III. Пока человек живёт в мире, он поддерживается посередине между небесами и адом, и находится при этом в духовном равновесии. Это и есть свобода выбора.
475. Чтобы знать, что такое свобода выбора, необходимо знать, что служит её источником. Главным образом по её источнику узнают не только о её существовании, но и что она собой представляет. Источник её находится в духовном мире, где Господь содержит ум человека. Ум человека есть дух его, который живёт после смерти; а дух его находится постоянно в обществе схожих с ним духов из того мира, равно как и среди людей природного мира, посредством материального тела, покрывающего его. Человек не знает, что относительно своего ума он пребывает среди духов, потому что духи, в обществе которых он находится в духовном мире, думают и говорят духовно, а дух человека, который ещё живёт в материальном теле, думает и говорит природно. Духовная мысль и речь непонятна и неслышна природному человеку, и наоборот; духи невидимы по той же причине. Тем не менее, когда дух человека общается с духами в их мире, он присоединяется к ним в духовном мышлении и духовной речи, поскольку ум человека внутренне духовен, будучи природным внешне. Поэтому его внутреннее позволяет ему сообщаться с духами, а внешнее - с людьми. Именно благодаря такому сообщению человек имеет обо всём представление и может размышлять аналитически. Без него человеческое мышление не выходило бы за пределы мышления животного, и не отличалось бы от него. И если человека лишить контакта с духами, он тотчас же умрёт.
Однако, чтобы стало понятным, каким образом человек поддерживается посередине между небесами и адом, и находится поэтому в духовном равновесии, что и даёт ему свободу выбора, я должен разъяснить всё это. Духовный мир состоит из небес и ада; небеса находятся над головой, ад - под ногами, но не в центре земного шара, на котором люди живут, а под землями духовного мира, которые тоже от духовного начала, поэтому не являются протяжёнными пространствами, а только представляются таковыми.
Между небесами и адом располагается широкий промежуток, который тем, кто находится в нём, представляется целым миром. В этот промежуток из ада поднимаются в изобилии испарения зла, а с небес нисходит добро, тоже в изобилии. Это и есть та пропасть, о которой говорил Авраам богатому человеку в аду:
Между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы те, кто хочет, не могли перейти отсюда к вам, и оттуда к нам не переходили. Лука 16:26.
Все люди духом своим находятся посреди этого промежутка ради одной только цели - чтобы у них была свобода выбора.
Поскольку этот промежуток настолько велик, что видится его обитателям как целый мир, он называется миром духов. Он населён, кроме того, духами, потому что именно туда сначала попадает каждый после смерти, и там приготовляется либо к небесам, либо к аду. Там он находится в обществе духов, так же, как прежде был среди людей. Чистилища там нет; это басня, сочинённая Римскими Католиками. Подробно об этом мире я писал в книге "Небеса и ад" (421-535), изданной в Лондоне в 1758 году.
476. С детства и до старости каждый человек меняет своё местонахождение в мире духов. В младенчестве он содержится в восточной части, ближе к северу. В детстве, когда он начинает обучаться первым понятиям религии, он постепенно уводится с севера к югу. В юности, когда он начинает мыслить сам по себе, он перемещается на юг, а позже, когда он уже в состоянии судить самостоятельно и быть самому себе хозяином, соразмерно своему развитию в предметах, относящихся внутренне к Богу и любви к ближнему, перемещается к юго-востоку. Однако, если он отдаёт предпочтение злу, и усваивает его, он движется на запад. Ибо в духовном мире у каждого место, где он живёт, определяется по сторонам света. Восток населён обладающими добром от Господа, поскольку там находится солнце, посреди которого - Господь. Север населён невежественными, юг - умными, запад - злыми.
Человек не телом своим находится в этом промежутке, или средней области, а духом; и при изменении состояния духа, в сторону добра или зла, он переносится из одной стороны света в другую и входит в общества тех, кто там живёт. Но необходимо понимать, что это не Господь переносит его туда-сюда, а сам человек движется в разных направлениях. Если он выбирает добро, тогда он вместе с Господом, или, скорее, Господь вместе с ним, переносит его дух ближе к востоку. Если же он выбирает зло, тогда он вместе с дьяволом, точнее, дьявол вместе с ним, переносит его дух ближе к западу. Нужно заметить, что там, где упоминаются небеса, там подразумевается и Господь, поскольку Господь - всё для небес; а где упоминается дьявол, имеются в виду также и ад, поскольку там находятся все дьяволы.
477. Человек содержится в этом огромном пространстве, причём всё время в его середине, единственно с той целью, чтобы у него была свобода выбора в духовных вопросах. Ибо это положение, между небесами и адом, то есть между добром и злом, представляет собой духовное равновесие. Все находящиеся в этом пространстве своим внутренним связаны или с ангелами в небесах, или с дьяволами в аду; причём в настоящее время либо с ангелами Михаила, либо с ангелами дракона. После смерти каждый отправляется к своим людям в этом пространстве, и присоединяется к тем, чья любовь подобна его собственной. Потому что именно любовь соединяет там любого человека с подобными ему, и позволяет ему дышать свободно и продолжать прежний образ жизни. Но затем постепенно то внешнее, которое не составляет единого целого с внутренним, сбрасывается, и когда это совершается, добрый возводится на небеса, а злой уходит в ад, каждый - к таким же, как он, с которыми он составляет одно по своей господствующей любви.
478. Каково это духовное равновесие, то есть свобода выбора, можно пояснить на примерах природного равновесия. Оно подобно равновесию человека, привязанного за туловище или за руки к двум людям одинаковой силы, которые , стоя справа и слева от него, тянут его в разные стороны. При этом человек, стоящий посередине, может свободно поворачиваться и в том и в другом направлении, будто бы и нет никакой силы, приложенной к нему. Если он пойдёт направо, то потянет человека слева за собой, так, что тот может упасть. То же самое может быть даже если слабый человек будет связан таким же образом с тремя сильными мужчинами справа и тремя, такой же силы, слева; то же и если он будет привязан к двум верблюдам или лошадям.
Духовное равновесие, то есть свободу выбора, можно сравнить с весами, на обе чаши которых положены одинаковые гири; если хоть немного добавить на одну из чаш, то указатель шкалы придёт в движение. То же самое и с шестом, или с большим бревном, уравновешенным на своём центре тяжести. Все отдельные внутренние части человеческого тела, например, сердце, лёгкие, желудок, печень, поджелудочная железа, селезёнка, кишечник, и так далее, также находятся в состоянии равновесия; и именно благодаря этому они выполняют свои функции в совершенном спокойствии. И в мышцах то же самое; если бы не было в них того же равновесия, всякое действие и противодействие прекратились бы, и человек был бы уже не в состоянии действовать, как человек. Поскольку всё в теле находится в таком состоянии равновесия, и в мозгу также всё находится в равновесии, значит и в уме тоже; а в уме всё имеет отношение к воле и разуму.
Животные, птицы, рыбы и насекомые тоже обладают свободой; но они движимы телесными чувствами, возбуждаемыми аппетитом и удовольствием. Человек немногим отличался бы от них, если бы он был также свободен в действии, как свободен в мысли; он тоже руководствовался бы телесными чувствами сообразно потребностям вожделений и удовольствий. Иное дело, если он принимает сердцем духовные учения церкви и с помощью них управляет своей свободной выбора. Господь отводит его от вожделений и злых удовольствий, как и от врождённых стремлений к ним; он стремится к добру и отворачивается от зла. При этом Господь переносит его ближе к востоку и к югу в духовном мире, и вводит в небесную свободу, свободу истинную.