Добрые плоды болезни. О духовном отце. Похвала Афонцам. О сокрушении и молитве Иисусовой. Магазин духовный. Первый наш злодей

Милость Божия буди с вами!

Поболели? - Но слава Богу, что поправляетесь, или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительные в жизни и общей, тем паче в духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти, и веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты рычаги духовной жизни и направители.

Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно к вам держал себя. - Афонских отцов - спаси Господи! Они хорошо действовали. - Брат же ваш и сын, мудреные судьи, как это у них все клеится?

Болезнь была не от образа жизни; следовательно и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в восстановлении сил - побочное дело. Главное - пища свежая (непопорченная), воздух чистый, и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, - и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь - лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. - Немец Гуфеланд написал науку, к долголетной жизни, где превозносит постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, - а от духа и тело причащается той же жизни. - Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем в видах скорейшего восстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, - в сне, труде, стоянии, - и в пище. Это уже после страстной.

Вот лето, можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же яйца, ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.

Вы желаете, чтоб сокрушение и слезы никогда не отходили. Лучше желайте, чтоб всегда у вас царил дух смирения глубокого. От него слезы и сокрушенье, от него же и то, что они ненадымают, ибо и от них враг ухитряется породить сии зловредные зелия. Бывают и радования духовные вперемежку с сокрушением. Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному, - и с ними дружески уживаться, скрываясь некако под ним. - Теперешнее ваше умиленье и сокрушение - отчасти плод прошедшей или проходящей болезни.

Порождение молитвы во время рукоделья - милость Божия, - и молитесь тут же за работою. - Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, - что не произносите непрестанно - это и не требуется, требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего либо. Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде; то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою.

Как по душе пришлись вам мои книжки, то и читайте их. Вон вышли книги, моя жизнь во Христе озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского, одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня. Потому не излишне, если встретите их и прочитаете.

Но главный магазин духовных научений в Добротолюбии. Попросите у Афонских отцов, дать вам почитать 2-й том Добротолюбия. Там говорится все о борьбе со страстями, что крайне нужно добре знать подвизающемуся. Читайте и замечайте признаки, в каких являются страсти. Потом по сим указаниям себя обсуждайте, и исправляйте.

А самоцен как у вас? Возьмите меч или держите всегда, - смирения и уничижения и безжалостно отсекайте, и непрестанно отсекайте главу первому злодею нашему.

Благослови вас Господи! Благодарю за молитву о мне - и прошу продолжать. Спасайтесь!

Е. Феофан. 30 марта 93 г.

Наши рекомендации