Глава 21. Необходимое основание
Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:21)
Этот стих является переходной ступенью к обширному обсуждению Павлом взаимоотношений между различными людьми, которое продолжается вплоть до. 6:9. Общий принцип взаимной покорности, повинуясь друг другу, не только является продуктом исполнения Святым Духом (как указано в предшествующей главе), но также и основанием более специфических принципов авторитета и покорности в отношениях мужей и жен, родителей и детей, господ и рабов, что рассматривается в более развернутом отрывке.
К числу наибольших трагедий нашего времени следует отнести последовательное отмирание семьи в ее традиционном виде. Супружеская неверность, превозношение прелюбодеяния, гомосексуализм, аборты, феминистское движение, преступность и сексуальная революция - все это внесло свой вклад в развал семьи. Каждый из этих компонентов является звеном единой цепи, которая стремительно разрушает брак и семью.
Гомосексуалисты и лесбиянки открыто заявляют о своих требованиях на право заключения брака в своей среде, и многие штаты, так же как и растущее число церковных групп, признают это право. Пары, состоящие из лесбиянок и даже гомосексуалистов, совместно воспитывают детей, зачатых от любовников противоположных полов и, в результате, называют подобную группу семьей. Многие незамужние женщины рождают детей вне брака и самостоятельно воспитывают их. В подобных ситуациях семья, состоящая из одного родителя становится делом выбора так же, как и вынужденной неизбежности.
Повое умостроение в отношении брака отражается в убеждении некоторых социологов и психологов, которые утверждают, что брак является анахронизмом и пережитком прошлого в понимании первобытным человеком себя, как индивидуума и общества, в целом. Человек, достигший совершеннолетнего возраста, по их представлению, не нуждается в ограничениях и запретах, которые когда-то считались необходимыми для плодотворной и полноценной жизни.
Не обладая собственным авторитетом для налаживания взаимоотношений, люди безуспешно ищут реализации многозначительных, гармоничных, удовлетворяющих взаимоотношений, используя те средства и возможности, какие только могут изобрести или отыскать. Их единственным источником служит экспериментирование, что приводит к развалу семьи, и, в конечном итоге, общества в целом.
Для христиан наступило время, жить согласно Священному Писанию и заявить о том, что всегда провозглашалось в Библии и учении церкви до последнего времени. Божье повеление в отношении семьи и брака приносит смысл, счастье, благословение, награду и удовлетворение - и это единственное, что может дать такие результаты.
Однако, замешательство относительно Божьих повелений в вопросе о браке и семье проникло даже в церкви. В прошлом поколении разводилась только одна супружеская пара из пятисот пар в церкви. В наши же дни число разводов в церкви увеличилось во много раз и положение еще больше ухудшается. Церковь должна заняться этой проблемой в своих рядах и прежде, чем эффективно служить своими советами миру.
Развод в церкви стал таким заурядным делом, что один пастор в штате Вирджиния составил специально церемонию служения, на котором после клятвенного обещания мужа и жены взаимно уважать друг друга, призывалось Божье благословение на расторжение брака. Частично, на основании трагических примеров, наблюдаемых в браке, и особенно в жизни собственных родителей, молодые люди склонны сожительствовать друг с другом, не вступая в брак. Когда их начинают тяготить подобные взаимоотношения, то они просто расходятся и ищут других партнеров. Даже те минимальные обязательства друг перед другом являются весьма поверхностными и недолгими. Любовь заменилась похотью, а эгоизм царит на месте жертвенности.
Многие браки, избежавшие каким-то образом развода, тем не менее характеризуются супружеской неверностью, обманом, неуважением, недоверием, эгоцентричностью, материализмом, и являются пристанищем других грехов, разрушающих гармонию, препятствующих счастливой жизни и приводящих к моральному опустошению подрастающего поколения.
С увеличивающимся числом разводов уменьшился интерес] к деторождению. По некоторым подсчетам, приблизительно в каждой третьей паре, в возрасте деторождения, один, или оба партнера подверглись стерилизации. Растущее число женщин, забеременевших в процессе небрачных отношений, предпочитает избавляться от своей беременности путем аборта, таким образом освобождаясь от нежеланных детей. А из числа уже рожденных детей, многие из них подвергаются заброшенности, обидам и жестокому обращению со стороны своих родителей. Супружеские пары, имеющие детей, рождают их в более позднем возрасте, чтобы дети не нарушили планов родителей в стремлении к самоудовлетворенности.
Пастор одной евангельской церкви сообщил, что, хотя большинство прихожан и причисляло себя к христианам, по меньшей мере семьдесят процентов пар, обратившихся к нему для совершения бракосочетания, уже сожительствовали друг с другом. Многие из них уже утверждали, что их брак соответствует Божье воле, но живя в таком вопиющем непослушании Его моральным требованиям, они не имеют никакого основания для познания Его воли в отношении их брака. Другие пары, причисляющие себя к числу христиан, вступают в брак второй, третий и четвертый раз - и, каждый раз заявляют, что Господь руководил ими.
Бог простит, очистит и восстановит верующего, приносящего покаяние, но Он не изменяет Своих повелений чистоты и праведности, и не обещает освободить от трагических последствий непослушания, которые нередко случаются при этом. Если церковь будет стараться соответственно подогнать эти Божественные повеления применительно к неразумности и греховности ее членов, то это не только огорчает и оскорбляет Бога, но подрывает и основы ее свидетельства этому миру. Если не будет хороших браков в церкви, то тем более их не будет и в мире, как это наблюдалось во времена Павла.
В Ветхозаветние времена женщину почитали немногим выше слуги. Многие евреи каждое утро молились: "Боже, благодарю Тебя, что я не язычник, не раб и не женщина". Предписание, заключенное во Второзаконии 24 относительно развода и повторного вступления в брак, было полностью искажено и включало в себя буквально любое нарушение, или немилость, которую заслужила жена в глазах своего мужа. В греческом обществе царило еще худшее положение. Мужья нередко брали себе наложниц, а роль жены попросту сводилась к рождению законных детей и к присмотру за домом. Греческие мужья не имели значительных оснований разводиться с женами, а их жены не могли выйти из брака. Разводы были настолько редки, что не существовало даже легальной процедуры развода. Демосфен писал: "У нас имеются куртизанки для собственного удовольствия, наложницы для повседневного удовлетворения и жены для законного деторождения и верного ведения наших домашних дел". Большое распространение получили торгующие своим телом обоих полов и общая плотская нечистота от которого произошло наше слово порнография. Мужья поддерживали сексуальные связи с наложницами и блудницами; в то время, как их жены, зачатую с одобрения своих мужей, находили плотскую удовлетворенность сов своими рабами, как мужского, так и женского пола. Проституция, гомосексуализм и многие другие формы сексуальной распущенности и нечистоты неизбежно привели к повсеместному сексуальному надругательству над детьми, что мы наблюдаем и в наши дни.
В Римском обществе дела обстояли еще хуже. Брак был не более, чем легальная проституция, а развод был обставлен с такой формальной легкостью, что мог иметь место неограниченное число раз. Многие женщины не желали иметь детей, потому что деторождение ухудшает внешний вид и фигуру. Феминизм представлял обычное явление. Стремясь уподобиться во всем мужчинам, некоторые женщины занимались борьбой, фехтованием и различными формами занятий, традиционно считавшихся мужскими. Некоторым женщинам нравилось охотиться за дикими кабанами с обнаженной грудью. Женщины начали господствовать над мужчинами и брали инициативу развода в свои руки, руководствуясь своими желаниями.
Павел наставлял верующих в Ефесе, чтобы они проводили жизнь в полном контрасте с греховными, порочными, эгоистичными и аморальными нормами окружающего мира. Взаимоотношения между мужем и женой должны строиться по принципу взаимоотношений Христа с Его церковью. "Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (5:23-25). Взаимоотношения между мужьями и женами должны быть святы и нерасторжимы, как и между Христом и Его церковью. Христианское браки и семьи должны радикальным образом отличаться от мирских. Взаимоотношения между мужьями и женами; родителями и детьми должны настолько быть погружены в смирение и взаимное послушание друг другу, что авторитет мужей и родителей, хотя и проявляемый согласно необходимости, становится почти незаметным, а подчинение жен и детей превращается не более, чем в поведение в духе благодатной любви. В книге Песни Песней Соломона перед нами раскрывается прекрасный образец брака. Хотя муж был царем, но его преобладающие взаимоотношения со своей женой у него основывались не на авторитете, а на любви. Жена ясно признавала главенство своего мужа, но это было главенство, облеченное в любовь и взаимные уважения. "Что яблоня между лесными деревьями" то возлюбленный мой между юношами, - говорила она, - В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною -любовь" {2:3-4). Знамя было публичным провозглашением, а в данном случае - провозглашением любви царя к своей жене, которое он хотел распространить всему миру. Она имела гарантию, заверяющую ее в его любви не только в личном признании, но и во всенародном оглашении. Об этом знали все. "Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви, - продолжала она, - Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня" (ст. 5-6). Ее муж с готовностью и желанием защищал ее, обеспечивая ее и простирая к ней свою любовь.
Соломон отвечал ей, говоря следующее: "Встань, возлюбленная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал" (ст. 10-11). Пришла весна и все его мысли были сосредоточены на своей возлюбленной. В его словах нет намека на властность, или превосходство, но звучит только любовь, уважение и забота о благоденствии, радости и удовлетворенности своей жены. Она выражает глубокую взаимность их взаимоотношений словами: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (ст. 16), а далее "Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой" (5:16).
Семьи являются строительными блоками человеческого общества, а общество, которое не защищает семью, подрывает основы своего существования. Когда уходит семья, то с ней уходят и все ценности. Когда утратится связность, многозначность и дисциплина семьи, то будет процветать анархия. А там, где царит анархия, нет места законности, правосудию и безопасности. Семья питает и связывает общество воедино, в то время как анархия, являющаяся следствием ее разрушения, только разоряет, подрывает и разрушает его.
Неверующие люди могут извлечь значительную пользу, следуя Божьим принципам в отношении семьи, но полную силу и потенциальную возможность этих принципов могут понять и применять в своей жизни только те, кто Принадлежат Ему по в Его Сына. Павел говорит с ефесянами, как с единомышленниками по вере; но им, не имевшим в себе Божественной жизни и Его ресурсов, которыми могут обладать только христиане, принципы в отношении брака и семьи, представленные в этом, послании, приносят ограниченную пользу. Основной принцип повиновения друг другу находит свою силу и эффективность только в страхе Божием. Семья может служить тем, чем предназначил ей быть Бог, только тогда, когда ее члены являются тем, чем предназначил им быть Бог, уподобившись "образу Сына Своего" (Рим. 8:29). Точно таким же образом, как человек может обрести полноту жизни только в надлежащих взаимоотношениях с Богом, и семья находит полноту жизни только тоща, когда верующие -родители и дети следуют Его плану, предназначенному Им для семьи, под контролем и могуществом Святого Духа (Еф. 5:18).
Те люди, которые не знают Бога, или не признают Его существования и авторитета, не чувствуют никакого побуждения принимать Божий повеления в отношении брака и семьи, или чего-либо. Они не обладают новой природой или внутренними ресурсами во всей полноте исполнять эти повеления, если бы даже и захотели.
Несколько лет тому назад меня пригласили выступить перед студентами, изучающими философию, на тему о христианской сексуальной этике. Эта лекция происходила в одном большом светском университете. Сознавая бесполезность даже попытаться объяснить Библейские требования до взаимоотношения полов тем людям, которые открыто отвергают авторитет Священного Писания, я начал свое выступление следующими словами: "Нормы христианской этики не может понять и оценить тот человек, который не познал Христа лично, как Спасителя и Господа. Поэтому я и не ожидаю, что большинство из вас согласится с тем, что большинство из вас не соглашаются с тем, что оно говорит об Иисусе Христе. Необходимое условие понятия повелений Писания в отношении чего бы то ни было требует налаживания и поддержания правильных взаимоотношений с Тем, Который произнес Свои слова в Писании. Только тогда, когда вы знаете Господа Иисуса Христа и любите Его, вы можете понять Его требования в отношении взаимоотношения полов и сами пожелать их исполнять". Один студент поднял руку и сказал: "Ну, в таком случае, может быть вы лучше рассказали бы нам, как познать и полюбить Иисуса Христа". С радостью следуя этому предложению, я провел почти целый час, демонстрируя необходимость уверования во Христа и средства для этого шага, и посвятил последние десять минут объяснению того, что означает приверженность Ему в отношении сексуальных требований.
Только те, кто умерли для греха и живут для Бога (Рим. 6:4-6), служа праведности (Рим. 6:16-20), кто сознает присутствие Святого Духа (Рим. 8:5-8), облекшись Его силою (Рим. 8:13), будут радоваться возможности жить согласно Господнему повелению. Благоговение пред Христом и поклонение Ему является основой такого духа послушания.
К сожалению, многие люди, знающие Иисуса Христа, как спасителя и Господа, не проводят свою жизнь в соответствии с Его моральными законами о браке и семье. По причине непостоянного исполнения Его Духом и уподобления окружающему миру, они не чувствуют ни достаточного побуждения, ни силы проявлять послушание своему Господу во всем. Они обладают Святым Духом, но Святой Дух не обладает ими. И, в результате этого, многие христианские пары спорят и сражаются друг с другом больше, чем некоторые неверующие. Многие семьи в ложных религиях, например, и даже нерелигиозные семьи выглядят внешне более гармоничными и дисциплинированными, чем некоторые христианские семьи. Плотский верующий будет иметь разлад в своей семье, так же, как и в своем сердце и во взаимоотношениях с Богом.
В наши дни мы буквально наводнены информацией о браке. В продаже можно встретить книги о браке и половых отношениях как христианского, так и мирского направления. Многие так же проявляют нездоровый интерес к сексу и так же неделикатны по этому вопросу, как и их мирские двойники. Повсюду проводится масса конференций, семинаров и консультаций по проблемам брака, и некоторые из них могут быть полностью основаны на Священном Писании и хорошо организованы. Но, если верующий не будет исполняться Святым Духом и прилагать к Своей жизни истины Божьего Слова, пригодные ко всем жизненным обстоятельствам, то даже лучший совет приведет только к поверхностной и временной перемене к лучшему, потому что в сердце не возникает надлежащего побуждения и силы к его реализации. С другой стороны, когда мы исполнены Святым Духом и благодаря этому находимся под контролем Божественной истины, то нас направляет Божья сила угождать во всех своих делах Богу, потому что Его Дух контролирует наше поведение и взаимоотношения.
Иаков говорил: "Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?" (Иак. 4:1). Конфликты в церкви, доме и браке всегда являются продуктом сердечного состояния, которое управляется своеволием, а не Божьим Духом. Там, где эгоистичное "я" отстаивает свои собственные права, мнения и цели, там нет места гармонии и миру. Эгоистичная жизнь всегда происходит в борьбе за первенство и унижение других по мере умножения гордости. Жизнь же, основывающаяся на Святом Духе, напротив, направлена к скромности, служению людям и возвышению других людей по мере умножения смирения. Христианин, который исполнен Духом, "не о себе только "каждый заботится, но... и о других" (Фил. 2:4).
Повинуясь - переведено со слова hurotasso, которое в первоначальном виде употреблялось в военной терминологии и означало приводить в порядок или выстраивать по рангу. Исполненные Святым Духом христиане выстраивают себя по порядку, повинуясь друг другу. Основная идея этого утверждения состоит в том, чтобы передать свои права другому человеку. Павел советует верующим в Коринфе повиноваться верным служителям и быть почтительными "ко всякому содействующему и трудящемуся" (1 Кор. 16:16). Петр повелевает нам быть покорными "всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, Правителям ли, как от него посылаем для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - Ибо такова есть воля Божия" (1 Пет. 2:13-15 ср. Рим. 13:1-7). Без верховной' власти правителей, без армии, полиции, судей и так далее, не может функционировать ни один народ, ни одно государство. Те, кто стоят у власти, занимают свои посты не потому, что лучше других людей, но потому, что без назначения авторитетных лиц и без установления порядка, страна сошла бы на путь анархии.
Точно таким же образом, мы должны в церкви повиноваться "наставникам... и быть покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах (наших) как обязанные дать отчет" (Евр. 13:17). Бог предназначил мужчинам занимать посты пасторов и пресвитеров. "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, - говорил Павел, - А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1 Тим. 2:11-12). Павел наставляет церковь, не основываясь на личном предубеждении и склонности к мужскому шовинизму, как зто утверждают некоторые, но проводит в жизнь Божий первоначальный- план главенствующего положения мужа. "Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (ст. 13-15).
Бог в начале Своего творения отвел женщине определенную роль - пребывать в повиновении, и подтвердил это положение Своим беспристрастным приговором в ответ на грехопадение. Однако, в деторождении отмечается баланс ответственности и благословения женщины. Здесь ей не грозит опасность взять на себя роль мужчины, и к ней не относятся как к некоему второсортному существу. Она рождает детей и занимается с ними, а также оказывает на них значительное
влияние во время их роста и развития. Женщины, имеющие детей, стремящиеся проводить свою жизнь в вере, любви святости и с самообладанием, вносят наилучший вклад в свою семью, и, поэтому, в общество. Бог предназначил женщине и призвал ее рождать детей, выхаживать их, давать им ласку и любовь, учить, утешать, ободрять и поддерживать в самые начальные годы становления, причем так, как отцы никогда не смогут это сделать. Они должны посвятить этому труду все свое время и жизненную энергию, что удержит их от стремления к достижению главенствующего положения в церкви.
Когда церковь старается функционировать, пренебрегая Божьей системой управления, - то это приводит ее к хаотичному состоянию и, зачастую, к заблуждения и ереси. Когда Мэри Бейкер Эдди приняла на себя роль церковного руководителя и проповедника, тогда зародилась секта Христианская наука. Когда мадам Елена Петровна Блаватская присвоила себе роль теолога и духовного учителя на свет появилась теософия. Когда госпожа Чарльз Филмор взяла на себя те же прерогативы, зародилась секта Единство. С проповедью Эйми Семпл Макферсон зародился Фоксвеар пентекостализм.
Подобно руководящим деятелям в правительстве, начальствующе в церкви не отличаются какими-то присущими им качествами, возвышающими их над другими христианами. Это также не значит, что мужчины превосходят женщин по своим врожденным свойствам, но ни один человеческий институт - включая и церковь - не может функционировать без системы авторитета субординации и послушания.
В человеческой семье, наименьшей единице человеческого общества, эти принципы также находят свое применение. Даже самая маленькая семья не сможет функционировать, если каждый ее член будет настаивать на своем, выражая свою волю, и следуя своим путем. В семье Бог учредил определенную систему авторитета, выражающегося в главенстве мужей над женами и родителей над детьми.
Но в дополнение к этим необходимым социальным, функциональным взаимоотношениям авторитета и подчинения, Бог повелевает всем христианам: как руководству, так и прихожанам, как мужьям так и женам, как родителям, так и детям - иметь "те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:5-8).
Павел продолжает объяснять (Еф. 5:22-6:9), что структурная функция семьи, как церкви и правительства, требует как авторитета, так и послушания. Послушание - это общее духовное отношение и настрой, которым должен обладать каждый верующий во всех взаимоотношениях.
Но даже взаимоотношения по принципу: авторитет -подчиненность, как в семье, так и в церкви должны осуществляться в духе любви и взаимного послушания. Обычно, традиционно делается упор на повеления Павла по отношению к женам в Ефесянам 5:23-33, хотя большая часть этого отрывка посвящена отношению мужа к жене и его обязанностям перед ней. Муж - не только "глава жены, как и Христос глава Церкви" (ст. 23), но мужьям дается повеление любить "своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (ст. 25). "Так должны мужья любить своих жен, как свои тела... как самого себя" (ст. 28, 33). Христос предал Себя, отдал Свою жизнь за церковь, что явилось актом Божественного смирения Господа перед Своей невестой, чтобы освятить, очистить ее, "дабы она была свята и непорочна" (ст. 27).
Так же и в семье, не только дети призваны повиноваться "своим родителям в Господе", но и отцы "не раздражать детей (своих), но воспитывать их в учении и наставлении Господнем" (ст. 6:1, 4). Даже проявляя авторитет над своими детьми, родители обязаны возложить на себя обязанность, способствуя их моральному и духовному благополучию. Мужья должны с любовью подчинить себя интересам и нуждам свои жен и совместно с ними призваны любить своих детей.
В Новозаветние времена рабы часто были составной частью семьи, и Павел высказывает наставление по отношению к господам и рабам, которое, в основном, касается семейных взаимоотношений. Муж и жена были господами в своем доме, а рабы и наемные слуги представляли в нем существенную часть. Также и здесь, Павел дает ясно понять, что не только рабы, исповедующие христианство, должны повиноваться "господам (своим) по плоти делая угодное им (6:5, 8), но господа, таким же образом, должны делать доброе своим рабам, "умеряя строгость, зная, что и над (ними) самими и над ними (рабами) есть на небесах Господь, у Которого нет лицемерия" (ст. 9).
Каждый послушный, исполненный Святым Духом христианин, проявляет покорность. Муж, требующий послушания ему своей жены, но не признающий своих обязанностей проявить покорность ей, искажает Божие повеления для брачных взаимоотношений и не может должным образом поступать, как благочестивый муж. Родители, требующие послушания от детей, но не признающие своих собственных обязанностей с жертвенной любовью проявить покорность в восполнении нужд своих детей, сами непослушны их Небесному Отцу и не могут должным образом поступать, как благочестивые родители.
В 1 Коринфянам 7 Павел дает ясно понять, что физические взаимоотношения в браке не являются односторонними. "Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (ст. 3-4). Хотя Бог предопределил мужьям быть главой своим женам, а родителям главенствовать над детьми, Он также предписал соблюдать взаимное послушание и ответственность между членами семьи.
Хотя Христос был с Богом от начала и был Богом (Иоан. 1:1), был един с Отцом (10:30) был в Отце и Отец в Нем (14:11), Он, тем не менее, был послушен Отцу. От самого детства Иисус посвятил себя Божьему труду (Лук. 2:49), покорился воле Отца (Иоан. 5:30; 15:10; 20:21) и ничего не мог творить без воли Своего Отца (Иоан. 5:19). Объясняя Божий порядок взаимоотношений, Павел говорит: "Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог* (1 Кор. 11:3). Точно таким же образом, как Сын послушан Отцу в Своих поступках, но равен Ему по природе и внутренней сущности, так же и жены должны проявлять послушание своим мужьям, будучи равноправны с ними в моральном и духовном отношении.
Все верующие - духовно равноправны во всех аспектах. "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Мы послушны друг другу, как Святой Дух побуждает нас к этому.