Общие термины, применяемые к достоверным, хорошим и слабым хадисам
В этом разделе мы остановимся на общих, применяемых к достоверным, хорошим и слабым хадисам терминах.
«Марфу‘» («возведенный») — это хадис, сообщающий о пророческих словах, поступках и решениях, возводимый к самому Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!).
«Возведенный» («марфу‘») хадис может не обладать непрерывной цепью передачи. В случае выпадения из цепи имени сподвижника хадис будет относиться к категории «мурсаль» («пропущенный»). В случае выпадении из цепи одного из передатчиков или его неизвестности хадис будет относиться к категории «мункати‘» («прерванный»). В случае выпадения из цепи имен двух или более передатчиков хадис будет относиться к категории «му‘даль» («неустановленный»). В этих трех случаях хадис будет классифицироваться как слабый («да‘иф»).
«Муснад» — это хадис, цепь передачи которого возводится к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) и является непрерывной («муттасиль») на всем протяжении.
«Муттасиль» («непрерывный») — это хадис, цепь передачи которого — непрерывна от начала и до конца. Такой хадис не должен быть обязательно возведен к самому Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), он может начинаться от сподвижника или передатчика после него. Такой хадис называется еще «маусуль» («непрерванный»).
«Маукуф» («остановленный») — это хадис, в цепи передачи которого слова, деяния или решения возводятся к сподвижнику («сахабу»).
«Макту‘» («отсеченный») — это хадис, в цепи передачи которого слова, деяния или решения возводятся к последователю («таби‘ину»).
«Му‘алляк»(«подвешенный») — это хадис, в начале цепи передачи которого пропущено одно или подряд несколько звеньев.
«Гариб» («неизвестный») и «фард» («одиночный») [1] — это хадис, в каждом звене цепи передачи которого после звена сподвижника присутствует по одному передатчику. Между словами «гариб» и «фард» существует лексическое и терминологическое сходство. По этой причине некоторые хадисоведы такой тип хадисов называют иногда «гариб», а иногда — «фард».
«‘Али» («высокий») — это хадис, имеющий малое количество звеньев цепи передачи между Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!) и мухаддисом.
«Назиль» («отдаленный») — это хадис, имеющий большое количество звеньев цепи передачи между Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!) и мухаддисом.
«Таби‘» («подобный») и «шахид»(«свидетельствующий») — хадисы, идентичные один другому. Если идентичны не сами тексты, а их смысл, то такой хадис называют «шахид»(«свидетельствующий»). Если же идентичны и тексты, и смысл, то такие хадисы называют «таби‘» («подобный»).
Если идентичность прослеживается по всей цепи передатчиков, то такой хадис называют полностью подобным («мутаба‘айи тамма»), если же только в части цепи, то называется недостаточным («накиса»). Если в тексте и в смысле хадиса не выявляется идентичность, то такие хадисы называют «одиночными и неизвестными» («фард ва гариб»).
«Мудрадж» («включающие») — это хадисы, в тексте или цепи передачи которых найдены посторонние включения. Передатчики достоверных и хороших хадисов обращали внимание на посторонние включения и ясно называли тех, кто вводил в хадис посторонние включения, для того, чтобы ни одно постороннее слово не включалось в слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) и не приписывалось ему то, что он не говорил.
«Идрадж» («включение») производится с целью толкования отдельных содержащихся в хадисе слов или с целью разъяснения какого-либо шариатского постановления.
«Мусалсаль» («подкрепленный») — это хадис, передатчики которого придерживались единого мнения относительно какого-либо качества, события или состояния. «Мусалсаль» означает цепочку, следование друг за другом. То есть каждый последующий передатчик придерживался одного мнения с предыдущим передатчиком относительно какого-либо события, описываемого качества или состояния дел. Подкрепленные хадисы имеют свои разновидности.
«Мусаххаф»(«переставленный») — это хадис, у которого изменены или утеряны одна или несколько отдельных букв или диакритических точек, а текст в общем остался без изменений. Если же произошли более существенные изменения текста, то хадис называют «мухарраф» («искаженный»). Такое определение дал этим хадисам Ибн Хаджар. В принципе, эти слова синонимичны. Поэтому некоторые мухаддисы не разделяли эти две категории хадисов.
Усман Заки Мулла Мухаммед