние органы), которые кажутся слабейшими, слабее, чем большая часть остального тела (внешние конечности и члены), на самом деле гораздо нужнее. По этой причине они более охраняются, - и скелетом, и остальными частями тела. Они более необходимы для жизни и более уязвимы, и поэтому их больше защищают. Без ног вы могли бы жить, но не без легких.
Те служения в церкви, которые более всего необходимы для ее жизни, всегда имеют в себе нечто такое, что не сразу бросается в глаза. Зачастую самыми надежными и продуктивными каналами, через которые церковное собрание получает духовную силу, являются верные, преданные молитвы и службы нескольких преданных святых, не имеющих никаких бюро, никакой вывески. Коринфская церковь не сумела проявить достаточно чуткости и внимания, чтобы оценить тех своих членов, которые не имели "из ряда вон выходящих" даров, таких, как дары пророчества, языков и исцелений. Те верующие, которые несут не самое заметное служение, иногда болезненно реагируют на непонимание, и часто обижаются на пренебрежение и недооценку. Товарищи-верующие должны их защитить, в точности так же, как тело защищает свои жизненно необходимые органы.
Продолжая сравнение, Павел напоминает нам, что те члены тела, которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются.
Говоря о менее благородных частях нашего тела, Павел, возможно, имел в виду те части, которые кажутся не особенно привлекательными. Видимо, скорее всего тут имеется в виду туловище в целом, - та часть, которую мы прикрываем одеждой. Сюда могут входить отвислые, дряблые части тела или живот; так или иначе, обычно туловище прикрывается и считается менее привлекательным, чем все остальное тело. То, что здесь употребляется глагол перитетеми (прилагаем попечение, буквально - "положить вокруг"), передает представление об одевании тела в целом. На одевание этих частей тела мы тратим больше времени и денег, чем на одевание более представительных частей тела, таких, как лицо и руки, - и тем самым о тех более прилагаем попечения.
Слово неблагообразный (ашемон) означает "стыдный", "неприличный", и здесь относится к тем частям тела, которые считаются неприличными и которые следует прикрывать. Фактически во всех человеческих обществах на протяжении истории, - за исключением нескольких примитивных племен, - к этим частям тела относились со скромностью. Тот факт, что в наши дни многие люди отбрасывают эту естественную скромность и выставляют напоказ те части тела, которые традиционно считаются неприличными, говорит о том, до каких пределов дошла развращенность современного человека.
Когда люди обращаются с неблагообразными членами заботливо и скромно, они более благовидно покрываются. Не сами эти части тела неблагообразные и стыдные, а то, что их выставляют напоказ. Когда с ними обращаются правильно, они становятся более скромными, в точности так же, как менее благородные части, когда с ними правильно обращаются, становятся более привлекательными.
Только искаженная система ценностей может заставить того христианина, который обладает выдающимся даром и поэтому более известен, чем другие, смотреть сверху вниз на других христиан, не обладающих столь очевидными дарами, и искать больше славы для самого себя. Такое отношение противоположно принципу заботы, характерному для тела. Когда те члены тела, которые обладают большей внешней красотой и большими функциональными способностями, берут на себя обязанность заботиться о благополучии тех частей, которые не так хорошо вооружены, но необходимы для выживания, это гораздо лучше согласуется с принципом самосохранения. Любой благоразумный человек больше беспокоится о состоянии своего сердца, чем о состоянии своих волос.
Христианам, занимающим руководящие должности или находящимся на выдающихся позициях, не следует смотреть сверху вниз на тех, чьи дары не так заметны. Наоборот, им следует как можно больше стараться показать этим людям, как они им признательны, как высоко они их ценят, и, если необходимо, защищать их. Особо одаренные люди имеют и особые обязанности, как писал Павел, обращаясь к Фессалоникийцам: "утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем" (1 Фес. 5:14).
Верующие, имеющие более заметные и привлекательные дары, являются теми благообразными членами, которые не имеют... нужды в том, чтобы их утешали и защищали. Слава и почет так и текут к ним, как нечто, почти само собой разумеющееся, и эту славу им следует разделять с теми, чьи дары не так бросаются в глаза и чьи характеры не так привлекательны, кого легче проглядеть. Они должны иметь о менее совершенном большее попечение.
Я уверен, что самый большой сюрприз ожидает христиан во время судилища Христова, когда они увидят, как Господь распределяет Свои награды на "беме" (судебном месте), где каждому верующему придется "получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Если на небесах может быть что-нибудь вроде шока, то без сомнения, большинство из нас именно это и ощутит, когда откроются тайны (ср. 1 Кор. 4:3-5). Иисус говорил, что те, кто в этой жизни стремятся быть первыми, в следующей жизни будут последними (Матф. 19:30), и что духовное величие определяется духом служения, а не высокими должностями или выдающимися достижениями (Матф. 20:27). В тех словах, которыми Иисус ответил матери Иакова и Иоанна, обнаруживается, что награда связана скорее со страданием, чем с успехом (Матф. 20:20-23).
Из сказанного в настоящем отрывке становится ясно, что небесную награду мы получим не только на основании того, как мы обращаемся со своими собственными дарами, не только на основании того, как мы осуществляем свое служение, но и на основании того, как мы относимся к дарам других верующих, поддерживаем ли мы их в служении.
Мы должны взаимно поддерживать и утешать друг друга: это необходимо для того, чтобы избежать как неуверенности в себе, так и излишней самоуверенности. Это необходимо также и для того, чтобы избежать разделения в теле. Для нас каждый верующий должен иметь высочайшую важность, как и каждое служение (ср. Фил. 2:1-4), - ведь именно так их видит Бог. В духовно зрелой общине члены церкви одинаково заботятся друг о друге. О воспитателе детского сада нам следует заботиться так же, как о пасторе, и о дворнике - не меньше, чем о директоре воскресной школы.
В послушной и любящей общине, которую, по замыслу Бога, должны иметь Его дети, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Только такого рода взаимная любовь и забота могут предотвратить разделения (или исцелить их) и сохранить единство церкви. В такой церкви тот, кто обижен, утешается, а тому, кто получил благословение, есть с кем разделить свою радость. В ней нет ни презрения друг к другу, ни соперничества, ни состязания, ни зависти, ни насмешек, ни чувства неполноценности, ни чувства превосходства, но одна любовь, - любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13:4-6).
Только верующие, способные таким образом любить и объединяться, и есть тело Христово, а порознь - члены. И только любовь Христова может привести нас к такой любви, о которой говорит в этих стихах Павел.
Коринфским верующим Павел напоминал, что, и индивидуально, и коллективно они были самим телом Христовым, тою церковью, за которую Он умер. Они были едины в Нем, и им следовало быть едиными друг в друге. У них не было "недостатка ни в каком даровании" (1:7), они имели в совершенстве все, чтобы представлять Господа и служить Ему. Их местное собрание - это было Христово тело в миниатюре, представляющее Христа всему Коринфу Каждая местная церковь полностью снабжена всем необходимым для того, чтобы служить Господу, - в точности так же, как каждый верующий имеет все, необходимое для служения Ему. Если нам чего-нибудь и не хватает, так это только нашего собственного осознания всего того, что Он нам уже дал, и нашей собственной готовности использовать Его дары.