И они пребудут там в отчаянии
Сура 43 «Украшения», аят 75
Кроме того, в этом Евангелии, на странице 92, передаётся якобы сказанное Иисусом: «Я не достоин того, чтобы развязать ремешки обуви Посланника Божьего». Нечто подобное мы находим и на страницах 96 и 160, а один из самых терпеливых, богобоязненных и твёрдых духом посланников Всевышнего вряд ли мог сказать такое...
И в то же время в этом Евангелии содержатся описания Посланника , унижающие его достоинство. Например, на странице 108 о Посланнике сказано, что он будет подобен умалишённому, а на странице 105 говорится, что в Судный день Всевышний лишит Своего Посланника Мухаммада памяти.
Предсказания из других священных книг74
Мауляна 'Абд-аль-Хакк Кадьярити написал книгу на английском языке и назвал её «Мухаммад в Писаниях народов мира». В составлении этой книги ему очень помогло его знание фарси, хинди, арабского, иврита и нескольких европейских языков. В своём исследовании он не ограничился приведением текстов Ветхого и Нового Заветов, но привёл цитаты из древних книг Персик, Индии и Вавилона. Книга эта во многом превосходит другие труды на ту же тему, и приведённые в ней цитаты подобраны очень удачно и вполне удовлетворяют требованиям, которые можно предъявить к подобной книге.
Устаз 'Абд-аль-Хакк утверждает, что имя посланника-араба «Хвалимый» упоминается в «Самаведе», одной из книг брахманов. В главах шестой и восьмой, во второй части книги, сказано: «Хвалимый получил закон от своего Господа, и он наполнен мудростью, и из него взят свет, как берётся он от солнца». Автор книги считает, что во многих книгах брахманов Посланник упомянут в описаниях, указывающих на хвалу и славу, и в одной из таких книг, «Атхарваведе», он назван Сушрава.
Автор также исследовал и книги Заратуштры (Зороастра) — священные писания огнепоклонников, и в «Зенд-Авесте» он нашёл
74 По [Нубувват Мухаммад мин аш-шакк иля аль-йакин, с. 204].
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 178
предсказание пришествия посланника — Саошьянта, о котором сказано, что он станет милостью для миров, что ему будет противостоять враг, имя которого на древнеперсидском звучит как Ангро-Майнъю, а по-арабски Абу Ляхаб,и что этот посланник будет призывать к одному Богу, Который не имеет равных и подобных, у Которого нет ни начала, ни конца, Который не слаб и не жесток и у Которого нет сотоварища, отца, матери, супруги, дочерей, сына, жилища, тела, образа, цвета и запаха. Это описание, полностью соответствующее описанию Всевышнего Аллаха в исламе: «Единственный, Самодостаточный, нет никого подобного Ему, Он не рождал и не был рождён, и не было никого равного Ему, и Он не брал Себе ни супруги, ни ребёнка».
Он приводит ещё немало цитат из книг Зороастра, в которых говорится о призыве к истине, с которым придёт этот пророк. Там даже имеются указания на Аравийскую пустыню. Некоторые из приведённых цитат он перевёл на английский язык. Так, он пишет: «Поистине, когда община Заратуштры отбросит свою религию, она истощится, и тогда в землях арабов появится человек, последователи которого разгромят персов, и он подчинит себе возгордившихся персов, и после поклонения огню в своих храмах они обратят лица свои в сторону Каабы Ибрахима, очищенной от идолов, и в тот день станут они последователями пророка, милостью для миров и господами Персии, Мадьяна, Туса и Баляха75, и пророк их будет красноречивым и будет говорить то, что является чудом» [Mohammed in World Scriptures, p. 47].
Распространённость и известность этих предсказаний до пришествия Посланника
Эти предсказания были распространены и известны многим до пришествия Пророка ,и в то время люди Писания не скрывали их, а, напротив, распространяли и заявляли во всеуслышанье, что, как только придёт этот пророк, они тут же последуют за ним. Мусульмане запомнили и сохранили некоторые из этих предсказаний. Ансары, жившие в Медине, передали нам некоторые предсказания, о которых упоминали иудеи до начала пророческой миссии Мухаммада. Некоторые из людей Писания узнали Пророка ещё в детстве. Некоторым из них принесли пользу эти предсказания, и они уверовали в него.
75 Святые места зороастрийцев и их соседей.
Глава 7. Признаки пророчества 179
Описания Посланника в Торе
'Ата' ибн Ясир рассказывает: «Однажды я встретил 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса и сказал ему: "Расскажи мне о качествах Посланника Аллаха , упомянутых в Торе" Он сказал: "Хорошо... Клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране, и там сказано: <О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя, и защитника для неграмотных. Ты — Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим>. Он не груб, не жёсток, не кричит на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его к Себе до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину, чтобы люди говорили: <Нет бога, кроме Аллаха>, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца"» [Бухари].
Ад-Дарими передаёт похожее сообщение со слов 'Ата', слышавшего его от Ибн Саляма, а также со слов Ка'ба, который был одним из учёных иудеев, уверовавших в Пророка . Он сказал: «У нас в Торе написано: Мухаммад — Посланник Аллаха, Мой избранный раб, не грубый и не жестокосердный, он не кричит на рынках и не воздаёт за дурное дурным, но проявляет снисходительность и прощает. Место рождения его в Мекке, а место переселения его — в Таййибе [Медине], а царство его — в Шаме. Община его восхваляет Всевышнего много, восхваляет Его в радости и в горе, в любом месте, на каждой возвышенности. Они — пастыри солнца, совершают молитву, когда приходит время её, оборачивают изаром середину тела своего и омывают конечности свои. Призыв глашатая их несётся в небеса. Их ряды в бою и в молитве одинаковы, а ночью слышен издаваемый ими звук, похожий на жужжанье пчёл». Ат-Тебризи сказал, что эта версия — из «Аль-Мишкат», а версия, приводимая ад-Дарими, немного отличается от неё [Мишкат аль-масабих].
Где это предсказание в Торе?
Это предсказание отсутствует в Торе, существующей сегодня у иудеев и христиан. Если имеется в виду конкретная Тора, то это предсказание — одно из сокрытых иудеями и относится к числу тех, о существовании и содержании которых известно только их учёным76.
76 Судя по всему, и во времена Посланника существовали неискажённые списки Торы и Евангелия. Ведь Всевышний сказал: «Пусть люди Еван-
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 180
Возможно также, что под Торой подразумевается не Пятикнижие Моисея, а просто одно из Писаний, ниспосланных Всевышним. Так, Писания, ниспосланные Всевышним, иногда называются Кораном. В достоверном хадисе сказано: «Коран был облегчён для Давуда, и он успевал прочитывать его целиком за то время, пока он седлал своё верховое животное и садился на него». В данном хадисе под Кораном подразумевается Забур (Псалтирь). А в некоторых предсказаниях о мусульманской общине говорится: «Их Евангелия в груди их», то есть Коран в них назван Евангелиями. И упомянутое предсказание есть в Книге пророка Исаии: «Раб Мой, которому радуюсь Я и ниспосылаю ему Откровение. Он явит среди народов справедливость Мою и даст им наставления. Он не смеётся и голоса его не слышно на рынках. Он открывает глаза слепые и уши глухие, и оживляет сердца ожесточившиеся. И что дарую Я ему, того не дарую Я никому иному. Он станет восхвалять Бога хвалою новой. Придёт он из дальних земель, и возрадуется пустыня и обитатели ее. Они будут восхвалять Бога на каждой возвышенности и возвеличивать Его на каждом холме. Он не ослабеет и его никто не победит, и не склоняется он к страстям и прихотям, и не станет он унижать праведных,
гелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нём»(сура 5 «Трапеза», аят 47). Он также сказал: «Но как они изберут тебя судьёй, если у них есть Тора, содержащая закон Аллаха?»(сура 5 «Трапеза», аят 43). Кроме того, Он сказал: «Вы не будете идти прямым путём, пока не станете руководствоваться Торой, Евангелием и тем, что ниспослано вам от вашего Господа»(сура 5 «Трапеза», аят 68). Существовало много искажённых списков, однако были и несколько не подвергшихся искажению, только иудеи скрывали их. Вполне возможно, что некоторые из таких списков и по сей день скрываются учёными иудеев и христиан. Автор книги «Мухаммад набийй аль-ислям» (с. 46) говорит, что, по данным британского журнала «Экономист», первым действием претендующего на какую-либо должность в Центральном управлении Католической церкви становится принесение торжественной клятвы: он клянётся, что никому не скажет о том, что он узнает или увидит, — особенно это касается богатств Церкви и источников её доходов, а также богатств Ватикана, прежде всего культурных, которые считаются самыми ценными в мире. И, конечно же, не стоит сомневаться в том, что к этим богатствам относится и огромная библиотека Ватикана. Она включает в себя столько книг о христианской религии, что если бы у исследователей имелся свободный доступ к ним, они сумели бы пролить свет на неизвестные нам десятилетия в покрытые мраком первые века христианства.
Глава 7. Признаки пророчества 181
которые подобны слабой тростинке, но станет он укреплять правдивых и искренних, и он — опора скромных, и он — свет Аллаха, который никто не погасит, и след владычества Его на его лопатках» [Аль-Джаваб ас-сахих, т. 3, с. 281].
Сообщение Ибн аль-Хайбана
А вот одна из историй, сохранённых для нас книгами Сунны, — об одном из учёных иудеев по имени Ибн аль-Хайбан. Он приехал в Медину и поселился у иудеев бану Курайза задолго до появления ислама. Передатчик этой истории говорит: «Никогда не видели мы человека из тех, кто не совершал пяти молитв, лучше, чем он. Он жил у нас, и когда наступала засуха и не было дождей, мы говорили ему: "Ибн аль-Хайбан, выйди и обратись к Всевышнему с мольбой о ниспослании дождя". Он говорил в ответ: "Нет, клянусь Аллахом, я не стану делать этого до тех пор, пока вы не подадите милостыню" Мы спрашивали: "Сколько?" Он отвечал: "Са' фиников или два мудда ячменя". Тогда мы подавали милостыню, и он выходил вместе с нами за поля и обращался к Всевышнему с мольбой о ниспослании дождя, и, клянусь Аллахом, он ещё не вставал со своего места, как собирались тучи и начинался дождь. И так он делал не раз, не два и не три...
А когда пришла к нему смерть (а он в это время был у нас) и он понял, что умирает, он сказал нам: "О иудеи! Как вы думаете, что заставило меня выйти из земли вина и дрожжевого хлеба и прийти в землю бедствия и голода?" Мы сказали: "Бог знает об этом лучше". Тогда он сказал: "Поистине, я пришёл в эту землю в ожидании пришествия пророка, время которого наступило. Эта земля — место его переселения. И я надеялся, что Аллах пошлёт его и я последую за ним. Вы застанете его время, и пусть никто не опередит вас, о иудеи, в следовании за ним. Поистине, он будет послан с кровопролитием и пленением потомства тех, кто будет противостоять и противоречить ему, однако это не должно отвратить вас от него". Группа молодых людей бану Курайза запомнила эти наставления, и они принесли им пользу. Это Са'ляба ибн Са'ия, Усайд ибн Са'ия и Асад ибн 'Убайд. И когда Посланник осадил бану Курайза, эти юноши сказали: "О бану Курайза! Клянёмся Аллахом, поистине, это и есть тот пророк, о грядущем пришествии которого возвестил Ибн аль-Хайбан". Однако им возразили: "Нет, это не он". Юноши же сказали: "Нет, это он, он
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 182
подходит под его описание". После этого они спустились и приняли ислам, и таким образом сберегли свои жизни и имущество» [Ибн Касир, Бидайа].
«А когда пришло к ним то, о чём они знали,
они не уверовали в него...»
Абу Ну'айм передаёт в книге «Даляиль ан-нубувва = Признаки пророчества» сообщение от Мухаммада ибн Салямы: «В бану 'Абд-аль-ашхаль был только один иудей по имени Юши'. И когда я был ещё мальчиком, ходившим в одном изаре, я слышал, как он говорил: "Настало время пришествия пророка, который будет послан к этому Дому". При этом он показывал рукой на Дом Аллаха и продолжал: "И кто застанет его, пусть уверует в него" И вот, пришёл Посланник Аллаха ,и мы приняли ислам. А он в это время был среди нас, но не принял ислам из зависти, совершая несправедливость» [Ибн Касир. Бидайа].
Как 'Абдзллаху ибн Сзляму принесло пользу его знание
'Абдаллах ибн Салям был предводителем иудеев и самым знающим из них, сыном их предводителя и самого знающего из них. Он сказал: «Когда я услышал о Посланнике Аллаха, узнал его приметы, его имя, его внешность и то, что настало время его пришествия, которого, мы ожидали, я был в Кубе и никому ничего не говорил до тех пор, пока Посланник Аллаха не приехал в Медину. Когда же он приехал, он остановился в Кубе у бану 'Амр ибн 'Ауф, и один человек сообщил о его прибытии, когда я работал на вершине пальмы, принадлежавшей мне, а моя тётя Халида бинт аль-Харис сидела внизу, под пальмой. Услышав о его прибытии, я воздал хвалу Аллаху, а тётя, услышав мои слова, сказала: "Если бы услышал ты о Мусе ибн 'Имране, ты не сказал бы большего" Я сказал ей: "О тётя! Клянусь Аллахом, он — брат Мусы ибн 'Имрана, и он придерживается его религии, и послан он с тем же, с чем был послан Муса". Она сказала: "О сын брата моего, так это он — тот, о ком нам сказано, что он будет послан вместе с Часом?" Я сказал: "Да" Тогда она сказала: "Так вот оно что..."» [Ибн Касир. Бидайа].
Аль-Бухари приводит историю о том, как 'Абдаллах ибн Салям пришёл к Посланнику и принял ислам, а также о том, как Посланник попросил его послать кого-нибудь к иудеям, чтобы
Глава 7. Признаки пророчества 183
спросить их о 'Абдаллахе до того, как сообщить им о принятии им ислама. Когда они пришли, Посланник сказал им: «О иудеи, горе вам! Побойтесь Аллаха! Клянусь Аллахом, кроме которого нет иного божества, вы знаете доподлинно, что я — Посланник Аллаха и что я пришёл к вам с истиной... Примите же ислам!»Но они ответили: «Мы не знаем этого». Тогда он сказал: «А какое место среди вас занимает 'Абдаллах ибн Салям?» Ониответили: «Он — наш господин и сын нашего господина, и он — самый знающий из нас и сын самого знающего из нас». Пророк сказал: «А что, если он принял ислам?»Они воскликнули: «Да убережёт его Бог от того, чтобы ему принять ислам!» Тогда Пророк сказал: «О Ибн Салям! Выйди к ним». И тот вышел к ними сказал: «О иудеи! Побойтесь Аллаха, кроме Которого нет иного божества, поистине, вы знаете, что он — Посланник Аллаха и что он пришёл к вам с истиной!» Услышав это, иудеи сказали: «Ты лжёшь». Тогда Посланник Аллаха выпроводил их [Ибн Касир. Бидайа].
Свидетельство мальчика-иудея
Анас ибн Малик передаёт, что Пророку прислуживал мальчик-иудей, и однажды он заболел. Посланник Аллаха пришёл навестить его и увидел, что отец мальчика сидит у его головы и читает Тору. Посланник Аллаха сказал ему: «О иудей! Заклинаю тебя Аллахом, Который ниспослал Мусе Тору, скажи, находишь ли ты в Торе моё описание и весть о моём пришествии?» Он сказал: «Нет». Тогда мальчик сказал: «Да, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Поистине, мы находим в Торе твоё описание и весть о твоём пришествии, и, поистине, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты — Посланник Аллаха» [Байхаки; Аль-Джаваб ас-сахих, т. 3, с. 287. Хадис с безупречным иснадом].
Проницательность монаха
Когда Посланник был маленьким, его увидел один монах. Это было во время его торгового путешествия в Шам вместе с его дядей Абу Талибом. Абу Муса передаёт: «Абу Талиб отправился в Шам, и Пророк сопровождал его вместе со старейшинами курайшитов. Увидев монаха, они остановились на привал, и монах вышел к ним. А до этого они проезжали мимо него, однако он
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 184
никогда не выходил к ним. И вот, пока они снимали поклажу с верблюдов, монах принялся ходить между ними. Увидев Мухаммада, он сказал: "Это — господин миров, Аллах пошлёт его в качестве милости для миров". Тогда старейшины курайшитов спросили: "Откуда тебе известно это?" Он ответил: "Когда вы поднялись на возвышенность, не осталось ни камня, ни дерева, которые не пали бы ниц, а они падают ниц только перед пророком, и, поистине, я знаю его по печати пророчества, напоминающей яблоко, у него под лопаткой". Сказав это, он вернулся к себе и приготовил для них еду. Когда он принёс им еду, Мухаммад пас верблюдов, и монах сказал: "Пошлите за ним". И, когда он пришёл, над ним было облако, дававшее ему тень. Придя, он обнаружил, что они опередили его и уже сидят в тени дерева, и, когда он сел, крона дерева склонилась к нему и монах сказал: "Посмотрите, как склонилась к нему крона дерева!"» [Тирмизи; Мишкат аль-масабих]77.
Учёные иудеев знали о времени пришествия Пророка
Когда приблизилось время пришествия Пророка ,люди Писания узнали об этом по приметам, которые были известны им. Абу Зар'а передаёт сообщение с безупречным иснадом со слов Усамы ибн Зайда, который слышал его от своего отца Зайда ибн Харисы, о том, что Посланник встречался до начала своей пророческой миссии с Зайдом ибн 'Амром ибн Нуфайлем. Среди прочего Зайд рассказал ему о том, как он отправился на поиски истинной религии, религии единобожия, и один из учёных людей Писания в Шаме сказал ему: «Поистине, мы не знаем никого, кто исповедовал бы такую религию, о которой ты спрашиваешь, кроме одного старца в Джазире». Он сказал: «И я нашёл этого старца и рассказал ему о том, ради чего я покинул родные края, и он сказал мне: "Поистине, все, кого я видел, в заблуждении... Ты из кого?" Я ответил: "Я из живущих возле Дома Аллаха, возле колючек и акаций". Тогда он сказал: "Поистине, в твоей земле появился пророк, или же он скоро придёт — его звезда уже появилась. Возвращайся же к себе, уверуй в него и последуй за ним". И я вернулся, но не заметил ничего такого» [Аль-Джаваб ас-сахих].
77Шейх аль-Албани сказал, что передатчики этого хадиса надёжны, а сам хадис достоверен.
Глава 7. Признаки пророчества 185
Зайд рассказывал об этом Посланнику до начала его пророческой миссии, не зная, что тот, с кем он разговаривает, и есть посланник, звезда которого уже появилась. Зайд умер за несколько лет до начала пророческой миссии Посланника Аллаха.
Мы уже рассказывали об Ибн аль-Хайбане, который прибыл из Шама в Медину и который сказал иудеям, будучи на смертном одре: «Поистине, меня заставило покинуть родные края ожидание пророка, время пришествия которого настало. Эта земля — место его переселения».
А в «Сахихе» аль-Бухари упоминается о том, что Ираклий был предсказателем и часто смотрел на звёзды. И вот однажды он посмотрел на звёзды и сказал: «Царь обрезанных появился».
Посланники: собирательный образ
Когда мы желаем узнать, что у человека в душе, и понять, насколько он правдив и надёжен, мы смотрим на его лицо, а также на его слова и дела, наблюдаем за ним в движении и в покое. Есть люди, чей характер и истинная сущность остаются сокрытыми от нас: это люди, которых мы видели лишь однажды, и то мельком, а также те, которые скрывают то, что у них в душе, ведут себя неестественно и постоянно «играют роль».
Пророки и посланники находились среди своих соплеменников, общались, жили рядом с ними, и между ними существовали определённые связи и отношения. То есть у людей была возможность узнать посланников достаточно близко, понять, кто они и какие они, изучить их натуру и их характер. Курайшиты называли Посланника Аллаха до начала его пророческой миссии Амин — — 'верный, надёжный, честный' — за его надёжность, честность и верность слову. И когда он сказал им в самом начале своего призыва: «Если бы я сообщил вам о том, что за этой долиной — всадники, которые хотят напасть на вас, вы поверили бы мне?» — они ответили: «Мы никогда не слышали от тебя лжи». Коран указывает на этот способ подтверждения и обоснования:
Скажи: «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам и Он не стал бы обучать вас ему. Прежде я прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?»Сура 10 «Юнус», аят 16
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 186
Он говорит: я пробыл среди вас немало времени прежде, чем сообщить вам о том, что я — пророк, и какой была моя жизнь и моё поведение среди вас? И какой была моя правдивость и честность всё это время? Так неужели же я, ни разу не солгав людям, стану возводить ложь на Господа людей? Неужели вы не уразумеете? Неужели вы не задействуете свой разум, чтобы он привёл вас к истине?!
Хороший, ценный металл говорит сам за себя, и так же добрый плод: его цвет, вид, запах и вкус указывают на его спелость и качество. И свет хорошего светильника ведёт к нему: «Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает»(сура 24 «Свет», аят 35).
Некоторым людям не нужны были доказательства и подтверждения правдивости Посланника ,потому что его жизнь — величайшее доказательство. К таким людям относился Абу Бакр ас-Сыддик, и, когда Посланник обратился к нему с призывом, он не поколебался ни секунды. И 'Абдаллах ибн Салям один только раз взглянул на его лицо, однако этого взгляда оказалось достаточно для того, чтобы понять: это лицо правдивого человека, а не лжеца. Посланник прибыл в Медину, и 'Абдаллах ибн Салям, учёный иудеев, вышел ему навстречу вместе с остальными людьми. Взглянув на лицо Посланника Аллаха ,он сказал: «Когда я увидел его лицо, я понял, что это не лицо лжеца» [Ахмад; Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Касир. Бидайа].
И Хадиджа, для которой Посланник много лет был мужем и которая знала его очень близко ещё до того, как он предстал перед ней в новом качестве — в качестве посланника, нисколько не сомневалась в том, что Аллах никогда не опозорит и не унизит его, потому что такова традиция Аллаха в отношении подобных Посланнику : Он оказывает им почёт и возвеличивает их. Именно поэтому, когда он пришёл к ней после внезапно ниспосланного ему в пещере Хира Откровения, говоря: «Поистине, я испугался за свою жизнь!»— она сказала ему: «Нет, клянусь Аллахом! Аллах никогда не опозорит и не унизит тебя. Поистине, ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь утомлённому нести его ношу, оделяешь неимущего, оказываешь почёт гостю и помогаешь людям в беде» [Фатх аль-Бари, т. 1, с. 22].
Ираклий и Абу Суфьян
Ираклий, византийский император, воспользовался своим разумом и задействовал своё мышление и всё, что он знал о приметах послан-
Глава 7. Признаки пророчества 187
ников и их положении, и разум его привёл его к выводу о том, что Мухаммад — Посланник Господа, однако он не стал верующим, опасаясь за свою власть и боясь лишиться своего царства.
Посланник направил гонцов к великим владыкам своего времени, призывая их к принятию ислама. И Ираклий, византийский император, был одним из этих владык. Когда к нему было доставлено послание Пророка ,он велел позвать к себе арабов, которые в то время находились в его царстве, — а там был Абу Суфьян с группой курайшитов, которые совершали путешествие в Шам по торговым делам. Ираклий расспросил их о Пророке . При этом он спрашивал у Абу Суфьяна, а остальным велел сообщить о том, что он лжёт, если он солжёт. Они же стояли молча, выражая своё согласие с тем, что он говорил.
Вот диалог, состоявшийся между ними. Его передаёт сам Абу Суфьян: «Затем Ираклий задал мне о нём первый вопрос: "Каково его происхождение и место среди вас?" Я ответил: "Он благородного происхождения". Он спросил: "Утверждал ли кто-нибудь из вас нечто подобное78 раньше?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Был ли кто-нибудь из его предков правителем?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "А кто следует за ним, знатные люди или простые?" Я ответил: "Скорее простые". Он спросил: "Число их увеличивается или уменьшается?" Я ответил: "Увеличивается". Он спросил: "А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом79?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Не свойственно ли ему вероломство?" Я ответил: "Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать", и больше ничего не смог добавить к сказанному80. Он спросил: "Приходилось ли вам сражаться с ним?" Я ответил: "Да". Он спросил: "И чем же заканчивались ваши сражения?" Я ответил: "Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас, и мы побеждали его". Он спросил: "Что он велит вам делать?"
78 Ираклия интересует, объявлял ли себя пророком кто-нибудь из курайшитов раньше.
79 То есть до того, как он объявил себя пророком.
80 Абу Суфьян указывает, что больше он ничего не мог сказать против Пророка .
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 188
Я ответил: "Он говорит: <Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки>, и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками". Тогда он велел толмачу сказать мне: "Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все прежние посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он был потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но так и бывает, когда истинная вера проникает в сердца. Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и, если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться81, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уве-
81 Ираклий имеет в виду, что о появлении Пророка сообщается в Евангелии.
Глава 7. Признаки пророчества 189
рен, что сумею добраться до него82, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги83!"» [Фатх аль-Бари, т. 1, с. 31-36].
Неприхотливость посланников и их умеренность в пользовании мирскими благами
На правдивость посланников указывает и то, что они всегда были самыми воздержанными и непритязательными людьми в том, что касается благ и преходящих наслаждений этого бренного мира. Их никогда не ослеплял его блеск, и они никогда не требовали от людей, которых призывали к религии Всевышнего, награды и богатства. Напротив, они делали людям добро, не прося и не ожидая ничего взамен и не требуя от них благодарности. Так, первый из посланников сказал своему народу: «О мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах»(сура 11 «Худ», аят 29).
И последнему из посланников Аллах велит сказать нечто подобное:
Скажи: «Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения, кроме того, чтобы тот, кто желает, вступил на путь, ведущий к Господу его».
Сура 25 «Различение», аят 57
А в суре «Аш-Шу'ара = Поэты» Всевышний Аллах поведал нам часть истории Нуха, Худа, Салиха, Люта и Шу'айба. Каждый из них говорил своему народу: