О БРАНИ ПОМЫСЛОВ. человек очищается и приемлет

«Видя все посредством

добрых помыслов,

человек очищается и приемлет

Благодать Божию. А злыми, «левыми», помыслами

человек осуждает

и несправедливо обижает других,

препятствует приходу

Божественной Благодати,

после чего приходит диавол

и терзает его»

О БРАНИ ПОМЫСЛОВ. человек очищается и приемлет - student2.ru ГЛАВА ПЕРВАЯ

О помыслах добрых и злых1

Сила доброго помысла

Геронда, в Ветхом Завете, в Четвертой Книге
Маккавейской, говорится следующее: «Благочестивый помысл не искоренитель страстей, а их противник»2. Что это значит?

— Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе со­стояние твердым, устойчивым, [его] страсти прекращают

1 В святоотеческом аскетическом лексиконе слово «помысл» мо­жет означать как простую мысль, возникающую в уме, так и душев­ное движение, направленное к доброму или злому. Кроме этого, под
«помыслом» может пониматься доброе или злое влечение, приобре­тенное с помощью ума, совести, чувства и воли. Любому делу пред­шествуют помыслы, поэтому для того, чтобы духовная борьба была
правильной, она должна быть обращена в первую очередь на рас­смотрение помыслов, с тем чтобы возделывать помыслы добрые и
изгонять злые. Все христиане должны заниматься этим деланием, но
особенно углубленно занимаются им монахи. (Далее примечания
греческих издателей даются без указаний.)

2 Четвертая Книга Маккавейская на русский язык не
переведена.— Прим. пер.



О БРАНИ ПОМЫСЛОВ

О помыслах добрых и злых




действовать и их словно не существует. То есть благочести­вый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть. В Четвертой Книге Маккавейской опи­саны [мучения] которые смогли перенести семь Святых Отроков, их мать Святая Соломонида и их учитель Святой Елеазар, имея благочестивые помыслы. Я думаю, что писа­тель [Священной Книги] говорит об этом для того, чтобы ясно показать силу доброго помысла3.

Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерны­ми лучами поражают ракету противника еще на старто­вой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько мо­жете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и наса­дить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца.

Если человек держит [в себе] пусть даже и «немного левый», то есть злой, помысл о ком-то, то какой бы по­двиг он ни совершал — посты, бдение или что-то еще,— все пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? По­чему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным?

Один чистый, добрый помысл обладает силой боль­шей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения,

3 В русском переводе см. 2 Мак. 6, 7.

О БРАНИ ПОМЫСЛОВ. человек очищается и приемлет - student2.ru
постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако один включенный им в работу чистый помысл обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь.

— Геронда, говоря о «чистом помысле», Вы вклады­ваете в это слово узкий [аскетический] смысл или же употребляете его более широко?

— И широко тоже. Посредством добрых помыслов че­ловек очищается и приемлет Благодать от Бога. А посред­ством «левых» [недобрых] помыслов он осуждает и не­справедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной Благодати. А потом приходит диа­вол и терзает этого человека.

— То есть, Геронда, осуждая других, человек дает диаволу право его терзать?

— Да. Вся основа в добром помысле. Именно он воз­вышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достиг­нуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. Это и есть то, о чем сказал Христос «Не судите на лица, но праведный суд судите»4. А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но ду­ховными очами. Он всему находит оправдание — в доб­ром смысле этого слова

Нам надо быть внимательными, чтобы не принимать лукавых телеграмм диавола. Принимая их, мы оскверним «Храм Духа Святого»5, от нас удалится Благодать Божия, в результате чего мы [духовно] ослепнем. Увидев наше сердце непорочным, чистым, Святый Дух приходит и обитает в нем. Ведь Святый Дух любит непорочную чис­тоту. Поэтому Он и явился [на Иордане] в виде голубя6.

4 Ин. 7, 24.

5 Ср. 1 Кор. 6, 19 и 3, 16.

6 См. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22 и Ин. 1, 32.

Наши рекомендации