Смерть Дурайда ибн ас-Симмы
После поражения язычники пришли в ат-Таиф. Вместе с ними был Малик ибн Ауф. Некоторые из них расположились лагерем в долине Аутас, а другие направились к пальмовой роще. Среди тех, кто ушел в сторону пальмовой рощи, кроме Бану Гийара из племени Сакифа, никого не было. Конница Пророка последовала по следам людей, направлявшихся к пальмовой роще, и не пошла по следам тех, кто скрылся в ущелье.
Рабиа ибн Руфайа, догнав Дурайда ибн ас-Симму, отобрал у него поклажу — он думал, что это женщина, потому что Дурайд ехал в паланкине. А оказалось, что это мужчина. Остановил его и тут увидел, что это старый человек — Дурайд ибн ас-Симма. Юноша его не знал. Дурайд спросил: «Что ты хочешь сделать со мной?» Ответил: «Я убью тебя». Спросил: «А кто ты?» Ответил: «Я — Рабиа ибн Руфайа ас-Сулами». Потом ударил его мечом и не причинил Дурайду никакого вреда. Дурайд воскликнул: «Плохо тебя вооружила мать твоя. Бери мой меч из седла! — а седло находилось внутри паланкина — потом ударь меня этим мечом так, чтобы меч прошел от плеча до головы. Я раньше так рубил людей. Потом, когда придешь к своей матери, сообщи ей, что ты убил Дурайда ибн ас-Симму. Ей-богу, как часто я защищал твоих женщин!» Люди из Бану Сулайм утверждали, что Рабиа рассказывал следующее: «Когда я ударил его, он упал, разваленный пополам, так что он был похож на развернутый лист». Вернувшись к матери, Рабиа сообщил ей о том, что он убил Дурайда. Она воскликнула: «Ей-богу, ведь он освободил твоих матерей трижды».
Пророк послал по следам тех, кто направлялся в долину Аутас, Абу Амира аль-Ашари. Он догнал некоторых убежавших людей, которые стали с ним сражаться. В Абу Амира попала стрела, и он был убит. Знамя взял Абу Муса аль-Ашари, его двоюродный брат, и стал с ними сражаться. Аллах послал ему победу, и он победил их.
Стали убивать людей клана Бану Риаб из племени Бану Наср. Утверждают, что Абдаллах ибн Кайс из Бану Вахб ибн Риаб сказал: «Посланник Аллаха, Бану Риаб погибли». Утверждают также, что Пророк воскликнул: «О Боже! Помоги им выдержать!»
Ибн Хишам передал: «Рассказал мне один из знатоков преданий в стихах, что Абу Амир аль-Ашари встретил в день битвы в долине Аутас десять братьев из язычников. Один из них стал нападать на него. Абу Амир тоже набросился на него, призывая одновременно к исламу и приговаривая: «О Боже! Будь свидетелем тому, что он делает!» Абу Амир убил его. Потом против него пошел другой. Абу Амир вступил с ним в схватку, призывая его к исламу и приговаривая: «О Боже! Будь свидетелем тому, что он делает!» Абу Амир убил его. Потом третий напал на Абу Амира. Абу Амир стал с ним биться, призывая его к исламу и приговаривая: «О Боже! Посмотри на него!» Человек тогда тоже воскликнул: «О Боже! Не смотри на меня!» Абу Амир перестал с ним биться. Тот остался жив, принял ислам и стал хорошим мусульманином. Увидев его, Пророк обычно говорил: «Это тот, который спасся от рук Абу Амира». В Абу Амира стреляли два брата: аль-Ала и Ауфа, сыновья аль-Харса из Бану Джушама ибн Муа-вийа — один из них попал ему в сердце, а другой — в колено. Они убили его. Людей возглавил Абу Муса аль-Ашари. Он напал на двух братьев и убил их.
Ибн Исхак передал: «Мне рассказали некоторые сподвижники, что Посланник Аллаха тогда проходил мимо женщины, убитой Халидом ибн аль-Валидом. Вокруг нее столпились люди. Пророк спросил их: «Что это?» Сказали: «Женщина. Ее убил Халид ибн аль-Валид». Тогда Пророк, обращаясь к одному из сопровождающих его людей, сказал: «Догони Халида и скажи ему, что Посланник Аллаха запрещает убивать ребенка, женщину и старика».
Некоторые люди из Бану Саад ибн Бакр рассказали мне, что Посланник Аллаха тогда сказал: «Если сможете схватить Баджада, человека из Бану Саад ибн Бакр, то не дайте ему ускользнуть!» Он совершил ранее какой-то проступок. Когда его поймали мусульмане, они потащили его вместе с членами его семьи. Вместе с ним потащили также аш-Шайму бинт аль-Харс ибн Абд аль-Узза, молочную сестру Пророка. Когда ее вели, обращались с ней грубо. Она мусульманам сказала: «Знайте, ей-богу, что я молочная сестра вашего хозяина». Мусульмане ей не поверили и привели ее к Пророку.
А Йазид ибн Убайд ас-Саади мне рассказывал, что, когда ее привели к Пророку, она сказала: «О Посланник Аллаха! Я — твоя молочная сестра». Он спросил: «А чем докажешь?» Сказала: «Ты меня укусил в спину, когда я тебя катала, и остался след». Пророк узнал ее, расстелил перед ней свой плащ, усадил на него и предложил ей выбор: «Если хочешь, оставайся при мне — будешь пользоваться любовью и уважением. А если захочешь, я дам тебе некоторое количество вещей, и ты вернешься к своим с этими вещами». Она попросила дать ей вещи и вернуть к своим родным. Пророк дал ей вещи и вернул к родным. Люди из Бану Саад утверждали, что Пророк дал ей юношу по имени Макхуль и девушку, которые потом поженились между собой, и род их продолжается.
Ибн Хишам говорит, что относительно битвы в долине Хунайн были ниспосланы следующие аяты: «Аллах уже помогал вам во многих местах (битвах), а также в битве Хунайна, когда вы восхищались своей многочисленностью» и до слов «Это было наказанием для неверующих» (9:25).
Ниже приводятся имена погибших мусульман в битве в Хунайне.
Из племени Курайш, потом из Бану Хашим: Айман ибн Убайд; из Бану Асад ибн Абд аль-Узза: Йазид ибн Замаа ибн аль-Асвад ибн аль-Мутталиб ибн Асад — его понесла лошадь, и он был убит.
Из ансаров: Сурака ибн аль-Харс ибн Адий; из рода ашаритов: Абу Амир аль-Ашари.
Потом к Пророку привели пленников битвы в Хунайне и собрали их имущество. Ответственным за добычу был Масуд ибн Амр аль-Гифари. Пророк велел запереть пленных и добычу в аль-Джуаране.
Ибн Исхак приводит также стихи, сложенные в честь битвы в долине Хунайн.