Подлинное величие человека заключается не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает — в сотворенности по образу и подобию Божию.
Сотворенность человека по образу Божию означает причастность полноте благ, совершенств, которыми обладает только Бог. «Бог по естеству Своему есть всякое мыслимое благо, какое только есть». Он творит человека «не скудным в благах». А «поскольку подробный перечень благ велик и обозначить их числом неудобно, то Божие слово, в кратком изречении совокупив все блага, обозначило их, сказав, что человек создан по образу Божию. Ибо это значит то же, что сказать: человек сотворен по природе причастным всякого блага» (Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16).
Наличие образа Божия в человеке – основа возможности богопознания. Подобное познается подобным – эта основная мысль святых отцов, связывающих богопознание и самопознание:
Вслушайся в слова некоего мудреца, обращающегося к тебе и дающего совет: «Если желаешь познать Бога, прежде познай самого себя, из устроения своего, из сочетания своего, из того, что внутри тебя самого. Погрузись в самого себя и, словно в некое зерцало, загляни в душу свою, различи устроение ее и увидь себя как сущего по образу и по подобию Божиему» (преп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу Божию). Здесь святой отец ссылается на факт наличия надписи «Познай себя» над храмом Аполлона в Дельфах. Преп. Антоний Великий также говорит: «Кто познает самого себя, тот знает и Бога» (Письмо к монах. 4-е).
Причем это влияние богопознания и самопознания взаимно:
Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего, не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как посредством некоего чистейшего зерцал, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека трудно объяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии.
Подобный подход (Божество – зеркало человека) есть у Платона (Алкивиад I).
Святые отцы усматривают образ Божий в человеческой душе (святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник) или в ее высшей области — уме (преподобный Иоанн Дамаскин), а также в бессмертии человека (Татиан, святитель Кирилл Иерусалимский).
У преп. Анастасия Синаита в творении «Три слова об устроении человека по образу Божию» перечислены почти все святоотеческие смыслы образа Божия в человеке. Можно привести следующую схему.
Первый смысл понятия «образ и подобие Божие в человеке» преп. Анастасий видит в образе Троицы в разделении человечества на единосущные ипостаси.
Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же — второго человека — соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосущные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа.
Далее – хотя все люди единосущны, но Адам и Ева отличаются по своему происхождению от всех людей. А мы – как их сын, все рождены. И этим сходны со Христом (от вечности и во времени). Именно поэтому Слово воплотилось, чтобы спасти Своих братьев.
Второй смысл: душа – образ Божества, или образ Божественных свойств: разумная, волящая, животворящая, неименуемая, непознаваемая, бессмертная, незримая, иносущна всему остальному творению. Будучи образом и подобием Божиим, душа обладает неизъяснимой красотой, что объясняет враждебность к человеческой душе падших духов: «душа обладает невообразимой и неописуемой красотой, вследствие чего вожделеют и питают страсть к ней враждебные духи, ибо из всех умных [сущностей] она [одна] носит самый прекраснейший образ».
Третий смысл: душа – образ Троицы (соответственно ипостасным свойствам Лиц Троицы). Преп. Анастасий учит о тройственном составе, о трех силах единой человеческой души (обычно в св.от. традиции: разум, чувство, воля или разумное, желательное и яростное начало):
Но давай перейдем к самому важному, что составляет «по образу и по подобию», чтобы показать, согласно обещанию, единое Божество в Троице. Что же это такое? Ясно, что это есть опять же душа (ψυχή), ее мыслящий разум-слово (λόγος) и ум (νους), который Апостол назвал духом (πνέυμα), когда увещевал нас быть святыми душой, телом и духом (см. 1 Фес. 5, 23). Ибо душа является нерожденной и беспричинной во отпечатление нерожденного и беспричинного Бога и Отца, но не является нерожденным ее мыслящий разум, неизреченно, незримо, необъяснимо и бесстрастно рожденный из нее. Ум же не является ни беспричинным, ни рожденным, но есть исходящий, проникая во все и все рассматривая по образу и по подобию Всесвятого и исходящего [от Отца] Духа, о Котором говорится: «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2, 10).
Такая терминология позволяет преп. Анастасию настаивать на единстве души, в противовес Аполлинарию. Душа со своими силами — умом и разумом — едина по своей природе, ибо ни ум, ни разум-слово не есть отдельная от души сущность. Они суть проявления единой души:
Затем обратись от этой Святой Троицы к образу Ее — я имею в виду троицу, сущую внутри нас, — и увидишь, что три наименования являются взаимосвязанными и тесно соединенными. Ибо когда ты говоришь душа разумная и мыслящая, то ясно обозначаешь этим также разум и ум; а когда ты произносишь слово разум, то, естественно, обнаруживаешь этим словом разумную душу, породившую его; наконец, когда ты говоришь ум, то несомненно являешь и душу и разум. Ибо от чего происходит ум, если не от души и разума?
Поэтому душа имеет единое, нераздельное естественное действие. Для преп. Анастасия единство действия означает единство природы, подобно единому действию Лиц Пресвятой Троицы:
Поэтому они, обладая нерасторжимыми и взаимосвязанными наименованиями, имеют единое, нераздельное и сущностное действие. Ибо едино и подобно действие Отца и Сына и Святого Духа, как едины мощь, сила, хотение и воля Их. Ведь когда Отец совершает что-нибудь, то неотделимо соучаствует с Ним и Сын; а когда Сын или Святой Дух исполняют что-нибудь, то нераздельно содействует Им и Отец. Ни Сын не делает ничего самопроизвольно и сам по себе без Отца, ни Отец — без Сына и Духа, ни Дух — без Отца и Сына.
Теперь вновь обратись от Первообраза к отпечатлению, которым является наша душа, созданная по образу и по подобию Божию, и усмотри в нас такое же единое и подобное действие. Ибо душа не совершает ничего без разума, разум — без души, а ум не исполняет ничего сам по себе, без души и разума, поскольку единоприродны, однородны и взаимосвязаны общая сила и действие их, будучи по образу и по подобию Божию.
Четвертый смысл: разум-слово имеет двойственной рождение: сначала в сердце в виде мысли, а затем через уста в виде произнесенного слова. В этом преп. отец видит образ единого Христа, имеющего двойное рождение: сначала превечно рожденного от Отца и затем родившегося во времени от Девы Марии:
Ибо он (логос) рождается в сердце неким непостижимым и нетелесным рождением и пребывает внутри него неведомым; и он же рождается посредством уст и тогда всеми познается. Однако при этом он не отделяется от породившей его души… (как и Слово нераздельно с Отцом).
Пятый смысл: душа – образ проявления Лиц Троицы в домостроительстве. В развитии человека от младенческого возраста преп. Анастасий видит образ проявления Ипостасей Святой Троицы в домостроительстве нашего спасения, а также образ духовного развития человека, образ познания им Таинства Святой Троицы. Как разум-слово и ум в человеке проявляется не сразу, так и Бог Слово воплотилось и тем явило Себя миру «во время оно», а Дух Святой сошел на апостолов в Свое время — в день Пятидесятницы, когда Христос воскрес и вознесся на небеса
выходя на свет боговедения, подобно младенцу при рождении, он, благодаря руководству закона, являет себя [уже как бы] одушевленным: познает Бога и Отца, содержащего в Себе сущностное Слово и сущностный Дух (как душа содержит в себе разум и дух), но не вмещает пока, вследствие великой немощи воли и младенчества своего, откровение Слова и Духа, дабы, посредством [незрелого] богопочитания, не впасть в многобожие. Затем, по мере прохождения времени, наше мирское естество, подобно возрастающему дитяти, начинает рассуждать, научаемое Богом и Отцом, словно некоей душой, дабы познать, пока смутно и как бы посредством неясных и косноязычных пророческих назиданий, первую попытку выражения и проявления сокрытого и присущего Отцу Слова. После этого косноязычного и туманного выражения Слова (я имею в виду речения Моисея и пророков), наступает время, когда совершенное Слово Божие, происходя, словно из неких уст, из материнской утробы Девы, [изрекается] ясно и отчетливо, и мирское естество человеческое узнает, наконец, благодаря [воплощенному] Слову и через Него, совершенную полноту троичности своей. Оно воспринимает, словно некий ум, Святой Дух, Который поселяется в нем не извне, перемещаясь [до этого] в пространстве, но бывает явленным в этом естестве изнутри него, то есть из души и разума, или же от Отца и Сына…
Шестой смысл: Троичность души проявляется и в том, что она является образом Промышления Божия о творении. И здесь Синаит опирается на мнение «внешних», которые видели в душе некое другое разделение, более общепринятое, чем разделение, предложенное выше преп. Анастасием:
Вследствие этого внешние мудрецы и еще иным образом определяют трехчастность нашей души, говоря, что она обладает желательным, разумным и яростным [началами], чтобы посредством желательного [начала] прилепляться любовию к Богу, посредством разумного [начала] воспринимать от Него ведение и мудрость, а посредством [начала] яростного противостоять «духам злобы» (см. Еф. 6, 12). И в этих трех [началах] душа опять начертывает свой образ Божий. Ибо Триединый Бог тремя способами управляет и руководит… [вселенной]: Он либо творит, либо предвидит, либо воспитывает. И желательное [начало] души есть по образу зиждительной силы Божией, ибо оно осуществляет [всякое] действие; разумное [начало] есть символ промыслительной силы Божией, а яростное [начало] обозначает воспитывающую [силу Божию].
Эти два разделения единой души на три силы, согласно преп. Анастасию, не суть различные разделения. Между своим и общепринятым делением души Синаит усматривает тесную связь:
Равным образом [можно сказать, что] желание есть своеобразное свойство души, ибо младенцы, будучи только еще одушевленными, еще до того, как начать говорить, сразу же испытывают желание материнской груди и сна; разумное [начало], как это очевидно, есть своеобразное свойство разума, а [началу] яростному присуще возникать в уме, и именно ум приводит в смущение тот, кто гневается вопреки естеству.
Наконец, седьмой смысл: христологический. Соединение души и тела человека символически отображает соединение двух природ во Христе — Божественной и человеческой.
творя двойственного человека, который является зримым и незримым, [Бог] назвал его Твоим образом и подобием, ибо человек — смертен и бессмертен, отпечатлевая мыслящей и бессмертной душой Твое, Христе, Божество, а в страстном теле [своем] нося истинный образ Твоего Человечества, единосущного ему.
Библейский смысл, как мы указывали выше, – владычество человека над остальным миром. Более поздние святые отцы говорили о творческих способностях человека, как о образе Божием.
Некоторые современные богословы рассматривают способность человека к общению также показателем образа Божия. Бог есть любовь (1 Ин 4. 16). Бытие Бога как Трех Лиц есть любовь; общность Трех есть общение в любви, такое общение, которое исключает какую-либо самозамкнутость или самодостаточность, но есть всецелая отдача Себя Другому. Точно так же и человек не мог бы любить и быть причастен любви, если бы оставался один. Человек, сотворенный по образу Божию, призван в общении с Богом и другими людьми реализовать заложенный в него потенциал любви.
Некоторые христианские авторы различали «образ» и «подобие»: образ Божий — был дан человеку в момент его сотворения; подобия, то есть уподобления Богу, человек должен достичь в результате нравственного совершенствования и доброделания.
Человек остается образом Божиим даже в своем греховном состоянии: образ Божий в падшем человеке помрачен, но не уничтожен. В одном из заупокойных песнопений Православной Церкви говорится: «Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений...» (Требник. Последование чина отпевания).
Природа человека