Путь средств
У ума есть динамический аспект, он проявляется в виде энергии. Ум сам но себе является движением и энергией, что обнаруживает посредством тела. Поэтому работа с энергиями в теле — очень мощный метод постижения природы ума. Он называется путем средств. Учитель Марпы, Наропа, получил Передачу шести особых методов от своего учителя Тилопы и впервые привел их к законченной форме. После этого они стали известны как «Шесть йог Наропы» и передавались главным образом в линии Кагью. Благодаря этим методам многие практикующие достигли полного постижения.
Сюда входят практики:
• внутреннего тепла или жара (санск. кандали, тиб. гуммо);
• иллюзорного тела (санск. майядэха, тиб. гьюлю);
• йоги сна (санск. свапна, тиб. милам);
• ясного света (санск. прабхасвара, тиб. осал);
• промежуточного состояния (санск. антарабхава, тиб. бардо);
• переноса сознания (санск. самкранти, тиб. пхова).
Первые четыре считаются коренными практиками, а две последние — их ответвлениями. Тем не менее все эти поучения могут быть использованы только при определенных условиях. Большинство из них связаны с длительным отшельничеством и соответствующим стилем жизни.
С точки зрения техники, работа с внутренними энергиями относится к медитации на Будда–аспекты или практике Йидама и основывается на объяснениях, данных в тантрах. Если рассматривать их в контексте фаз практики Йидама, фазы построения и фазы завершения, то работа с энергиями относится к фазе завершения. Эта фаза состоит из двух частей, а именно из фазы завершения или слияния с формой и без формы. Шесть йог Наропы — это фаза завершения с формой. Фаза завершения без формы — это медитация непосредственно на природу ума, которая содержится, прежде всего, в поучениях Великой печати. Этот путь будет объяснен дальше.
О медитациях на Будда–аспекты в целом можно сказать следующее: все Будда–аспекты являются символами просветленных качеств природы ума. Будда дал огромное изобилие различных форм, потому что доступ к Просветлению в зависимости от индивидуальных качеств может быть очень разным. Но так как все они представляют собой формы проявления просветленной природы ума, то для достижения Просветления достаточно применять одну–единственную медитационную форму. Поэтому одно из обширных собрание Будда–аспектов, которое составил Девятый Кармапа Вангчук Дордже, называется «Познав одно, освобождаешь всё (тиб. Чик ше кун дрёл)».
В то же время у медитации на один Будда–аспект или Йидама могут быть очень разные формы. При условии, что мы получили чистую передачу от настоящего учителя (в лучшем случае — посвящение, устную передачу и объяснение, как было описано выше), можно использовать очень короткую форму практики, во время которой мы только быстро представляем аспект в пространстве, повторяем призывание и/или мантру и снова растворяем форму. Таким образом мы поддерживаем связь и способствуем развитию определенного просветленного качества, которое, возможно, нам необходимо и для какой–то особой цели:
• так, если нам срочно нужно больше сочувствия, мы всякий раз можем повторять несколько мантр Любящих Глаз;
• при изучении языков или написании экзаменационной работы недостаток мудрости или интеллектуальных способностей, таких как хорошая память, поможет восполнить мантра Будды Мудрости;
• мантра Будды Медицины помогает при болезни, а Зеленая Освободительница очень сильно действует против всех видов страхов или разочарований.
Вот лишь несколько примеров того, когда могут оказаться очень полезными всего несколько мантр, не говоря уже о регулярной практике.
Но также есть более длинные медитации, которые могут состоять из многих частей, вплоть до полной практики Йидама, которая может быть очень обширной. Здесь речь идет не только о центральном аспекте поля силы, но и обо всех других аспектах, которые входят в это поле силы, — например, о дворце Будды, в котором каждая деталь имеет глубокое значение и который может символизировать весь путь к Просветлению. Затем следует фаза мантры, фаза завершения с формой, то есть работа с внутренними энергиями, и фаза завершения без формы, в которой медитируют на сам ум.
Это очень трудоемкие медитации, которые в наше время, когда остается всё меньше времени для практики, почти невозможно выполнять. Необходимый процесс овладения всем процессом медитации длится несколько недель, если не месяцев. Еще до относительно недавнего времени было естественно после Основополагающих упражнений двигаться по этому пути, так как большинство традиционных лам учили этому пути как основному. Только в последние годы стало понятно, что для использования этого пути в полном объеме нужны слишком специальные условия. В случае, когда люди с соответствующей сильной связью хотят практиковать именно этот путь, такие учителя, как Кюнзиг Шамар Ринпоче, Лопен Цечу Ринпоче, и другие дают ту или иную форму практики.
Правда, есть одна из медитаций пути средств, которая является более доступной, особенно если ее используют на основе традиции Ньингма (в этом случае в соответствии с передачей Лонгчен—Ньингтиг). Это практика осознанного умирания или переноса сознания, практика пхова. Во время практики пхова учатся концентрировать свой ум на Будде Безграничного Света (санск. Амитабха, тиб. Опаме) и переносить свое сознание в Чистую страну Великой Радости. Благодаря сильным пожеланиям Будды Амитабхи и нашей открытости можно создать прочную связь с его Чистой страной и достичь непосредственного переживания этого крайне чистого и радостного состояния.
Особую пользу пхова приносит в момент смерти. Вместо того чтобы против своей воли блуждать в промежуточном состоянии на пути к новому рождению в круговороте существования, мы сразу же переходим в состояние высшего блаженства, где можно самому выбирать, возвращаться ли для блага других или нет. Находясь в состоянии самого Будды, мы получаем углубленные поучения и очень быстро развиваемся до уровня полного Просветления. Курсы по этой практике сегодня регулярно проводятся в разных странах во всём мире.
Все аспекты ума, которым учил Будда, можно объединить в пять Будда–семейств, а их, в свою очередь, — в синего Будду Держателя Алмаза — Состояние радости Будды Шакьямуни. В Алмазном пути мы постоянно сталкиваемся с пятью Будда–семействами, например во время посвящения, поскольку они представляют основные принципы Просветления. Мужские Будды пяти Будда- семейств символизируют чистую суть Пяти скоплений: скандха формы в своей чистой сути — Будда Акшобья, скандха чувства — Будда Ратнасамбхава, скандха распознавания — Будда Амитабха, скандха ментальных факторов — Будда Амогхасиддхи и чистая суть скандхи сознания — Будда Вайрочана. Спутницы пяти Будд соответствуют очищенным пяти элементам — земли, воды, огня, воздуха и пространства.
К полям силы Будда–семейств относятся многие женские, мужские аспекты и аспекты в союзе, мирные и мощно защищающие. При этом каждый признак этих аспектов указывает на одно из просветленных качеств нашего ума.
Далее приведены некоторые примеры, которые позволяют получить представление о значении разнообразной символики. Это общие объяснения — полное истолкование всех деталей дается только для практики тем, у кого есть необходимые предпосылки, и никогда не разглашается для удовлетворения простой любознательности.
Итак, одно лицо символизирует истинную природу всех явлений, два — две истины: относительную и абсолютную.
Три лица соответствуют трем Будда–состояниям, четыре — четырем неизмеримым качествам: любви, сочувствию, радости и ревностности.
Две руки означают методы и мудрость, 1000 рук — активность 1000 Будд этой эпохи.
Если Будды сидят со скрещенными ногами в так называемой ваджрной позе, это означает, что они находятся вне крайностей сансары и нирваны.
Если Будды стоят, это означает, что они непрерывно, день и ночь, осуществляют Будда–активность для блага живых существ.
Достоинство во внешнем виде Будда–аспектов означает способность освобождать живых существ. Их прекрасные одежды — это преобразованные в качества мешающие чувства, очищенность от всех завес. Собранные в узел волосы означают развитие всех позитивных качеств, а также всеведение. Цветы и драгоценности соответствуют преобразованию потребностей пяти органов чувств. Шесть или восемь украшений символизируют освобождающие действия. Аспекты в союзе выражают соединение методов и мудрости, пространства и радости.
Все вместе пять Будда–семейств соответствуют различным граням Будда–мудрости, суть которой уже содержится в пяти основных мешающих чувствах. Если нам удается не вкладывать в помехи никакой энергии, то они должны раствориться сами по себе, поскольку они кормятся только той энергией, которую мы им даем. Стоит нам только пройти через кульминационный момент какого–либо мешающего чувства, не реагируя на него, как в каждом из них проявится определенная мудрость, одна из граней изначальной мудрости Будды:
• так, мудрость, подобная зеркалу, является сутью гнева и выражается Алмазным семейством (Семейством ваджра) Будды Акшобьи;
• мудрость равностности — это чистая форма гордости и выражается Семейством драгоценности (Семейством ратны) Будды Ратнасамбхавы;
• различающая мудрость — суть желания и выражается Семейством лотоса (Семейством падмы) Будды Амитабхи;
• мудрость опыта — суть зависти и ревности и выражается Семейством активности (Семейством кармы) Будды Амогхасиддхи;
• мудрость, подобная пространству, является сутью неведения и выражается Будда–семейством Будды Вайрочаны.
Для понимания работы с Будда–аспектами важно, чтобы сошлись как минимум два, а часто даже три условия:
1. Практика должна быть подлинной — она должна идти от самого Будды. Конечно, мы могли бы сами напридумывать всевозможных вещей, но тогда у нас бы не было и гарантии на успех. Известны случаи, когда люди представляли себе Любящие Глаза за роялем или Будду Мудрости с поварешкой вместо меча мудрости. В такой ситуации атрибуты и украшения в действительности не могут выражать просветленные качества нашего ума.
Кстати, именно поэтому мы до сих пор используем древние индийские формы. Подобно символическим атрибутам королевской власти и чести, они в совершенстве передают значение просветленных качеств. При этом можно свободно представлять самого Будду, наделенным европейской внешностью, поскольку, согласно ряду исторических источников, его род ведет происхождение с Запада, да и в любом случае здесь не будет ошибки — все буддийские страны изображали Будд в соответствии с собственными идеалами красоты.
2. Необходимо открыться методам, которым учил Будда. В противном случае Будда мог бы многому учить, но никто бы не использовал его поучений. При этом нужно также понимать, что все медитационные формы являются представлениями в нашем уме. Согласно тексту Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае «Возникновение и завершение» все фазы возникновения и завершения используются для того, чтобы преобразовать привязанность к реальности ложных проявлений. Фаза возникновения является противоядием против заблуждений в отношении проявлений обычной реальности, а фаза завершения — противоядием против привязанности к реальности фазы возникновения.
3. Наконец, если мы развиваемся в медитации, можно встретиться лицом к лицу с Будда–аспектом, или Йидамом. В различных сутрах и тантрах Будда учил пути многих Будд — с того момента, когда они давали обещание Бодхисаттвы до достижения совершенного состояния Будды с соответствующим полем силы. Так что можно встретить соответствующего Будду в его Чистой стране и благодаря этому очень быстро развиваться. И здесь есть два взгляда. Более приземленный взгляд, согласно которому соответствующий Будда помогает нам развиваться извне, и более высокий взгляд, подразумевающий, что Будда со своим полем силы — это проявление чистого состояния нашего собственного ума.
Объяснения к различным Будда–аспектам образуют основу для работы с внутренними энергиями, которая всегда проводится согласно точным указаниям учителя Алмазного пути. Так называемая медитация союза, будучи высшей ступенью практики, может использоваться только в высшей степени квалифицированными практикующими. Здесь происходит чрезвычайно быстрое развитие благодаря союзу с настоящим или воображаемым партнером, мужские и женские энергии при этом смешиваются, и ум распознает свою собственную природу как неразделимость пространства и радости.