Умар ибн ‘Абд ал-‘Азиз и Гайлан ад-Димашки
Халиф ‘Умар ибн ‘Абд ал-‘Азиз встретился с одним из предводителей мутазилитов Гайланом ад-Димашки.
— Гайлан, мне стало известно, что ты говоришь о предопределении, — сказал халиф.
— О эмир правоверных, люди наговаривают на меня, — ответил тот.
— Прочти мне суру «Йа син», — сказал халиф.
Тот прочёл:
— Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты — один из посланников на прямом пути. Он ниспослан Могущественным, Милосердным, чтобы ты предостерёг людей, отцов которых никто не предостерёг, из-за чего они оставались беспечными невеждами. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят (сура 36 «Йа син», аяты 1-9).
— О нет! Клянусь Аллахом, эмир правоверных, я словно никогда прежде не читал этой суры. Будь же свидетелем, эмир правоверных, что я раскаиваюсь в том, что говорил о предопределении, — сказал Гайлан.
— О Аллах, прости его, если он говорит правду, но если он лжёт, то сделай его знамением для верующих! — сказал халиф. В комментариях к трактату «Шарх усул и‘тикад ахл ас-сунна» сообщается, что эту историю пересказали ал-Аджурри в «Шари‘а» (с. 229) и Ибн Батта в «Ибане» (2/326-327).
Му‘аз ибн Му‘аз рассказывал: «Один мой друг рассказал мне, что как-то раз ат-Тайми пришёл в дом Ибн ‘Ауна и поведал ему эту историю. Тогда Ибн ‘Аун сказал: “Я видел Гайлана распятым в Дамаске”». В комментариях к трактату «Шарх усул и‘тикад ахл ас-сунна» сообщается, что ‘Абдаллах ибн Ахмад пересказал данную историю без посредника между Му‘азом и Ибн ‘Ауном. Ал-Хайсами в «Маджма‘» (7/207) сообщил, что эту историю рассказал имам Ахмад, и её передатчики заслуживают доверия.
Абу Джа‘фар ал-Хатми рассказывал: «Я находился рядом с ‘Умаром ибн ‘Абд ал-‘Азизом, когда тот пригласил к себе Гайлана. До него дошли слухи, что тот говорит разные вещи о предопределении.
— Горе тебе, Гайлан, что это мне рассказывают о тебе? — сказал халиф.
— Меня оболгали, эмир правоверных! Они говорят от моего имени то, чего я не говорил.
— Что ты думаешь о знании Аллаха?
— Знание подтвердилось.
— Ты проиграл! Теперь ступай и говори, что хочешь. Знай же, Гайлан, если ты признаёшь знание Аллаха, то ты проиграл, но если ты будешь отрицать его, то станешь неверующим. Но признать его и проиграть лучше, чем не признать его и стать неверующим, — сказал халиф. — Ты знаешь наизусть суру «Йа син»?
— Да, — ответил Гайлан.
— Прочти её, — велел халиф.
— Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! — Гайлан прочёл эту суру до слов: — Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют (сура 36 «Йа син», аяты 1-7).
— Подожди. Что ты можешь сказать?
— Я словно не читал этого аята прежде, эмир правоверных.
— Читай дальше!
Он прочёл:
— Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них (сура 36 «Йа син», аяты 8-9).
— Читай дальше: «…преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят. Им всё равно, предостерёг ты их или не предостерёг. Они не веруют» (сура 36 «Йа син», аяты 9-10), — сказал халиф.
Потом он спросил:
— Что ещё ты можешь сказать?
— Я словно никогда не читал этого аята. Я даю обет Аллаху никогда больше не говорить то, что я говорил прежде, — заявил Гайлан.
— Ступай, — велел халиф.
Когда же Гайлан ушёл, халиф сказал:
— О Аллах, если он солгал, дай ему почувствовать жар оружия!
Гайлан не говорил о предопределении при жизни ‘Умара ибн ‘Абд ал-‘Азиза. Потом к власти пришёл Йазид ибн ‘Абд ал-Малик. Он не придавал значения этому вопросу и даже не думал о нём, и тогда Гайлан снова заговорил о предопределении. Когда к власти пришёл Хишам, он велел привести к нему Гайлана.
— Разве ты не дал обет Аллаху перед ‘Умаром, что никогда не будешь говорить на эту тему? — спросил Хишам.
— Прости меня, и я клянусь Аллахом, что это больше никогда не повторится.
— Да не простит меня Аллах, если я прощу тебя. Ты знаешь суру «Открывающую»?
— Да.
— Прочти: «Хвала Аллаху, Господу миров» (сура 1 «Открывающая», аят 2).
— Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи (сура 1 «Открывающая», аяты 2-5), — прочёл Гайлан.
— Подожди, — сказал он. — О какой помощи ты просишь? О том, что во власти Аллаха и тебе не под силу? Или о том, что в твоей власти? Ступайте и отрубите ему руки, ноги и голову, а потом распните его!» (Лалакаи. Шарх. Т. 3. С. 713-715).
Кадариты, отрицающие предопределение, не имеют основания просить о помощи Аллаха, ведь они полагают, что Он не способен повлиять на поступки рабов. Они не верят, что их деяния сотворены Аллахом. Как же они просят Его о помощи в том, что считают непосильным для Него?
Они полагаются только на свои способности и поступки. Они требуют у Аллаха воздаяния и награды за свои деяния подобно тому, как работник требует зарплаты у того, кто нанял его. На самом же деле Аллах не нуждается в рабах и в их поступках. Праведные дела приносят пользу только самим рабам, и это они нуждаются в них. Вот почему люди не могут не просить Аллаха о помощи: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (сура 1 «Открывающая», аят 5);
«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него» (сура 11 «Худ», аят 123).
Опровержение кадаритов.